Сергеев Сергей Кузьмич : другие произведения.

Потомки тиверцев

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О некрасовцах и липованах.

   Один из самых крупных российских учёных, изучающих говор липован - Леонид Леонидович Касаткин. Он как-то рассказал в румынской "Общине русских-липован" о своей работе, связанной с липованами: "Я начал заниматься украинскими липованами вообще раньше, чем румынскими. Для нас главное - язык старообрядцев. Не просто язык , а нас интересует ещё и как данные языка свидетельствуют о том, откуда предки липован. Потому что можно, по данным языка, довольно точно идентифицировать их происхождение. Мы были когда-то с женой в Орегоне, - там живут потомки людей, которые отсюда, из Добруджи, происходят. Потому что отсюда, из Добруджи, некоторые старообрядцы переселялись в Турцию, - на территорию современной Турции - когда-то это была тоже турецкая земля. И когда некрасовцы переехали сюда, они приехали просто потому, что им это разрешил турецкий султан, переехать на его земли. Но, как нам рассказывала одна женщина из Орегона, её прапрабабушка переезжала из Румынии на территорию Турции. А переезжали они потому, что в Румынии был принят закон о том, что надо освидетельствовать об умерших и производить вскрытие тел, чтобы определить, от чего они умерли. Это было категорически не принято старообрядцами и они бежали от этого и довольно много людей уехало отсюда в Турцию, и там образовало свой особый посёлок. А потом уже, потомки этих людей - некоторые из них, переселились в США. И вот, я как раз разговаривал с такой женщиной, которая нам всё это рассказала. Вот она потомок тех людей, которые жили здесь. Но в языке этой женщины и некоторых других, чьи предки были здесь в Румынии, мы обнаружили языковую особенность, которая свидетельствовала о том, что их предки были выходцами из Псковской земли. Эти черты языковые показали нам их глубокую, далёкую прародину. И эта прародина, - это юго-западная диалектная зона России, то есть это современные - Псковская, Смоленская, Брянская, Курская, Орловская, Воронежская, Белгородская области, - вот из этого региона они пришли. Некоторые были, конечно, и из других мест, но видимо, из этого юго-западного региона было больше, поэтому эти черты победили в языке липован. Вот это нас главным образом интересует".
   Но Леонид Касаткин не ограничился лингвистическими аспектами говора липован. Потому что, на самом деле, язык человека связан с его жизнью, с бытом, с мировоззрением. А старообрядцы, считает Леонид Леонидович, - особые люди, лучшие представители русского народа.
   При таком своём знании старообрядцев он мог бы сразу заметить противоречие между существующими особенностями языка старообрядцев и дошедшими до нас историческими сведениями, которые однозначно свидетельствуют о том, что в юго-западной диалектной зоне Российского царства, называемой ещё южной Великороссией, во времена церковного раскола местных старообрядцев не было. Если старообрядцы и пришли в Добруджу с юго-запада России, то только ненадолго задержавшись по пути из Москвы и её окрестностей, а Москва - это иная диалектная зона. За время небольшой, не более полувека, остановки в южной Великороссии, да ещё избегая общения с местным населением - средневеликорусам было невозможно перейти на южновеликорусский говор. Стало быть, говор липован - никакой не южновеликорусский, а местный, похожий на южновеликорусский. Нижнедонской же говор некрасовцев - отчётливо от него отличается.
   Но южновеликорусский и нижнедонской говоры русского языка, язык белорусов-литвинов, северско-белорусский язык и восточнополесский микроязык - всё это говоры единого северского языка, который сильно отличается от русского литературного языка. Липованских же детей при этом отличии, да ещё и в иноязычном окружении, власти Румынии, Болгарии, Украины и Молдовы обучают именно русскому литературному языку, являющемуся для липован таким же инородным, как и для окрестных малорусов, подолян и гуцулов. Поэтому и не случайно - липоване плохо знают русский язык, а липованские дети перестают его изучать: за ненадобностью и в своей среде, и в общении с окрестными румынами. И это не беспокоит ни власти, ни общественные организации ни в России, ни в Беларуси: липоване для них - испокон веков чужой народ! И уж совсем не стоит упоминать об Украине, для властей которой этот народ не просто чужой, а даже чуждый!
   Здесь уместно напомнить, что отсутствие обучения детей родному языку - является одним из признаков геноцида. Источником запрещения преступления геноцида является Конвенция "О предупреждении преступления геноцида и наказании за него", утвержденная Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1948 г. (вступила в силу 12 января 1961 г.), основные положения которой стали теперь нормами обычного международного права. Статья II Конвенции устанавливает: "под геноцидом понимаются следующие действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую: ...... с) предумышленное создание для какой-либо группы таких жизненных условий, которые рассчитаны на полное или частичное физическое уничтожение ее.
   Однако обстановка многовековых проявлений геноцида является привычной для северцев (а для липован - тем более), официально не имеющих свого языка - не то, что письменного, но даже и разговорного. То, что на этом языке написано множество сказок, песен, басен и других стихотворных произведений - никого не убеждает в его существовании. Наоборот, официальное отсутствие северского языка убеждает в отсутствии каких-либо проявлений геноцида! А постепенное исчезновение липован под воздействием привычного геноцида - не волнует даже приверженцев славянского единства.
   А вот что пишет Фёдор Иванович Кирилэ, д. ф-л. н. из Бухарестского университета:
  а) всем русским липованским говорам свойственны такие чер-
  ты, которые их объединяют и одновременно отделяют от русско-
  го литературного языка, но в то же время сближают с некоторы-
  ми южновеликорусскими говорами; русские липованские говоры доныне
  хорошо сохраняют не только свою фонетическую и грамматичес-
  кую физиономию русских говоров, но и словарный состав - один
  из самых подвижных компонентов языка;
  б) интеграция разнодиалектных и разноязыковых лексических
  единиц неизбежно привела к формированию местных, собствен-
  но липованских говоров. Всё это привело нас к общему выводу,
  что русские липованские говоры нельзя считать сходными ни с
  одним из говоров, бытующих как на основной территории рас-
  пространения русского языка, так и в иноязычном окружении.
   И действительно, в Добрудже старообрядцы различного толка - некрасовцы-беспоповцы и липоване-поповцы Белокриницкой иерархии - почти не общаются между собой и никогда не вступают в браки. Исключение составляют потомки некрасовцев, называемые "дунаками", поселившиеся на Дунае среди липован. А вообще, "дунаки" - это дразнилка, которой некрасовцы обзывают всех липован на Дунае. Численность всех потомков некрасовцев неизмеримо меньше, чем численность липован. К тому же турецкая часть некрасовцев и часть "дунаков" переселилась на историческую родину, в Россию - на Ставрополье и на Кубань. Вот в этих местах и сохранились не только некрасовцы со всеми присущими им особенностями, но даже и небольшая часть липован с их отличиями от некрасовцев. Но, как пишет А. Москетти-Соколова: "В наши дни для того, чтобы обнаружить следы присутствия некрасовцев в Подунавье, необходимо специальное исследование".
   Отчуждённость объясняют некоторым различием верований. Однако же существует и разность говора, обычаев, нарядов, духовных песнопений и бытового пения. Кроме разной мелодии обрядовых песен - поражают различия в хоровом пении: многоголосье у липован против унисонного либо октавного одноголосья у некрасовцев. Это явно указывает на заметные различия исторических путей некрасовцев и липован, никак не объясняемые былым отсутствием их общения на протяжении 32 лет. Поэтому А. Москетти-Соколова в своих исследованиях приходит к выводам:
   1. В процессе сравнительного анализа культурных традиций липован и некрасовцев нами выявлены различия в содержании и структуре свадебного обряда, песенном репертуаре свадьбы, фактуре многоголосия, деталях женского костюма, диалекте. Эти различия служат основанием для утверждения, что липоване и некрасовцы представляют собой различные этнические группы.
   2. В ряде населенных пунктов липован (таких как Старая и Новая Некрасовки, Муравлевка, Вилково) обнаружено незначительное число песен, которые в мелодическом отношении близки песням некрасовцев, а также отдельные черты свадебного обряда некрасовцев и некоторые особенности их лексики и диалекта. Это может свидетельствовать о том, что в результате контактов липован и некрасовцев на Нижнем Дунае в данных населенных пунктах имело место взаимодействие их культурных и, в частности, фольклорных традиций.
   3. Результаты данного исследования свидетельствуют о том, что в Подунавье живут липоване, а не некрасовцы, как утверждается в исторической и фольклористической литературе
   В докладе д.и.н. А. Болученковой "Возникновение и развитие старообрядческих поселений на территории государства Молдовы" также поднимаются вопросы истории образования и основных исторических вех в жизни старообрядческих сел и духовных центров Молдовы. Так, на месте современного села Кунича уже в IV веке до н. э. было поселение древних земледельцев. В первом веке н. э. здесь поселились "восточные славяне". В 885 году поселение вошло в состав Киевского княжества. В 1437 году оно входило в молдавское княжество. С 1723 года здесь поселились старообрядцы - выходцы из Московского царства. Упомянутые "восточные славяне" хорошо совмещаются с "загадочными тиверцами". А вот "выходцы из Московского царства" в 1723 году никак не совмещаются с "1-й выгонкой Ветки" 1735 года. Скорее всего, они в этом поселении появились позднее.
   Все вышеприведённые сведения наталкивают на вывод о происхождении липован Добруджи, Буджака, Молдовы и Буковины преимущественно от исконных тамошних северцев - упомянутых в ПВЛ, как "тиверцы". Впрочем, исчерпывающие сведения могут дать генетические исследования. Но кто их будет проводить? И кому они нужны, эти для всех чужие липоване? Только северцам, да и те - для липован не только иностранцы, но и атеисты, и никониане - с которыми липоване даже и не подумают якшаться! Но ничего не попишешь - надо: иначе - исчезнут и те, и другие!
   САЛАВЬЯНЯ - ГЕТЬ ДА КУПЫ!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"