Семкова Мария Петровна : другие произведения.

2. Персонажи "Котлована" строят новый мир и новое тело

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


Персонажи "Котлована" конструируют новый мир и новое тело

   В повести А. Платонова "Котлован" создание нового мира делается через тело. Имеется две группы персонажей - строители котлована и крестьяне. Первые идентифицоруются с внутренней пустотой, когда даже кости их напоминают либо экзоскелет, либо инородное тело - это позволяет избежать индивидуальности, образовать массу, подобную глине и веществу, с которым они работают; вторые акцентируют границы индивидуальных тел (спят в гробах), избегают пустоты утраты, наполняя себя мясом скотины, которую не желают отдавать колхозу.
   Тело рабочих "Котлована" коллективно, но это не привычное "карнавальное тело" [Бахтин: 112]. Рабочий не испытывает боли и удовольствия, не различает цветов, для него имеет значение тепло. Принципиальное избегание потребностей позволяет ему быть веществом. Таким тело становится при шизоидном развитии личности [Лоуэн: 87] и при комплексе слияния [Шварц-Салант: 33].
   Тело крестьянина не имеет границ иначе, сохраняя индивидуальность. Он идентифицируется с хозяйством, расширяясь. Для него значимо наполнение себя (мясом) или наполнение собою (гроба) и ритуальное, теряющее коммуникативность выражение утраты. Так проявляются оральные потребности, причиняющие такие страдания шизоидам.
   Исчерпав утрату, лишив смысла оральные потребности, крестьяне оказались столь же пусты, как строители котлована. Опустошенность стала смертоносной для них. Лишилось коммуникативного и регулирующего смысла выражение горя, потеряли смысл из-за пресыщения оральные потребности.
   Для рабочих пустота значима: пустоту они и производят, копая котлован. Они разрушают почву и предназначены для разрушения. Кроме сплочения в массу и неуязвимости, это дает дополнительные выгоды. Идентифицируясь с веществом земли, они превращаются в объект собственного труда. Трудясь автоматически, они идентифицируются с машиной, высшей человека. Идентификация с субъектом и объектом одновременно позволяет освободить бытие от мучительных случайностей жизни. Крестьяне - это воплощение мучительных потребностей, которые необходимо разрушить, лишить смысла. Это удается, и освобождается разрушительная радость - медведя - но и она оказывается бессмысленной и переживается потом как утрата.
   Надежный объект привязанности [Боулби: 188], по А. Платонову - это внешний объект, неживой или уже умерший.
  
   То, что было написано в этих двух абзацах - исходное состояние. Рабочие котлована стараются преобразовать то тело, что им дано - избавить от потребностей и боли, стать сопричастными друг другу, сделаться частью трудового процесса; а крестьяне вынуждены подражать им, чтобы остаться в живых.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"