Аннотация: предлагаю вашему вниманию первую главу книги посвященную истории человечества в последние пятьдесят веков. Цель доступным языком осветить все века, регионы и происхождение народов нынешних и исчезнувших.
Часть ПЕРВАЯ. История цивилизации по временным рамкам
Глава первая. Третье тысячелетие до нашей эры. Архаичные цивилизации
Вступление
Должен сразу предупредить сведения о событиях происходивших в этом тысячелетии носят во многом отрывочный характер, скажем прямо почти восемьдесят процентов территории остаются для историков большим белым пятном и если кто-либо вам скажет что он точно знает что там происходило, не верьте этому человеку он врет. Еще о девятнадцати процентах земель сведения есть, но они ограничены археологическими раскопками. А это взгляд в прошлое которое можно сравнить лучом от слабенького фонаря направленного через замочную скважину в темную загроможденную разным хламом комнату, к сожалению такие сведения позволяют делать скорее предположения чем теории. И что самое удивительное два разных высокообразованных исследователя посветив фонариком в одну и туже замочную скважину увидят там совершенно разную картину! Автор не раз читал труды различных историков которые сделав краткое описание одних и тех же черепков или чудом сохранившегося древнего текста затем делали совершенно разные, но очень аргументированные выводы. И наконец есть последний один процент всего два района (Месопотамия и Египет) обитатели коих первыми освоили письменность и оставили некоторые, по большей части случайные исторические свидетельства, позволяющие нам увидеть первые вехи цивилизации.
- приблизительная картина мира к началу описываемого периода. (3000 г. до н.э.)
Прежде чем начать перечисление известных ныне археологических культур и места их локализации необходимо поднять один вопрос, наиважнейший по мнению автора:
"А каким собственно было население Земли в 3000 году до нашей эры?"
Ответ на этот вопрос не так прост как кажется, демографическую перепись населения в те времена по понятным причинам никто не вел! Собственно самые древние клинописные таблички датируется примерно этим временем. Да и те поначалу были распространены не дальше нескольких городов шумерской цивилизации, да и записаны в них были банальные хозяйственные отчеты. Приходится полагаться на археологов, но и здесь мы получаем не картину, а что-то похожее на рассыпавшиеся кусочки мозаики, большинство из коих не сохранилось. Так что прямых указаний нет и быть не может. Придется довольствоваться грубыми оценками, но и таких автору найти удалось немного, хуже того они разнились от явно заниженной цифры в пять миллионов (это скорее всего соответствует положению дел 8-10 тысяч лет назад) до явно завышенной цифры в 50 миллионов. Вероятно наиболее правдоподобная оценка где-то посередине 20-30 миллионов, причем к концу третьего тысячелетия эта цифра увеличиться как минимум до сорока миллионов. Однако как же проверить эти цифры?
В нашем распоряжении есть цифры средней плотности заселения некоторых отсталых племен до самых последних веков остававшихся на низком уровни развитии. С точки зрения географа площадь суши если и увеличилась то не очень значительно, в третьем тысячелетии до нашей эры климат мало чем отличался от нынешнего. С завершения ледникового периода прошло уже более пяти тысяч лет, уровень моря постепенно поднимался и если и был ниже нынешнего то не на сто двадцать метров, как на пике ледникового периода, а ниже всего метров на десять пятнадцать. Так что по площади территории и природном условиям можно делать некоторые выводы. Разумеется охотники и собиратели находились на более низшем уровни развития и их численность напрямую зависела от окружавшей его экосферы (число пропитания зависит от охотничьей добычи). И сразу ясно что у племен первыми перешедшими земледелию и скотоводству появлялись огромные преимущества. Даже в самых благоприятных условиях предел для охотников и собирателей примерно один человек на квадратный километр. Даже самые ранние земледельцы и скотоводы могли увеличить эту цифру вдвое, а при развитии культуры обработки земли и совершенствования орудий труда и еще выше. Для развитых ирригационных систем Междуречья и Долины Нила плотность легко могла достичь двадцати человек на квадратный километр. Однако ирригационные системы требовали постоянного присмотра и стали для земледельцев, как благодатью (население выросло в разы и появился шанс выделения элиты), так и проклятием (жители городов уже просто не могли никуда уйти, а в случае катастрофического стихийного бедствия, такого как например наводнения, потери населения были ужасающими). Скотоводство всегда оказывалось менее производительным, однако давало преимущество мобильности (стадо не поля зерновых его можно перегнать в соседнюю долину), но кочевник был также зависим от величины стад, как земледелец от площади полей. Падеж скота от болезней становился не меньшей катастрофой чем наводнение или неурожай.
Возвращаясь к возможности оценки населения древних цивилизаций можно также подключить данные античных источников. Также важным мерилом для нас будет численность войска выставляемого таким-то государством, как правило в наступательных операциях земледельцы могли выставить не более десяти процентов населения. Если речь не шла о переселении племени. Скотоводы могли выставить больший процент две трети мужчин племени, что составляет шестую, а то и пятую часть населения. Древние охотники видимо никогда крупные отряды не выставляли, их племена всегда были малы числом, да и крепкой государственного устройства они создать не могли. При обороне своей земли вооружались все способные держать оружие, иногда включая стариков, подростков и некоторой части женщин. В этом случае можно оценить число обороняющихся в четвертую, а то третью часть от общего населения. Какую-то пользу можно все же извлечь и из данных археологии. Хотя бы по частоте встречающихся памятников такой-то культуры. Однако по многим вопросам придется признать что вероятно мы никогда не сможем указать точную цифру. Так что следующий обзор во многом моя очень приблизительная оценка.
Краткое перечисление регионов и их населения на начало третьего тысячелетия до нашей эры:
- Месопотамия (шумеры и их ближайшие соседи) - тип хозяйства: развитое ирригационное земледелие, оценка численности населения около 2 млн., господствующая линия неизвестна, предположительно J2 (Аккад), L (Элам) и T (Шумер).
- Сирия и Палестина - разные племена занятые земледелием и ранним скотоводством, общее население около 1,5 млн., господствующие линии J2, E1b1b1.
- Малая Азия и Закавказье - разные племена в основном земледельческие, оценка населения ~1 млн., господствующие линии G2, J2, E1b1b1.
- Иран (эламиты, касситы и лулубеи) - ранее земледелие и скотоводство, охота и собирательство; население ~0,5 млн, господствующая линия L, G1 и возможно T.
- Аравия (семитские племена) - охота и собирательство, раннее скотоводство, население 0,5 млн, господствующая линия J1.
- Египет (народ Кеми, древние египтяне предки коптов) - раннее ирригационное земледелие, оценка численности населения до 2 млн., господствующая линия E1b1b1.
- Верховья Нила и Африканский Рог (племена Куша и Пунта - предки эфиопов) - раннее земледелие, население ~0,8 млн., господствующая линия E1.
- Северная Африка (ливийцы на границе Египта, далее на запад предки нумидийцев, туарегов и берберов) - охотники и собиратели, оценка населения ~0,6 млн., господствующие линии E, J.
- Остальная Африка южнее Сахары - охотники и собиратели, оценка населения 2-4 млн., господствующие линии E, A, B.
- Острова Эгейского моря и Греция (предки минойской и микенской цивилизаций) - ранее земледелие, охотники и рыболовы, население около 0,5 млн., господствующая линия E1b1b1 (материковая Греция), J2 (Крит и Киклады).
- Балканы, Италия, центральная Европа (кул-ра Винча, ранняя Терракота и им похожие) - раннее земледелие и скотоводство, население до 1 млн., господствующие линии I2b, G2, J2, E1b1b1.
- Сицилия, Сардиния, юг Италии, восток Испании - вероятно ранее земледелие, охота и рыболовство, население до 0,3 млн., господствующая линия I2а1а.
- Юг Испании (предки лигуров и иберов) - охотники и собиратели, оценка населения ~0,4 млн., господствующая линия J2?.
- Прикарпатье (трипольская культура) - земледелие и скотоводство, население около 0,5 млн., господствующая линия I2а.
- Западная Европа и Британские острова (строители мегалитов) - вероятно еще охота и собирательство, население до 0,5 млн., господствующие линии I1?
- Скандинавия и побережье Балтики - охотники и рыболовы, население до 0,3 млн., предположительно: I1 (Дания и Померания), N1c1d1 (Швеция и Норвегия), N1c1d2 (Прибалтика).
- Северное Причерноморье (ямная культура) и леса к северу (среднеднепровская, верхневолжская, днепро-донецкая культуры) - охота и ранее скотоводство, население до 0,5 млн., господствующая линия R1b.
- Северный Кавказ (майкопская культура) -- земледелие и обработка бронзы, вероятно смешанное население между кочевниками севера и земледельцами Закавказья. 0,2 млн.
- Средняя Азия до минусинской котловины (андроновская и афанасьевская культуры) - охота и ранее скотоводство, население 0,5-1 млн., господствующая линия R1a.
- Центральная Азия (Согдиана и Афганистан) -- разные племена переходящие к земледелию и скотоводству, население до 0,3 млн, господствующие линии G1, P, R2, L?
- Северная Индия (предки дравидов, постепенный переход к культуре Хараппы) - раннее земледелие, население до 1 млн., господствующая линия L.
- Южная Индия (предки народа мунду) - охота и собирательство, оценка населения около 0,4 млн., господствующая линия H, возможно С1.
- Долина Хуанхэ (предки китайцев народности хань) - ранее земледелие, рыболовство, население до 0,5 млн., господствующая линия О.
- Остальная Восточная Азия и Юго-Восточная Азия - разные племена занятые охотой и собирательством, оценка населения 1-2 млн., господствующие линии O, C3, D, H.
- Северная Евразия, лесная и тундровая зона (финно-угорские народы) - охотники и собиратели, население до 0,5 млн., господствующая линия N.
- Манчжурия, Прибайкалье, Дальний Восток - разные племена занятые охотой и собирательством, оценка населения до 0,5 млн., господствующие линии C3, O, P, Q.
- Северная и Южная Америка (предки индейцев) - охотники и собиратели, оценка населения до 1 млн., господствующая линия Q, заметно реже С3 и Р.
- Австралия, Индонезия и острова Тихого океана - разные племена занятые охотой и собирательством, оценка населения до 0,5 млн., господствующие линии C2 (Индонезия и острова Тихого океана), С4 (Австралия), D (Индонезия), M (Папуа-Новая Гвинея, острова Меланезии и Полинезии).
Итого около 24 миллионов человек (разумеется это очень грубая оценка).
- города-государства Междуречья Тигра и Евфрата.
Наиболее древняя из нам известных развитая земледельческая цивилизация. Шумеры видимо не были первыми кто перешел к земледелию, это вероятно произошло где-то около восьми тысяч лет назад в верховьях Евфрата либо на севере Сирии, либо на юго-востоке Турции. Менее вероятно первенство древних обитателей Ливана или Палестины. Но шумеры без сомнения пионеры в создании развитой сети ирригационных сооружений позволившим им получать большие урожаи зерна. Что позволило им начать формировать интеллектуальную элиту, начать экспериментировать в организации государства и около пяти тысяч лет назад первым изобрести письменность.
Первые земледельцы в Нижнем Междуречье, низовьях рек Тигра и Евфрата появились видимо вскоре после перехода некоторых племен к этому виду хозяйства. Пришли они вероятно с северо-запада из Сирии, однако первое время эти земли не считались удобными для ранних земледельцев. Тигр река слишком быстрая и полноводная, а Евфрат в низовьях был сильно заболочен, кроме того весной в реке непредсказуемо высоко поднимался уровень воды. Что приводило к катастрофическим для ранних земледельцев наводнениям. Но все это не помешало некоторым ранним земледельческим племенам обосноваться здесь. Однако их поля давали поначалу куда меньший урожай, чем на бывшей родине в предгорьях. Племена были бедны и немногочисленны. Все изменилось с появлением в междуречье нового племени -- шумеров. Они вероятно появились в Междуречье в конце шестого начале пятого тысячелетия до нашей эры. И уже к началу четвертого тысячелетия они освоились в болотах поймы, подчинили или вытеснили отсюда предшественников и начали создавать государство все благополучие которого было основано на сети ирригационных сооружений.
Происхождение шумер является одной из самых сложных и интересных загадок современной этнографии. Существует огромное число версий о их происхождении, но наиболее правдоподобной кажется восточное. Скорее всего в Междуречье этот народ пришел из гор Южного Ирана. По некоторому сходству шумерского наречия с языковой семьей мунду современной Индии можно предположить что когда-то у них могли быть общие предки и тогда мы можем очертить общий ареал этого племени примерно восемь тысяч лет назад югом Ирана по побережью Персидского залива и Аравийского моря вплоть до Индии. Вероятно в какой-то момент это племя было вытеснено предками дравидов на юг в джунгли Индии. А в Иране ушло в самые глухие пустыни где и сгинуло либо смешалось с более удачливыми соперниками. Но какая-то часть смогла освоиться в болотистых низинах устья Евфрата. Возможно их прежней родиной была страна Аратта, часто упоминаемая в эпосе о Гильгамеше и расположенная вероятно в горах Загроса. Возможно берега Ормузского пролива, возможно где-то еще.
По шумерской традиции самым древним своим городом они считали Эриду. Где вероятно по началу занимались рыбной ловлей, затем племя переняло от более ранних обитателей Нижнего Междуречья навыки земледелия и в течении нескольких веков существенно развило его. Вполне возможно оказавшись в совершенно новом и незнакомом регионе это вероятно поначалу малочисленное племя обладало каким-то конкурентным преимуществом -- как предположение навыками примитивного судостроения, скорее всего пришельцы-горцы жили ранее в устье какой-то реки впадавшей в Персидский залив либо у берегов какого-то озера во внутренних районах Ирана. В пользу этой версии говорит известный по шумерскому эпосу и раскопкам в Эриду культ рыбочеловека. Также можно предположить что первые жители Эриду заняли нишу торговцев плававших на примитивных речных судах по многочисленным протокам устья Евфрата. Более ранние поселения земледельцев вероятно получали от них некоторые товары которые в Междуречье найти было невозможно. В том числе металлы: медь, олово, серебро, а также дерево из верховьев великих рек и из предгорий Ирана. Также можно предположить что таким образом возник один из древнейших пассионарных котлов, активные переселенцы собрали к себе всех людей чей менталитет не укладывался в рамках консервативных соседей. Возможно именно так сформировался новый этнос положивший начало первой городской цивилизации.
Само слово "шумер" это позднее ассирийское наименование провинции нижней Месопотамии, собственное имя этого народа точно неизвестно, но нам известно иногда встречающееся в текстах древнейших клинописных табличек прозвище сайг-пгига, что означает "черноголовые". Возможно это была отличительная особенность пришельцев с Востока. Вероятно более смуглых и темноволосых чем у преобладающего в те времена населения области. Которое скорее всего было родственно сирийским амореям, племени возможно семитским, возможно закавказским, а скорее также смешанным (Халафская культура). Вероятно все они приняли участие в формировании культуры Эль-Убейд доминировавшей в регионе все четвертое тысячелетие до нашей эры. Эта культура еще не была в полной мере городской цивилизацией и состояла скорее из нескольких сотен относительно небольших земледельческих поселений. Не было вероятно и некого объединяющего центра. Однако у них уже имелись медные орудия, примитивные ирригационные сооружения и общая культура изготовления гончарных изделий. По которым собственно распространение Эль-Убейд и определяют. Впрочем к концу четвертого тысячелетия культура вероятно пережила сильное потрясение, возможно стихийное бедствие особо разрушительное наводнение ставшее основой мифа о всемирном потопе. Как-бы то ни было культура приходит в упадок, а часть ее носителей уходят в верховья Евфрата (субареи, предки хурритов и государства Митанни).
Согласно позднейшему царскому списку шумерских правителей после Эриду самого первого поселения "царей", далее правили Бад-Тибира (город медников, что вероятно стало вторым занятием пришельцев с востока), Ларак (город на берегу Тигра напротив Иранских гор, возможно на торговом пути в Аратту откуда вероятно привозили медь, а затем после наступления бронзового века и олово), Сиппар (самый северный шумерский город по пути к верховьям Тигра, в последующем страну ассирийцев) и Шуруппак (в самом центре страны Шумер, своеобразного благодатного острова ограниченного двумя великими реками, с юга Персидский залив, на севере в районе Багдада реки почти сходятся). Вероятно именно эти поселения принадлежали черноголовым до потопа. После потопа границы новой культуры сужаются, но вскоре она уже во всем превосходит предшествующую. Центром страны становится город Урук, а ее правителями жрецы культа богини Инанны. Видимо к этому периоду на рубеже четвертого и третьего тысячелетия до нашей эры относится изобретение письменности. Положившей начало оформлению элиты исполнявшей роли жрецов, чиновников и писцов. Начинают накапливаться знания об окружающем мире и культурная традиция. Хотя первое предназначение клинописных табличек несомненно были хозяйственные нужды, учет собранного урожая, дани с зависимых поселений, произведенных ремесленниками товаров и тому подобное. Также рядом с храмом жили торговцы, ремесленники и вероятно небольшая прослойка профессиональных воинов. Наличие избытка зерна появившееся благодаря дальнейшему развитию системы ирригационных сооружений способствовала отвлечение элиты от ведения повседневного хозяйства. Что дало им возможность совершенствовать письменность, архитектуру и другие культурные традиции. А также привело к значительному увеличению численности населения региона.
Уже к середине третьего тысячелетия город Урук имел площадь застройки свыше 400 га, был окружен двойной стеной из сырцового кирпича длиной почти 10 км. Его население могло составлять до ста тысяч человек, а с сельской округой и зависимыми городами до полумиллиона человек. Урук был крупнейшим но далеко не единственным номом (ном -- древнее название города-государства с подчиненной ему сельской округой). К 2800 году до н.э. Шумер был поделен как минимум на 13 номов -- северные: Сиппар, Киш, Ашпак, Ниппур; восточные: Ларак, Адаб, Умма, Лагаш; и сильнейшие самые многолюдные и богатые южные: Урук, Ур, Бад-Тибира, Ларса. Самым южным был город Эриду. Хозяином каждого нома считался свой бог обычно связанный с культом плодородия. Жрецы, слуги бога, правили от имени бога. Сначала это были верховные жрецы храма -- эн, затем жрецы ответственные за функционирование сети ирригационных каналов -- энси. И наконец в более поздние времена власть перешла к военным вождям -- лугалям. Судя по царскому списку и сохранившимся мифам номы постоянно соперничали друг с другом и перехватывали друг у друга лидерство. Здесь явные лидеры города Урук, Киш, Ур, Умма, Лагаш. Общее население Месопотамии могло достигать к 2400 году до нашей эры пяти миллионов человек и в тот момент страна Шумер вероятно была самой населенной областью на планете.
Также видимо появляются некоторые элементы специализации городов. Ниппур становится общим религиозным центром, а его бог Энлиль верховным богом шумерского пантеона, только там лугаль какого-либо нома мог быть объявлен правителем всей земли. Вероятно в Ниппуре также было организовано обучение писцов для всех номов (дом глиняных табличек, древнейшая школа, раскопанный в Ниппуре слишком велик для нужд одного не самого крупного города). Самое древнее поселение Эриду тоже превращается в культовый центр, к этому моменту берег моря видимо отступил на юг, а русло ближайшего протока пересохло и население этого крайнего юго-западного нома большей частью перебралось в более пригодные для земледелия районы. В городе остались жрецы и некоторая часть ремесленников. Энке бог-покровитель Эриду считался создателем всех ремесел, обучившим людей сеянию зерна, скотоводству, обработке металлов и гончарному делу. Город Ур богатейший центр торговли с удаленными странами, его торговцы - тамкары плавают на кораблях в Йемен, Сомали и в долину Инда, а также по Евфрату до Средиземного моря, а по Тигру до Кавказских гор. Город Бад-Тибира видимо специализировался на литье бронзы, а северный Киш на скотоводстве и виноделии.
В целом к последней четверти третьего тысячелетия в Шумере сложились все предпосылки для создания мощного централизованного государства. Однако оно все еще не возникло.
- мифология древнего Шумера - основа всей древнейшей традиции.
Поразительно но большинство современников даже отдает отчет насколько современные традиции то что кажется нам понятным и естественным восходит культуре шумеров. Мы спустя пять тысячелетий буквально каждую секунду видим перед собой их наследие. Само разбитие суток на двадцать четыре часа, часа на шестьдесят минут, а минуты на шестьдесят секунд восходит ко времени шумеров. Тоже самое относится к привычной нам семидневной недели. И семь и двенадцать это священные для шумер числа. Семь это не только семь дней недели это еще семь важнейших богов хранителей их страны и семь небесных тел известных шумерским жрецам, помимо прочего родоначальников астрологии...