Семенов Сергей Александрович : другие произведения.

О времени

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

 []
   Каждому человеку отпущено примерно одно и то же время. Но каждый использует его по-разному. Одни тратят его на водку, не подозревая, какой драгоценный дар вручен им, либо не зная, как им распорядиться. Другие растрачивают его на прочие удовольствия: телевизор, кино... Но за этим ли они родились? Для того ли, чтобы получить свою часть удовольствия и обратиться снова в небытие? Что же из этого следует? Надо ли, забыв про все на свете, ожесточенно начать заниматься наукой, искусством, в то время как другие купаются в удовольствиях?
   * * *
   Иногда мое сознание отмечает несоразмерность разных временных масштабов. Например, выбросил листочки бумаги в мусоропровод, прислушался, как они шелестят. Потом отвлекся. Прошло какое-то время, за которое ты успел что-то сделать, куда-то сходить. Но вот, ты оказываешься случайно опять у мусоропровода и слышишь, что листочки еще шуршат. Они ведь легкие и опускаются медленно.
  
   Или другой момент. Я выглянул в окно и увидел человека, переходящего улицу. Потом я отвлекся. Через некоторое время, случайно, опять выглянул в окно и вижу опять этого человека, который улицу еще не перешел (из-за сильного движения). Два, а возможно и больше, временных пласта сосуществуют вместе, взаимодействуя друг с другом или нет. Есть какая-то загадка в этом, до конца непознанная.
   * * *
   В последнее время чуть ли не обо всех событиях, происшедших в недавнем прошлом, например, вчера, я вспоминаю с сожалением, с угрызениями совести, что не ценил, когда это происходило. Например, разговор с другом, посещение выставки и т.д. По-видимому, в этом выражается сожаление о быстротечности времени, что мы не ценим то, что происходит, не ценим жизнь, поскольку она и складывается из всего этого. И ценить надо все, из чего складывается жизнь.
   * * *
   Мы часто хотим, чтобы время остановилось или хотя бы замедлило свой бег. Но если бы это произошло, то не было бы жизни, т.к. жизнь наша протекает во времени. Мы совершаем те или иные поступки, делаем какие-то дела, и все это - во времени. Течение времени - это условие нашей жизни, плата за нашу возможность жить.
   * * *
   Время обладает следующим свойством: когда мы хотим его замедлить - оно убыстряет свой ход. Когда мы его подгоняем, оно течет не спеша, а иногда словно останавливается. Но это объясняется лишь особенностями нашего восприятия.
   * * *
   Причина быстротечности времени в старшем возрасте, по-видимому, кроется в хорошей памяти. Когда мы помним в мельчайших подробностях то, что было год назад, нам кажется, что этот год пролетел как день. С другой стороны, у ребенка память плохая, он не помнит хорошо происшедшие события не то что год, а даже месяц назад. Поэтому у него возникает ощущение, что прошло очень много времени. Месяц у него растягивается как год, а у взрослого человека год воспринимается как месяц.
   * * *
   Люди, радующиеся течению времени, тому, что еще один день прошел, не ценящие время, даже "убивающие" его (есть такое выражение - "убить время") вызывают удивление. Обычно это те, кому нечем себя занять, кто не знает, зачем они родились. Иные вообще недовольны, что они появились на свет. Жизнь для них не интересна. Сил расстаться с жизнью у них нет, и они радуются, что жизнь проходит, что близится конец, а некоторые подгоняют его, как один мой знакомый, который пил водку и говорил, что хочет побыстрее умереть.
   * * *
   Иногда нам приходится выполнять какие-то неприятные дела, обязанности. В таких случаях мы желаем, чтобы время шло побыстрее, чтобы скорее миновать этот "отрицательный" отрезок нашей жизни. Но если бы нам сказали, что за этим неприятным делом последует наша смерть, что это неприятное дело будет последним в нашей жизни, мы всеми силами души стремились бы растянуть время до бесконечности, чтобы максимально отдалить переход в небытие.
   * * *
   Прошла большая часть Великого поста (4 недели). Но, несмотря на то, что Великий пост накладывает некоторые ограничения, не хотелось, чтобы он побыстрее проходил, так как не хотелось ускорять течение времени. Время и так течет все быстрее и быстрее, как будто великая река жизни несет нас к страшному водопаду, который будет последним, что мы увидим и почувствуем.
  
   Интересно, что испытывали люди, лишенные свободы? Например, Достоевский на каторге, Морозов в шлиссербургском заключении или в наше время Ходорковский? Они были достаточно умны, чтобы понимать и чувствовать, что время движется. Стремились ли они ускорить время, находясь в местах лишения свободы, даже ценой сокращения своей жизни? Была ли жизнь в этих местах так невыносима, что они хотели побыстрее прожить эти годы? Или они ценили эти годы по своему, как частицу своей жизни, из которой нельзя вычеркнуть ничего - ни хорошего, ни плохого?
   * * *
   В повести "Последний день приговоренного к смерти", гл. 30, В.Гюго писал: "Чего стоит томление этого невозвратного дня, который тянется так медленно и проходит так быстро". В этом отрывке выражено двойственное отношение к переживаемому моменту: с одной стороны, хочется, чтобы он скорее миновал, с другой стороны, хочется затормозить движение времени. С одной стороны жизнь герою повести в тесной одиночной камере опостылела, с другой стороны, он понимает, что каждый прожитый день приближает его к казни.
   * * *
   Человек находится в наиболее гармоничных отношениях со временем (а значит, и с жизнью, так как течение времени - это и есть жизнь), когда он не стремится ни ускорить, ни замедлить его ход. Хотя в большинстве случаев он недоволен ходом времени и не против в какой-то ситуации или ускорить его, или замедлить. Он предоставляет времени идти со своей естественной скоростью, ни ускоряя его, ни замедляя. Такое отношение ко времени является наиболее мудрым. Наверное, в этом и состоит счастье: быть в согласии с природой, жить в согласии со временем.
   * * *
   Стремясь не ускорять время, мы учимся ценить переживаемые моменты вне зависимости от того, радостны они или печальны.
   * * *
   Человек, чуткий к течению времени, постоянно находится в состоянии грусти, т.к. нельзя не грустить по уходящему времени. И наоборот, человек, постоянно радостный, не замечает течения времени, оно для него как бы не существует. Это крайние позиции. В реальности мы все то забываем про то, что время идет, и в эти моменты мы радостны, то вспоминаем о его быстротечности, и в такие периоды на нас нападает беспросветная грусть и уныние. Очевидно, нельзя постоянно думать о быстротечности времени. В этом случае жизнь для человека была бы невыносима. Об этом писал еще Ницше. В тоже время нельзя быть постоянно радостным, не замечая течения времени, т.к. в этом случае время все равно сыграет с человеком злую шутку, поставив его в один "прекрасный" момент перед фактом, что он должен умереть, как во времена древнеримской империи сообщали неугодным людям: ты должен умереть, и человек сводил счеты с жизнью, понимая, что у него нет выхода.
  * * *
   Мы живем во времени, и не мыслим жизни вне этой формы протекания физических и психических процессов. Однако существуют ситуации, когда время как будто уничтожается. Томас Манн в докладе, произнесенном в Вене 8 мая 1936 года на праздновании 80-летия со дня рождения Зигмунда Фрейда, отметил, что "праздник - это уничтожение времени, процесс, торжественное действие, разыгрывающееся по запечатленному прототипу; происходящее на празднике происходит не в первый раз, а церемониально и по образцу; оно становится явью и повторяется, как повторяются во времени и сами праздники и как фазы их и часы следуют друг за другом во времени в соответствии с первоначальным событием". Повторение из года в год событий, связанных с праздниками, представляется нам уничтожением времени, так как из года в год эти праздничные события одинаковы. Мы видим, что ничего не меняется. Это и создает иллюзию, что время остановилось. Однако на самом деле это не уничтожение времени, а временная петля, вернее, иллюзия временной петли. Из года в год мы возвращаемся к той ситуации, в которой уже были. Правда, выход из временной петли есть - это наша смерть. Ее еще никто не отменял.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"