Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Мотив Цветка и регуляция позы

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В кататимно-имагинативной терапии (символдраме) мотив Цветка используется в основном как диагностический. Однако, созерцание воображаемого цветка несет массу проекций, связанных как с постуральным тонусом на данный момент, так и с очень обширным контекстом, включающим как индивидуальные, так и коллективные содержания. Мотив Цветка выполняется, как правило, "наивным" клиентом, и большой интерес представляет то, как клиент во время визуализации остается в рамках практически только индивидуальных содержаний. Вероятно, обширные проекции, связанные именно с телесными ощущениями, позволяют такому клиенту удерживаться в рамках только индивидуальных содержаний.

  
  В мотиве "Цветок" строение растения максимально обобщенно повторяет схему тела переживающего визуализацию. Исследовать состояние сразу всего мышечного аппарата и даже всей аксиальной (связанной с позвоночником, осью тела) мускулатуры технически невозможно. Поэтому важным было выбрать, какой отдел следует изучать в первую очередь. Согласно представлениям телесно-ориентированных терапевтов, самым первым образуется так называемый "шейный блок" - он формируется еще в родах, а при успехе психотерапии начинает проявлять себя и перестраиваться первым [7 С. 4 - 6 ]. Шея наиболее тесно связана с позно-тоническими рефлексами, и потому исследование было начато именно с нее.
  Активное воображение, лежащее в основании метода символдрамы - это не переживание "сновидений наяву", а более сложный процесс: клиент во время визуализации сохраняет связь с психологом, рассказывает о своих переживаниях, а психолог задает ему уточняющие вопросы и мягко направляет. Мышление и воображение нейрофизиологически тесно связаны с моторикой, и потому логично было бы исследовать именно состояние мышц во время визуализации. Контроль произвольных движений, особенно во время их формирования, опосредован речью [8, С. 184 - 201], а в активном воображении задействованы два потока контроля - образный, созерцаемый, и речевой - обратная связь (раппорт) клиента и его психолога.
  Для того, чтобы наметить пути к решению этой проблемы, было проведено экспериментальное исследование электромиографической активности (ЭМГ) мышц шеи во время визуализации "Цветок". Это были студенты-магистранты, преподаватели и служащие Удмуртского государственного университета, мужчины и женщины в возрасте от 19 до 62 лет, всего 31 человек. В выборке преобладали биологи, но встречались также и психологи (четыре женщины).
  Критерии включения: отсутствие жалоб; легкие мозжечковые симптомы; болевые и мышечно-тонические синдромы шейного, грудного, поясничного отдела позвоночника; головная боль напряжения; мигрень; паркинсонизм I стадии.
  Критерии исключения: любая острая боль на момент исследования; пара- и гемипарезы; грубый тремор любой этиологии; грубая атаксия.
  Эксперимент проводился следующим образом. Испытуемый сидел на стуле в удобной для него позе. Активные поверхностные электроды накладывались на грудинно-ключично-сосцевидные мышцы под сосцевидным отростком, индифферентный электрод - на запястье правой руки. ЭМГ фиксировалась во время визуализации "Цветок" после выполнения функциональных проб на расслабление и напряжение. Эпоха анализа составляла 300 секунд для каждой фазы визуализации.
  Испытуемый сидит в удобной позе с наложенными электродами и закрывает глаза. Его инструктируют, что он должен поддерживать речевой контакт с экспериментатором, отвечать на его вопросы и рассказывать о том, что происходит в его воображении.
  Активная визуализация мотива "Цветок" состоит из трех фаз.
  Первая фаза - введение в визуализацию. Сначала испытуемого просят обращать внимание только на дыхание - как ощущается воздух на вдохе и на выдохе, до какого уровня он доходит (носа, горла, груди, живота), достаточно ли такой глубины. Далее испытуемый постепенно обращает внимание на свою позу - удобно ли ему; как опираются стопы на пол, а седалище и спина - на стул; есть ли области напряжения, дискомфорта или боли. Если есть, просят его представить, что дышит он не через нос или рот, а через это неприятное ему место. Испытуемый может представить цвет, консистенцию, размер своего дискомфорта. При развитом воображении уже в этот момент дискомфорт представляется в виде символического образа, с которым можно даже вести диалог. После того, как в результате "дыхания через больное место" ощущения испытуемого изменятся, его просят обратить внимание на фон перед глазами: его цвет, объемность, движения в нем. Важно, какие чувства испытывает человек во время введения в визуализацию и какие мысли его при этом посещают. Когда новизна переживаний немного поблекнет, просим испытуемого представить себе цветок по методу Х. Лейнера [6, С. 119 - 124].
  Цветок - это вторая фаза визуализации. Инструкция к ней является максимально обобщенной - испытуемого просят представить себе цветок и рассказать о нем. Как правило, он начинает с венчика и описывает лепестки и сердцевину, после чего наступает небольшая заминка. В этот момент экспериментатор (или психолог, если речь идет о консультации) предлагает обратить внимание на цветоложе, место соединения цветка со стеблем. Поскольку темой исследования было функциональное состояние мышц шеи, так называемый "шейный мышечный блок", логично было предположить, что именно в визуализации цветоложа или цветоножки будет отмечено больше всего нарушений: цветоложа может не быть вовсе, оно может оказаться слабым, надломленным, сухим, или же, напротив, резко утолщенным, усиленным. После подробной визуализации цветоложа испытуемый направляет свое внимание вниз по стеблю и описывает его: высоту, крепость, поверхность стебля, особенности листьев. Когда внимание испытуемого обращается к земле, наступает еще одна заминка, так как корни растения он рассмотреть не может. В этот момент экспериментатор просит его обратить внимание на землю, в которой укоренен цветок, рассказать о ней и о состоянии цветка. После этого визуализация - плавно или с неким смысловым разрывом - перетекает в следующую фазу. Если во время введения в визуализацию испытуемый как бы расщеплялся, диссоциировал на "себя наблюдающего" и "свое сидящее тело", то в созерцании цветка эта диссоциация пропадает, ни субъекта, ни объекта на какое-то время не остается, и испытуемый творит в воображении свой цветок, на время забывая о себе.
  Ландшафт - это третья и последняя фаза визуализации. В этот момент субъект-объектное единство созерцания снова распадается. Экспериментатор спрашивает, где находится сам испытуемый и как он видит свой цветок. Как правило, возникает определенный ландшафт, в котором испытуемый может двигаться и действовать: луг, лес, сад, собственная комната или рабочий кабинет ботаников. Здесь экспериментатор занимает менее активную позицию, он следует за испытуемым. Как правило, в норме ландшафт является ресурсным образом, в котором можно набраться сил. Если цветку там не слишком хорошо, экспериментатор просит испытуемого посмотреть, нельзя ли как-то улучшить ситуацию. Когда испытуемый помогает цветку (рыхлит, поливает, переставляет горшок), его собственное функциональное состояние на какое-то время улучшается.
  
  Проводился турн-амплитудный анализ ЭМГ во время всех трех фаз визуализации "Цветок", учитывались следующие показатели - максимальная амплитуда (МА), средняя амплитуда (СрА), суммарная амплитуда (СуммА), средняя частота (СрЧ) и отношение амплитуды к частоте (Амп/Част) турна. Статистический анализ проводился в программе SPSS - 23.
  Сначала была проведена кластеризация испытуемых по методу дальнего соседа. Было выделено 6 классов. В классы 1, 3 и 4 попало по четыре испытуемых, в класс 5 - 5 человек, во 2-й класс - единственная испытуемая, а класс 6, в который вошло 13 человек, интерпретировался как условная норма.
  Классы испытуемых сравнивались по каждому из показателей ЭМГ; использовался метод Краскалла-Уоллеса. Значимые различия выявлены только по показателю Амп/Част (отношению амплитуды турна к его частоте); этот показатель растет прямо пропорционально амплитуде и обратно пропорционально частоте турна. Косвенно он имеет отношение к изменению количества двигательных единиц, находящихся между электродами: чем ниже частота, тем меньше становится количество задействованных в процессе мотонейронов спинного мозга; чем больше амплитуда, тем больше мышечных волокон, иннервируемых одним мотонейроном, вступает в действие.
  Какой смысл имеют эти изменения мышечной активности? Согласно Н. А. Бернштейну, организация движения - сложная, многоуровневая система [3, С. 212 - 252]. Когда испытуемый с наклеенными на шею активными электродами сидит в незнакомой лаборатории и выполняет двигательные пробы, он поддерживает позу более или менее осознанно, в чем задействованы не только нижние отделы этой системы, но и стриатум, и лобная кора. Когда он визуализирует, осознанность поддержания позы пропадает. Во время активного воображения остается задействованным рубро-спинальный уровень организации движения - уровень А по Бернштейну, автоматическое поддержание тонуса позы, - и фиксация смысла воображаемого действия, когда испытуемый изучает воображаемый цветок и действует в воображаемом ландшафте - это высшие корковые уровни D и Е. Искажения, вносимые "разучиванием" новой позы - синергии таламопаллидарного уровня В, контроль движения со стриопаллидарной системы и моторной коры (уровни С 1 и С 2), перестают вносить свои помехи, и мы можем видеть, как смысл движения и его самая примитивная энергетика взаимно влияют друг на друга.
  Итак, значимые изменения между группами испытуемых (кластерами) получились только по параметру отношения амплитуды турна к частоте, но зато во все фазы визуализации: во время введения он составляет в зависимости от кластера: 4883,50 мкВ*с; 8082,00 мкВ*с; 924,00 мкВ*с; 252,50 мкВ*с; 1116,40 мкВ*с; 428,59 мкВ*с (Н Краскалла - Уоллеса = 14,59; р = 0,012), в визуализации цветка: 5667,75 мкВ*с; 0,00 мкВ*с; 1297,75 мкВ*с; 4905,00 мкВ*с; 2550,80 мкВ*с; 954,44 мкВ*с (Н Краскалла - Уоллеса = 19,20; р = 0,002) и при воображаемых действий в ландшафте: 439,00 мкВ*с; 3536,00 мкВ*с; 5323,25 мкВ*с; 3355,50 мкВ*с; 372,73 мкВ*с (Н Краскалла - Уоллеса = 20,56; р = 0,001).
  
  Можно предположить, что во время визуализации происходит следующее.
   Испытуемые кластера 1 очень резко перестраивают организацию позы при введении в визуализацию и созерцании цветка, а в мотиве ландшафта возвращают себе сознательный контроль; вероятно, фиксация на теле, реальная и символическая, заставляет их глубоко регрессировать, а это может вызывать тревогу (χ2 Фридмана = 6,00; р = 0,050).
  Испытуемая кластера 2 резко перестраивает на входе и выходе визуализации.
  Испытуемые кластера 3 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте (χ2 Фридмана = 6,53; р = 0,038).
  Испытуемые кластера 4 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте, но при этом сохраняют осознанный контроль во время введения в визуализацию (χ2 Фридмана = 8,00; р = 0,018).
  Испытуемые кластера 5 перестраивают организацию позы так, что углубление изменений достигается во время воображаемых действий в ландшафте, но с меньшей интенсивностью, чем испытуемые кластера 2 (значимых различий по значениям Амп/Част во время фаз визуализации не выявлено).
  Испытуемые кластера 6 (условная норма) перестраивают организацию позы так, что отношение Амп/Част все время остается невысоким и усиливается при созерцании цветка; вероятно, эти испытуемые сохраняют самоконтроль практически все время и сильно не регрессируют (значимых различий по значениям Амп/Част во время фаз визуализации не выявлено).
  По группе испытуемых в целом изменяется показатель отношения Амп/Част, и различия отношения Амп/Част значимо различаются: в среднем по выборке во время введения в визуализацию он равен 1434,89 мкВ*с; во время созерцания цветка = 2390,98 мкВ*с; во время воображаемой активности в ландшафте = 1746,48 мкВ*с (χ2 Фридмана = 5,45; р = 0,066; различие на уровне тенденции). Регрессирует испытуемый во время визуализации цветка, а на входе и выходе в процесс активного воображения изменяется способ организации позы.
  
  "Мышечные" показатели испытуемых могут позволить представить, насколько гладко протекает визуализация и насколько значим ее материал. Можно представить себе, насколько тревожен и/или регрессивен данный испытуемый. Далее следует изучить содержательную сторону его визуализаций по данным протокола эксперимента. Рассказ испытуемого фиксировался письменно и как можно более подробно, но, к сожалению, после опыта. Анализ этих протоколов позволил выявить общие признаки визуализации и возможные патологические признаки по каждому кластеру испытуемых.
  В КЛАСТЕР1 попало четверо испытуемых, женщин 19 - 25 лет.
  При введении в визуализацию они отмечали следующее:
  - сразу визуализируются области дискомфорта либо тело вовсе не воспринимается;
  - при визуализации фона перед глазами он воспринимается как плоский; может возникнуть визуализация ландшафта.
  При созерцании цветка они отмечали:
  - ярко и детально визуализировали цветок (лилии или колокольчики), иногда даже с ароматом;
  - отмечали, что цветку в почве хорошо.
  При созерцании ландшафта они:
  - могли не визуализировать ландшафт, а придумывать его, вспоминать пространство лаборатории;
  - визуализировали только почву для цветка;
  - визуализировали ландшафт, никак с цветком не связанный;
  - не находились в воображаемом ландшафте, не видели там себя.
  
  В КЛАСТЕР 2 попала единственная испытуемая, довольно молодая.
  При введении в визуализацию она отмечала следующее:
  - телесный дискомфорт;
  - полное дыхание;
  - черный фон.
  При созерцании цветка она отмечала:
  - пышный венчик;
  - слабое для него цветоложе;
  - гибкий стебель, который "очень нудно ломать".
  При созерцании ландшафта она:
  - развивала визуализацию постепенно - от почвы до целостного ландшафта;
  - ландшафт (огород) появился, исходя из почвы - плодородной, в которой цветку хорошо;
  - она могла выбирать - работать ей в огороде или отдыхать.
  
  В КЛАСТЕР 3 попало четверо испытуемых, женщин от 26 до 62 лет.
  При введении в визуализацию они отмечали следующее:
  - дыхание не затруднено;
  - мышечные напряжения могут восприниматься символически, ими можно управлять;
  - черный или темный фон перед глазами, бесформенные, яркие и подвижные пятна в нем - есть попытки управлять движением пятен.
  При созерцании цветка они отмечали:
  -довольно пышный венчик;
  - слабый или срезанный стебель, неполноценные листья,
  - срывание цветка либо цветок висит над почвой;
  - бедная или пересыщенная почва, цветочный горшок или клумба как место укоренения.
  При созерцании ландшафта они:
  - визуализировали только почву или цветок, висящий над нею;
  - сначала связи между почвой и ландшафтом не видели, пытались ее осмыслить или воссоздать (придумать);
  - придавали ландшафту большее эмоциональное значение, чем цветку;
  - активно действовали в ландшафте - помогали цветку, исследовали местность, путешествовали или отдыхали.
  
  В КЛАСТЕР 4 попало четверо испытуемых от 19 до 23 лет (три девушки и юноша).
  При введении в визуализацию они отмечали следующее:
  - хорошо отслеживаются глубина дыхания и опора;
  - поза некомфортна, дискомфорт сравнительно легко устранить.
  При созерцании цветка они отмечали:
  - цветок либо мощный и выразительный,
  - либо выдуманный, нарисованный.
  При созерцании ландшафта они отмечали:
  - ландшафт либо отсутствует,
  - либо не имеет связи с цветком,
  - либо нарисован на картинке.
  
  В КЛАСТЕР 5 попало пятеро взрослых испытуемых (28 - 42 года) обоего пола.
  При введении в визуализацию они отмечали следующее:
  - тело и его поза воспринимаются слабо;
  - дыхание не затруднено либо не воспринимается;
  - фон перед глазами плоский.
  При созерцании цветка они отмечали:
  - перебор нескольких цветов;
  - цветок фантастический - выдуманный или с металлическими деталями;
  - дотошное, ботанически точное описание цветка при отсутствии особых эмоций;
  - акцент места укоренения - сильные корни, металлическое острие железного стебля, прикорневая розетка.
  - акцентированное описание почвы - разновидность лесных почв, чернозем, камень.
  При созерцании ландшафта они отмечали:
  - это газоны или грядки, на которых надо работать;
  - это конкретный, ранее виденный ландшафт - лесная опушка, двор университета, своя комната;
  - состояние цветка в ландшафте особых эмоций не вызывает.
  В КЛАСТЕР 6 попало тринадцать испытуемых обоего пола, юных и молодых взрослых.
  При введении в визуализацию они отмечали следующее:
  - при помощи экспериментатора могли визуализировать нехватку дыхания;
  - поза обычно удобная;
  - фон перед глазами подвижный, приятных цветов.
  При созерцании цветка они отмечали:
  Образ цветка мог либо соответствовать норме, либо предъявлять незначительные симптомы нарушений - нет цветоложа, колючки, плохое укоренение. Могли быть визуализации гербарных листов и ботанических иллюстраций: одновременно и визуализация цветка, и его определение до подвида (что характерно для профессиональных ботаников и зоолога).
  При созерцании ландшафта они:
  - визуализировали разнообразные ландшафты;
  - в ландшафтах могли определяться легкие "стигмы" нарушения ранних объектных отношений с матерью - бедные почвы, заболоченность;
  - в ландшафте активно действовали, и не всегда ради цветка - решали проблемы, связанные с индивидуацией, сепарацией и обретением новых социальных ролей.
  - ландшафт и почва цветка были хорошо связаны по смыслу, "семантического перепада" между ними не было.
  
  Если свести воедино электромиографические особенности и особенности визуализации, мы увидим следующее.
  КЛАСТЕР 6, условная норма - это так называемые "наивные испытуемые", которые визуализациями прежде вряд ли занимались серьезно. При введении в визуализацию они послушно следуют инструкции, поддерживая контакт с экспериментатором; им удается одновременно и ощущать (быть субъектом) и визуализировать (превратить тело в объект). Они созерцают цветы, хорошо им знакомые, и далеко не всегда озабочены их видовой принадлежностью. В образе цветка неплохо отображаются физические симптомы испытуемых (например, напряжение в шее) и субъективные переживания (тревоги, агрессии, беспомощности или гордости). Цветок, как бы плохо ему не было в визуализации, не вызывает у этих испытуемых тревоги (они его жалеют) - во время созерцания они проецируют (свое состояние на образ цветка) и нормально переживают это единство субъекта и объекта. Ландшафт у них всегда связан с почвой цветка - тревожащего провала в тот момент, когда надо почувствовать себя рассматривающм цветок, не возникает. Ландшафт позволяет активно действовать, чувствителен к тому, чтобы символически выражать актуальные проблемы испытуемого. Сам испытуемый активно исследует и находит в ландшафте новые ресурсы. Воображение этих испытуемых не ускользает от сознательного контроля и хорошо регистрирует мелкие отклонения от нормы.
  КЛАСТЕР 1 - это молодые девушки. Они активно уходят в визуализацию, их воображение ярко. Тем не менее, материал визуализаций указывает на их определенную бестелесность, неукорененность в жизни, так как связей между цветком и ландшафтом практически нет. Ландшафт выдумывается, есть провал между собою как объектом и собою как субъектом - судя по тому, что ЭМГ-активность в фазе ландшафта сохраняется высокой, а образы становятся фрагментированными или шаблонными, мы можем думать о том, что в этот момент возникает сильная тревога. Цветы этих испытуемых не отражают никаких проблем - вероятно, девушки желают видеть только идеальный образ своего тела и привычное социальное лицо, а все остальное знание о себе их может испугать.
  Единственная испытуемая КЛАСТЕРА 2 от природы отличается хорошим воображением. Процесс развивается последовательно и касается только ресурсов, которые можно задействовать. Тем не менее, "головной" характер этого процесса и его гибкость выражает диспропорция в образе цветка - мощный венчик и относительно слабый чрезмерно гибкий стержень.
  КЛАСТЕР 3 - это женщины, чье состояние указывает на раннюю травму (это было подтверждено в интервью после визуализации). Перевод телесных ощущений в зрительные образы происходит легко, и испытуемые контролируют этот процесс. В образе цветка их состояние с преобладанием ментальных процессов и недостатком ресурсов регистрируется очень точно. В ресурсном мотиве ландшафта они возвращаются к умному и гибкому самоконтролю - помогают цветку, уходят из "нехорошего" места, и это поведение может быть терапевтичным. Правда, травму они могут и воспроизвести, срывая цветок в визуализации.
  КЛАСТЕР 4 - это юные испытуемые, решающие юношеские проблемы. Они формируют эффективную Персону, поэтому их цветы весьма выразительны; не ускользает от внимания и то, что представления о себе и своих ресурсах у них могут быть весьма фантастическими. Эти молодые люди неплохо "воплощены" телесно, и потому в на входе и выходе визуализации они не впадают в такую сильную тревогу и регрессию, как испытуемые из КЛАСТЕРА 1. При этом они все еще социально не "воплощены", их Персона не сложилась, и потому ландшафт у них с цветком не связан, они воспринимают окружающий мир только как ресурсное место для себя.
  КЛАСТЕР 5 - это интеллектуализаторы. Их воображение устроено так, что сочетает и фантастику, и буквальность. Вместо того, чтобы позволить себе переживать, они вспоминают, защищаясь этим от болезненных аффектов. Группа условной нормы к ним достаточно близка малой эмоциональной насыщенностью и точностью отражения проблем в своих визуализациях.
  Заключение
  Х. Лейнер рекомендовал визуализацию "Цветок" как короткое и эффективное диагностическое упражнение, позволяющее оценить склонность и способность клиента к активному воображению, увидеть продукт этого процесса (возможные образы нарушений, физических и эмоциональных), его динамику (связность, последовательность) и эмоциональную насыщенность [6, С. 119 - 124].
  В России Я. Обуховым и Д. Колосовым мотив Цветка был углублен и переработан в направлении его ресурсности. "Вводная" часть появилась по необходимости: наивного испытуемого без опыта медитаций и аутогенной тренировки нельзя взять и переключить в режим активного воображения. Мотив Ландшафта возникал, видимо, самопроизвольно, неся много значимой информации и переходя в стандартные мотивы, касающиеся ресурсов личности и ее представлений о себе - либо в мотив Луга, либо в мотив Дома.
  "Наивные" испытуемые, участники данного исследования, визуализировали достаточно тонко. Вводная часть визуализации погружала их в телесные ощущения и позволяла определиться, насколько глубоко они будут погружаться в процесс и насколько станут контролировать его.
  Созерцание цветка позволяло выразить символические представления о собственном теле. В первом приближении венчик соответствует голове и лицу, стебель - туловищу, листья - рукам и одежде, а место укоренения - тазу и ногам. Такие репрезентации позволяют довольно точно оценить состояние позы и тонуса и даже откорректировать их при необходимости. Переход от венчика к стеблю часто вызывает у испытуемого краткое замешательство, приостановку процесса визуализации - понятие цветка инфантильно воспринимается как синоним именно цветка-органа, а не цветущего растения в целом. Цветок-орган - символическое отображение своей ментальной жизни, лица и отчасти сексуальности, пола. В ранней юности такого представления о себе вполне достаточно. Символический переход таких полумечтательных-полуистинных представлений о себе в представление о реальном Я символизируется цветоложем, которому испытуемые без подсказки не уделяют особого внимания. Цветоложе или цветоножка является и символической репрезентацией шеи и плеч, поддерживающих голову. Как правило, испытуемый может детально представить эту область, но только после подсказки экспериментатора (психолога). Интересно, что цветоножка, отходящая от стебля под углом (как у нарцисса и некоторых лилейных), в визуализациях практически не встречается - даже у взрослых испытуемых. Может быть, поэтому на третьем десятилетии жизни, когда формируется эффективная Персона, манифестируют и всяческие шейные болевые и тонические синдромы, которые обычно величают "шейным остеохондрозом"
  Стебель и листья визуализируются с той же легкостью и непринужденностью, что и венчик.
  Второе затруднение возникает, когда пытаются оценить, хорошо ли укоренено воображаемое растение. Прикорневая область как репрезентация ног и таза оправдывает себя в норме, но при проблемах сепарации-индивидуации и при физиологических проблемах в ногах и позвоночнике возникает "провал". Испытуемый хочет оценить укоренение, но корневой системы рассмотреть не может, ее укрывает земля. Тогда он оценивает почву, нередко по подсказке экспериментатора. Область укоренения оказывается в визуализации самой важной - именно по характеристикам этой области кластеры испытуемых различаются наиболее существенно. Эта область отображает как состояние позы и тонуса испытуемого в целом, так и степень его социализации, адекватность его представлений о мире - какие из его конфликтов актуализированы сейчас и насколько хорошо он сам это понимает.
  Никто из испытуемых в данном исследовании не вышел за пределы персонального уровня символических репрезентаций. То, что они представляли в виде цветка - это их тело, их социальное лицо, их личность. Их воображаемые цветы содержали минимум конфликтного материала. И вот поэтому обрывать визуализацию, завершая его представлением растения, не следует.
  Здесь можно вспомнить миф о похищении Персефоны правителем мира мертвых Аидом, а также интерпретацию этого мифа [9, С. 111 - 165]. Персефона собирала цветы и, уйдя слишком далеко, была похищена Аидом и увезена в подземный мир - так повествуют древние варианты мифа. В дальнейшем историю эту уточнили, связав ее с мифом о Нарциссе: Персефона была так очарована одиноким цветком, что ступила на ненадежную почву; в земле возникла расселина, и Аид унес ее туда на своей колеснице. В контексте символдрамы этот вариант мифа напоминает мотив "Окно на болоте", когда визуализирующий ожидает того, кто появится из болотной воды. Кажется, что корни нарцисса - это паутина, задев которую, Персефона неминуемо разбудит паука-Аида. Нарцисс в этом мифе символизирует рано погребенные, но не умершие психические феминные содержания, переживание которых целительно при нарциссическом складе личности [9, С. 209 - 243].
  Никто в данном исследовании не представил себе цветок-мандалу, Розу Мира или Цветы Зла, хотя и это было возможно. Ни один испытуемый не представил себе цветок нарцисса. В их интересах было оставаться в визуализации на персональном уровне, не актуализируя при этом серьезных конфликтных содержаний. Следовательно, эти конфликты были спроецированы не на образ цветка, а на образ ландшафта. Именно там разворачивались проблемы, связанные с ранними объектными отношениями (если визуализировался луг или лес) или с проблемами сепарации-индивидуации (если визуализировался населенный пункт). Многие испытуемые и в этой фазе визуализации не вышли за пределы персонального уровня, визуализируя свою комнату. Связи коллективного и индивидуального, их взаимные переходы символизируются в активном воображении плавностью перехода от образа почвы, в которой укоренен цветок, к образу целостного ландшафта.
  Испытуемый останавливается, когда ему нужно оценить укорененность цветка. Корни не должны быть видны. Он может либо вырвать растение, либо исследовать почву, либо остановиться в недоумении и начать фантазировать о том, как это должно быть. Мотив Цветка в символдраме не предполагает глубокого погружения в бессознательное, исключает его, и поэтому ни одного мотива, связанного со смертью, не возникает: не было образов умирающих и воскресающих богов, и воображаемый цветок всегда был неподвижен в пространстве и представлялся испытуемому вне времени (время года и время дня возникало только в мотиве ландшафта).
  Образ цветка реализуется вне пространства и времени. Он мимолетен, но зато притягивает к себе очень мощный контекст. Так, Стивен Кинг развил образ поющей Розы на пустыре в очень сложный хронотоп гибнущего и фрагментированного мира [5, С. 75 - 128] - его Роза тоже возникла не из ничего, ее породило стихотворение У. Блейка о больной Розе и поедающем ее Черве [4]. В данном исследовании часть этого контекста либо проецируется на образ ландшафта, где проявляют себя уже не индивидуальные, а коллективные переживания, либо отреагируется в телесных симптомах (затрудненном дыхании, мышечных напряжениях) во время, до и после исследования.
  Сама визуализация на тему Цветка тоже мимолетна и не требует сильного эмоционального вовлечения - в этом его преимущество как диагностического метода. Можно предположить, что, будь цветок сильно эмоционально заряжен, будь он символическим отображением не индивидуальности, а связи между индивидуальным и архетипическим, он неминуемо притянет за собою амбивалентные и конфликтные, опасные содержания. Так Данило-мастер ваял Каменный Цветок - если этот образ интерпретировать классическим способом, получится явная патология шизоидного и нарциссического спектра: цветок ваяют из камня, превращая его мимолетность в нечто навсегда застывшее и пребывающее вне времени; камень этот, малахит, зеленый, а зеленый цветок - вещь абсурдная, так как он больше не выделяется среди листвы; натурой для каменного цветка взят цветок дурмана, что говорит об одержимости творящего иллюзорными и галлюцинаторными содержаниями - о яде и опасности захвата архетипическими содержаниями [2; 1].
  Литература
  1. Бажов П. П. Горный мастер. - https://lukoshko.net/story/gornyy-master.htm
  2. Бажов П. П. Каменный цветок. - https://lukoshko.net/story/kamennyy-cvetok.htm
  3. Бершнтейн Н. А. О построении движений. Государственное издательство медицинской литературы МЕДГИЗ, 1947. - 255 с.
  4. Блейк У. Больная роза. - http://artsportal.ru/poetry/19141
  5. Кинг С. Бесплодные земли/Пер. с англ. Т. Покидаевой, 1997. - 377 с.
  6. Х. Лейнер. Основы глубинно-психологической символики/ Символдрама. Сборник научных трудов Е. К. Агеенковой, Т. Б. Василец, И. Е. Винова и др./ Под ред. Я. Л. Обухова и В. А. Поликарпова. Мн.: Европейский гуманитарный университет, 2001. - 416 с.
  7. Лоуэн А. Удовольствие: Творческий подход к жизни/ Пер. с англ. Г Пимочкиной, С. Римского. Под ред. С Римского. - http://www.fizikak.ru/aleksandr-louen-udovolestvie-tvorcheskij-podhod-k-jizni-v2/index.html [24.05.1018]
  8. Лурия А. Р. О генезисе произвольных движений/В сб. Лурия А. Р. Психологическое наследие: избранные труды по общей психологии/ Под ред. Ж. М. Глозман, Д. А. Леонтьева, Е. Г. Радковской. - М.: Смысл, 2003. - 431 с.
  9. Шварц-Салант Н. Нарциссизм и трансформация личности. Психология нарциссических расстройств личности. НФ Класс, 2007. - 296 с.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"