Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Мы и Они

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    О работе с эмоциональными штампами "выгорающего" специалиста


Мы и Они

   В коллективах, где много "выгоревших" специалистов, складывается интересная динамика: профессионалы, проявляя негативные чувства к клиентам (пациентам, ученикам), объединяются против них, и складывается такой образ - есть хорошие "Мы" и плохие "Они". Разговаривая с сотрудниками, психолог может обнаружить массу стереотипов: в одной из школ несколько лет назад было принято беседовать о том, что "ученики год от года делаются тупее и тупее". На подстанции "скорой помощи" сформировалось довольно сложное ритуальное поведение, включающее в себя задержку выезда на вызов, заочные угрозы в адрес пациента и его коллективное осмеяние после завершения выезда. Мышление сотрудников регрессирует на магический уровень, для которого больной становится вторгающимся в привычный мир представителем мира смерти и хаоса [1, С. 5 - 17], а сотрудник "скорой помощи" должен выдворить его обратно и символически наказать. Разделение на своих и чужих позволяет членам коллектива сплотиться и поддерживать друг друга, дает возможность выразить гнев и создает иллюзию контроля над ужасными клиентами. Но эмоции, выраженные столь стереотипно, теряют личностный характер, выхолащиваются, что в итоге может облегчить развитие синдрома эмоционального выгорания у специалиста. Коллектив выигрывает, но страдает личность. Поддаваясь стереотипам, специалист не выделяет себя из ситуации, не проводит границ между собой, своими коллегами, клиентами, профессией и не осознает собственных чувств и потребностей. Такая ситуация в гештальт-терапии называется слиянием [2, С. 135]; склонные к слиянию люди часто испытывают обиду и вину, выступая по очереди то в роли обиженной жертвы, то виноватого агрессора, и этот порочный круг может быть вечным [2, С. 137 - 138]. Кроме того, выгорающий специалист испытывает массу чувств, на которые, согласно его понятиям об этике, не имеет права (гнев, страх, презрение, желание наказать). Он неосознанно приписывает своему клиенту те черты (глупость, злонамеренность), которые оправдывают его злость и страх. Этот механизм называется дополнительной проекцией [2, С. 149].
   В работе с проблемой "Мы" и "Они" важно позволить выгорающему специалисту пережить и принять его собственные чувства и осознать, насколько они отличаются от эмоциональных штампов, принятых в его коллективе. Вот пример работы с Ольга, социальным работником. Сначала психолог просит ее представить, как среди его коллег принято представлять себе клиента, нарисовать этот образ и рассказать, какие чувства он вызывает. Она нарисовала ряд серых клеток, похожих на те, что бывают в зоопарке, но пустых - это тот трущобный район, где живут ее клиенты. Они опасные, глупые и требовательные. Она их боится, но их иногда бывает жалко (на этом этапе Ольга осознает принятый среди ее коллег стереотип). Психолог просит клиента выбрать ту часть рисунка, которая вызывает наибольший дискомфорт. Ольга выбирает самую большую клетку. Что она чувствует, глядя на нее? Обиду. Какая ситуация на работе заставляет Ольгу чувствовать себя обиженной? Это отношения с одной очень капризной старухой, которой все не нравится (на этом этапе Ольга осознает собственные чувства и ситуацию, которая их запускает). Психолог предлагает ей побыть этой старухой. Ольга соглашается. Ее в образе Старухи сажают на отдельный стул. Старуха боится смерти и завидует всем молодым. Ольга и Старуха вступают в диалог, высказывая друг другу обиду и раздражение. Ольга говорит Старухе, что чувствует себя беспомощной и виноватой, после чего заканчивает диалог (на этом этапе начинается присваивание переживаний, которые раньше уходили в проекцию). Проблемы вины и ответственности станут материалом дальнейших сессий, но уже сейчас Ольга сможет осознавать свои чувства к клиентам и не поддаваться обезличивающим ее эмоциональным стереотипам.

Литература

      -- Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л.: Наука. - 1990. - С. 5 - 17.
      -- Булюбаш И. Д. Руководство по гештальт-терапии./Сер. Золотой фонд психотерапии. - М.: Изд-во Института психотерапии. - 2004. - 768 с.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"