Семенов Сергей Александрович : другие произведения.

Бернстайн, Копленд и Рихард Штраус

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:

  Недавно мне довелось побывать на концерте, где исполнялись произведения Бернстайна ("Симфонические танцы из мюзикла "Вестсайдская история""), Копленда (концерт для фортепиано с оркестром) и Рихарда Штрауса (симфоническая поэма "Жизнь героя"). Первые два произведения исполнялись в первом отделении, последнее - во втором. Как мне показалось, такая очередность исполнения была неслучайной. При другом порядке исполнения многие слушатели после первого отделения просто бы ушли. Закономерность также прослеживается и во времени написания этих произведений. Если "Вестсайдская история" была написана в 1957 г., концерт Копленда в 1926 г., то "Жизнь героя" - в 1898 г. Концерт начинается с относительно недавно написанного произведения, затем слушатели погружаются все более вглубь времени. Поэтому ценители музыки могут проследить ее развитие на протяжении почти что шестидесяти лет и определиться со своими симпатиями и антипатиями. В этих заметках я выскажу, конечно же, свое мнение, которое может не совпадать с мнением других. Леонард Бернстайн, 1971 г. []
   Мюзикл "Вестсайдская история" является адаптацией пьесы Шекспира "Ромео и Джульетта". По мотивам этой же пьесы были созданы одноименные увертюра-фантазия П.И.Чайковского (1869 г.), балет С.С.Прокофьева (1938 г.), а также произведения Беллини, Берлиоза, Гуно. Несмотря на ряд замечательных музыкальных номеров ("Maria", "America", "Tonight" и др.) музыка этого мюзикла проигрывает сочинениям таких гениев как Чайковский и Прокофьев. "Симфонические танцы", исполненные на этом концерте, перегружены изображением столкновений двух враждующих групп. В музыке Чайковского и Прокофьева тоже есть сцены столкновения Монтекки и Капулетти, но насколько тоньше и благороднее они звучат! Аарон Копленд. []
   Перейдем теперь к концерту Копленда. При этом мы перенесемся на 31 год вглубь времен, во время становления модернизма в музыке. И.Соллертинский пишет, что это сочинение Копленда передает энергию Нью-Йорка, зримую силу его небоскребов. Это Нью-Йорк 20-х годов, грубоватый, самоуверенный и развязный, наполненный неудержимой энергией. Но зачем нам нужен Нью-Йорк с его небоскребами, когда хочется тишины, уединения, гармонии с природой? Прогресс в музыке и вообще в искусстве не обязательно означает движение к лучшему. Рихард Штраус. []
  После прослушанных произведений Бернстайна и Копленда симфоническая поэма "Жизнь героя" Рихарда Штрауса была подлинным лекарством для души, изрядно потрепанной в первом отделении. Поэму, написанную в духе позднего романтизма, хочется слушать снова и снова. И это несмотря на то, что в ней слышатся отзвуки Вагнера и Брамса (а может, благодаря этому). В 1947 году Штраус заявлял: "Может быть, я не являюсь первосортным композитором, но я - первоклассный второсортный композитор!" Я думаю, буду не одинок в своем желании поставить этого замечательного композитора в ряд первосортных.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"