Значение повести В. Гюго "Последний день приговоренного к смерти" значительно шире, чем кажется при первом прочтении. В круг проблем, охватываемых этим произведением, входит все, что связанно с ожиданием человеком своей смерти. Смерть от ножа гильотины и смерть от других причин отличается лишь вероятностью и сроком. Все мы смертны. Но нас успокаивает мысль, что это произойдет не скоро. Молодые вообще не задумываются об этом. Какой смысл думать о своей смерти, которая наступит лет через сорок, а может и через пятьдесят. Кроме того, чаще всего мы не знаем, когда она наступит. Она может прийти в любой момент. Все дело в вероятности этого события. Как говорил А. Райкин в одной из своих интермедий, в любой момент нам на голову может свалиться кирпич. Но вероятность этого события мала, и в большинстве случаев мы об этом не думаем. Один мой знакомый старался не идти рядом с домом, так как боялся, что на него свалится сосулька (дело было зимой). Он даже из-за этой своей боязни выходил на проезжую часть, не думая, что, спасаясь от одной опасности, подвергает свою драгоценную жизнь опасности другой, а именно - наезду автомобиля. Опасаясь за свою жизнь, он не искал свою вторую половину по Интернету, полагая, что при этом велика опасность найти авантюристку, которая отправит его при первом удобном случае на тот свет в стремлении завладеть его жилплощадью.
Если мы серьезно заболели, скажем, раком, вероятность смерти повышается, например, до 50 % в течение ближайших двух лет. В этом случае переживания больного схожи с ощущениями, испытываемыми приговоренным к смерти. Отличие состоит в том, что онкологический больной не знает точно, когда он умрет, Приговоренный к смерти об этом знает, даже знает о дне своей казни, и даже более того: сколько часов ему остается жить. В этом случае страдания становятся невыносимыми. Но все равно, надежда, пусть и мизерная, теплится в сознании приговоренного (в последний момент появится король и объявит свое решение о помиловании). Изобретатель гильотины думал, что совершил гуманный поступок, избавив приговоренного к смерти от физических мук, связанных с казнью. И в самом деле, казнь происходит мгновенно. Но при этом палачи не задумывались о душевных страданиях приговоренного от момента вынесения приговора до казни, о чем справедливо упоминает автор. Кроме того, из-за поломки механизма гильотины, бывали случаи, когда голова отсекалась наполовину, и казнь повторяли, мучения жертвы при этом были ужасны. Страдания человека, приговоренного к смерти, усугубляются и тем, что если казнь происходит публично, для зрителя - это развлечение или средство пощекотать свои нервы.
У каждого человека бывает ситуация, когда он не хочет, чтобы происходило какое-либо событие, например, не хочет, чтобы заканчивался отпуск, у многих бывает страх перед защитой дипломной работы, перед публичным вступлением, страх перед визитом к зубному врачу, в особенности, когда предстоит удаление зуба. При этом человек начинает считать дни, оставшиеся до этого неприятного события, переживать. В таком случае полезно прочитать "Последний день приговоренного к смерти", и все наши беды окажутся незначительными по сравнению с теми страданиями, которые пришлось испытать герою упомянутого произведения, так мастерски написанного В.Гюго.
* * *
Разбойник, сидящий с главным героем в камере, получив сюртук, за который он мог бы выручить деньги на покупку табака, изменил свое отношение к жизни в затворе, и это несмотря на то, что жить до казни ему оставалось несколько недель. Та и мы, зная, что жизнь наша конечна, тем не менее, стремимся получить удовольствия, пока живем.
* * *
Жизнь приговоренного к смерти в течение шести недель от объявления приговора до казни олицетворяет жизнь человека, но только в концентрированном виде. Человека в течение жизни время от времени посещают мысли о смерти, чем дальше, тем больше. Приговоренного к смерти эта мысль преследует неотступно, превращает его жизнь в течение оставшихся недель, как справедливо отметил Гюго в своей повести, в мучение.
* * *
Для полноты картины, рисующей последние часы приговоренного к смерти, особенности французской смертной казни через отсечение головы посредством гильотины, необходимо прочитать "Казнь Тропмана" И.С.Тургенева, (1870г.). Если повесть Гюго написана от лица главного героя, то в воспоминании Тургенева повествование ведется от лица автора, получившего приглашение присутствовать при казни приговоренного к смерти и наблюдать последние его часы, проведенные в тюрьме. Несмотря на то, что воспоминание Тургенева было написано спустя 40 лет с момента написания повести Гюго, они взаимно дополняют друг друга и дают рельефную и выразительную картину последних дней и часов приговоренного к смерти.
Во Франции и некоторых других европейских странах в те годы велась активная борьба за отмену смертной казни, которая в итоге увенчалась успехом: в настоящее время смертная казнь в странах Европейского сообщества отменена. Однако она еще сохранилась в некоторых странах, в том числе и высокоразвитых, хвастающихся своей демократией, стремящихся навязать всем свой образ мыслей и свое видение мира, например, в США. Не отменена она и в Китае, где она активно применяется для борьбы с коррупцией. Но побеждена ли коррупция в Китае? Скорее всего, нет. Ликвидирована ли преступность а США? Тоже нет. Нельзя отнимать у человека жизнь, которую не мы ему дали.