Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Телесный симптом в роли символа

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    что пытается сообщить больному его симптом


Семкова М.П.

Телесный симптом, выступающий в роли символа,

у клиентов с архаической патологией личности.

   Считается, что в основе алекситимии (невозможности именовать собственные чувства) лежат переживания довербального периода развития, с чем и связана слабая способность таких пациентов к символизации своих состояний (2).
   Описания болевого синдрома у больных психосоматическими заболеваниями, например, мигренью или мышечно-фасциальными, болями свидетельствуют о нечеткости описания болей, монотонном характере жалоб, уменьшении способности больных к словесным ассоциациям (2).
   Нередко больные, особенно престарелые, вообще не могут четко описать свои боли, их характер, течение во времени, ограничиваясь сакраментальным "плохо" или "все болит", что может быть связано со значительной степенью деперсонализации личности (ощущением измененности своего тела или полным расщеплением психики и тела).
   В случае же конверсионных расстройств, так называемых "органных неврозов", симптомы, напротив, особенно яркие (например, слепота при нежелании видеть кого-то, неспособность ходить при "угрозе"). Они обычно трактуются как выполнение желания, которое невозможно осуществить напрямую (2).
   Хотелось бы обратить внимание на некоторые промежуточные варианты, напоминающие истерические проявления, у личностей незрелых, зависимых, с интроецированными запретами на проявления "нежелательных" чувств.
   Петр, 42 года (по роду своей работы несколько раз был в Чечне и в Афганистане, страдает посттравматическим стрессовым расстройством, предпочитает молчать о пережитом в горячих точках). Его друг был убит на улице шайкой хулиганов. В ночь после похорон Петр сильно напился, потерял сознание и упал, ударившись головой. Придя в себя, был зол, обещал отомстить всем и вся, сожалел, что не оказался на месте убитого - он-то бы смог дать отпор, и вообще несправедливо, что погиб не он. В то же время жег свои пальцы на газовой горелке.
   Его подруга, отвлекая его от мыслей о мести, спросила:
   - Стоит ли так играть со смертью? Если ей будет надо, она сама тебя найдет.
   Он внезапно потерял сознание, скорчился в "позе эмбриона", его руки и ноги похолодели, а давление упало до 70/40, и его девушке пришлось срочно приводить его в чувство.
   Он считает себя "настоящим мужиком", любит провоцировать драки. Когда-то пытался совершить самоубийство - стрелял в висок из самодельного пистолета. Его кредо - бороться с жизнью: кто кого победит, и геройская смерть, желательно на войне. Иногда он называет себя мертвецом. Очень много пьет. Из всех возможных чувств разрешает себе дружеское расположение или гнев. Страх и особенно страх смерти находится под запретом, он его вообще не осознает.
   В ночь после похорон друга ужас перед смертью и желание небытия вылились в состояние обморока. Когда Петр пришел в себя, он обнаружил, что потерял очки. Он не успокоился, пока не нашел их, и объяснил это тем, что когда он без очков идет по улице, на него могут напасть сзади и убить. Он не согласился поискать их утром, хотя был дома, и ничего ему в эту ночь не угрожало. Таким образом, в данном случае имеет место символизация противоречивых чувств по отношению к собственной смерти и неприятия утраты (он идентифицировал себя с погибшим другом) в виде тяжелого опьянения, физической травмы и обморочного состояния.
  
   Итак, мы имеем, во-первых, запрет на переживание страха смерти и желание небытия, и, во-вторых, этот страх становится почти всеобъемлющим, психотическим. Чтобы сохранить его от психоза, страх был отреагирован на чисто телесном уровне. Вся жизнь этого клиента (войны, драки, алкоголизм, деструктивные отношения) представляют собой бессознательное отреагирование этого конфликта.
  
   Николай, 19 лет (из так называемых "пограничных". На момент описания находился в симбиотических отношениях со своей невестой).
   Девушка была старше его и стала лидером в их отношениях. Она придерживалась того мнения, что сексуальная свобода допустима даже в браке. Николай сознательно считал ее правой, хотя для себя хотел бы только моногамных отношений, очень ревновал свою подругу. В то же время он чувствовал, что если он будет ревновать и настаивать на сексуальной верности, а также проявлять недовольство, то потеряет свою любимую. На Рождество они собирались колядовать, но у Николая началось ОРВИ (заразился в институте). Его девушка обиделась, обвинила его в том, что он заболел нарочно, и отправилась на праздник к своему бывшему любовнику. Николай остался один. Ночью у него повысилась температура, распухли суставы ног, появились боли в области кресца. В течение двух дней он почти не мог ходить из-за болей. Потом боли прошли, и он чувствовал себя здоровым. Эти симптомы возобновились, когда он расстался с подругой (по ее инициативе). Ему был поставлен диагноз инфекционно-аллергического полиартрита.
   В 21 год он заканчивал институт по специальности инженера-программиста. После выпуска он мог рассчитывать на ставку оператора в одном из государственных учреждений. Будущая работа казалась ему неинтересной и непрестижной, он был огорчен и подавлен, чувствовал себя бессильным. В это время у него появились довольно сильные боли в суставах пальцев рук и в верхней части спины, что не давало ему работать за компьютером. По этому поводу он опять лечился в ревматологическом отделении. На этот раз диагноз полиартрита не был подтвержден. Боли значительно уменьшились, но развивалось стойкое астено-депресссивное состояние, которое потребовало длительной психотерапии с применением невербальных и телесно-ориентированных методик.
   Можно было бы считать, что эти боли и снижение подвижности в суставах необходимы Николаю только для того, чтоб избежать активных действий в ситуации выбора. Но, похоже, состояние здесь сложнее, и его неподвижность и боли символизировали не вытесненное желание, а внутриличностный конфликт. Поддерживая отношения с подругой и устраиваясь на работу, он обеспечивал себе устойчивую среду обитания. Он мог чувствовать себя существующим, лишь принадлежа кому-то или чему-то. Угроза разрыва или отсутствия интересной работы стала для него равносильна потере себя (он говорил, что чувствует себя в таких случаях лишенным опоры), что ярко проявлялось болями в крестце. Кроме того, явное выражение своего отношения к ветрености невесты или рутинности будущей работы было опасным, и гораздо выгоднее было выразить эту агрессию путем пассивного отказа. Кроме того, боли и малоподвижность конечностей символически подчеркивали его беспомощность и потребность в поддержке и помощи. Единственное, что помогало при болях - горячая ванна в течение нескольких часов. Нахождение в тепле в жидкой среде может отражать потребность вернуться в матку. Этой же цели служили и отношения с невестой и идеализация будущей работы в начале обучения. В психотерапии Николая потребовалась длительная проработка его отношений с матерью (по типу отвергающей гиперпротекции).
   "Я не хотел идти по ненужному мне пути, но я не хотел покидать ни ее, ни свой институт" - скажет он позже. Его тело выразило эти конфликтные побуждения болями и скованностью.
   Оба (и Петр, и Николай) плохо представляли себе связь их физического состояния и душевной травмы. Оба могли связать свое заболевание только с общим нервным напряжением, "стрессом", чувство беспомощности для обоих было невыносимым и не осознавалось.
   В другом случае смысл симптома был понятен клиентке.
   Светлана, 23 года, несколько лет назад влюбилась в своего преподавателя. Он знал об этом, и по его мнению их отношения не выходили за рамки приятельских. Для нее же этот человек был единственным "солнышком в окошке". Ближе к моменту заболевания их отношения стали очень напряженными, дистантными; она пыталась упрекать в этом своего возлюбленного, но тот уклонялся от разговоров на подобные темы и к тому времени стал интересоваться мистикой. Состояние Светланы осложнялось тем, что она была вынуждена поступить на работу, которую считала неинтересной и непрестижной.
   Накануне заболевания Светлана увидела такой сон.
   "Она пришла о чем-то поговорить с этим человеком. Что-то в нем кажется ей странным - она заметила, что он не отбрасывает тени. Он находится в пустынной местности, земля присыпана слоем хвои, но деревьев поблизости нет. Поздняя осень, пасмурно, постепенно ее друг становится туманным, похожим на привидение. Она хочет крикнуть ему, позвать, но вместо слов изо рта льется струя крови, которая "цементирует" почву под их ногами".
   Вечером этого дня она отправилась в гости к своему старому приятелю, профессиональному философу. Они пили шотландское виски и беседовали о невостребованности таких людей, как они, в обществе и невозможности выразить свои чувства - это, как правило, никому не нужно, и чувства теряют смысл. Оба были в подавленном настроении. Утром следующего дня у нее развилось обильное желудочное кровотечение с многократной рвотой - впервые в жизни возник острый эрозивный гастрит. Появление язв и эрозий желудка обычно ассоциируют с ранами, которые возникают при перерезании пуповины у новорожденного. В данном случае безопасные, поддерживающие и подпитывающие ее отношения были прерваны. Впоследствии Светлана говорила, что ей было неприятно и даже отвратительно "это кокетничанье с потусторонним". Получалось так, что отношениям с ней предпочли нечто ей непонятное и неприятное. Возможно, рвота и была выражением этого отвращения, которое она не осмеливалась тогда пережить и выразить, опасаясь еще больше испортить отношения. Кроме того, ей казалось, что ее любимый теряет жизненные силы и почву под ногами, что заставляло ее тревожиться. Кровь цементирует землю - это попытка из последних сил поддержать и его и себя.
   Почти все это Светлана осознавала. Но ей было неизвестно, что она неосознанно выполняет запрет своего учителя на выражение сильных негативных чувств и потребности в привязанности. Она брала ответственность за развитие их отношений на себя и считала себя единственной виновницей конфликта. Ее приятель был согласен с ее мнением. Беря на себя эту вину, она "пресытилась" и "не смогла все это переварить", что и привело к обильной рвоте. Кровопотеря может быть магическим способом разделить состояние бестелесности, ослабленности, душевной импотенции ее возлюбленного. Столь злокачественного симбиоза психика не выдерживает, и символическая пуповина разрывается, проявляясь эрозиями слизистой желудка.
   Мы видим, что у всех троих фрустрированы базисные потребности - в зависимости от безопасности, в поддержке. Аффект и телесное переживание диссоциированы. При достаточно хорошей способности к символизации у всех троих образы лишены эмоциональной окраски, это характерно для алекситимии (1). Психотравмирующая ситуация несет для них крайнюю экзистенциальную угрозу - угрозу психического уничтожения (4). Времени на переживания и образование символа не остается. Поэтому телесные симптомы играют здесь двойную роль:
   а) в наглядной "символической" форме отображают противоречивые чувства и желания клиента;
   б) тело берет на себя роль объединяющего начала, принудительно возвращая клиента к телесным проявлениям его чувств; вокруг телесного симптома интегрируются чувства, и личность избегает опасности быть психологически уничтоженной. Такие яркие, экстремальные проявления явно отличаются от обычных для больных соматизированными расстройствами монотонных, размытых жалоб. Отличаются они и от проявлений истерического спектра - наши пациенты переживают тяжелые симптомы, зачастую опасные для жизни и у больного нет явного намерения их корыстно использовать. Конкретной цели заставить объекта плясать под свою дудку у пациента нет. Он просто находится в отчаянии и умоляет о защите и близости.
  
   О прямом символическом отображении опасного телесного состояния следует сообщить особо. Если телесное состояние представляет угрозу для жизни, то для того, чтобы избежать переживаний невыносимого ужаса, психика бывает вынуждена создать образ, лишенный эмоций.
   Схема символообразования в норме, согласно воззрениям Дональда Калшеда, такова (схема 1)(1):
   0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
0x08 graphic
Если эмоция блокирована, то переживаются или диссоциативные фантазии, или/и только телесный симптом.
   Зрелый символ обязательно связан с переживанием (схема 2).
   Две пациентки преклонного возраста очень точно символически представили свои тяжелые заболевания еще до того, как им был поставлен диагноз. В обоих случаях заболевания угрожали жизни, и яркие образные представления помогли им пережить экзистенциальную угрозу, интегрировав эти переживания в структуру личности.
  
   1. Татьяна Ивановна, 74 года.
   Она верит в колдовство, часто у нее бывают суицидальные мысли (но не намерения), ее считают "странной".
   Лет 5 назад она увидела сон , где инопланетяне что-то вложили ей в правую грудь. Вскоре оказалось, что у нее рак молочной железы справа. Операция прошла благополучно. Паники и ужаса при этом не было.
   Похожий сон - о том, что инопланетяне брали у нее сердце и потом вставили обратно - был у нее перед тем, как развилось предынфарктное состояние. Она сама к этим снам относится довольно спокойно, считает, что инопланетяне есть, но они не из нашего мира. Они, по ее мнению, не столько нанесли ей вред, сколько способствовали улучшению состояния.
  
   2. Секлетинья Матвеевна, 82 года.
   Очень добрая старушка, искренне верующая и любящая Христа. Ее обычное настроение психиатры могли бы описать как эйфорию.
   Однажды она пришла на прием в состоянии почти психотической тревоги - у нее впервые в жизни появилась кровавая рвота. Не зная ничего о морфологии эрозивного гастрита, она сказала, что "у нее на внутренностях появились белые пятна". Она сбежала от бригады "скорой" и ушла домой. Родственники привели ее в больницу, и ей действительно был поставлен диагноз эрозивного гастрита.
  
   Обе пациентки достаточно уравновешены и самостоятельны, никаких признаков старческого слабоумия у них нет. К.Г. Юнг считает, естественным для старости поворот душевной жизни вспять, обращение к внутренней феноменологии (3).
   Представление инопланетян или пятен яда во внутренностях позволяет спроецировать экзистенциальную угрозу смерти вовне, свести ее к внешним, а не к внутренним, заложенным в нас самих опасностях. Поэтому Татьяна Ивановна переживает вмешательство инопланетян довольно спокойно. Такая проекция, когда опасность уничтожения грозит извне, по мнению И. Ялома (4), делает неизбежность смерти не столь обязательной и создает ощущение некоторой безопасности. Секлетинья Матвеевна не может сказать, откуда взялся этот яд (возможно, он сам появился внутри нее). Поэтому ее тревога выражена достаточно сильно - опасность грозит ей от собственного тела.
   Описанные нами пациенты отличаются от обычных больных психосоматическими расстройствами и по тому, как их воспринимают лечащие врачи. Обилие малоконкретных, монотонных жалоб, слабый эффект лечения у больных психосоматозами ведут к тому, что они путешествуют по специалистам и в конце концов возвращаются к участковому терапевту. Врачи, ощущая, видимо, вину и беспомощность, испытывают раздражение и уклоняются от общения с такими пациентами (2).
   Вот отзывы врачей, характеризующие больных психосоматозами:
   "Они достают, высасывают энергию, требуют, ноют, вечно жалуются, непонятно чего хотят - и хоть бы они не приходили".
   Больные обижаются на это эмоциональное отвержение, тоже чувствуют раздражение и беспомощность, и тем не менее возвращаются к врачам снова и снова. Многие говорят, что врач для них подобен Богу, ждут от него чуда - возвращение здоровья. Врач не может этого дать и фрустрирует больного - тот разочаровывается.
   Описанные же в этой работе люди такого отношения к врачам не развивали. Они воспринимали своего доктора как человека, как достаточно квалифицированного специалиста. Возможно, что свои потребности в зависимости он пытались реализовать в других отношениях. Всех описанных здесь пациентов лечащие врачи охарактеризовали как странных, х состояние вызывало заинтересованность и желание помочь. Раздражения и вины у лечащих врачей в ответ на их состояние не возникало. Такое восприятие могло быть связано с выраженными у этих больных шизоидными чертами психики и их контрзависимыми тенденциями (избегание близости и стремление поддерживать достаточную дистанцию в общении).
   Таким образом, "говорящий" симптом может быть проявлением, очень близким к истинной символизации.

2004

  

Список литературы

   1. Калшед Д. "Внутренний смысл травмы". Ин-т общегуманитарных исследований. М.: 2001
   2. Психосоматика. Новейший справочник. Под ред. И.Г. Малкиной-Пых. М.: Эксмо, С-Пб; Сова, 2003
   3. Юнг К.Г. "Психология бессознательного". М.: 1996
   4. Ялом И. "Экзистенциальная психотерапия". М.: 1997
   Семкова М.П. Телесный симптом, выступающий в роли символа... 6
  
  
  

символ

  

ощущения тела

  

мысленные представления

  

эмоция

  

эмоция

  

мысленные представления

  

ощущения тела

  

символ

  
   схема 1
  
   схема 2
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"