Аннотация: мои мысли о фильме "Остров проклятых" и не только
Когда читаешь рецензии на фильм "Остров проклятых" и видишь, как кто-то восхищается собственной проницательностью (мол, я так и знал, еще до окончания фильма, в чем дело), очень хочется спросить, а что именно рецензент знал?
Расскажу одну историю из моего прошлого. Пропала вещь моего брата. Он не то чтобы обвиняет. Он говорит, что уверен, хоть и не видел этого: когда я проводила уборку, я эту вещь выкинула. Говорит не один раз и не один день, так как вещь ему жалко, хоть и старая она. Я всё отрицаю - ну не помню я ничего такого!
Через несколько дней из глубин моей памяти всплывает воспоминание, как я выбрасываю эту вещь в мусорное ведро в туалете: как поднимаю крышку, как осторожно бросаю вещь в ведро с мусором, как закрываю дверь туалета... Я рассказываю брату всё, что вспомнила. Он успокаивается.
Вещь я нашла в квартире через месяц. Порядка у нас не было никогда, несмотря на мои с мамой периодические попытки его навести.
Бог с ними, с намеками, разбросанными по ходу вышеупомянутого фильма и выглядящими инородными вставками. Каким бы ни бы замысел режиссера "Острова проклятых", могу сказать следующее. Остров практически изолирован от внешнего мира, и для его обитателей действуют иные правила игры, установленные людьми, имеющими здесь реальную власть и свободу действий. Ты приехал из внешнего мира? Там ты - достойный член общества, а здесь ты - либо тюремщик, либо неполноценный психически заключенный. Реальная власть или знакомства на острове есть? Вот и иди в камеру, сейчас найдем причины для этого. Не хочешь? А силы есть пойти против нас? "Лезть со своим уставом в шаолиньский монастырь можно, если уверен, что сможешь уложить всех монахов" (неточная цитата с просторов интернета).
Да, "Сердце Ангела" для меня - неоднозначный фильм. Захочет нечистый заполучить душу в свой ад - она сама туда отправится, поверив, что тоже нечиста.
Да, Розенкранц и Гильденстерн из пьесы Стоппарда не были зависимы внутренне от чужих мнений. Заметьте, несмотря на то что "весь мир - театр", они не сочиняли "свою" предыдущую жизнь на основании мнений окружающих (или своей роли, как это делают актеры). У них есть только "здесь и сейчас". Но со сценарием Шекспира они ничего поделать не смогли. Даже не пытались.
Мне представляется, что под персонажами Розенкранц и Гильденстерн подразумевались правое и левое полушария головного мозга человека. И не мне одной, судя по отзывам в Интернете. Когда главные герои остаются одни, то пытаются понять, что происходит. Периодически рядом возникает... а собственно, кто? Что это за 1-й Актер и его компания?
Пусть этот персонаж чем-то напоминает самогО Шекспира, но у меня свое мнение. Если за самостоятельность мышления отвечают два полушария (точнее, кора этих полушарий), то за связь с внешним миром - оставшаяся огромная часть и головного, и спинного мозга. Своего рода "хвост", погруженный в формирующуюся ноосферу.
Кстати, в пьесе (не в фильме) Актер со своей труппой умерли, и умерли первыми, играя до конца. Потом - Розенкранц, и последним - Гильденстерн. Это именно смерть, когда исчезали персонажи, и многие, пережившие операцию под общим наркозом, могут это подтвердить: разговор с анестезиологом, игла в вену и распорка в зубы, мысли о бренности материального, и абсолютно незаметно приходит миг, когда исчезает то ли "я", то ли мир. Теоретически оперируемый может больше и не проснуться.
Можно ли избежать следования чужому сценарию (хоть других людей, хоть нечистого, хоть самого автора играемой пьесы)?
Не стоит ждать от меня каких-то ответов или обобщающих выводов - они у каждого свои.
P.S. О боже, посмотрела перевод "орел и решка", по-английски - "головы и хвосты".