Спор дихотомистов и трихотомистов в области богословской антропологии понуждает обратиться к первопричине противоречия между ними.
Итак, дихотомическая модель человека выглядит так:
душа - тело
Трихотомическая же модель имеет такой вид:
дух - душа - тело
При знакомстве с трихотомической моделью, как её понимают многие трихотомисты, выясняется, что они никакие не трихотомисты, а нарушители логического деления, ибо в их случае "дух" они понимают как "ум" ("разум"), а душу - как "сердце".
Таким образом, эти псевдотрихотомисты просто дают модель человека с нарушением правил логического деления и в один ряд ставят ум (под видом духа), сердце (под видом души) и тело. Это всё равно, что дать такую типологию: человек состоит их души скелета и мускулатуры; или такую: дух, голова и туловище.
Иначе говоря, псевдотрихотомисты понимают трихотомию неадекватно, понимая под "духом" высшую часть реального духа - ум, а под "душой" - сердце (чувственный аспект духа, наиболее близкий к телу). Модель псевдотрихотомистов выглядит так:
дух (разум) - душа (сердце) - тело
Это просто более подробная в духовном аспекте дихотомическая модель. Т. о. псевдотрихотомисты - это тоже дихотомисты.
Настоящие трихотомисты рассматривают термины модели
дух - душа - тело иначе: дух у трихотомистов это сердце, воля и разум в их единстве, неслитности и нераздельности; а душа - это жизнь (лат. anima -- жизнь), т.е. энергийный аспект природы.
Дух - жизнь - тело
(spiritus - animus - corpus)
Вот как выглядит трихотомическая модель на самом деле.
Мы можем нарисовать и таблицу, соединяя в ней антропологическую типологию - "тело, жизнь, дух" - с типологией "единое, многоединое, многое".
МНОГОЕ МНОГОЕДИНОЕ ЕДИНОЕ
Д
У РАЗУМ ВОЛЯ СЕРДЦЕ
Х
Ж
И
З СОЗНАНИЕ ПОВЕДЕНИЕ СУЩЕСТВОВАНИЕ
Н
Ь
Т
Е ГОЛОВА КОНЕЧНОСТИ ТУЛОВИЩЕ
Л
О
Рассмотрим более подробно эту модель. Единое начало - для тела - это туловище. Оно, как ствол дерева, из которого и через которое растут конечности (ветви) и голова (вершина). Конечности представляют собой начало многоединства, как взаимодействия: руки, ноги, состоящие из единства множества членов. Голова - это единичность, уникальность, носитель личностности.
Жизнь: единое начало здесь - сама физиология тела, его жизнь, процессы в нём, сущестование. Многоединое начало жизни - это поведение, общественная жизнь жизнь. Личная жизнь - это жизнь индивидуальная, внутренняя, сознание.
Дух состоит из сердца как основы, ядра, единого начала в духе; воли - как начала многоединства и разума - аналитического, дифференцирующего начала;
Дух это оформляющее начало, начало организующее, структурирующее. Тело - начало содержательное, субстанциональное.
Жизнь - это среднее, синтетическо, начало действия, движения.
Человек в отличие от ангела и животного - по христианскому вероучению - происходит от человека, т.е. от первочеловека - Адама, который был создан Богом как синтез животного тела и ангельского духа. Человек не происходит от животного или ангела, Богом человек создан человеком, хотя и последовательно - сначала тело, а потом дух, который Бог вдохнул в тело, и человек стал "душою живой". Т.о. человек ни эволюционировал из животного и ни эманировал из ангела. Душа человека не предсуществует, воплощаясь потом в тело, и не возникает путём эволюции из животного тела. У ангела нет плоти, его тело энергийно; у животного нет субстанционального духа (души), он энергиен, а потом не бессмертен. У человека субстанциональны и дух и тело.
Нас зачинают, и мы рождаемся уже в единстве духа и тела - душою живой, по причине этого имеют место быть негативные мировоззренческие и жизненые последствия: отождествить всю природу нашу с живой организованной плотью, смешать и не отличать духа от тела, сделать дух следствием организации живой материи. Смерть разрушает это земное плотское смешение духа и тела, ущербное для духовной жизни и существования, но смерть лишь другая крайность в отношении плотской жизни, ибо если последняя есть неразличение духа и тела, то первое их разделение. Но изначально Богом было установлено не разделение и слияние, а соединиение и различие духа и тела. А целью было полное одухотворение тела и воплощение духа и обожение природы человека. таовая цель будет достигнута во всеобщем воскресении, которое есть синтез - победа равно над смертью и плотской бездуховной жизнью. Аминь