Семкова Мария Петровна : другие произведения.

18. Диспозиция и динамика некоторых авторских сказок

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Для психологической интерпретации были использованы всем известные сказки цикла о Нарнии, "Волшебник Изумрудного города", "Приключения Буратино"


   История авторских сказок
   Если я помню верно, то авторская сказка стала оригинальной в эпоху Романтизма (Шамиссо, Гофман, в меньшей степени Гете).
   В эпоху Барокко сложилась ось Эго - Самость (см. фон Франц), и путь индивидуации героя волшебной сказки стал слишком тесен. Проблемы этого пути пока оставались невыявленными. С рыцарским романом, с выявлением его проблем, особенно тех, которые он разрешить не может, в свое время разобрался Сервантес.
   Было важно - как Эго может влиять на мир? Поддается ли мир этому влиянию? Ведь герой волшебной сказки - не совсем субъект: он действует, исходя из диспозиции и пользуется шаблонными приемами; он не думает, не чувствует, не колеблется (см. фон Франц).
   А фэнтези ставит еще один вопрос - чем Я читателя похоже/отличается от Эго-комплекса (героя)? Каковы возможности мироздания и человеческой психики?
   Диспозиция и динамика волшебной сказки и фэнтези
   Диспозиция волшебной сказки выглядит естественной, ее перипетии текут спонтанно и при этом подчиняются точным закономерностям - все как в жизни. В них подчеркивается тотальное отсутствие контакта нашего современника с собственной душой.
   Диспозиции некоторых авторских сказок и фэнтези таковы: мир стабилен и статичен, а действие запускает некое необъяснимое и опасное внешнее обстоятельство. Часто причина проблемы разгадывается постепенно, и сюжет становится детективным, как в шестой и седьмой книгах "Гарри Поттера". Ответ довольно однозначен: проблема появилась из-за того, что сказочный мир стал чересчур статичен и фрагментивован, а этого не замечали.

"Волшебник Изумрудного Города"

   Образ мира
   У него есть стороны света, и три из них отягощены злом. Мир, известный Элли в этой стране - Дорога из желтого кирпича. Она искусственная, и ее форма линейна. Компания персонажей складывается как 1+1+1+1.
   Элли попала в этот мир случайно.
   Зло
   Настоящего, не игрушечного зла здесь нет, поэтому место Изумрудному Городу - в мыслях об интеграции, а не в исследовании образов зла. Интересно, что в "Урфине Джюсе..." носителями зла станут деревянные солдаты, так что автор вполне согласен с игрушечностью этого мира.
   Сначала зло здесь женственно. Единого символа зла нет, и ведьмы находятся друг с другом в равноправных и натянутых отношениях. Бастинда погибла, облитая водой. Это нам ек на сухость, хрупкость, неряшество грязнули - на что-то застарелое, слабое и жесткое; ее пакости и капризы кажутся детскими, и Элли оказывается взрослее ее. По настоящему жутки паукообразные существа.
   Структуры
   Намек на структуру, очень жесткую, но при этом нестабильную - в том, как летучие обезьяны повинуются той, кто владеет шлемом. Власть может переходить вместе со шлемом. Все, что летает, имеет отношение к сфере фантазии - как и шлем к мыслям, капризам и идеям. Обезьяны похожи на гадких детей, гна свободе пакостящих, но они послушны и прекрасно выдрессированы. Чтобы управлять обезьянами, нужно очень четко формулировать запрос - мы знакомы с этой проблемой по сказке о Емеле: он оказывается прекрасным организатором.
   Герой
   Элии, девочка, что весьма оригинально для сказок. Чтобы сделать необходимое, ей нужна не только энергия и воля, но и свойства опекающей пока еще не матери, но старшей сестры.
   Задача
   Вернуться домой. Мечты своих спутников Элли реализовывать не обязана, это добровольно. Все ее спутники - с изъянами, реальными или преувеличенными по мнительности. Они страдают не только от настоящих дефектов (отсутствия сердца у Железного Дровосека, например), но и от неверного понимания собственных свойств и стиля жизни, от того, что принято считать по поводу ума, доброты и тому подобного. Трусливый Лев не понимает сначала, что дело не в отсутствии страха, а в его преодолении; Страшила думает, что глуп, потому что мозги у него отсутствуют. Все эти спутники оказываются воплощениями психических функций, и состояние их поначалу плачевно, как то и бывает у идеально воспитанного ребенка. Лев вообще животное, он не может противопоставлять волю страху. Железный Дровосек травмирован, ему нельзя плакать, и он полагает, что не может чувствовать. Страшила не умеет думать, не тренировался в этом, мысли приходят к нему по наитию - и не способен даже двигаться; вороны издеваются над ним. Все спутники Элли - мужчины; двое из них - куклы, один - животное. Значит, Элли должна воспитать и воодушевить их всех, заботиться о них и поддерживать. Воспитанием Трусливого Льва, кажется, больше занимается Тотошка.
   В других книгах об Изумрудном Городе Элли становится судьей и миротворцем, являясь в этот мир примерно так, как Аслан и его подопечные в Нарнию.
   Способ интеграции
   Он странен. Гудвин - пришелец из мира Элли, и он шарлатан. Он прячется и знает, что живет в иллюзиях и создает иллюзии. Хоть этот мир не так уж страшен, Гудвин считает себя меньшим злом. Гудвин привык к всемогуществу. Чтобы исполнить желания, ему нужно получить втык от Элли и признать свое ничтожество. А Элли важно пережить бессилие и разочарование, потому что и ей грозит искушение властью. Чем Гудвин хорош - так это умением создавать символы, подходящие и понятные тем, кому они предназначены. Опасен тем, что не дает вернуться из области игр и иллюзий - для этого нужно настоящее волшебство башмачков.
  
   Итак, четыре ведьмы связаны со взрослой и старушачьей моделью женственного - очень хорошего или очень гадкого, но для маленькой девочки пока еще чуждого. Поэтому ей нужны маскулинные компенсации, пусть их пока и воплощают игрушки или животные.
  

"Приключения Буратино"

   Мир
   Реальный мир - дорога, идеальный (начала и конца пути) - театр. Буратино отправился из дому сам: чтобы не ходит в школу, захваченный происходящим вокруг.
   Структуры
   Театр Карабаса, построенный на насилии и тотальном контроле. Свободный театр Папы Карло и Буратино. Есть лживые места - Страна Дураков, например: место, где на халяву якобы исполняются самые простые желания.
   Герой
   В отличие от Пиноккио, Буратино не собирается стать настоящим мальчиком, он и так хорош.
   Задача
   Исходно мы имеем очень слабого, жертвенного, пассивного и доброго отца, который нуждается в опеке. Буратино хочет сам содержать его (инверсия привязанности), но такое ему не по возрасту. Он должен научиться ладить с друзьями, понимать врагов, заботиться и защищать, стать умненьким-благоразумненьким - словом, повзрослеть.
   Буратино должен вернуться домой с чем-то, чем мог бы жить и Папа Карло, и найти там свой собственный мир. Нарисованный на холсте очаг, ложный источник энергии, который из-за этого и не трогали, горькая иллюзия исполнения желания, оказывается входом в настоящий мир свободной игры.
   Злодеи
   Карабас-Барабас - контролер, жадина и садист. Склонностью к халяве весьма похож на самого Буратино. Он весь состоит из контроля, зависимости и импульсивности. Его наперсник Дуремар - паразит, человек-пиявка. Кот Базилио и Лиса Алиса - взрослые теневые персонажи, что-то вроде антиродителей. Им нужно, чтобы Буратино хотел халявы - и обирать его из-за подобных желаний. По ходу дела Карабас нанимает их, и образуется враждебная взрослая структура, которую дети, не без помощи Папы Карло и его друга, высмеяли и лишили силы.
   Друзья
   Вместе с Мальвиной, Артамоном и Пьеро получается классическая детская четверица. Сначала друзья Буратино, пострадавшие от Карабаса, кажутся мнимо взрослыми. Пьеро увлекается меланхолической поэзией, а Мальвина - педагогическим занудством. Обоих опекает Артемон. Благодаря Буратино дети становятся детьми.
   Мастер грез
   Карабас-Барабас, поскольку владеет театром, оказывается в роли мастера грез, но методы у него как у Теневой Самости. Подобные возможности спят до поры в Папе Карло - да он и не ценит нарисованный очаг и подаренное полено, его нужно заставить их использовать. Кот Базилио и Лиса Алиса профессионально создают обманы и пользуются этим. В финале мастерами художественных грез а окажутся папа Карло и Буратино с друзьями, и в волшебном театре каждому найдется подходящее место.
   Самость
   воплощает собою Тортилла. Важно, что маскулинный вариант Теневой Самости в лице Карабаса, уравновешен феминным. Именно Тортилла отдает Золотой Ключик, без которого Буратино был бы не художником, а всего лишь выросшим и поумневшим ребенком.
   Если сравнивать миры "Волшебника Изумрудного Города" и "Приключений Буратино", то бросается в глаза общая проблема: различение фантазии ложной и истинной, иссушающей и плодотворной. Проблема выхода из-под власти чуждых структур, тотального контроля, суеты и мошенничества.
   Злодеи в этих мирах похожи.
   Важно внимание к своим желаниям, доверие к собственному выбору и действию: когда герой доверяет себе, растут и его спутники, а от врагов он таким образом держится на дистанции.
  

Структура и путь

   Миры
   В сказке у мира-структуры и мира-пути разные задачи. В мире-структуре герой должен сохранять гомеостаз, понимать важные соотношения, правила и порядок. В мире-пути он вынужден развиваться, даже не принимая решения в пользу роста - его вынуждают идти вперед, чтобы вернуться домой. Он попадает в парадоксальную ситуацию - хочет вернуть то, что было, а начинает развиваться.
   Герои статичных миров - Диггори Керк в "Нарнии", Гарри Поттер - должны именно совершать выбор.
   Пути Элли и Буратино не так уж бескорыстны - они заблудились и должны вернуться. Сначала у них не выбора - они оказались в очень сложной ситуации случайно или по глупости. И хорошо, что обоим добрые феи рассказали о том, что за случайностью кроется очень важная миссия. Понимать миссию или просто верить, что она есть или может быть - избавиться от отчаяния; тогда путь приобретает цели структуру движения, последовательность задач.
   В цикле историй о Нарнии же герои действуют бескорыстно, для сказочного мира. Может быть, поэтому в последней книге они погибают.
   Злодеи
   Злодеи в этих мирах похожи - зависимы и импульсивны, одержимы контролем и капризами, халявой и созданием иллюзий. Вспомним, что Джузеппе подарил Папе Кало полено не просто так - для того, чтобы с помощью марионетки можно было бы зарабатывать. Поступи Папа Карло так, и он стал бы мелким подобием и конкурентом Карабаса-Барабаса. Но он захотел сделать себе сына, что и запустило совершенно новый сюжет. Однако, мысль Джузеппе не миновала Буратино: он хочет заработать и купить отцу тысячу новых курток.
   В обеих сказках злодей заставляет героя развиваться, полагаясь на себя и настоящих друзей.
   Индивидуальное и коллективное
   Авторская сказка играет, перенося в индивидуальную область все больше содержаний, по природе своей коллективных. А потом настаивает на ограничениях индивидуальности и опасностях инфляции.
  
   Может быть дело в том, что надежный внутренний объект не может быть равен ни реальному живому существу, ни архетипу. Более или менее надежны лишь символы. Вещи не годятся, поскольку они не живые. И, чтобы проблему как-то разрешить, архетипическим персонажам придаются индивидуальные свойства.
   Покаяние Злодея
   Мотив очень редкий. Им завершается разве что "Урфин Джюс и его деревянные солдаты" Волкова, но это сказка для детей, а солдаты в ней игрушечные.
  
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"