Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Ритуал перехода и эмоциональное выгорание сотрудников скорой помощи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    в отношенях с больными складывается ритуал, подобный древним обрядаам инициации; он может внести весомый вклад в формирование эмоционального выгорания медиков. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой


Элементы ритуала перехода в профессиональной субкультуре "скорой помощи"

   Обряд перехода проводился для того, чтобы член первобытного коллектива лишился своего прежнего статуса и обрел новый, более высокий. Это, по существу, переживание символической смерти и возрождения индивида, путешествие его в мир мертвых и возвращение оттуда с новым знанием [3, С.1]. Это родильные, погребальные обряды, обряды посвящения. Хотя традиционные обряды целителей - окказиональные [1, С. 5 -17], но в заговорах описывается как раз путешествие героя в иной мир и его возвращение или символическое разрушение и восстановление его тела [6, C. 60]; целитель и пациент во время произнесения заговора пребывают в трансовом состоянии, глубоко идентифицируются друг с другом, и герой такого путешествия, по сути, един. Структура обряда перехода такова: 1) Лишение индивида прежнего статуса; 2) Передача ему нового знания; 3) Включение в социум в новом статусе [3, С.1; 5, C.147 - 172]. Лишение прежнего статуса подчеркивается унижением проходящего ритуал, а символическая смерть - мучительными испытаниями. Описан современный родовый обряд с десоциализацией роженицы, подчеркиванием ее невежества, обучением в ходе родов и последующей ресоциализацией [3, С.1]. Необходимо подчеркнуть, что обряд складывается стихийно, неосознанно, служит для передачи традиции и лишь спустя много времени осмысляется (зачастую такое осмысление представляет собою только рационализацию). В современной медицине обряд перехода возродился в рамках трансперсональной психотерапии.
   В обыденном сознании сотрудники "скорой помощи" зачастую выглядят амбивалентно. Они безличны, мало общаются с пациентом, выполняют болезненные процедуры и часто связаны со смертью (как убийцы, так и спасители); машина "скорой" вполне может претендовать на транспортное средство, курсирующее между мирами жизни и смерти. Личность пациента значит для них немного. Условия работы сотрудника "скорой" очень напоминают мифическое путешествие в царство мертвых и обратно [5, C.147 - 172]. Идентификация с пациентом вполне возможна (ее уравновешивает развитие деперсонализации), о чем свидетельствует высокая частота психосоматических заболеваний у медиков [2, C. 86].
   Однако сформировавшийся в таких условиях работы подход к пациенту как к объекту может быть проявлением симптоматики синдрома эмоционального выгорания - деперсонализации [4, C.1]. В силу этих особенностей представляет интерес выявление элементов ритуала перехода в работе сотрудников "скорой помощи" и их связь с феноменами синдрома эмоционального выгорания.
   Для исследования ритуального поведения, аналогичного обряду перехода, были исследованы реакции 18 фельдшеров, работавших совместно с автором на 124 вызовах. Критерии оценки высказываний:
      -- Унижение пациента, грубость, бранные выражения, указание больному на его внешний вид соответствуют стадии десоциализации.
      -- Упреки типа "вы сами виноваты в своем состоянии", "до чего вы себя довели" свидетельствуют о попытках передачи ответственности за состояние пациента самому пациенту и соответствуют промежуточной стадии.
      -- Рекомендации, даваемые больному после завершения лечебных манипуляций, дают ему возможность в дальнейшем существовать, полагаясь на себя, и это соответствует стадии ресоциализации. Успешное завершение вызова (улучшение состояния или удачная госпитализация) тем более являются показателями нового статуса человека: больного, чье состояние находится под контролем, или выздоровевшего.
   Фельдшера вели себя в зависимости от социального статуса больного: как "чужие" рассматривались бомжи, алкоголики, самоубийцы и старики, больные сенильной деменцией (те люди, с которыми не удается найти общего языка, они являются отвергаемыми в нашей культуре). Прочие пациенты воспринимались как "свои". Вызовов к "чужим" было 46, к "своим" 78.
   При анализе корреляционных взаимосвязей ?-преобразования критерия r Пирсона (построение корреляционной плеяды) выявлено, что восприятие больного и поведение фельдшера зависят от социального статуса пациента. Обнаружены: сильная отрицательная связь "социальный статус "свой" - "унижающие выражения" (r-0.7, p<0.001) и сильная положительная связь "социальный статус "свой" - "рекомендации" (r+0.58, p<0.001). Взаимосвязь средней силы "рекомендации" - "успешное завершение вызова" (r+0.33, p<0.001) Слабые взаимосвязи: "социальный статус "свой" - "упреки и поучения" (r+0.27, p<0.01); "упреки и поучения" - "унижающие выражения" (r+0.24, p<0.05); "унижающие выражения" - "успешное завершение вызова" (r+0.21, p<0.05)
   В общении со "своими" преобладает ресоциализация пациента, есть тенденция к передаче ему ответственности за свое состояние, то есть элементы медицинской педагогики. Сам факт вызова уже свидетельствует о потере пациентом статуса здорового человека. В общении же с "чужими" преобладает десоциализация больного, что свидетельствует о желании восстановить обусловленную обществом границу между таким пациентом и собой. В обоих случаях имеются лишь элементы обряда перехода, из-за чего обряд теряет свой первоначальный смысл и вписывается в структуру окказионального обряда [1, С. 5 -17], как то происходит и в традиционных лечебных практиках.
   Ритуальное поведение типа обряда перехода не сформировано, фрагментарно, и поэтому не несет для пациента ощутимой пользы. Для медика оно служит средством деперсонализации (если больной асоциален) и только в случаях с социально адаптированными пациентами ведет за собой завершение ритуала и профессиональное удовлетворение.
   Исследование ритуального поведения в профессиональной субкультуре может включаться в индивидуальное и организационное консультирование по вопросам профессиональных деструкций личности.
  
  

Литература

      -- Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л.: Наука. - 1990. - С. 5 - 17.
      -- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь. - 2004. - 272 с.
      -- Белоусова Е. C. Современный родильный обряд. - http://proekt-psi.narod.ru
      -- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. -
   http://edinorog.boom.ru
      -- Пропп В. Я. Морфология "волшебной" сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт - 1998. - 512 с.
      -- Шиндин С. Г. О возможности присутствия рефлексов архаического ритуала в русских заговорах//Славяноведение. - N3 - 1993. - C. 60
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"