Монастырская жизнь существует постольку, поскольку существует жизнь светская.
* * *
Монастырская жизнь является реакцией на мерзости светской жизни.
* * *
Интересные размышления о монастырской жизни содержатся в статьях Розанова. В статье 1913 г. "Уголок Бессарабии" он пишет: "Великая жажда уединения и молчания также велика в человеке и вечна в нем, как потребность общежития и разговор. "Монастырь" такой же столп цивилизации, как город. В городе человек рассеивается, в монастыре человек сосредоточивается. Там он "тратится", здесь он "собирается". Это не только природа человека, но и природа географии... . Пропорционально тому, как люди шумят, общаются, торгуют в одних местах, они где-нибудь должны рассеяться, разъединиться, побыть "с собою" наедине (На фундаменте прошлого, с. 85). В статье 1904 г. "По тихим обителям" звучит гимн уединению: "Уединись - и станешь немного лучше. Уединись надолго - душа успокоится". (В темных религиозных лучах, с. 119).
* * *
В миру живут люди или далекие от Бога, или настолько близкие к нему, что им не мешает ощущать эту близость "однозвучный жизни шум".