Семенов Сергей Александрович : другие произведения.

Жизнь человека

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

Василий Васильевич Розанов. []
  В детстве человек напоминает тяжелую каплю, растекшуюся по поверхности. Она из-за своей неуверенности всеми силами стремится удержаться на этой поверхности, прильнуть к ней. В зрелости человек возвышается над поверхностью, принимает вертикальное положение (в прямом и переносном смысле). Он стремится вверх, к небу, но еще твердо стоит на земле. В старости стремление человека к небесам еще больше, и в то же время связь со всем земным ослабевает. Если продолжить сравнение с каплей, то ее отделяет от поверхности лишь небольшая перемычка. Капля становится все легче, легче, и, наконец, перемычка отрывается, и капля (душа человека) устремляется ввысь, к Богу. Но весь трагизм ситуации в том, что пока была связь с земным, человек жил. Как только эта связь исчезает, наступает смерть. Получается, что человек всю жизнь стремится ввысь, к Богу, и в то же время - к своей смерти. Если человек не стремится к небу, а всю жизнь был привязан к земному, то такой человек-капля все равно умрет, она просто высохнет.
  
   Сходную мысль высказал Розанов в "Уединенном": "Голова моя качается под облаками. Но как слабы ноги".
  
  В музее-квартире С.С.Прокофьева (Камергерский переулок, д. 6).
  * * *
   Жизнь человека, как она проходит?.. Существует два крайних способа прожить жизнь. Первый способ - жизнь человека подчинена одной цели. Жизненный путь может состоять из ряда событий, но каждое из которых связано друг с другом. Жизнь такого человека гармонична. Одно событие перетекает в другое плавно, без скачков и шараханий от одной крайности к другой. Такой человек помнит все, что с ним было. Ничего он не вычеркивает из памяти, ничего не перечеркивает в своей прошлой жизни, не отрекается от прошлого. Он благодарен всему, что с ним было, и с надеждой смотрит в будущее.
  
   Второй способ прожить жизнь диаметрально противоположен первому. У такого человека жизнь распадается на ряд эпизодов, которые не связаны друг с другом. Заканчивается один эпизод, начинается другой. Каждый раз в этом случае человек начинает жить как бы заново, с чистого листа. Он стремится забыть, что было с ним в прошлом, перечеркнуть его. Он напоминает колобка из известной детской сказки: я от этого ушел, от другого ушел...
  * * *
   Жизнь человека напоминает путешествие на корабле. Если человек не знает продолжительности своей жизни, то продолжительность путешествия известна. Когда человек вступает на борт корабля, он поначалу испытывает восторг, который продолжается весь первый день. При рождении человек восторга не испытывает, так как он еще себя не осознает. Он часто плачет, так как чувствует себя чужим в этом мире. Мир его пугает. Первая половина путешествия, как и первая половина жизни, протекает неосознанно. Человек не замечает течения времени, ему кажется, что как жизнь, так и путешествие будут продолжаться бесконечно. Но вот, первая половина жизни, как и путешествия, прошла. Тут человек это осознает, задумывается и понимает, что жизнь, как и путешествие, не вечны, и начинает ловить и ценить каждое мгновение.
  
   Наступил последний день. Человек с сожалением сходит на берег, понимая, что все не вечно, всему приходит конец, утешая себя тем, что жизнь продолжается, приобретая при этом другие формы, другой характер. В жизни человек не всегда понимает, что наступил его последний день. Часто смерть приходит неожиданно, и он не успевает подготовиться к ней. Если же он понимает, что умирает, то он считает, что смерть - лишь конец его земной жизни. Есть еще жизнь неземная, вечная. Это чувство помогает ему спокойно и с миром умереть.
  * * *
   Существует две возможности прожить свою жизнь. Первая возможность - это жить, не задумываясь над своей жизнью, ее целью. В случае второй возможности жизнь человека размерена и определена одной целью, которую выбирает он сам. В первом случае можно сказать, что жизнь человека определяется Богом, человек ищет не свою волю, но волю Божию. Во втором случае жизнь человека подчинена жесткой воле его самого, которая может завести и в тупик. Но и в первом случае, то, что мы расцениваем как Божественную волю, может на самом деле оказаться игрой случая, при этом человека жизнь болтает, как неуправляемую лодку в бурном океане, бросая его из одной крайности в другую.
  
   В.В. Розанов в книге "Литературные изгнанники" (Т. 13. М.: Республика, 2001, с. 74-75) писал: "Как ни поразительно, я около сорока лет прожил "случайно каждый миг", это была 40-летняя цепь "случайностей" и "непредвиденностей"; я "случайно" женился, "случайно" влюблялся, "случайно" попал на историко-филологический факультет, "случайно" попал в консервативное течение литературы, кто-то (Мережковские) - пришли и взяли меня в "Мир искусства" и в "Новый путь", где я участвовал для себя случайно <...> Таким образом, я никогда не владел своим вниманием <...> но, напротив, какое-то таинственное внимание, со своими автономными законами, либо вовсе неизвестными, либо мне не открывавшимися, "владело мною". И ни одно мое намерение в жизни не было исполнено, а исполнялось, делалось мною, с жаром, с пламенем - мне вовсе не нужное, не предполагаемое и почти не хотимое, или вяло хотимое. Нужно заметить, "делая все со страстью", каким-то таинственным образом я все это делал и холодно: и мне бы ничего не стоило "страстно участвуя (положим) в патриотической процессии" сейчас (миг влияния) перейти к участию в "космополитической процессии". <...> Но так же <...> происходило и другое все, - любовь, дружба, религия, две женитьбы, участие в прессе, в лагерях, в партиях. "Симпатичное лицо" могло увлечь меня в революцию, могло увлечь и в Церковь, - и я, в сущности, шел всегда к людям и за людьми, а не к "системе и не за системою убеждений"".
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"