Рэйзор Сергей : другие произведения.

Дневник - избранное

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    ...2005-2006...

   Эффект слона
  
   Когда слон наступает вам на ухо, вы теряете слух. Когда слон наступает вам на голову, вы теряете голову. Когда слон садится на вас, вы теряетесь полностью.
   Это вам не какой-то там эффект бабочки...
  
   Жизнь-ожидание
  
   Когда начинается рабочая неделя, люди думают, поскорее бы пятница. Когда начинается рабочий день, люди думают, поскорее бы обед. Люди живут в ожидании отпуска, в ожидании конца холодов, в ожидании, что зарплата вдруг станет больше. Когда дети этих людей идут в школу, люди думают, скорее бы уже эта школа закончилась. Скорей бы уже наша остановка, думаем мы, садясь в автобус или поезд; быстрее бы выбраться из пробок, проскочить на зеленый свет, думают водители, спешащие куда-то. Все спешат. Торопят жизнь. А жизнь идет.
   А когда наступают выходные или долгожданный отпуск и мы куда-нибудь едем отдыхать, когда начинается весна, а потом теплое лето, то люди почему-то удивляются, почему это все так быстро заканчивается. Когда дети людей оканчивают школу и начинают жить самостоятельно, и люди остаются одни, они с ужасом осознают, что надо срочно торопиться жить, потому что жизни той осталось уже не так много.
   И даже когда люди становятся старыми, они по-прежнему торопятся...
  
   Димка Фомкин, у которого в попе заиграло детство...
   (маленькая быль)
  
   А случилось это в классе третьем нашей школы. В классе "Б". Как всегда с утра я вошел в класс, как всегда за 20 минут до начала уроков - так родители приучили. Вредная привычка, если честно и не очень полезная.
   В тот день было подозрительно тихо. Дети смирно сидели и перешептывались. Валентина Николаевна переводила взгляд с одного ученика на другого. Я поздоровался и стал выкладывать учебники и тетрадки на парту. Через какое-то время я был уже почти в курсе.
   Оказывается, все ждали появления Димки Фомкина, который не был в школе уже неделю. Официально он болел. Ну, да, болел первую неделю, а вторую... о-о-о... просто катался с каким-то двоечником-прогульщиком с горки в парке! Дело зимой было. Сам ставил себе оценки в дневник, сам расписывался.
   Вчера Валентине Николаевне позвонила мама Димки Фомкина и очень интересовалась, тем, что ее сын, вечный троечник, вдруг стал получать пятерки! На что был ответ, что Димки в школе-то вовсе не было! Не было его ни в понедельник, ни во вторник, ни в среду. А у ребенка просто детство играло. Так ему горка нравилась! Димке-то...
   Потом притащился Димка, с видом, как на картине Репина "Опять двойка". Валентина стала отчитывать его перед всем классом, тряся дневником с поддельными пятерками. Я, конечно, был в шоке, но, мне было его очень жаль. Хотя, мне было сложно понять, как можно было так долго всех обманывать, у меня с детства совесть уже активизировалась во всю. И когда все успокоилось, уже на уроке, я повернулся к Димке, который сидел за мной, и спросил его с любопытством: "А как ты так обманывал всех так долго?". Димка опустил голову и ничего не ответил. До сих пор отчетливо помню это. Также помню, что Димка после еще пару дней не ходил в школу. Все смеялись, говорили, что опять на горку пошел. Но Валентина Николаевна говорила, что заболел, мол. А Димка потом сказал мне, что всыпали ему не кисло ремнем за это, и лежал он кверху жопой целых два дня дома.
  
   Мой альтруизм...
  
   Я бываю альтруистом. Но иногда это воспринимается другими, как неспособность чего-то добиваться в жизни, как лень т.п. Да, я ленив. И мой альтруизм меня не оправдывает. Иногда очень не хочется быть альтруистом. Но это, видимо, генетика?
  
   Ко сну...
  
   Оказывается сентиментальность - это наипошлейшее чувство. Вернее, есть люди, которые так думают. А ведь за этим кроется глубокий и серьезный комплекс. И это очень печально, если пораскинуть мозгами на тему причинно-следственной связи...
  
  
  Обращение к людям, имеющим все еще совесть
  
   Точно так же, как у человека иногда перестают функционировать какие-то органы по причине той или иной патологии, может перестать функционировать и сов есть. Я считаю совесть неким душевным органом, развитие и функционирование которого - это почти и есть суть того смысла жизни, который так часто ищут люди. Совесть, как душевный орган, неразрывно связана со всеми остальными органами, в том числе и с физическими. Совесть - это некое астральное сердце человека, но, в отличии от физического органа, оно не умирает никогда до конца. У человека всегда есть шанс достать совесть из некой душевной "задницы" и дать себе установку пользоваться ей. Не факт, что от этого жизнь сразу же улучшится и человеку снизойдет счастье великое.
   Но иногда это астральное сердце или совесть атрофируется, и от человека остается кусок мяса. Да, он может жить, двигаться, работать, смеяться и т.д. Но он не может только одного - любить. Такие люди опасны, но сами этого не подозревают. Они могут быть с вами очень долго, жить рядом, говорить вам о том, что они вас любят, говорить то, что хотите слышать вы! И они не понимают, что они творят. Но в результате отсутствия совести их это не останавливает и вся жизнь превращается в ложь, которая съедает их, их цель, их смысл. Она уничтожает смысл их существования вообще.
   А к вам однажды приходит день, а спустя еще некоторое время приходит понимание всего этого леденящего душу ужаса. И тогда вы садитесь за письменный стол или за компьютер и пишите "Обращение к людям, имеющим все еще совесть".
  
  
   Улитка. Синдром Бога. Рассуждения.
  
   Вот живет у меня в банке улитка. Иной раз перевожу взгляд от монитора на банку и наблюдаю за ней... Её мир - это 3 литра воды, два камня, привезенные когда-то сыном с моря, стеклянная банка. Её Бог - я. Нет? Да? А может наоборот? Может быть у меня в банке живет Бог в образе улитки?
  
  
  
  Быть или не быть - вот где разброс.
  
  Я думаю, что это максимальный разброс.
  
  
   С О Л Я Р И С
  
   "Итак, года среди предметов, вещей, до которых мы оба дотрагивались, помнящих еще наше дыхание? Во имя чем? Надежды на ее возвращение? У меня не было надежды. Но жило во мне ожидание, последнее, что у меня осталось от нее. Каких свершений, издевательств, каких мук я еще ожидал? Не знаю. Но я твердо верил в то, что не прошло время жестоких чудес. " (С. Лем "Солярис" Закопане, июнь 1959 - июнь 1960)
  
   Прочитав "Солярис", я попытался понять причину конфликта Лема и Тарковского.
   Лем: "...мне бы хотелось увидеть планету Солярис, но, к сожалению, режиссер лишил меня этой возможности, так как снял камерный фильм. А во-вторых (и это я сказал Тарковскому во время одной из ссор), он снял совсем не "Солярис", а "Преступление и наказание"."
   Тарковский: "...для содружества режиссера и писателя очень важно, чтобы писатель понимал, что кинопроизведение не может быть иллюстрацией литературного сочинения, оно неизбежно явится созданием чужеродной для литературы художественной образности. Причем само литературное произведение в таком случае будет лишь материалом в руках режиссера, своего рода импульсом к созданию самобытного образного мира. В своей практике я столкнулся непониманием этой закономерности со стороны таких писателей, как Ст. Лем и В. Богомолов. Они считали, что даже слово невозможно изменить в их произведениях...Просто специфика литературного образа и кинематографического различна."
   Ну, хотя, Тарковский здесь с точки зрения пригодности литературного произведения как сценария говорит... А причина, все-таки, в другом. Попытаюсь объяснить свою точку зрения.
   Лем больше визуальный и космический романтик-фантаст. Очень заметно, как он старался в своем произведении как можно точнее передать образ Соляриса, который жил у него в голове. И это ему удалось. Большинству других фантастов, чьи фантазии ограничивались гуманоидами, Лем противопоставил целую живую планету. Планету мыслящую, которой присущ высший разум. Разум, который материализовывал человеческие мечты, сны, гештальты. Солярис, по сути, - это планета, взывающая к совести! Лем говорил в своем слове об экранизации Тарковского: "Этот феномен очередных появлений Хари использовался мною для реализации определенной концепции, которая восходит чуть ли не к Канту. Существует ведь "Ding an sich", непознаваемое, "вещь в себе", Вторая сторона, пробиться к которой невозможно. И это в моей прозе было совершенно иначе воплощено и аранжировано..."
   Хотя, этот весь конфликт Лема/Тарковского может быть заключен в этих простых словах Лема: "Тарковский в фильме хотел показать, что космос очень противен и неприятен, а вот на Земле - прекрасно. Но я-то писал и думал совсем наоборот".
   Странно, что Лем ни слова не говорит о том, что эта книга также и о любви. Или он про это забыл? Хотя бы здесь они должны были найти взаимопонимание.
   Я скажу так. Лем на самом деле слишком далеко ушел в космос в своей книге, посвятил много времени и слов на литературное визуализирование фантастических образов и явлений Соляриса. Все эти его "симметриады", "длиннуши", "быструши". А тема человеческих взаимоотношений и нравственности для Тарковского, по-видимому, значила больше, чем эти все визуальные эффекты и прочая космическая чепуха, которых и так предостаточно в мировом кинематографе.
   p.s. Ну, вот я и завершил свой маленький недоанализ, можно сказать, внес свой неуклюжий вклад в соляристику. Говорить на эту тему можно бесконечно.
  
   Фактор прогресса
  
   Сегодня был солнечный день. Я решил помыть окно в комнате, а заодно оторвать, наконец, бумагу и скотч с окон. Да, я помыл окно, оторвал бумагу, правда сменил пару-тройку ведер, чтобы промыть окно от черной сажи, которая буквально кусками вываливалась из всех щелей. Но это не удивительно, ведь под окнами оживленная городская магистраль и она очень важна! По ней приедет скорая, если вам станет плохо, по ней везут еду в магазины, по ней едем мы на работу, а летом за город.
   Вообще, да, Рей Бредбери был прав, когда говорил, что этот мир держится только на топливе. На нефти, на барреле. Баррель дорожает, потом чуть дешевеет, потом взлетает вновь. Нефть - кровь нашей цивилизации без сомнения. Но! Что есть наша цивилизация? Наша цивилизация есть удовлетворение наших порой дурацких капризов и амбиций, что превращается в процесс выкачивания из недр Земли нефти, которая, минуя несколько десятков ступеней, превращается в некий ядовитый выброс. Если призадуматься, то, наверное, половина (как минимум) перемещений, осуществляемых в цивилизованных странах, это в принципе удовлетворение капризов цивилизованных людей. Большая часть - это туризм. Еще такая же часть - это перемещение людей на автомобилях на работу и обратно, за город и обратно и даже просто так. Почему-то мир сложился таким образом, что на севере хотят есть бананы, апельсины и прочие фрукты круглый год. Да, ведь там есть дети, да и взрослым нужны витамины. А что на севере делают все эти люди? Ведь человек не может там выжить просто так без того же топлива, так зачем он там? Может, правильнее было бы жить там, где круглый год тепло? На севере человек качает нефть для того, чтобы кушать апельсины, для того, чтобы Япония не осталась без дальневосточных крабов, для того, чтобы миллионы туристов могли путешествовать с фотоаппаратами по всему миру, для того, чтобы мы могли катать свои задницы на работу и обратно, в своих мощных автомобилях, прожигая миллионы тонн бензина в километровых пробках. Существует еще миллиард таких "для того чтобы". Да, это наши деньги, это наши машины, это наш бензин. Хотим жжем. А на северах мы еще добываем металл, алмазы, золото, алюминий, никель, шмикель и т.п. Зачем? Чтобы делать высокотехнологичные машинки, компьютеры, драгоценности, наконец! Зачем нам это все? Чтобы развивать технологии, глобальную компьютеризацию, чтобы умные программы управляли мировой экономикой, экономя тонну за тонной, килограмм за килограммом, грамм за граммом, чтобы как можно экономичней, быстрее, выгоднее до-бы-вать!
   Однажды один человек мне сказал, что нас, кроме нашего разума, отличает от животных еще один очень важный момент - тяга к прекрасному. И не страшно, что она превратилась в тупое стремление заработать как можно больше денег, ведь это наши деньги! А на эти деньги кто-то купит себе немного этого прекрасного, кто-то много, а кто-то вообще купит целый прекрасный остров с сотней другой аборигенов - ведь это же прекрасно!
   Как прекрасно, что есть мы - люди! Ведь только представьте себе на мгновение, что нас нет на этой планете!
  
  
  Женщины, бойтесь!
  
   Сегодня мне одна девушка сказала, что у меня потребительское отношение к женщинам. Частично это так, но то, что не покупательское - это точно. Это я вам точно заявляю!!!
  
  
   Я ПОТРЕБЛЯЮ, ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ!
   Как ни крути...
  
   Реклама приучила нас к идеализированному взгляду на те вещи, которые нас окружают. Чего стоят эти женские лица и попы, с космической частотой поверхности кожи? Что еще? Если в рекламе бежит человек, то он бежит красиво и идеально, если в рекламе падает что-то, то падает медленно и красиво, если машина, то натерта она безупречно и поворачивает ме-е-едленно, а едет исключительно по центру дороги, ну, и, так далее. Всё - сплошная имитация и идеализация!
   А людям врезается это в мозг до такой степени, что они начинают свято и дружно верить в то, что и их жизнь должна быть именно такой! Но жизнь - она абсолютно противоположна всему этому. Реальный мир стремиться к беспорядку, и в нем не пахнет никакими идеалами.
   Поэтому, забыв напрочь о своей душе, о нравственности, о тех, кто рядом, люди денно и нощно работают, чтобы купить себе кусочки идеалов. Кто-то мечтает о новой BMW, которую ему вряд ли купить, кто-то о навороченном и дорогом телефоне, который ему не по карману, кто-то об идеальной фигуре и красивых сиськах, которые не поиметь никогда, а кто-то покупает идеальные соки "R i c h", чтобы, как ни крути жизнь эту, а она была хоть на литр идеальней. Я ни в одной рекламе соков "Rich" не слышал, чем эти соки хороши. Видимо единственное, что с ними стоит делать, это просто крутить... Всю жизнь соки славились тем, что они полезны и делаются из настоящих фруктов с минимумом консервантов и прочей химии, а здесь просто крутим и все! А тем временем умные дядьки гребут бабло, удивляясь порой этой серой массе, которая сметает их, в принципе, не такие уж и идеальные продукты.
   Человек становится полноценным материальным и зависимым существом. Я ПОТРЕБЛЯЮ, ЗНАЧИТ, Я СУЩЕСТВУЮ!
  
   Спам и дым
  
   Сегодня, выходя на улицу из подъезда дома и, наблюдая тонны рекламной макулатуры, мне вспомнилось...
   Довольно давненько я читал какую-то ужасающую мировую статистику по количеству бесплатных рекламных каталогов и прочих рекламных печатных единиц, которые прямиком из типографии попадают в мусор. Этакий реальный физический спам, который пострашнее, чем спам электронный.
   Забавно. Миллиард людей по всей планете валит леса, работают в типографиях, заняты в рекламном деле, развозят рекламную продукцию, чтобы потом другие люди тут же вывозили 99% их продукции вместе с мусором на свалки и сжигали, отравляя ядовитым дымом воздух!
   Так может только человек разумный!!!
  
   Утро, шнурок, духота...
  
   Порвался шнурок.
   Душновато как-то... на улице.
   С утра, в тени, +20.
   В метро уже практически нечем дышать. Некоторые люди в куртках, в метро! Это не реально!
   Видел одного в костюме, в галстуке и в куртке. Мне почему-то подумалось, что это не человек.
   Человек бы так не смог...
   Я и не сомневался, что шнурок порвется именно утром.
  
   Мир, в котором мы...
  
   Человек, который "ходит" под себя либо беспомощен, либо деградировал, либо очень болен; цивилизации, которая делает то же самое, можно дать все эти характеристики одновременно. И болезнь, и деградация, и полная беспомощность.
  
   Под впечатлением...
   Изучаю классику документального кино.
  
   Посмотрел "Симфонию большого города" Вальтера Руттмана (1922 г.) и "Человек с киноаппаратом" Дзиги Вертова (1929 г.). Фильмы очень похожи. В первом, соответственно, документальные съемки Берлина 1922 года, во втором - Москвы 1929 года.
   И то и другое - это просто шедевры! Особенно впечатлился просто чумовыми монтажными приемами у Дзиги Вертова - в общем-то, как говориться, ничего нового с того времени придумано не было! Ну, и, конечно, очень занимательно разглядывать Берлин и Москву начала века - очень похожие города по ритму жизни, да и вообще...
   Смотришь на счастливую и не очень жизнь богатых и бедных того времени, пусть также полную проблем и лишений, но, все равно, счастливую, потому как знаешь, что скоро война, а они, вот, ни о чем и не догадываются, влюбляются, рожают детей, женятся, изменяют, пьют пиво, веселятся, строят дома, фабрики, дороги, снимают кино... Мда-а.
  
   Собака на эскалаторе...
  
   Сегодня рядом со мной на эскалаторе ехала дворняга. Самая обычная, добрая дворняга, из тех, у которых уши свисают, и чьи предки когда-то были овчарками.
   Но это был пример поведения на эскалаторе - она сидела покорно все две с половиной минуты, что ехал эскалатор. Единственное, что ей было не известно - это то, что стоять на эскалаторе можно только с правой стороны. Она же стояла с левой, хотя она не стояла, а сидела. Сидела задом на верхней ступеньке, а передние лапы стояли на нижней. Я только боялся, что ей прищемит хвост, но своим уверенным поведением она дала понять, что волноваться за нее не стоит, мол, не вчера родилась.
   Куда собака держала путь, я не знаю. Сошли с эскалатора мы практически одновременно. Я сразу же заскочил в последний вагон поезда, а она исчезла в плотной толпе людей на перроне. Может быть, где-то рядом ехал ее хозяин, такой же безродный? А может быть встреча у нее где-нибудь на "Парке Победы" и ей ехать с двумя пересадками?
   Удачи тебе, собака!
  
  Социум
  
   Как по-вашему, социум губит личность человека?
   По мне, так если и не губит, то борьба личности и социума идет постоянно, у всех, кто в нём живет. Я думаю, что приблизительно к пенсии социум в подавляющем большинстве полностью уничтожает личность. Я буду сражаться, но не могу гарантировать себе победу.
  
   Наконец-то заключил в определение...
  
   Мы опрометчиво лепим под себя удобный для нас образ тех людей, в которых влюбляемся, но в подавляющем большинстве случаев образ этот не имеет ничего общего с эго наших любимых.
   Своего рода главный ответ на один из главных вопросов.
  
  
   Парус умрет, умрет часть моего детства...
  
   Этот парус - символ моего детства. Там я проводил со своими друзьями, наверное, половину всего времени. Там мы катались на великах, потом на модных тогда скейтах, там мы мечтали о всякой ерунде. Лично я мечтал о море. Там мы гуляли с нашими девочками, там я гулял со своим маленьким братом, там мы любили фотографироваться, любили просто лазить вокруг и внутри паруса, а прокатиться по наклонным плоскостям его постамента на великах или скейтах было вообще верхом ретро-экстрима.
  
  
   Там же, чуть правее (за деревьями не видно, если смотреть на фото), была длинная двухметровая стена с барельефом, где были изображены моряки, рыбаки, тянущие сети, жены, провожающие их в долгое и опасное плавание. Да по этой стене мы лазили, но лично я испытывал к ней какое-то уважение и где-то в глубине души всегда каялся, когда, залезая на стенку, в очередной раз наступал на выпуклую голову какого-то рыбака.
  Мой отец был радистом на транспортных кораблях, мой дядя (брат мамы) был электромехаником и ходил на рыболовных судах, а еще один дядька был капитаном этих самых рыболовных траулеров. Я мечтал о море все свое детство. Я часто бывал на кораблях. Я рассматривал сотни фотографий, сделанных моим отцом, открытки иностранных портов, часто ездил на велосипеде ближе к нашим портам, где можно посмотреть на корабли. Потом оказалось, что мой тесть тоже моряк - старпом транспортных судов.
   С исчезновением памятника не исчезнет память о нем, а тем более память о детстве. Но это так тяжело, когда детство и родные остаются только лишь в одной памяти. Уходят люди, уходят памятники, уходит история. Память - это все, что у нас есть. Память - это все, что у нас останется, пока останемся мы.
  
   Хочу снять фильм
  
   Хочу снять фильм про брата. Мне кажется, что это все от лени. Нет бы, поехать куда-нибудь за тридевять земель, а поеду всего лишь в тридцать девятый регион России. Хочу повидать родных и фильм снять. Хочу убить двух зайцев. Это точно все от лени. Хотя не совсем от лени. Ему немцы предлагают сняться в фильме. Я как узнал, так чуть от обиды не захлебнулся! Я то чем хуже немцев? Вот поеду и сниму им назло! Совсем все сниму! Ничего не оставлю...
  
  Бытовая зарисовочка...
  
  В три часа ночи проснулся оттого, что соседи сверху что-то рубят на кухне. Возможно мясо, возможно сосед рубил соседку, в принципе, меня это меньше всего интересовало, я хотел спать. Потом они бегали по всей квартире - каждый их шаг можно без труда слышать по поскрипыванию криво уложенного паркета. Это обычный блочный 12-этажный дом, все стены (не несущие) положены в один кирпич (10 см.), при желании стену можно разбить одним ударом кувалды, а если натренированная рука ударяет кулаком в стену, то слышно на пол дома. Этажные перекрытия тоже очень тонкие - когда у кого-то из соседей стиральная машина бьется в экстазе, выжимая белье, то можно подумать, что началось землетрясение. А стена, отделяющая квартиру от лестничной клетки, в которой установлена входная дверь и вовсе фанерная. Это я узнал, когда сверлили дырку для провода. Я уже ничему не удивляюсь...
  Квадратный метр в этом доме стоит 2000-2500 долларов, то есть малогабаритная двухкомнатная квартира стоит 80-100 тыс. долларов.
  В принципе, если я ужмусь и не буду покупать себе одежду, разные высокотехнологичные игрушки для себя и сына, если я не буду дарить никому подарки, если у меня в жизни не случится никаких неожиданных трат, короче, если я буду только кушать и ходить на работу, то лет за 15-20, я смогу накопить на такую квартиру... Видимо, я должен быть очень рад, что имею такую возможность? Потому что, как любят говорить у нас в России:
  другие и этого не имеют!
  
  
  Замечательное высказывание...
  
  "Будь скромным, и тебе простят, что ты существуешь." Автор, к сожалению, не известен.
  
  
  Треск винила
  
  Я, все-таки, безнадежно устаревший человек для своего поколения. Но не во внешних проявлениях своих, а где-то глубоко внутри. Сегодня я достал из шкафа старый советский проигрыватель виниловых дисков, т.е. грампластинок. Это проигрыватель умершей два года назад хозяйки квартиры. В коридоре полка с пластинками. Я обнаружил там диск с музыкой Таривердиева. Волшебная музыка... Проигрыватель "Кантата" ужасен, конечно, своим качеством. Это одно из самых кондовых и низкокачественных электротехнических устройств ушедшего советского времени. Если настоящие ценители "винила" прочтут это, они посчитают меня варваром и дикарем. :)
  На одной стороне этой пластинки музыка из к/ф "Ольга Сергеевна". Там есть удивительная минорная лирическая инструментальная композиция под названием "Ария". Если найдете, обязательно послушайте.
  
  
  Наблюдение
  
  На днях рассматривал разных женщин на улице, в транспорте и т.п... Много думал. И вот вам парадокс - количество молодых женщины с каждым годом все растет и растет...
  
  
  Война против всех...
  
  На ленте.ру прочитал сабжевую статью Андрея Илларионова, бывшего советника президента России по экономическим вопросам. Понятно, что раз бывший, то его позиция никак не прокремлевкая, но, все-таки, я согласен с некоторыми его тезисами, в частности, что "несвобода - это общественный регресс и экономическая деградация. Это разложение государственных институтов. Это риск неспровоцированной агрессии против соседей. И это настоящая агрессия против собственного народа."
  Я бы добавил, что в нас, с некоторых пор, присутствует потенциальная жесткая агрессия к каждому, кто нас окружает. Это даже ощущается внутри семьи, не говоря уже о дружбе. Еще каких-то лет 15 назад такого точно не было.
  
  Человечье начало
  
  Человек высокоразвитое существо только потому, что он сам так определил. Вот то, что тщеславное, это уж точно! Я не считаю человека высокоразвитым существом.
  Человек человеку рознь? Хорошо. Я скажу лично за себя. Лично я не стою выше любого млекопитающего. Возможно, что окружающие меня люди стоят и я за них очень рад тогда. И если меня окружают такие же с виду как я сам, а на самом деле более высокоразвитые существа, моя жизнь не должна пройти даром!
  Вчера умер великий современный философ, Станислав Лемм. Пусть он найдет там вечный покой и вечное счастье. Я только что прочел его рассказ "Формула Лимфатера". И в этом рассказе, как нельзя кстати, почти все посвящено вопросу совершенства и превосходства человека над другими живыми существами...
  
  
  Не делайте планов на будущее
  
  Я понял, что можно ставить только лишь осуществимые планы перед собой. К примеру, сегодня потаскать гантели, а завтра выпить пива. Все остальное жестоко карается каким-то высшим законом.
  
  
  Время стрекоз...
  
   Россия, как страна, находившаяся более полувека в изоляции от развивающегося загнивающего мира, больше всех страдает неким стадным комплексом. Жители страны, если точнее. Я и сам это ощутил в ту недалекую пору, когда в страну хлынуло цунами турецких шмоток. Вся молодежь в возрасте от 15 до 50 ходила тогда в черных кожаных кутках-пиджаках, в черных брюках и в однотипной обуви с острыми носами, как и я сам, в общем-то. Теперь же это мало-помалу отходит, люди начинают склоняться хоть к какой-то индивидуальности, и теперь подобное модное однообразие, главным образом, присутствует в отдаленных регионах нашей Родины. Однако Москва иной раз тоже поражает. На это лето пришелся пик моды на огромные (в половину лица) женские солнцезащитные очки. Конечно, я могу страдать отсутствием всяческого вкуса, ничего не смыслить в модных тенденциях и течениях, но как человек ценящий индивидуальность и естественность я пребываю в расстроенных чувствах. Вокруг меня на улице снуют взад-вперед какие-то одинаковые фантастические стрекозы. Очередная крайность, очередной стадный комплекс, очередное однообразное уныние...
  
  Накануне экзамена...
  
  Завтра самый сложный (для меня) экзамен - литература, 19 век. Сложный потому, что необходимо высказывать чужие мысли и общепринятые суждения о том или ином авторе, его произведениях, героях, показывая тем самым, что ты есть человек якобы сведущий в литературе. Ну, да ладно, это ли беда?
  Помню, как, будучи в старших классах, я для себя определил свою, что ли, жизненную концепцию так: быть всесторонне развитым человеком! Этим я обрек себя на некое постоянное метафизическое беспокойство, мне хотелось (и хочется) знать все, но, как известно, чем больше знаешь, тем все больше осознаешь, что ничего не знаешь. Будучи еще подростком, который лишь родился на родине Канта, но ничего не знал о его философии, я стал склоняться к тому, что знания заложены в человека с рождения. Что не только через опыт мы приходим к знаниям. Конечно, если опошлить это до бытового сленга, то эта формула зазвучит так: хочу все знать и ничего для этого не делать. Довольно долгое время я следовал этому правилу, отправив свое всеобразование на откуп беспорядочным и бестолковым массовым источникам знаний.
  Но тут я прочитал у Канта: "Но хотя наше знание начинается с опыта, из этого вовсе не следует, что оно все происходит из опыта. Вполне возможно, что даже наше эмпирическое знание имеет сложный состав и складывается из того, что мы воспринимаем посредством впечатлений, и из того, что наша собственная способность познания (только побуждаемая чувственными впечатлениями) привносит от себя самой, причем эту прибавку мы отличаем от основного чувственного материала только тогда, когда продолжительное упражнение обращает на нее наше внимание и делает нас способным к обособлению ее..." Далее он задается вопросом: "...существует ли такое независимое от опыта и даже от всех чувственных впечатлений знание? Такие знания называются априорными; их отличают от эмпирических знаний, которые имеют апостериорное происхождение, именно в опыте".
  Вот это "a priori" и является отправным для философии _мыслящего_ человека. Априорные знания - это всеобщий закон бытия. "Человек воспринимает эмпирический опыт и умеет им оперировать только потому, что знает до опыта эти законы. Дело за немногим: узнать, каким образом человеку известны всеобщие законы, если они не связаны с эмпирическим опытом." Пока человечество уперлось в физическую структуру начала своего строения, конечно, ведь ДНК осязаемо и видно в микроскоп, но ведь ДНК - это всего лишь следствие, отпечаток того самого "откуда взялось", некого штампа. Сам штамп намного сложнее. А они говорят: клонирование человека.
  
  Хорошие люди
  
  Как-то я смотрел фильм, а мой сын играл на полу в свои игрушки, изредка поглядывая на экран.
  В финале фильма главный герой воскрес.
  - Папа, а почему он снова жив? - спросил озадаченный сын.
  - Потому что он хороший человек, Максим. А все хорошие люди живут вечно, - ответил я.
  Это еще больше озадачило его. Максим пронзил телевизор серьезным взглядом - на экране крупным планом показывали главного героя.
  - Папа, а ты хороший? - спросил он, спустя несколько секунд.
  - Нет, - ответил я.
  Прошло еще пару минут, и Максим снова задал мне вопрос:
  - Папочка, а почему хорошие люди живут вечно?
  Я думал, стоит ли говорить ему о том, что хорошие люди живут вечно потому, что о них всегда помнят, и, все-таки, сказал.
  Теперь я и сам думаю, так ли это?
  
  Именно!
  
  Прогресс - это побочный эффект вражды человека с человеком.
  Лишь оружие, созданное одним хомо сапиенсом, служит стимулом для создания другим более совершенного оружия и так до бесконечности, развивая, совершенствуя и оттачивая технологии. Все остальные (гражданские) блага современной жизни - это так, побочный эффект от многовековой гонки вооружений...
  Если бы все ограничивалось лишь охотой на зверя, уверен, что до сих пор бы бегали пешком, с копьями, каменными топорами и с криками "бу-га-га-га-га!"...
  
  
  Старая одежда... для нормальных людей.
  
  Я теперь знаю, почему некоторые люди не отдают одежду бомжам, а хранят ее у себя в шкафах. Оказывается, они бы с радостью бесплатно отдали ее, но "нормальным людям"... Вот так сказал мне один человек.
  Конечно, я допускаю, что среди бомжей есть ненормальные люди, но ведь не все. Я бы сказал точнее, что есть и непорядочные, ушлые, которые потом эту вашу одежду могут перепродать и получить выгоду с этого. Вот ведь какие мысли неколторых людей мучают.
  
  Любопытно...
  
  Оказывается в начале XX века был такой писатель-сценарист Сергей Третьяков. В частности, участвовал в работе над сценарием к "Броненосцу Потемкину", ну, и еще фильмография из пяти фильмов имеется:
  1) "Кабарда" (1931), реж. Михаил Чаурели;
  2) "Соль Сванетии" (1930), реж. Михаил Калатозишвили;
  3) "Слепая" (1930), реж. Михаил Калатозишвили;
  4) "Голубой экспресс" (1929), Илья Трауберг;
  5) "Елисо" (1928), реж. Николос Шенгелая.
  
  Собаки и люди
  
  Я давно уже говорил, что собаки сами по себе гуманнее и умнее людей. Конечно же, не хочется брать отдельные жестокие случаи, когда собака убивает человека, но ведь даже там 99% человеческой вины...
  Если на обочине лежит мертвый пес, то на него никто не обращает внимания. Говорят, что сегодня утром где-то на "Ленинградке" лежал на обочине мертвый человек, женщина. "Ленинградка" ехала как обычно.
  Кто еще желает возвысить человека?
  Есть книги...
  
  Есть легкие книги, есть умные книги, есть серьезные книги, есть разные книги, но есть удивительные книги. Для каждого они, конечно, свои. Банально выражаясь, это такие книги, которые ты не читаешь, а поглощаешь, испытывая дикий и ни с чем не сравнимый восторг. У меня это чайка Джонатан Ричарда Баха.
  Недавно, сдавая экзамен по литературе, меня пристыдила преподаватель. Дело все в том, что, по ее мнению, "эмоции при прочтении произведений присущи только серым обывателям". Видела бы она себя со стороны, когда, разбирая "Медного Всадника", она лишних полтора часа(!) восторженно что-то говорила, размахивала руками и даже странно смеялась в себя, пока ее не остановили и не вернули в жестокую реальность.
  
  
  Философское брюзжание...
  
  Странная штука эта жизнь. Прошлое - один большой вчерашний день, настоящее - миг, а будущее - мечта. Чем живем? Мечтой живем. А она вмиг вчерашним днем становится.
  Посмотрел, вот, "Жили-были старик со старухой" Чухрая. Что сказать, великолепный фильм, но в тоску вогнал. Хоть и в добрую такую, но в тоску.
  
  
  Случай с дядей
  (правдивая советская быль)
  
  Когда в СССР выключились "глушилки", и в граничащей с Польшей Калининградской области пошла мода на ДМВ-антенны (~1987), способные принимать радиосигналы внеземных польских ТВ-каналов, мой дядя самых честных правил, решил сделать себе такую.
  Надо сказать, что дядя этот был и есть невероятный перфекционист. Антенну он делал по чертежам, полученным от моего отца, делал ее полгода, по семьдесят раз вымеряя микрометром каждый размер, прежде чем отрезать. Внешний вид антенны также отвечал, я думаю, самым жестким космическим стандартам и, если мне не изменяет память, основа антенны сделана была из красного дерева, а трубки из самой лучшей меди, отполированной до золотого блеска.
  Тетя же, супруга дяди, изначально установила в доме радикальный матриархат. Теперь представьте, каково приходилось дяде, если дом их был всего лишь однокомнатной квартирой, где комнату всегда занимала хозяйка, кухню - волнистый попугай-говорун Гоша, ну, а коридор, ванная, туалет и лестничная клетка - были и есть местами скромного обитания дяди.
  Собрав, наконец, антенну, обмыв это дело со всеми знакомыми и близкими, дядя прикрепил ее к стене дома (причем, не маловажно будет сразу заметить, жили они на первом этаже) и польская культура хлынула мощным потоком с экрана телевизора в еще один советский дом. Однако, вскоре матриархальный худсовет, узрев весь тот разврат, что демонстрировался иноземным телевидением, как правило, по вечерам, запретил показ польских программ на большом экране, в комнате. Дядя был вынужден провести кабель на кухню, чтобы вкушать запретный плод на малюсеньком черно-белом телевизоре с гордым литовским именем "Шилялис" ("Сосновый лес"), что стоял на кухонном столе, но и это вскоре было пресечено новым жестким указом. Все дело в том, что жизнь Гоши, жившего в клетке на кухне, превратилась в сущий ад. Укладывающийся прежде спать под "Спокойной ночи, малыши" попугай, теперь вынужден был каждый вечер допоздна терпеть шипение телевизора и непонятную иноземную речь. Психика Гоши была расстроена, и вскоре он неизлечимо заболел.
  В результате дядя перебрался со своим неразлучным черно-белым другом в маленький одноместный кинозал, в котором, как и подобает настоящим кинотеатрам, кресло было с откидывающимся сидением. Многочасовые физические муки сполна компенсировались интересными эротическими программами и фильмами вроде "Сексмиссии" и пр. Но, если вы запомнили, дядя жил на первом этаже и до эталонного радиоприемного устройства было рукой подать... да, однажды ночью антенну очень аккуратно отвинтили.
  Дядя вскоре ушел с горя в очередной рейс, совсем забыл сказать, что он был капитаном средних и больших рыболовных траулеров, а вернулся уже через полгода с новым японским телевизором и видеомагнитофоном! С тех пор жизнь приобрела совсем другие оттенки...
  
  
   Война
  
  
  Вот, одного не пойму, израильские военные призывает ливанцев срочно покинуть свои города, и, даже если представить, что это произойдет, они будут бомбить пустые дома и улицы? Я понимаю еще сидя в кабинете подписывать приказы о бомбежках, но что за люди летают на самолетах, и забрасывают мирные кварталы тоннами тротила, вернее, разве это люди? Да все они палачи, перед которыми Пилат Понтийский сущий мальчик...
  В любом случае, этой чертовой планете нужна перезагрузка. Мучения даже одного ребенка не стоят всего счастья человеческого вместе взятого...
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"