Сэр Za : другие произведения.

Как написать раcсказ? Советы новичкам

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Начнем.
  Для того, чтобы писать, в первую очередь необходима грамотность. Если вы загорелись идеей написания рассказа, а в школе по русскому языку был трояк - наймите репетитора или изучайте школьную программу языка сами. Ворд может помочь не всегда.
  
  
  Тексты как правило, несут какую-то мысль, являются нарративом.
  Чтобы играть в мудреца, нужен багаж знаний. Сгодится все: технические знания, знание искусства, какой-то жизненный опыт, знание философии и главное - начитанность!
  Читать надо не только современную развлекательную литературу, а классику как отечественную так и зарубежную. Если вы хотите написать прозу - не в коем случае не имитируйте текст классика (не пародируйте его стиль) - это и самонадеянно и бессмысленно.
  Хотите стать фантастом - читайте лучшие образцы фантастики, но пригодятся знания опять же классики и чего угодно (детективы, историческая проза, любовный роман, палп-фикшн).
  
  
  Как приступить к написанию текста:
  Походите по комнате и поразмышляйте: "допустим, меня волнует тема отчуждения в обществе". "Как эту тему передать? Какой антураж? Какой сюжет?".
  Допустим, вы придумали: "в древней Африке на расстоянии стучат в барабаны, таким образом передают информацию (это и есть признак отчуждения). Один из барабанщиков ушиб руку на охоте и не может барабанить. А между тем нужно передать соседнему племени новость: "на нас идет вражеское племя". Остающееся в неведении племя вдруг встречает иноземцев, но те оказываются не воинственными и одаривают хозяев земли". - суть в том, что вместо отчуждения нужно живое общение.
  
  
  Затем садитесь к компьютеру (печатную машинку/ бумагу и ручку) и сосредоточьтесь - рано или поздно в голове зажжется лампочка - вспыхнет первая фраза текста.
  По ходу написания выдумывайте имена героев, местности и детали сюжета.
  Не стройте схем и не пишите планов текста - иначе текст получится схематичным.
  
  
  Очень важен РИТМ в тексте. Обычно первые предложения автоматически получаются с ритмом, но дальше надо приглядываться к написанному, ритм этот держать. Откройте любую книгу и прочтите два первых абзаца - вы заметите, что ритм в первом и втором абзаце разный. Текст без ритма - не текст. Бывают исключения из правил, но тогда нужны пропорции.
   Собственно, что такое ритм в тексте? Если вы напишите: "Я пробегал неподалеку, принюхиваясь к запашку помойки" - это будет бессвязное предложение без ритма. Если вы напишете: "Я в шапочке бегал по кругу" - это будет предложение с ритмом. Вся суть в ударениях в словах в предложении. Все слова в данном предложении с ударением на один и тот же слог. Это можно проверять, прочитав предложение вслух или присмотревшись.
  Можно сочинить фразу и с несколькими ритмами: "В больнИце мнЕ светИли в гОрло фонАриком".
  
  
  Далее. Избегайте в тексте причастных и деепричастных оборотов - все эти "задумываясь" и "пробежавшись" - сушат текст и замедляют его динамику, глаз "тормозит" на таких словах в тексте. "Я, напившись водки и уставившись в одну точку забавляясь, смотрел на зеленого чертика, усевшегося на столе".
  
  
  Если хотите увеличить динамичность текста - используйте много глаголов. "я прыгнул через лужу - я убегал от дворника - тот разозлился ведь я кинул мусорный пакет ему под ноги".
  Текст не терпит множества прилагательных. "Деревянная дверь была желтого цвета и я медленно открыл ее".
  
  
  Также нежелательно в тексте часто употреблять слово "был". "У тролля были большие уши, он был ростом по пояс человека, он был испуган".
  
  
   В тексте не нужны канцеляриты: "заглянув в холодильник я обнаружил отсутствие молока". Это неправильное предложение, проще написать: "в холодильнике не было молока"
  
  
  Нельзя много раз повторять одно и то же слово: "я взял пакет молока и налив молоко в чашку убрал пакет молока в холодильник".
  
  
  Нельзя использовать слово "мой" и подобные в некоторых случаях: "я раскинул свои руки" - правильно: "я раскинул руки".
  
  
  Проводники идей: бывает, читая какой-то текст, читатель натыкается на неожиданное слово. Он задумывается - зачем автор употребил такое слово? что он этим хочет сказать? Читатель начинает вдумываться в текст, и в конечном итоге понимает его.
  "Джонни хотел пописать. Он достал свой ХУЙ и пописал из окна дома". Читатель понимает - этот текст про хулиганов и автор иронично относится к ним.
  
  
  Нельзя, чтобы времена "гуляли": "Я ем суп. Когда я съел суп, помыл тарелку."
  
  Не нужно много местоимения "я" в тексте. "Я сходил в ларек, там я долго думал, какое пиво купить. В итоге я купил водки".
  
  
  Кстати, неплохо, если детали в тексте созвучны теме всего текста: если рассказ называется "Черепаховый суп": "я ехал в такси в ресторан, машина двигалась с отнюдь не черепашьей скоростью. Будто ее тоже хотели съесть".
  
  Важно: не все, что написано красиво - правильно.
  Например: "Стена дождя" - дождь идет не стеной.
  
  В тексте должно быть больше сплошного текста, а диалогов - меньше.
  
   Не пугайтесь, что все так сложно! Нужно просто набить руку - пишите зарисовки или миниатюры. Со временем вы научитесь вычеркивать лишнее и грамотно писать. Я не хочу создать "эффект тоннеля" для новичка - есть еще масса "примочек".
  Так что в добрый путь, новички!
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"