Семкова Мария Петровна : другие произведения.

22. О героях авторских сказок и фэнтези

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Интерпретация образа Героя - травмированного дитяти. О расщеплении образа Герой/Антигерой. Использованы: "Хроники Нарнии" К. С. Льюиса, эпопея о Гарри Поттере К. Дж. Роулинг, "Темная Башня" и "Талисман" С. Кинга, "Темные Начала" Ф. Пуллмена, "Властелин Колец" Дж. Р. Р. Толкиена, сказки из Тематического Указателя Ю. Е. Березкина.


   Что касается героев авторской сказки и особенно фэнтези, то их образы не столь оригинальны, как персонажи-злодеи: разве что образы героев, особенно детей, стали более психологически реалистичны. Если обобщить, то типичный герой - это травмированное дитя: он или сирота, или его родители очень неэффективны. Если мы видим и образы родителей, то они находятся где-то на периферии повествования, очень слабы и стараются избежать трудностей, связанных с детьми. Очень колоритны с этой точки зрения мистер и миссис Дарлинг из сказки "Питер Пэн" и чета Бэнкс из сказочного цикла о Мэри Поппинс.
   Для анализа образа героя уместно будет пользоваться идеями Е. Мететинского. Он описывает несколько типов таких персонажей-протагонистов сказки.
  
   Сиротка
   Сиротка - ребенок очень терпеливый, достойный и мужественный.
   Возможно, сказки о сиротках повествуют о псевдовзрослости, так как сказочный сиротка взрослеет с чудесной помощью очень быстро и становится образцовым человеком; ложная взрослость и особенно инверсия привязанности (когда ребенок опекает слабого родителя) считаются благом, так как ведут к быстрому и трогательному развитию образцовой Персоны.
   Сказке довольно и этого, страдания сиротки в прошлом никак не сказываются на ее умении жить и развиваться в сказке - ведь символизирует сирота ни в коем случае не реальное Эго, а Персону, достаточно эффеуктивную. Да и травмированный в детстве ребенок стремится именно развить Персону и стать хорошим, уважаемым и недоступным для других травм.
   Архаическая сказка поступает реалистичнее: в ней герои-мстители, тоже травмированные дети, символизируют нарциссические иллюзии всемогущества или же психические функции, необходимые для переживания и совершения мести (зачатки образа Злодея-Контролера). Полинезийские, палеоазиатские и индейские сказки о сиротках различаются. Первые проще: речь в них идет о распаде рода (привычных родовых социальных структур), и сиротке помогают просто из жалости - вмешиваются психические силы по своему произволу, находящиеся вне Я. В последних все сложнее, используются мотивы сказаний о культурных героях - это значит, что старые мифы становятся внутренними ресурсами для индивидуальной психики.
   Все капризы, все частичные влечения, все влияния травмы, все иллюзии всемогущества приписываются антигерою, часто будущему консолидатору Тени. Например, в книге "Гарри Поттер и Философский Камень" мы видим протагониста, который живет и развивается в условиях жестокого обращения - и при этом сохраняет и творческие способности, и умение любить и надеяться. Такое развитие казалось бы чудесным - но мы видим и пример реалистичного развития при травма: на примере Тома Реддля (его фамилия переводится как "Изрешеченный"), будущего Темного Лорда. Речь в авторской сказке и фэнтези идет о надежде, пусть и не всегда оправданной, на настоящее взросление, а не о приспособлении: потому что он все-таки сохраняет доверие, а чудесные помощники жалеют его. Итак, изначально инфантильные психические содержания расщеплены и поделены между будущим героем и будущим антигероем. Влияния антигероя - это среда, в которую герой так или иначе попадает.
   Младший брат
   Младший брат в волшебной сказке связан с отцовским домом и родовой собственностью - это такое Я, что сохраняет связь с Самостью (по крайней мере, не только с отцовским имаго, но с родом связь не прерывается) и обновляться может. Старший брат связан с идеей частной собственности и нуклеарной семьи - это новое, привычное индивидуалистическое Я (Эго?), которое обновляться не способно и корней не имеет. Может быть, имеет лишь перспективы начать новый род. Типичное расщепление - как и то, что в фэнтези и авторской сказке происходит с образом сиротки.
   Падчерица, младшая дочь
   Женщина рода играет подчиненные, но очень важные роли давно: стоит напомнить о жертвоприношении тотемного животного в архаической и волшебной сказке. Если его (корову, рыбу) убивают старшие дочери или мачеха ("злые" героини), то им отводится роль приносящих жертву. Какая из частей Я этим занимается? Это следствие слишком далеко зашедшей сепарации? Сестры и мачеха завистливы и лишены благодати. Мачеха, по словам Е. Мелетинского, инициативна (качество спорное, в сказках выигрывают пассивные персонажи, плывущие по течению, и не только женщины). Завистливы те, кто сепарирован слишком рано и недолюблен. Если в сказках о сиротке псевдовзрослость была благом (если не считать сказок об инцестуозном брате, который убивал бизонов взглядом), то здесь это зло. Никаких ресурсов у такой психики нет - в отличие от психики типа "сиротки", для которой ресурсом служат возможности культурных героев.
   Е. Мелетинский пишет о мачехе, матери и падчерице так:
   "Как мы постараемся в дальнейшем доказать, понятие злой мачехи было порождено не нарушением "семейной идиллии"..., а ее установлением, не разрушением семьи, а ее рождением на развалинах родового строя"...
   "Материнский род обычно получает в сказке воплощение не в образе мачехи, а в образе матери героини. Во многих сказках о мачехе и падчерице покойная мать оказывает помощь обездоленной дочери. Очень часто она дает ей чудесные предметы -- святыни материнского рода. Таковы, например, чудесные куколки Василисы Прекрасной. Именно покойная мать, а не отец помогает героине в борьбе с мачехой"...
   "Классическая первобытная семья не знает мачехи. При классификаторской системе родства матерью называется не только настоящая мать, но и все ее сестры, родные, двоюродные и более далеких степеней. Но так как в первобытном обществе эти лица являются женами отца и его братьев, то все жены отца также называются матерями: матери -- это группа лиц, принадлежащих к одному с матерью брачному классу". ..
   "Как известно, классическая форма брака при первобытнообщинном строе -- кросскузенный брак, т. е. женитьба да дочери классификаторского брата матери. При такой системе все "мачехи" (жены отца) являются сестрами, близкими родственницами матери, принадлежащими к тому же роду. Возникает вопрос: когда жены отца перестают быть матерями и становятся мачехами? Ясно, что тогда, когда они не принадлежат к тому роду, в который входят настоящая мать и ее дочка, когда между девушкой и женой ее отца нет родственных связей. А это может быть в том случае, если жена взята за пределами того рода, брачный обмен с которым был предписан традицией. Нарушение первобытного строгого брачного закона, нарушение эндогамии есть результат распада классического рода. В полигамной патриархальной семье учащаются случаи нарушения эндогамии. В патриархальном обществе иногда практикуется "умыкание" женщин из чужих племен (с переходом к патрилинейному роду ослабляются даже связи между женщинами одного материнского рода). Выше говорилось, что полигамия создает почву для раздора жен. Основой раздора большей частью является принадлежность жен к разным родам. Эти раздоры приобретают известный общественный смысл, поскольку выражают ослабление, распад родовых отношений. Не полигамия создает мачеху, а нарушение эндогамии, при которой мачеха и падчерица оказываются принадлежащими к разным родам".
   "Мачеха и падчерица появляются, когда род отступает перед семьей, в которой дети являются детьми только своих родителей, а не рода в целом, возникают одновременно с выделением малой семьи, независимо от рода. Таким образом, падчерица -- одновременно и результат и жертва распада рода, жертва в семье -- ячейке классового общества, выросшей на развалинах рода. Лишенная поддержки рода, падчерица оказывается в таком же положении, как сиротка. Смерть матери становится для нее трагедией именно потому, что покойную мать не заменяют другие матери, не заменяет род. Только принявшие фантастическую форму силы материнского рода поддерживают падчерицу".
   Для классификаторской системы родства родительские имаго не должны выделяться - все ренщины-родственницы матери являются "матерями" для ее детей. При такой системе родства интеграция психики будет сведена к социальным схемам и оппозициям в познании мира - это для коллективного сознания.
   Или же следует придавать значение личным отношениям с реальными родителями? Наверное, следует - поскольку сказка говорит о конкретных отце и матери. Что делается в коллективном бессознательном? - борьба с чудовищами. Есть противоречие между интегрированным раз и навсегда КС и непонятным КБ со своими закономерностями - а какими, следует обдумать (ничего кроме людоедов и чудищ, никак друг с другом не связанных, в голову не приходит).
  
   Мать и Мачеха
   Е. Мелетинский связывает сказки об отношениях мачехи и падчерицы с нарушениями эндогамии при классификационной системе родства.
   Однако, эти сказки и сюжеты сновидений актуальны до сих пор и обновляются, в отличие от других, столь же древних сюжетов, которые сейчас редко дают о себе знать (сюжеты о сескуальности, типичные для Австралии и Южной Америки, существуют и сейчас в виде непристойных историй у детей и подростков).
   Сейчас смерть матери в сказке означает, что реальная мать больше не является абсолютно хорошим объектом. Когда появляется мачеха, мы видим классическое расщепление: на смену абсолютно хорошему приходит абсолютно плохой объект. Когда мачеха преследует падчерицу, это значит, что в истории воспитания нашего клиента имелись серьезные проблемы - да и хорошая мать бывает фрустрирующей, а реальная мать имеет свои проблемы, сказывающиеся на душевной жизни ребенка. Сказочная мачеха любит своих заурядных и бездарных родных детей - для современного читателя сказки это означает, что реальная мать нацелена не на реального ребенка, а на его или идеализированный, или понятный для нее образ дитяти; здесь и зависть ребенка этому образу, на который теперь направлена прежде безусловная любовь его матери. чуда не происходит, и ребенок должен стать таким. как все, чтобы его хоть как-то любили, и он не сможет стать единственным и поэтому чудесным - теперь за поддержкой своей уникальности придется обращаться не к реальной маме, а к тем материнским образам, что заложены в коллективной психике. Если реальная мать останется единственным важным материнским объектом, развития происходить не будет. когда падчерице помогает чудесная женщина, это значит, что архетипический материнский образ вступил в действие; успех в контакте с ним возможен только в том случае, если память о реальных отношениях с матерью сохранилась. и эти отношения воспринимаются позитивно - тогда сказочная героиня расцветает.
   Почему для нас небезразлично, идет ли в сказке речь о падчерице или о пасынке?
   Для падчерицы в сказке опасны отношения с мачехой; родная мать всегда хороша - это обязательно, так как позитивный опыт переживания симбиоза важен для развития девушки, будущей матери. Для типичного же героя опасна его настоящая мать, слишком хорошая, соблазняющая регрессировать (Дж. Хиллмен, Дж. Холлис). В героическом эпосе мужчине важно симбиоз расторгнуть и забыть, нарциссически защититься от него.
  
   Человечность
   Кажется, первым, кто поставил проблему современной мифической модели человечности, был Дж. Р. Р. Толкиен, когда придумал хоббита Бильбо.
   Хоббитов не знают нигде за пределами Хоббитании - это значит, что такая человечность теряет связь с персоной или Персона становится неподходящей, проблематичной. Вероятно, дело даже не в Персоне, слитой с Эго, а в самой прежней модели Эго-комплекса.
   Образ хоббита воплощает, по сути, Тень героического Эго. А по мере движения Фродо к Ородруину Эго становится негероическим (его воплощает в большей степени СэМ; важно, что носители образов могут меняться), а в образе Фродо появляется нечто теневое - выход за свои границы, бесплотность, зависимость.
   Экзистенциальные данности
   по И. Ялому, "Экзистенциальная психотрапия"
      -- Смерть.
      -- Свобода как необходимость постоянного выбора.
      -- Одиночество.
      -- Бессмысленность.
   Таковы условия пребывания человека в нашей реальности. Почему-то считается, что они придают человеку достоинства. Реально же заставляют переживать себя бессильным и не имеющим ценности объектом или чужаком, чьи деяния ничего не значат. Они предназначены для преодоления и преодолены быть не могут. Сила мира тоже бессубъектна (Гегель). мы оказываемся объектами в мире объектов и не знаем иллюзорно ли принятие, осмысление и принятие решений по поводу этих данностей.
   В фэнтези герой обретает:
      -- Победу над смертью.
      -- Миссию.
      -- Любовь и принадлежность.
      -- Изначально осмысленный и целенаправленный мир.
   И это не базовые иллюзии о справедливости мира и безопасности для хороших и невиновных людей. Сказочный мир живее, цельнее, полнее смыслом, чем наш. И он уязвим, нуждается в защите героев.
   Герой типа Гарри Поттера прибывает в свой новый мир все-таки как объект, для выполнения задачи - не зря же за судьбу ненавистного ученика, жертвенной свиньи, обиделся даже Снейп. При этом из нашего мира он прибывает "на готовенькое", как значимый субъект - и в "Гарри Поттере", и в "Нарнии". Джек Сойер это противоречие чувствует и всю жизнь ему сопротивляется, даже ценой потери части памяти.
   Типичные признаки героя
   Герой является чужаком, пришедшим из нашего мира (Джек Сойер в "Талисмане"; ребята в цикле сказок "Хроники Нарнии"; Джейк, Морт, Эдди и Сюзанна в "Темной Башне", Гарри Поттер, Гермиона и Том Реддль в Поттериане, даже Элли из "Волшебника Изумрудного города"). Это связано с травмой и уходом в другой мир. Кроме того, чуждое происхождение дает герою максимум свободы - вспомним предприимчивого янки при дворе короля Артура.
   Он может быть и с неизвестной периферии своего мира - как хоббиты у Толкиена, Гед в "Волшебнике Земноморья". Роланд из "Темной Башни" родился в мире, который погиб. Здесь речь идет о нераскрытых способностях и возможностях.
   Герой - ребенок. Он способен на такие дела, которые взрослым в своем волшебном мире не под силу - либо взрослым он завершает задачу, взятую на себя еще в детсве. Следовательно, речь здесь идет о проявлении архетипа Божественного Ребенка. Герой оказывается как бы в визуализации и действует, как пристало архетипическому персонажу. Более реалистично становлении е героя описано в "Гарри Потере" и особенно в "Талисмане". Видимо, дефицит проявлений Божественного Ребенка в современной реальности очень значим.
   Как мужчина в женской одежде (шаман, священник) и женщина в мужской (переодетая сестра) могущественнее просто женщины и просто мужчины, так и ребенок с возможностями взрослого сильнее, чем только взрослый. Посмотрим: Эдди гибнет, Сюзанна теряется, Джек Сойер гибнет, а Роланд приходит в итоге туда, откуда начал свой путь. Гарри Поттер с друзьями побеждают. Взрослый, чье мировосприятие осталось детским, дефектен - например, Капитан Крюк в "Питере Пэне", лорд Волдеморт в "Гарри Поттере". Обоим грозит уничтожение, и оба в конце концов погибают.
   Личная информация о героях фэнтези
   ИМЯ
   ВОЗРАСТ
   СЕМЬЯ
   ОБЩЕСТВЕННАЯ ЗАДАЧА ИЛИ РОЛЬ
   Фродо
   ("Властелин Колец"
   Взрослый хоббит
   Сирота и холостяк
   Доставка кольца и восстановление мира в метафоре пути
   Роланд
   ("Темная Башня")
   Ребенок - взрослый
   Травматичное воспитание. Супружеский конфликт родителей.
   Отец ка-тета
   Путь к Темной Башне.
   Схватка с Багряным Владыкой.
   Сюзан Дельгадо
   ("Темная Башня")
   Юная девушка
   Сирота. Тетка продала ее в наложницы.
   Семейный секркет.
   Нет
   Гарри Поттер
   Начальная школа - юность
   Родители убиты.
   Козел отпущения в приемной семье.
   Наживка и жертва для Волдеморта. Символ сплочения.
   Пугало для обывателей.
   Джейк Чемберз
   ("Темная Башня")
   Младший подросток
   Потерянный ребенок
   Сопровождение Роланда и дважды - смерть за него
   Джек Сойер
   ("Талисман")
   Младший подросток
   Любимый сын, потерявший отца. Мать умирает
   Обретение Талисмана и исцеление матери.
   Путь через Америку и Долины.
   Ричард Слоут
   ("Талисман")
   Младший подросток
   Герой семьи, наследник главного мерзавца.
   Сопровождение Джека Сойера
   Диггори Кирк
   ("Хроники Нарнии" - "Племянник Чародея")
   Младший школьник
   Мать умирает, отца нет.
   Дядя - злой колдун
   Путешествие за яблоком бессмертия и отказ от него.
   Исцеление матери
   Питер, Эдмунд, Сюзан, Люси
   ("Хроники Нарнии2)
   От дошкольного до подросткового
   В эвакуации. Нормальные роли сиблингов.
   Заслужить и осуществить королевскую власть в Нарнии. спасение Нарнии.
   Лира Белаква
   ("Темные Начала")
   Подросток
   Брошена конфликтующими родителями.
   Семейный секрет.
   Преследование.
   Спасение детей.
   Помощь Уиллу.
   Овладение веритометром. Восстановление целостности мира.
   Уилл Пари
   ("Темные Начала")
   Подросток
   Родитель матери. Мать безумна, отец пропал.
   Семейный секрет.
   Преследование.
   Помощь Лире. Восстановление связи между мирами
  
  
   ИМЯ
   ЛИЧНАЯ ЗАДАЧА
   ПОКРОВИТЕЛЬ
   ЦЕНА
   Фродо
   Освобождение,
   Построение отношений
   (не совсем удалось)
   Гэндальф,
   Бильбо
   Покровительствует друзьям
   Потеря жизненных сил, уход из жизни
   Роланд
   Восстановление связной биографии и чувств, переживание вины, развитие новых отношений
   Ложный - Уолтер
  
   Сам покровительствует
   своему кА-тету
   Потеря личных
   Смыслов и чувств, всех, кроме вины
   Сюзан Дельгадо
   Восстановление семейной истории, раскрытие семейного секрета.
   .Сепарация.
   Любовь к Роланду
   Ложные - тетка, мэр.
   Истинный - отец - убит до начала повествования
  
   Казнь
   Гарри
   Поттер
   Восстановление истории семьи и своего места в мире магов
   Дамблдор, Снейп, Уизли - мр и мс, Сириус Блэк.
   Покровительствует друзьям
   Его прекрасная социальная адаптация в эпилоге "... Даров Смерти" кажется натяжкой
   Джейк Чемберз
   Функциональный сын Роланда.
   Должен разрешить парадокс времени.
   Роланд, Эдди, Сюзанна.
   Сам покровительствует Ышу (говорящему зверьку)
   Смерть и последующая жизнь в параллельном мире.
   Потеря памяти о странствии с Роландом
   Джек Сойер
   Спасение матери
   Негр
   Сам покровительствует матери,
   Ричарду Слоуту,Волку
   Склонность к отрицанию, гибель
   Ричард Слоут
   ?
   Джек Сойер
   Психоз, потом плоский рационализм
   Диггори Кирк
   Спасение матери.
   Искупление вины за пробуждение Колдуньи
   Аслан
   Ученый, глава королей Нарнии
   Питер, Эдмунд, Сюзан, Люси
   ?
   Видимо, сплочение между собой.
   Аслан
   Смерть
   Лира Белаква
   Воссоединение родителей.
   Сепарация.
   Любовь к Уиллу.
   Йорек, мамаша Коста,
   Декан, Родители.
   Покровительствует альму, друзьям, Йореку, Уиллу.
   Разлука с Уиллом.
   Уилл Парри
   Восстановление семейной истории. Спасение матери.
   Сепарация и любовь к Лире.
   Парадизи, Мэри.
   Покровительствует матери, Лире, ее Альму.
   Разлука с Лирой
  
   Современные признаки и функции героев
      -- Возраст. Чаще всего это подросток. Такой выбор связан с поляризацией и нестабильностью психики подростка, с его невостребованностью в нашем обществе. Задачи - обретение места в мире, значимости и действенности, различение добра и зла.
      -- Пол. Чаще мужской, что типично для героического варианта Эго-комплекса. Иногда возникают и девочки - в очень своеобразных сказках и фэнтези.
      -- Травма. Чаще всего герой травмирован. Чаще всего она кумулятивная, связана с семейной ситуацией и политической ситуацией одновременно.
      -- Семейные роли. Часто потерянный ребенок с инверсией привязанности; очень нуждается в воссоединении семьи.
      -- Родители. И отец, и мать героя крайне ненадежны. Он таким образом освобождается от задачи освобождения от родителей (в нашем понимании родительских комплексов и имаго) и может по свободному выбору находить для себя отцовские и материнские фигуры - сохраняя верность родным отцу и матери, которые не мешают, а, напротив, нуждаются в его помощи. Видимо, мать и отец настолько ненадежны, что обычный ход развития героя (освобождение от родителей и обретение мифических родителей) извращается, и для того, чтобы разобраться с семейной ситуацией, сначала появляются родительские, особенно отцовские, модели архетипического свойства. Примерно так вмешивается Теневая Самость, охраняя и обучая Я (см. Д. Калшед, "Внутренний мир травмы" - историю о юноше, которого обучали воображаемые духовные родители: жрец и жрица).
      -- Мать. Умирает или сходит с ума, очень нуждается в спасении. Это ведет к инверсии привязанности, и герой становится покровителем своих друзей и всего мира. Может быть, как у Роланда, Джейка Чемберза и Лиры, весьма болезненные переживания предательства со стороны матери. Только Роланд убил свою мать - случайно. В отличие от героя мифа, наш герой вовсе не пообедает свою мать и не вынужден постоянно отрываться от нее. Он находит себе среду-мать или идентифицируется с матерью. Вынужден оторваться от матери и вернуться к ней повзрослевшим. Мать героя погружена в свои или семейные проблемы, не может разрешить их, часто чем-то или кем-то одержима. Вот то, чем она одержима, и должен победить герой. Гарри Поттер должен пережить и хорошую, и плохую, и мертвую мать. Значит, не так уж опасен материнский комплекс, стандартный ужас материнского комплекса больше не нужен - за ним стоят гораздо более опасные маскулинные или нечеловеческие силы. Ужасные Матери могут быть - ведьма Риа, например, но такие опаснее для девушек. Риа губит Сюзанну, что отважилась отдаться Роланду, и убивает ее руками тетки Корделии, старой девы (см. "Безумная женщина")
      -- Отец. Убит, таинственно исчез, отсутствует - его образ далек или нереален. Судьба отца - основной семейный секрет в жизни героев
      -- Артефакты. Волшебные предметы достаются герою на время или навсегда, ради выполнения задачи и часто авансом, без предварительных испытаний. герой должен Предметы-воплощения Самости - яблоко, Черный Шар, Талисман - герой вообще добывает не для себя, потому что они вызывают одержимость. Видимо, артефакт не очень хочет становиться функцией - и поэтому все за ее пределами становится зловещим. То же происходит и с артефактом, вырванным из системы - так, например, Розовый Шар из "Темной Башни", когда - то частица круга шаров, стал показывать только злое и гадкое в прошлом и будущем. И, вероятно, нет такого персонажа, который мог бы справиться с полнотой свойств артефакта - нет того символа Самости, который мог бы оказаться эффективным. Герой всеми способами избегает того, чтобы превратиться в воплощение Божественного Дитяти: это значит, что индивидуальная психика со всеми ее ограничениями предпочтена коллективной - и что в результате снова возникнет тиран, недовольный этими ограничениями (а герой избегает именно превращения в тирана). Герой энает обыденность и предпочитает оставаться именно в ней. Вероятно, освобождение от артефакта освобождает и от власти родительских комплексов и символов.
      -- Функции героев. Чаще всего это хранители - Фродо, Лира и Уилл - или те, чьими руками волшебный предмет добывается - например, Джек Сойер или Бильбо Торбинс. В некоторых особенно выражено значение противостояния злодею. Дж. Кэмпбелл писал ("Тысячеликий герой"), что в классическом варианте герой защищает становление, а антигерой - наличную природу ужасного факта. Сейчас Консолидатор Тени, Злодей-Контролер защищает идеал, абсолют, предел человеческого развития - и этим он близок классическому Герою. Герой же становится и антигероем, возвращая от идеала к обыкновенным ограничениям.
      -- Противостояние Злодею. Если это Фродо, Роланд, Гарри Поттер. Джейк Чемберз, то родительская пара не распадается, а погибает или отдаляется настолько, что надежд на восстановление семейного союза не остается совершенно.
      -- Свобода. Новый герой сначала освобождается от сильных родительских влияний. Он свободен и от соблазна власти, так как ребенку, если он в здравом уме, не придет серьезное желпание по-настоящему управлять миром или обществом, он для этого слишком послушен и избегает полной свободы. Потом он оказывается свободен от всемогущества и от участия в управлении мирозданием. Он не обязан и реализовать новое, оно происходит без него и вне его возможностей.
      -- Покровители. Тот, кто приглашает в новый мир, стоит у его дверей, может оказаться классической фигурой привратника (например, Хагрид для Гарри Поттера). Но он может быть и могущественнее - воплощением архетипа Духа и/или трансцендентной функции, например, Гэндальф (чей образ не раз меняет "архетипическое наполнение"). Важно, что Покровители несут и отцовские функции, поддерживая и обучая. Во всех случаях. кроме Гарри и Роланда, отношения с патроном не пересматриваются (?); тот добровольно признает рост Героя и отпускает. Если Герою назначено сражение, то отношения с покровителем пересматриваются не раз, он оказывается и противеником, чье духовное влияние необходимо преодолеть. Раньше побеждали Отца. Теперь он слаб, и появилась функция мужского Анимуса. См. Г. Померанц о "Бесах" - именно ленивые и циничные отцы, недостойные противостояния, и породили агрессивных и подлых сыновей
   Травма и инверсия привязанности
   Роланд ("Темная Башня") - не только и не столько изменой матери, сколько специально порождающим травмы и соответствующие защитные механизмы обучением будущих Стрелков.
   Лира ("Темные начала") - конфликтом родителей, разлукой с ними и собственными противоречивыми чувствами по отношению к отцу и матери.
   Уилл ("Темные начала") - гибелью отца, психическим нездоровьем матери, преследованием врагов отца.
   Джек Сойер ("Талисман") - болезнью матери, гибелью отца и преследованием со стороны его бывшего компаньона.
   Гарри Поттер - убийством родителей, пренебрежением нуждами в приемной семье, нападением Волдеморта.
   И что бы это значило? Травма грозит тем, что сам персонаж станет контролером, расчленителем, мизантропом и даже параноиком. Почему-то сохраняется способность любить и быть свободным - как сказочный идеал. Или такое все же возможно? И это при том, что ни один из миров не обещает покровительства всемогущего и всемилостивого Бога?
   Новый символ - травмированный, но выживший ребенок - потому и действует, что возможности любви и свободы видятся независимыми от какого бы то ни было травмирующего опыта. Утопия? Необходимость для нашего времени, богатого травмами?
   Провозглашается свобода истинной человеческой природы от каких бы то ни было обстоятельств - следование этой установке действительно помогает выжить в экстремальных обстоятельствах, даже если это ложь. Способность такого идеала устоять - и есть проблема героического фэнтези.
   Стоит обратить внимание на еще одну вещь - овладение ответственностью.
   Роланда и других будущих Стрелков негласно готовят к ответственности за мироздание. Их основная ценность - предельный самоконтроль.
   За счет чего, кроме самоконтроля и презрения к родственникам, выжил как личность Гарри Поттер, не совсем понятно - нарушение привязанности у него все же есть.
   Уилл и Джек Сойер попадают в довольно благоприятную ситуацию инверсии привязанности: обоим приходится отвечать за перепуганных, больных и слабых матерей.
   Лиру просто никто особо не сдерживает, и у нее есть любимый альм.
  
   Потом, как и у Злодеев, у юных героев появляется миссия, и этой миссии соответствуют чудесные атрибуты. Роланду - пистолеты отца; Гарри - палочка, родственная палочке Темного Лорда, да еще и из пера феникса, и мантия-невидимка; Лире - веритометр, которым она может овладеть, не учась; Уиллу - нож, прорезающий окна между мирами; Джейк Сойер получает бутылочку прокисшего вина, глоток которого переносит в мир долин. Все это можно использовать для спасения, для того, чтобы скрыться и ли определиться с дальнейшими действиями. Мирное применение столь мощных атрибутов - свободный выбор. Револьверы Роланда тут стоят особняком, но ведь его странствие к Темной Башне кончается ничем (возможно, рог Катберта, потерянный и найденный в пустыне, окажется важнее). Эти атрибуты и индивидуальны, и принадлежат традиции. Детский вариант - красные башмачки Элли и Золотой ключик Буратино. Это указание на уникальность и избранность Героя, отсылающее к слабости и беспомощности человека "из толпы", которому ничего такого не дали.
   Да и Герой изначально неполон, конфликтен и даже дефицитарен, он страдает.
  
   Потребность в Герое нового типа
   Такой Герой свидетельствует типичном для нашего временио недоверии к миру и при этом о доверии только человеческой природе и ее ограничениям. Мы не можем больше позволить себе иллюзию доверия к миру, но можем полагаться на добрую волю, позволяющую нам оставаться людьми, переживать травму и сохранять детство наряду со зрелостью так долго, как нам это будет угодно. Дерзость первобытного мифа об обретении благ культуры и переустройстве мира нас пугает (потому что некоторые из этих возможностей у человечества уже есть), и классического типа Герой постепенно превращается в Антигероя, в Злодея-Контролера.
  
   Герой должен быть символом человечности, а не тем, кто поддерживает и изменяет ход мироздания. Это старая функция героя, описанная Дж. Кэмпбеллом. В фэнтези она обычно передается антигерою, Злодею-Контролеру.
  
   "Сладкие весенние баккуроты"
   Цикл романов "Сладкие весенние баккуроты" может касаться того, как герой может постепенно превратиться в антигероя. К сожалению, доступны для чтения только первые две книги, и из них наиболее интересна вторая - о неудавшейся инициации юного Пилата по героическому типу.
   Ю Вяземский, книга 2, "Детство Понтия Пилата"
   В том, что интересной стала судьба убийцы Бога, прежнего статиста и простака Евангелий, нет ничего удивительного - вспомним о том, с каким подозрением принято относиться в могуществу, как важно полагаться на "человеческое, только человеческое", и причем близкое к божественному, лишенное травмированного, беспомощного и алчного детского компонента.
   Итак, что из себя представляет подросток Люций Понтий Пилат?
      -- Его происхождение известно и славно, но отец героя является в роде паршивой овцой и компенсирует это, создавая псевдосемью в своем воинском подразделении.
      -- Его мать умерла, и отец за это не любит его. В конце концов гибнет и отец.
      -- При нем как-то страдает феминное - умирает мать, гибнет сестренка, и он в этом не виновен.
      -- У него есть тот, по отношению к кому надо определиться и преобразовать его влияние - юный Люций Аней Сенека, друг-противник, покровитель и катализатор развития.
      -- Он обретает очень хорошую приемную мать, которая способна даже интегрировать содержания Великой и Ужасной Матери. Потом находит важного мужского покровителя, друида по прозвищу Рыбак - излечившего и обучившего.
      -- Задача Понтия Пилата на этом этапе - освобождение от инфантильности, от отцовских влияний. После этого ему предстоит интеграция деструктивных содержаний Великой Матери и способность им противостоять.
      -- И на этом моменте предназначение героя открывается - он должен убить Бога, принести Его в жертву.
      -- Как человеку и римлянину ничего из полученного от покровителей ему не надо - он полагается на собственную систему разгадывания людей и манипулирования ими, которую начал создавать еще в детстве. В зрелости она воплотится в сеть разведки.
  
   Финалы "Гарри Поттера" и "Темных Начал"
   Мне не нравится, как в последних книгах меняется образ действия персонажей.
   Подлогом кажется чудесное воскресение Гарри Поттера. До того действие развивается логично, и жертвоприношения ему не избежать. Но его смерть становится символическим переживанием - похожим на технику борьбы с танатофобией.
   То же самое - с актом любви Лиры и Уилла: он неким чудесным образом прекратил утечку Серебряной пыльцы. С некоторой натяжкой с этим можно смириться - ведь Пыльца разума волшебна, и происходит она откуда-то извне.
   Оба финала - появление Бога из машины, со строгой и неумолимой сказочной логикой плохо совместимое.
   Видимо, кроме архетипа, важна еще и благодать, к его природе, может быть, и не относящаяся - иначе нуминозные переживания останутся сплошной травмой. Э. Метнер пишет так, что кажется, отношение к благости или опасности архетипа зависит от установки человека, но даже не от символа.
  
   Как обычно, на символическом уровне произошли огромные изменения, а вот реальность этих миров трансформировалась не так уж сильно. В "Гарри Поттере" отчасти произошла смена элит; победой над Бузинной Палочкой было ограничено магическое всемогущество, появились небольшие подвижки в отношениях с магглами - структура же магического сообщества и его мировоззрение изменились мало. В "Темных началах" был уничтожен инструмент проникновения между мирами - Чудесный нож - и этим тоже были восстановлены человеческие ограничения. Владение магией сменилось воображением. Может быть, такие медленные изменения - расплата за появление "Бога из машины" в области символов.
   Но уничтожение столь всемогущих инструментов не может отменить того, что сложность миров возросла. Значит, проблема возвращения к обыденности не была полностью решена.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"