"Есть прелесть в бедности. Вспомнили б вы по крайней мере, что у меня нет даже угла, и я стараюсь только о том, как бы еще облегчить мой небольшой походный чемодан, чтоб легче было расставаться с миром".
Черновые варианты письма N 142 В.Г.Белинскому Н.В.Гоголя. Конец июля - начало августа н.ст. 1847 г. Остенде. Н.В.Гоголь. Собр. соч. в 8 т. Т.8. М.: изд-во "Правда", 1984.
К оценке каждого явления можно подойти, как минимум, с двух сторон, т.е. найти в нем и положительное, и отрицательное. Не составляет исключение и понятие бедности. Какое отрицательное содержание в бедности - ясно всем и нет необходимости это объяснять. Но что же здесь положительного? Что хотел сказать Гоголь этим? По-видимому, то, что бедность не так привязывает к этому миру, как богатство.
Когда человек беден - он свободен, вернее более свободен в одном и менее в другом. Ему не надо думать о своем богатстве, как его сохранить и приумножить. Богатство накладывает на человека обязанности. С другой стороны, в бедности человеку надо думать о куске хлеба насущного. По-видимому, существует некоторая оптимальная обеспеченность человека, когда он в наибольшей степени свободен.
В бедности человеку себя жалко, а это часто бывает приятно.
Если народ вокруг тебя беден, то безнравственно быть богатым. По-крайней мере честный человек должен постоянно испытывать муки совести, даже если он свое богатство нажил честным путем. Также безнравственно быть бедным, если вокруг тебя все богатые.
Однако, возможен самообман: если человек беден, то он убеждает себя, что это хорошо, что в этом прелесть. Но это относится не к Гоголю.