Семкова Мария Петровна : другие произведения.

Обряд изгнания чужого в субкультуре скорой помощи

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Ритуалы, складывающиеся в отношениях больных и медиков, могут способствовать развитию синдрома эмоционального выгорания. Написано в соавторстве с Д. Р. Мерзляковой


Окказиональный обряд изгнания чужого в субкультуре "скорой помощи"

   Проблема профессиональных деструкций личности, в частности, синдрома эмоционального выгорания, в последние годы исследуется весьма подробно. Основные направления работ - выявление зависимости между развитием профессиональных деструкций и факторами профессионального стресса, а также зависимость их формирования от личностных качеств работника. С.П. Безносов [2, С. 69 - 86] считает основной причиной профессиональной деформации личности (в системе "человек - ненормальный человек") конфликт между ролью профессионала как субъекта труда и его личностными потребностями. Проблема интерперсональных отношений в происхождении профессиональных деструкций личности считается основной, но внимание уделяется и другим факторам, в особенности связанным с организацией труда [3, С. 1]. Часто сам характер труда заставляет видеть в клиенте только объект. Для службы "скорой помощи" такому восприятию пациента способствуют недостаток времени, краткость отношений и отсутствие обратной связи, применение болезненных процедур и сильнодействующих препаратов.
   К. Маслач [3, С. 1] отмечает "заразность" синдрома эмоционального выгорания и связала этот факт главным образом с организационными проблемами. Однако только проблемы организации не могут полностью объяснить это. "Заразность" синдрома эмоционального выгорания зависит от качества коммуникаций сотрудников между собой.
   Данная работа посвящена особенностям профессиональной субкультуры "скорой помощи", на взгляд автора, способствующим становлению профессиональных деструкций. Профессиональная субкультура - понятие этнографическое, а не социально - психологическое. Однако особенности формирования традиций, передачи опыта, формирования мировоззренческой позиции по отношению к работе и к пациенту - это особенности профессиональной субкультуры.
   Отношения целителя и его пациента ведут начало из глубокой древности. В шаманских и целительских практиках они сводились к окказиональному обряду. Картина мира в традиции оной культуре не знала деления на субъект и объект, но вместо этого противопоставляла "свой" и "чужой" миры [1, С. 5 - 17]. "Свой" мир - окультуренный, известный и отделенный магическими границами от хаотического, опасного, часто смертоносного мира "чужого". Мир "чужого" мог восприниматься и как отдаленный, труднодостижимый, и как непосредственно соседствующий и то и дело вторгающийся в "свой" мир [1, С. 5 - 17; 5, С. 359 - 360]. Если граница миров нарушалась, проводился окказиональный ("К случаю") обряд, направленный на ее восстановление. Структура его такова: 1) Обнаружение Чужого; 2) Его изоляция или изгнание; 3) Восстановление нарушенной границы "своего" и "чужого"; 4) Очищение участников обряда. Окказиональных обрядов множество - например, вызывание дождя, запахивание Коровьей Смерти, изгнание болезни.
   Как известно, обрядовое поведение формируется раньше, чем его мифологическое или рациональное объяснение, складывается коллективно и жестко структурировано [4, С. 59 - 69]. Оно может быть интерпретировано как вариант глубинной психологической защиты архетипического характера. Это поведение складывается в определенной культуре или сообществе и служит для поддержания традиций этой культуры.
   В условиях "скорой помощи" ритуальное поведение этого типа поддерживает восприятие больного как объекта и служит психологической защиты, экономя эмоциональные и когнитивные ресурсы сотрудников.
   В выборку, предназначенную для исследования ритуального поведения типа окказионального обряда, вошли высказывания и поведенческие реакции (непосредственно до и после вызова) 25 сотрудников (11 врачей, 14 фельдшеров) по поводу 150 вызовов, из которых было задержано 82. Критерии оценки характера высказываний:
      -- Задержка времени выезда на вызов - использовалась как маркер "чуждости", нежелательности обслуживания вызова.
      -- Выражения типа "как лежит, так и уйдет", "шел бы он в поликлинику", имеющие смысл того, что граница между "своим" и "чужим" нарушена и желательно ее восстановление. Это магическим образом предварительно выполненный окказиональный обряд восстановления границы. Далее фигурируют как "посылающие" выражения.
      -- Оценка больного как враждебного и неадекватного, заочные угрозы больному. Соответствует стадии обнаружении "чужого". Функции же изоляции или нейтрализации "чужого" выполняют собственно диагностические манипуляции и те элементы ритуала перехода, о которых будет сказано ниже.
      -- Осмеяние больного после вызова или прямое выражение негативных эмоций соответствует этапу восстановления границы. Особенно это касается смеха, черного юмора, который является добиванием, способствующим последующему возрождению.
   Аналогов очистительным обрядам выявить не удалось, за исключением редких случаев санитарной обработки машины без необходимости, которые непосредственно наблюдать не удалось.
   Корреляционный анализ ?-преобразования критерия r Пирсона высказываний и построение корреляционной плеяды дали следующие результаты: выявлены сильные положительные связи между затягиванием времени выезда и "посылающими выражениями" (r+0.84, p<0.001), "посылающими выражениями" и оценкой больного как враждебного (r+0.59, p<0.001), затягиванием времени выезда и оценкой больного как враждебного (r+0.57, p<0.001). Умеренные положительные связи выявлены между "посылающими выражениями" и осмеянием больного после вызова (r+0.41, p<0.001), затягиванием времени выезда и осмеянием больного после вызова (r+0.40, p<0.001). Слабые положительные связи выявлены между прямым выражением чувств после вызова с оценкой больного как враждебного (r+0.33, p<0.001), с "посылающими выражениями" (r+0.29, p<0.001), с затягиванием времени выезда (r+0.21, p<0.05). Умеренная отрицательная связь выявлена между осмеянием больного после вызова и прямым выражением чувств (r-0,48, p<0.001).Высокая и средняя степени корреляции свидетельствует о том, что данные компоненты действительно образуют единый комплекс. Прямое выражение чувств после вызова выпадает из структуры данного ритуала, так как свидетельствует о восприятии пациента как партнера по контакту, а не объекта. Отношение к пациенту в рамках ритуала способствует экономии эмоциональных ресурсов (разрешены только негативные чувства) и когнитивных ресурсов (больные априори воспринимаются как враждебная масса).
   Ритуальное поведение окказионального типа сравнительно хорошо сформировано и служит для экономии эмоциональных и когнитивных ресурсов сотрудников "скорой помощи", что может способствовать формированию таких симптомов эмоционального выгорания, как эмоциональное истощение и деперсонализация.

Литература

      -- Байбурин А. К. Ритуал: свое и чужое // Фольклор и этнография. Проблемы реконструкции фактов традиционной культуры. - Л.: Наука. - 1990. - С. 5 - 17.
      -- Безносов С. П. Профессиональная деформация личности. - СПб.: Речь. - 2004. - 272 с.
      -- Маслач К. Профессиональное выгорание: как люди справляются. -
   http://edinorog.boom.ru
      -- Ольховский В. С. Обычай и обряд как формы традиции//Российская археология. - N 2 - 1997. - С. 59 - 69.
      -- Пропп В. Я. Морфология "волшебной" сказки. Исторические корни волшебной сказки. - М.: Лабиринт - 1998. - 512 с.
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
   4
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
      --

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"