В то лето я по совету сына поехал отдохнуть в Красную Поляну. Свой совет он обосновал тем, что там не очень жарко, в то же время всегда будет возможность съездить на берег моря. Гостиницу, как благочестивый христианин, я выбрал поближе к храму, чтобы не тратить много времени, когда надо будет пойти на службу. Не буду описывать подробно красоты тех мест, так как это тема для отдельного рассказа. Горы всегда привлекали меня. На них можно смотреть до бесконечности, не переставая восторгаться их мощными вершинами. Наступила суббота, и я отправился на Всенощную. Народу в храме было довольно много. После службы к батюшке выстроилась очередь на исповедь. Я встал в самый конец, так как спешить мне было некуда: я был в отпуске. После исповеди мы с отцом Николаем разговорились. Он заинтересовался моей персоной, так как всех своих он знал, а я был человек новый. Наша беседа закончилась тем, что батюшка пригласил меня на встречу, посвященную царственным мученикам, которая должна была состояться на следующий день в 17.00. Я с радостью принял его приглашение, во всем стараясь отыскивать волю Божию. В назначенный час я подошел к небольшому строению около храма и вошел в просторную комнату, в которой уже находилось около 20 человек. Батюшка произнес вступительную речь, после чего он произнес:
- С нами находится Сергей Александрович, приехавший из Москвы. Давайте попросим его рассказать о своих впечатлениях от нашего края, и о том, какую роль сыграли в его жизни царственные мученики.
Я был в шоке, так как у меня и в мысли не было выступать перед незнакомой аудиторией. От природы стеснительный и застенчивый, я стремился построить свою жизнь так, чтобы по возможности избегать публичных выступлений. Но в то же время, какой то голос мне подсказал, что они ведь не знают о моих таких особенностях, и я могу попробовать сыграть роль, если не опытного оратора, то, по крайней мере, человека, который воспринимает предложение выступить как должное. И я начал. Моя речь лилась спокойно и уверенно. Я проговорил не мало, и не много, а ровно столько, чтобы не утомлять аудиторию. Жаль, что сейчас я уже не помню, что именно я говорил. Было такое впечатление, что в мои уста кто-то вложил необходимые слова, соответствующие времени и месту.
Позже, читая "Исповедь" Руссо, я с удивлением обнаружил, что автор тоже побывал в аналогичной ситуации. Вот это место: "Я вошел вместе с ним, как переводчик, и мне было предложено взять слово. Это явилось для меня полной неожиданностью: мне и в голову не приходило, что после долгих совещаний с отдельными членами сената я должен буду еще обратиться с речью ко всей корпорации, как будто ничего предварительно говорено не было. Посудите сами, в каком затруднительном положении я очутился! Необходимость выступить не только публично, но еще перед бернским сенатом, к тому же экспромтом, не имея ни минуты для подготовки, - этого было достаточно, чтобы уничтожить такого застенчивого человека, как я. А я даже не смутился, сжато и ясно рассказал о поручении, возложенном на архимандрита".
В заключение можно объяснить ситуацию, случившуюся со мной и с Руссо, словами Евангелия: "Когда же будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать; ибо в тот час дано будет вам, что сказать, ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас".