Данный очерк имеет сюжет, который может выглядеть как "вивисекция" Живого Бога, но это далеко не так. Логика триединства возвращается к Тому, Кем она вдохновлена. Предметом её становится Сам Триединый Бог. Я буду говорить, как устроен Бог. Это дерзновение, однако оправдано тем, что Бог создал человека по образу Своему и разум его в том числе. И эта сообразность даёт нам возможность разумного Богопознания.
В традиции православно-христианского богословия существуют два пути Богопознания: катафатический и апофатический. Последний есть путь отрицания, который приводит нас к познанию того, что не есть Бог, вводит нас в Божественный мрак, скрывающий непознаваемую и несообщимую твари Божественную сущность. Путь же катафатический приводит к познанию Божественного света, энергийного аспекта Божества, который сообщим тварному естеству и познаваем им.
Соотношение между этими двумя аспектами - сущностным и энергийным - таково же, как между единым и многим: единая сущность и множество энергий. Но Бог - не два берега у одной реки. Кроме этого существует аспект личностный, ипостасный. Личность и познаваема и непознаваема, она узнаваема.
Но в Божественная Личность не одна. Бог не одинок, хоть и един.
Единое начало в Боге - ипостась Отца - ассоциируется с единой сущностью. Отец - начало для Сына и Святого Духа. Ипостась Сына ассоциирована с аспектом личностности, с проявленностью Божества. Ипостась Св. Духа ассоциируется с аспектом энергийным.
Аспекты эти - сущностный, энергийный и личностный - не находятся в субординации, как не субординированы и ипостаси Отца, Сына и Св. Духа. Это в языческом пантеистическом триадизме неоплатонизма Единое выше Ума и Души, а Ум выше Души. В Христианстве Бог изначально триединый, Отец не существует как ипостась без Сына и Св. Духа. И мир в христианстве не есть проявление Божественного единого. Бог не есть сущность мира и сотворил мир не из себя. Мир так же не эманировал из Божественной сущности. Но миру сообщимы Божественные энергии.
Бог "невидим", т.е. непознаваем в Своей сущности, во мраке сокровенной сути Своей. Но он видим и познаваем в свете Своих нетварных сущностных энергий, скрывающих неприступное Божество и открывающих Лик Божий - как на горе Фавор явился апостолам сын Божий в славе Божества Своего. Явленность не означает воплощённости и материализованности - явление Сына Божия было в сиянии нетварного света.
Мир явлений это не мир материй, а мир сущностей не есть мир идей. Всё наоборот. Идея - а по-латински видео - это форма, структура, организующая материю, содержание. Об этом я уже писал в очерке "Терминологический субботник".
Стоит сделать ещё одно замечание6 дух человека не есть его личность, а тело - его природа. Природа общее понятие для духа и тела и их синтеза - жизни. Но дух ассоциирован с личностностью, как Сын Божий ассоциирован с аспектом ипостасности, а Отец - с аспектом сущностности, с естеством Бога. Жизнь человека ассоциирована с аспектом энергийным, подобно тому, как Ипостась Св. Духа - с Силой Божией, с нетварными энергиями.
Эссенциалистское, континуальное мышление всегда стремилось рассматривать бытие в сущностных понятиях и суборидинировало аспект личностности и энергийности с ним, ставя его выше их. В результате являлась ужасная химера тоталитаризма, унитаризма, не дающая развиться многому из единого и сливающая всё разнообразие в одном. Здесь Бог был только единым и никаким образом с миром не соединимым.
Ответом на это становилась другая крайность - мышление дискретное, функционалистское, рождавшее своё чудовище. Мир дробился им, увлекался к распаду, сепаратизму и сектантству. И даже Бог переставал быть единым, дискретно распадаясь на богов, персонифицирующих отдельные функции, отдельные энергии не различаемого в пантеизме Бога и мира.
И лишь мышление тринитарное, опирающееся на триединство сущностного, энергийного и личностного аспектов было способно к познанию Бога Сущего, Живого и Личного - Трипостасного и Триединого. И познав Бога таковым, тринитарное мышление способно познать и мир как многоединство.
Рассматривая далее ассоциации ипостасей с природными аспектами, мы можем увидеть, что ипостаси ассоциированы и с конкретными свойствами Божественной природу как духа: Отец - ассоциирован с сущностью, а значит с сердцем; Сын - с ипостасностью, а значит, и с разумом; Св. Дух через энергийность ассоциируется с волей. Божественные сердце, разум и воля как свойства сущности Бога едины для всех трёх ипостасей и отнюдь не тождественны им, а именно ассоциированы.
Вопрос о происхождении ипостасей Сына и Св. Духа от Отца становится более прозрачным, исходя из уже данных нами ассоциаций ипостасей и аспектов бытия Божия. Энергии имеют своим истоком сущность, как и Дух Святой исходит от Отца, а Сын рождается от Отца, чему подобно проявление сущности в личности. Источником энергий является сущность, а не личность, а потому Св. Дух исходит только от Отца. Католическое Filioque есть смешение имманентного предвечного исхождения ипостаси Св. Духа от Отца и его икономического нисхождения в мир благодатными нетварными энергиями.
Предвечное рождение Сына и исхождение Духа от безначального Отца свидетельствует о предвечности ипостасного и энергийного аспектов Богобытия. Бог это не только сущность. Именно видение Бога как одинокой сущности ведёт к отрицанию триипостасности, к отрицанию Бога Живого и Личного.
Иудаизм, ислам, антитринитаризм представляют Бога одиноким, отдалённым существом, в котором в конце концов теряется всякая личностность и живость. Он становится философским абсолютом, отвлечённой идеей. И напоследок просто становится далёким. Неясным и ненужным. Так радикальный монотеизм в силу дуализма между одиноким Богом и миром приводит через деизм к атеизму.
С другой стороны, политеисты, дробящие божественную сущность, в конце концов, приходят к пантеизму, к магическим, мутным оккультным и эзотерическим "энергоинформационным" учениям, к поклонению безликим силам.
Христиане отвергли попытки иудаизации и эллинизации Откровения, исторгнув ереси и расколы, очистив веру в Триединого Бога и двуединого Богочеловека.