Уже в который раз мы обращаемся к определению понятия 'общее', 'родовое', 'единое' (и собираемся поднимать эту тему ещё не раз, пока не будет устранена та амбивалентность, о которой мы говорили ещё в очерке 'Терминологический субботник'). Утверждение, что идея есть родовое понятие, что общее это идеальное, ложно. Во-первых, общее весьма амбивалентное понятие: общее как бедное, простое, начальное и как полное, богатое, конечное, завершённое. Согласимся, что часто одним понятием называют эти совершенно противоположные по смыслу понятия. Выход из амбивалентности только один, оставить за понятием общее, родовое, единое смысл начальности, простоты, бедности, и утвердить противоположные смыслы за понятием синтетическим (многоединое).
Пантеистический идеализм отказывал материи в статусе благобытия, а реальному предметному миру - в статусе принципиально более совершенного (ибо идея воплощённая совершеннее невоплощённой). Это похоже на зависть падшего духа к статусу человека как венца творения (пусть ещё и потенциально совершенного). Атеистический материализм в долгу не остался, отвергнув субстанциональность идей (как в свою очередь идеализм отвергал сущностность материи).
Но рассмотрим, кто и в чём был неправ. Идеализм отрицает начало за материей и выдвигает идею началом, материалисты началом выдвигают материю. Но сразу становиться ясно, что начальность имеет неоднозначным смысл. Начало развития, конечно, происходит от простого к сложному, но начало творения совсем иное: сначала полагается идея, проект образ, требующий материи и энергии для воплощения. Лишь христианство разрешает дилемму: сначала внутритроичной жизнью Св. Троицы, где изначально само триединство т.е. совершенство, однако при этом Ипостась Отца есть Единое начало, от которого происходят равные Ему, ибо единосущные, Сын и Св. Дух. Затем в творении мира из ничего утверждается, что Замысле о мире первичнее, и материя, а равно и первозданный духовный мир, созданы из ничего. Но при этом развитие земного мира идёт от простого к сложному, от родового к видовому (и индивидуальному) и к сообществу видов (индивидов). И следующая ступень: Воплощение Сына Божия, вочеловечение и обожение человека Св. Духом, утверждают как субстанциональную трансцендентность Творца творению, так и имманентность творения Творцу в благодати, нетварной энергии, неотделимой от Божественной сущности.
Родовое, биологическое, природное не может быть идеей. Первый человек не есть идея человека, а есть первый реальный человек, созданный в соответствии с этой идеей из сотворённом материи. Реальность единства рода человеческого обеспечивается не единой идеей человека, а реальностью первого родоначальника. Множество личностей едины не потому, что есть идея человека, а потому что эта идея человека была воплощена Творцом в личности первого человека. Номинализм и реализм, и их противоречие снимается в христианстве, если конечно это не ересь, которая является смешением христианства либо с семитским монотеизмом, либо с языческим политеизмом.
Родовое начало ассоциировано с субстанциональностью, с содержанием, сердцем, материей, с рождающей стихией, природой, единством как слитностью (точнее недифференцированностью, безразличием). Индивидуальное начало ассоциировано с личностностью, с множественностью, с разумом, с идеальной стихией. Третье начало - начало многоединства, интегрирующее (в отличие от дифференцирующего индивидуального начала) есть начало воли, энергии. Символом, моделью этих отношений является дерево. И мы можем изобразить это диалектическое логическое древо. Ствол древа есть общее для всех его ветвей (мы обозначили только три типа ветвей). Нижняя ветвь ближе к началу, наклонена к нему, средняя ветвь горизонтальна, символизирует середину, а верхняя ветвь связана с вершиной дерева. Итак, мы различили в древе не только три ветви, но и три части его ствола - нижнюю (от начала до (не включительно) первой нижней ветви), среднюю (от нижней ветви до верхней ветви) и верхнюю (от верхней ветви до конца). Содержание у древа одно - единство сущности древа это единство древесины в нём, ибо она одна и та же во всех ветвях и в стволе. Форма дерева выражает идею дерева. Движение древа и его ветвей выражает энергию, действие, жизнь. Деревья растут, ветвятся, тянутся вверх своим завершением. Многим это не нравится. Они предпочли бы подрезать макушку у древа, или обрезать боковые ветви. Тяга к живому духовно-телесному синтезу раздражает. Лучше бы оставить один пенёк, лучше только единство, без всякого разнообразия и завершённости, лучше без многого и многоединого. А с другой стороны кому-то предпочтительнее не знать единства и многоединства, кому-то ближе к сердцу сами отрубленные ветви и отсутствие интегрированности. Зачем лес высоких ветвистых и завершённых деревьев? Приведём их к общему наименьшему знаменателю. К пню. Пень - вот идея дерева! А как же? Раз идея есть родовая сущность, то пень и есть идея дерева, поскольку пень есть самое начало родовой сущности (ствола). Силлогизм, понимаешь, хе-хе.
Присядем на пенёк, свернём самокруточку из опавшей листвы, закурим и ощутим себя философом-идеалистом, размышляющим об идеях как родовых сущностях. Ну что ж, присядем и мы, уронив голову и обхватив её ветвями. И пока 'математики' общих знаменателей и 'философы' родовых понятий разъезжают вокруг на лесовозах и внедорожниках, купленных на ворованный лес, подумаем и мы - о корне зла: о противозаконном отождествлении идеи и родовой сущности, о тоталитаризме, объявившем родовое и природное начало началом духовным. И тогда мы встанем на нашем пне и вознесём наши руки вверх, подымем лицо к небу, укореняясь в земле ногами, прорастая в ней, ибо мы тоже деревья разумные и свободные, ибо у нас есть разум и воля, как со Отцем царствует Сын и Святой Дух. Ибо по образу Своему создан Богом человек.