В древнерусских документах смерды, холопы, закупы и рядовичи стоят рядом. В историографии принято считать эти виды населения вотчины противоcтоящими друг-другу. Отталкиваясь от смердов, можно выстроить цепочку причинно-следственных связей.
Фроянов пишет, что смерд имеет ряд феодально-зависимых и ряд черт рабов. Обратимся к Грекову. Исследователь пишет, что в XI-XII вв смерды не были закрепощены. При этом юридические документы того времени говорят о том, что бегство смерда наказуемо - если смерд сдастся, он возвращается на прежнее место. Если смерд укрылся у кого-либо и его не хотят выдавать, платит тот, кто укрыл смерда.
С большой вероятностью, смерд побежит к богатому члену общины - он отрабатывает ссуду - отрабатывает чужим конем на чужой земле, чужим инвентарем. Вполне вероятно, что бывший смерд (теперь закуп) возьмет деньги у хозяина - он может бежать. Когда бывший смерд (закуп) бежит от хозяина- он вторично продает свою рабочую силу - и становится рядовичем - он бежит из рядовичей и становится рабом (холопом)
Видимо, поэтому в юридических документах того времени штраф за убийство смерда и холопа одинаковый.
Таким образом я доказал, что смерды, холопы, закупы и рядовичи - не противостоят друг-другу.