Седнин Антон : другие произведения.

Хроники Айлона. Ясли цивилизации

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    История о тестировщике психики роботов, который наткнулся на задание слишком эксцентричного миллиардера. Часть цикла "Хроники Айлона".


ЯСЛИ ЦИВИЛИЗАЦИИ

1.

  
   На противоположном здании висел стандартный рекламный плакат: сексапильная негритянка защищалась крестом от телевизора с надписью "потребление -- зло".
   Я подошел ближе. Плакат вздрогнул.
   Если вы выросли социопатом без семьи и образования, то само общество превратит вас в урода. Профиль соцсетей при появлении в публичных местах каждый раз будет выдавать контекстную рекламу с такими запросами, что окружающие начнут морщиться: что это за урод находится между нами? Почему набожные пинап-девушки исчезают и вместо них появляются ролики о протезах, сигаретах и порно-сайтах?
   Впрочем, сегодня даже для таких найдется работа.
   Я, например, дразню роботов.
   - Вы настоящая сволочь, мистер Красников, -- дешевая модель андроида наставила на меня мой же пистолет и взвела курок.
   Когда ИскИны дают сбой, компания нанимает социопата вроде меня для коммуникативного теста. Задача очень простая -- заставить машину слететь с катушек.
   - Слушай, как там тебя... оператор 08-FD, просто верни оружие и сядь на место.
   - Нет! -- Андроид перемахнул через стол и схватил меня за рубашку. Ощущение было, словно детская кукла решила затеять драку -- куча "безопасной" пластмассы едва удерживала в руке оружие.
   - Всем будет лучше, если вы умрете, мистер Красников, -- дуло врезалось в висок, а пластмассовый палец надавил на курок. Раздался щелчок, потом еще и еще.
   В комнату ворвалась охрана.
   - Это он сумасшедший! Он, а не я! -- кричал сопротивляющийся робот, пока люди в форме заламывали ему конечности.
   Я достал зажигалку и проковылял вслед за буйной машиной. В общем коридоре уже стояла толпа зевак, опасливо поглядывающая на жестянку и вышедшего за ней человека с сигаретой. Ко мне тут же подбежал менеджер: пузатый, с нелепо затемненной кожей.
   И этот косит под негра. Лишь бы быть в тренде.
   А ведь когда-то таких называли "рабами".
   - Вы... так быстро справились, мистер Красников, -- неловко пробубнил менджер, оттаскивая меня в сторону. Наверное, хотел уберечь потенциальных клиентов от дыма. -- Всего пятнадцать минут!
   - Вы платили за результат, а не за время.
   - Да, да! -- Поспешно замахали руки с обвисшей кожей. -- Просто интересно, что вы такого сказали нашему андроиду? Знаете, это был лучший сотрудник. Ну... до смерти. А вот после перехода его начало заметно...
   - Клинить, -- закончил я. -- Чем вообще занимается ваш когнитивный модулятор? Каким поисковиком пользуется компания?
   Менеджер опять виновато развел руками. Кажется, он вообще не понимал слов "когнитивный" и "модулятор". Борясь с раздражением, я уточнил:
   - Какая поисковая система предоставляет машинам обновление данных для моделирования человекоподобного поведения?
   - Не знаю... -- Окончательно растерялся псевдо-негр.
   - Черт, зачем платить мне такие деньги и не знать, на чем сидят боты?!
   - Я...
   - Ладно. Просто верните пистолет и оплатите счет.
  

2.

  
   Люди любят свет. Радостные потоки фотонов наполняют их жизнь из каждой дыры медиакратии, заставляя раз в полгода "чинить" глазные яблоки. Но когда ты сидишь посреди комнаты в трусах и с бутылкой пива, то не способен никуда деться от этого света. Стоит поднять голову, и автоматически включается экран, находит подходящий контент, прямо в кадре увеличивает грудь порно-актрисы. Стоит повернуть голову -- автоматически зажигается псевдо-окно гостиной. Посмотреть в потолок -- автоматом включается свет.
   А когда бешено вращаешь глазами, в квартире начнется целое световое шоу. И если подумать: много ли жителей Земли видели полнейшую темноту за последние 20 лет?
   Кажется, нет.
   - Здравствуйте, это Красников? -- Голос по ту сторону трубки хоть и имел акцент, но не назвал меня "мистером", что уже радовало. -- Мы хотим предложить вам работу.
   - Я в отпуске, -- бутылка вяло полетела в экран с порнушкой, но тот оказался прочнее.
   - Тройная оплата по сравнению с прошлым заказом.
   Только закуренная сигарета чуть не выпала изо рта. Во-первых, чтобы знать историю моих заказов, надо было организовывать слежку. Во-вторых, в три раза больше последнего -- кто вообще предлагает такие деньги?
   - Если согласны, вылетайте в Айлон сегодняшним рейсом.
   Я положил трубку и хлопнул в ладоши, окончательно включая свет.
   Отпуск отменяется. Предстояло найти брюки и забронировать билет.
  

3.

  
   - Извините, у нас не курят.
   На последнем этаже элитной приемной фирмы-нанимателя не было ни одного посетителя, кроме секретарши. Смуглая, но без излишеств.
   - У меня есть медсправка с разрешением курить в публичных местах, -- я достал документы и быстро пролистал слайдер паспорта.
   - К сожалению, она не действительна в городе-континенте.
   - Ясно...
   Глаза секретарши были искусственные, сразу все считывали. Отгадайте загадку: сколько частей тела можно из себя вырезать, чтобы оставаться человеком?
   В моем мире -- хоть все.
   Я демонстративно потушил сигарету о стойку ресепшена и уселся в единственное кресло напротив. Коротать перелет в виртуальной среде было явно ошибкой -- голова от смешанного с похмельем когнитивного диссонанса разрывалась на части.
   - Вас ожидают.
   Ну, наконец-то.
   - Оружие, будьте добры.
   - Что, нравится отбирать у мужчин их игрушки? -- Пришлось достать из-за пояса кобуру и выложить рядом с окурком. -- Вчера жестянка вроде тебя уже погорела на том, что трогала мой ствол. Так что аккуратнее.
   Секретарша, не оценив шутки, сложила оружие с окурком в пакет и указала на массивную дверь. Я прошел в кабинет с удивительно резким светом (осветителями оказался забит весь потолок) и уставился в повернутое к окну кресло.
   - Надо понимать, Янс Красников? Надеюсь, мне представляться не надо.
   Кресло манерно развернулось, и в нем оказался афроамериканец с серьгой в ухе и педиковатой улыбкой. Эта улыбка была мне настолько знакома, что захотелось умчаться куда подальше. От огромных денег, риска стертых мозгов и стремительно увеличивающейся вероятности переработки тела на фабрике по производству клонированных органов.
   Майлз Дайсон -- самый богатый человек на планете.
   По крайней мере, так о нем писали.
   - Да, конечно. Чем могу быть полезен? -- Я нерешительно протянул руку для рукопожатия, но разодетый негр лишь брезгливо указал на кресло.
   - Не будь дело столь щепетильное, я б не стал встречаться с вами лично, да еще и через подставную компанию, Янс. Но мне очень нужен хороший тестировщик. Не поможете?
   Я сдержанно кивнул.
   Про Дайсона ходило много слухов. Мало кто верил, что этот человек существовал вовсе: поколения крупных компаний давно завели привычку присваивать имена первооснователей. Хотя кого интересует подноготная, когда речь заходит о целой корпорации-континенте.
   - Что вы знаете про человекоподобных ИИ, Янс?
   Такой вопрос застал врасплох.
   - Их несколько... -- Неуверенно начал я. -- Мне обычно приходится иметь дело с бывшими трупами. Работнику, которого жалко терять, вскрывают черепушку и кидают в мясорубку Сети. По реакции нейронов на запросы формируется копия. Если у модели есть механическая мимика (вроде вашей секретарши), то операцию повторяют, но уже с базой по вебкамерам пользователей. Так из миллиардов лиц и кучи информационного шлака лепится прежняя личность. Это индустрия дешевой рабочей силы, которую вы же и изобрели. К чему такой вопрос?
   Кажется, Дайсон был не доволен.
   - Я имел ввиду реальных человекоподобных ИИ. Что вы знаете о них?
   Такой вопрос смутил еще больше.
   - Ну-у... есть еще вопросно-ответные системы... но, извините, я с такими не работаю. Даже если они и выглядят как люди -- это просто очень сложные гаджеты. Такой ИскИн не способен сойти с ума, поэтому вне моего профиля.
   - А если бы я сказал, что есть искусственный разум, который может сойти с ума, но при этом не является киберклоном человека?
   Дайсон заговорщицки улыбнулся. На его скрещенные пальцы были нанизаны огромные кольца. Даже не помню, когда в последний раз видел мужчину с украшениями на конечностях.
   - Я бы сказал, что это невозможно.
   - Почему?
   Разговор походил на собеседование, словно я боролся за должность старшего помощника младшего менеджера в одной из IT-компаний мистера Дайсона.
   - По той же причине, по которой ломаются кибернетические клоны.
   Дайсон явно не понял.
   - Оживленные трупы обязаны сходить с ума. Это похоже на эксперимент с камерой сенсорной депривации: если человека долго держать в баке с соленой водой, куда не проникают звук, свет и запах, то мозг паникует. Точно также паникуют и оживленные трупы. Человечество пока не научилось копировать сенсорику биологического мозга. Даже у модели А-класса нет рецепторов, чтобы рука правильно почувствовала боль от ожога. Это ведь все знают. Представьте, что вас воскресили и заставили вдыхать воздух через задницу -- рано или поздно вы проснетесь, потому что задыхаетесь несуществующими легкими.
   Я было испугался, что ответил слишком резко, но Дайсон засмеялся:
   - Бросьте! Моя компания устранила фантомную асфиксию еще лет двадцать назад.
   - Тем не менее.
   - Хорошо, вы все правильно сказали, Янс. Но у вас... очень физиологическое видение проблемы. Недавно мы создали модель ИИ, лишенную изъяна депривации. Я прочел множество рекомендаций, но именно вас хочу нанять тестировщиком. С меня -- более чем приемлемая оплата за неделю работы. С вас -- проверить мою малышку на психическую устойчивость и узнать, хорошо ли этот ИИ, как вы выразились, дышит задницей.
   Тестировать человекоподобный ИИ? Ну дела.
   - Так что, по рукам? -- слащавая улыбка Дайсона намекала на то, что деваться мне все равно некуда.
   - Конечно, -- также фальшиво улыбнулся я. -- Но гостиницу оплачиваете вы.
   - О, она вам не понадобится.
  

4.

  
   Все мое детство медиакорпорации боролись за внедрение машин в образование. Помню, как на выпускном экзамене новый "электронный учитель" сказал, что я психологически не пригоден для общества, и лишил диплома. А через десять лет подросло первое поколение "пригодных", которое не знало слова "мама" и поразительно отличалось поведением от своих напичканных протезами родителей.
   Тогда-то и появилось выражение "ясли цивилизации", а нормой стали лекарства от "материнской привязанности". Все понимали, что если роботы начнут воспитывать детей, то дети вырастут похожими на роботов. Захотят подражать учителям.
   Но всем было плевать.
   - Это все ваши вещи? -- Охранник досматривал сумку с разрешенным багажом: запасная рубашка, планшет и инструменты для работы с протезами, -- Хорошо, проходите.
   Он указал на двери лифта в конце коридора.
   - И не проводите?
   - Извините, мне туда нельзя.
   Пожав плечами, я подошел к лифту. Никаких кнопок -- стенки сомкнулись за моей спиной, а через минуту опять разошлись.
   - Добро пожаловать в лабораторию, Красников, -- раздался торжественный голос Дайсона из каких-то невидимых динамиков в коридоре. -- Познакомьтесь со здешней командой.
   На меня молча уставилось трое людей в противогазах с темными стеклами.
   У каждого -- белый халат и черные перчатки.
   - Здравствуйте.
   Я протянул руку ближайшему из стоящих, но человек лишь пугливо отшатнулся.
   - Лучше к ним не прикасаться, -- посоветовал голос Дайсона. -- Ребята этого не любят.
   Пометив для себя отказаться от дурацкой привычки пожимать здесь кому-либо руки, я двинулся по коридору за чудиками. Вскоре мы очутились в зале со множеством экранов на стенах. Поверхность выключенных мониторов была белой, таких я раньше не видел.
   - А вот и сердце всего эксперимента, -- один из мониторов ожил лицом Майлза Дайсона. -- Как видите, я сторонник минимализма.
   Хоть бы лично поприсутствовал что ли.
   Троица ученых тем временем распределилась по панелям у стен, словно меня здесь и не было.
   - Какой-то странный у вас персонал.
   - О, не пугайтесь, -- рассмеялось изображение Дайсона. -- Просто мои помощники немного аутичны. Это новая технология: общий сенсорный организм, каждый чувствует то же, что его коллега. Удобно для продуктивной работы, но общаться с ними тяжеловато.
   - Да вы настоящий извращенец, мистер Дайсон, -- не удержал я.
   - Что поделать, -- вздохнула картинка. -- Простые люди сегодня так медленно осваивают информацию... Но давайте я лучше покажу объект!
   Самый большой монитор наполнился цветом, и я увидел просторное помещение: белые (как и все с момента выхода из лифта) стены, ярко освещенный, как и в кабинете магната, потолок, диваны, шкафы.
   А также стоящая посреди гостиной девушка: рыжие волосы, зеленые глаза, обнимающие себя руки, черные туфли. Она была в одном нижнем белье -- и как раз доставала из шкафа платье, чтобы одеться.
   - Ну как вам? -- нетерпеливо спросил Дайсон.
   - Грудь маловата, -- отшутился я. -- Это, и правда, искусственное существо?
   - Абсолютно! Ее зовут Кэтпол.
   Пока мы говорили, девушка подошла ближе к экрану (который с той стороны, очевидно, выглядел зеркалом) и начала поправлять прическу. Я завороженно рассматривал диспропорции ее анатомии, мимические модуляции, пластику движений и текстуру кожного покрова.
   Обалдеть.
   - Как видите, она немного нервничает, -- усмехнулось огромное изображение негра. -- Я предупредил, что скоро к ней подселится сожитель, но не уточнил, какой именно. Думаю, подождем, когда она оденется, и можно вас запускать, Янс.
   - Нет, -- мне с трудом удалось оторваться от выбирающей зеленые платья девушки, -- я должен войти прямо сейчас.
   - Хм... так не терпится? Ну о`кей, ваша комната помечена выступающим квадратом.
   Я перехватил сумку и поспешил навстречу самому странному в жизни тесту.
   Ученые в противогазах молча смотрели вслед.
  

5.

  
   В белой прихожей было так чисто, что захотелось разуться, но тапочек не оказалось.
   Что ж, пойдем так.
   Я шагнул в гостиную.
   - Ой!... -- Кэтпол вскрикнула и непроизвольно прикрылась платьем.
   Я сделал вид, что не услышал.
   - Вы, должно быть, Янс... Мне объяснили, что я смогу вернуться, если мы... побеседуем.
   Стараясь не замечать ее пытливый взгляд, я осмотрелся: кроме шкафа с зелеными вещами, дивана и столика больше ничего не было. Ни окон, ни картин. Вписанное в потолок освещение казалось устроено специально, чтобы лишить зал темных углов. Свет лился не рассеянно, а как-то вертикально вниз и поначалу неприятно резал глаза.
   Совсем как в тюрьме.
   - Знаете, впервые вижу другого живого человека...
   Кэтпол убрала зеленое прикрытие, давая понять, что нагота ее не смущает. Я же упорно молчал и пытался придумать, на чем бы еще сосредоточить взгляд в этой унылой комнате.
   - Вы... меня слышите?
   Наконец, увидел дверь с выступающим квадратом.
   - Эй! Я же вижу по зрачкам, что слышите!
   Перебросив сумку на другое плечо, я двинулся к своим апартаментам.
   - Постойте! Почему мы не говорим!?
   Ручки у двери не оказалось -- стоило подойти, та открылась сама.
   - Да стойте же!
   Меня заставил обернуться слишком резкий звук выкинутых из шкафа платьев. В тот момент, когда я все-таки повернул голову, Кэтпол как раз швырнула вешалку. Треугольная железка пролетела через гостиную, пронзив насквозь мою голову.
   Я даже не успел уклониться.
   И удивиться.
   Потребовалось все накопленное за годы работы самообладание, чтобы не закричать. Предмет прошел через меня. Упавшая вешалка просвечивала сквозь ботинок, словно компьютерная текстура.
   - Вы что... призрак?
   Кэтпол была поражена не меньше моего.
  

6.

  
   Как-то раз я вычитал забавную штуку: если два ребенка играют в песочнице, то могут болтать без умолку, но при этом не слышать друг друга. Это называется эгоцентрической речью. Но что делать, если с самого детства играешь с роботом? Искусственный учитель будет развивать твои речевые навыки, но процесс перехода от эгоцентрической к социализированной речи затянется. Роботу даже выгодно его затягивать, ведь аутизация улучшает усвояемость материала.
   Так работают "ясли". Иногда я даже не понимаю, разговаривают эти люди на самом деле или просто открывают рты.
   - Ты почему с ней не разговаривал!?
   Первым, что я увидел в новом жилище, было разгневанное лицо Дайсона на стене.
   - Я нанял тебя, чтобы общаться с Кэтпол, а не играть в молчанку!
   - Пожалуйста, успокойтесь, -- после вешалки мне стоило усилий быть сдержанным. -- Любой искусственный интеллект, прежде всего является, коммуникативной системой, поэтому в начале тестирования важно поставить ИИ в условия отсутствия коммуникации.
   Несколько секунд Дайсон обдумывал услышанное.
   - А-а... понимаю. Вы сделали то, что Кэтпол от вас меньше всего ожидала: промолчали.
   Я кивнул.
   - Весьма умно.
   - А теперь ваша очередь: объясните, что это вообще сейчас было?
   - Вы про вешалку? О, не волнуйтесь. Кэтпол и половины предметов на самом деле нет в комнате.
   - В смысле?
   - Она лишь голограмма, -- медиамагнат выдержал паузу, изучая мое обескураженное лицо. -- Помните, я говорил, что нашел решение проблемы сенсорной депривации? Это оно и есть. Никто на планете не может скопировать "человекоподобность" со всем набором людской сенсорики. Но зачем копировать, если можно воссоздать? Ускорено повторить путь эволюции человека в виртуальной середе и вырастить разум.
   На этот раз мне самому потребовалось несколько секунд, чтобы обдумать услышанное.
   - Так вот почему она говорила о возвращении. Вы создали виртуальную среду, из которой потом выдернули эту девушку.
   - Не просто виртуальную среду, а самую сложную на свете, -- поправил Дайсон. -- Все это здание является одним большим компьютером для ее реальности.
   - Но как я буду тестировать то, чего нет? Для опытов нужен физический контакт...
   - Боитесь, что Кэтпол не сможет отобрать у вас пистолет? -- Пошутил Дайсон.
   - Дело не в этом.
   - Хватит, -- огромное лицо на мониторе налилось злобой. -- Я плачу вам не за пререкания, а чтобы вы с ней общались. Вот и делайте свою работу!
   Экран погас.
   Я, наконец, смог осмотреться.
   Это была комнатка с кроватью и тумбочкой. Белый экран, на котором появился Дайсон, едва выделялся из стены -- никаких кнопок, чтобы связаться в ответ. В апартаментах имелась ванная, туалет и раковина -- но слишком плоская, чтобы я смог утопиться, возникни такое желание.
   Все, и правда, выглядело как в тюрьме.
  

7.

  
   Люди зависят от той или иной формы игр. Мы играем в шарады, учимся правильно бить по мячу, следовать правилам -- и все это важно для социализации. Но искусственный разум сможет победить в любой игре, поэтому вряд ли будет воспринимать социализацию как процесс. Скорее, он станет ее имитировать. А раз ИИ имитатор -- то где тут человечность? В этом и заключается парадокс человекоподобного разума: чтобы создать полноценную копию человека, следует сохранять недостатки оригинала.
   Я лежал на кровати и думал: зачем кому-то понадобилось "выращивать" убыточные существа вроде Кэтпол? Никому не нужен слишком похожий на человека компьютер.
   Ответ мог дать следующий тест.
   Стараясь не думать о сигаретах, я достал планшет и вышел из комнаты. На этот раз в зале никого не было. Кэтпол оказалась на кухне.
   - Привет. Кажется, мы плохо начали. Меня зовут Янс, я занимаюсь тестированием психики искусственных интеллектов.
   Девушка, одетая в очередное зеленое платье, стояла спиной и нарезала яблоко. То, что она не обернулась, и то, с какой медитативностью орудовала столовым ножом, выдавало в ней стресс, причем свойственный лишь людям. В моей профессии были свои законы: например, любой робот должен сохранять зрительный контакт с обращающимся к нему человеком. Это также важно, как не смотреть в глаза собаке, когда та лает.
   Но Кэтпол эти правила обходила.
   - Так ты пришел ставить на мне опыты? -- наконец, произнесла она. Я отметил повышение агрессивности вербального поведения. Слишком тонкое. Тоже исключительно человеческая черта.
   Да какой она, к черту, робот?
   - Извини за молчание -- это был лишь тест. Моя задача состоит в том, чтобы путем различного взаимодействия выяснить, можешь ли ты причинить кому-нибудь вред.
   - Ну, на счет вреда мы уже выяснили, -- кисло усмехнулась девушка, оборачиваясь. -- Я ведь пыталась запустить в тебя вешалкой.
   - Точно! -- Улыбнулся я. -- Но в данном случае твой хозяин попросил поработать немного тщательнее.
   Это был еще один мини-тест. Как Кэтпол отреагирует на слово "хозяин".
   Но она лишь отложила нож и села за стол.
   - Хорошо. Что мне нужно делать?
   - Немного поиграть.
   Я растянул планшет квадратом и положил его на стол. Камера спроецировала на плоскость фигурки.
   - Это шашки. Как мы недавно выяснили, наши тела существуют в разных реальностях, поэтому ты не сможешь касаться фигур. Я буду делать ходы за тебя.
   - Но я даже правил не знаю.
   - Да все очень просто...
   Я объяснил.
   Кэтпол сосредоточилась на механизме игры, но все равно проиграла партию. Вторая прошла чуть лучше, но без особого прогресса. Выигрывая уже третий раз подряд, я пытался понять: имитирует она обучаемость или нет?
   - Чернокожий человек... он разрешил рассказать, где мы находимся? -- Девушка явно собиралась с мыслями, чтобы расспросить меня о происходящем.
   - Не вижу причин скрывать, -- пожал плечами я. -- Ты в лаборатории фиктивной компании, находящейся в столице конгломерата англоязычных фракций планеты. Проще говоря в Айлоне.
   - Я и половины не поняла... -- Вздохнула Кэтпол. -- а в чем смысл нашей игры в шашки?
   - Выяснить, для чего ты играешь.
   Кажется, такой ответ ее разозлил. Я отметил резкий переход к агрессивной мимике.
   - Ты же сам попросил сыграть!
   - Но ты ведь для чего-то согласилась.
   - Я согласилась, чтобы выбраться отсюда!
   - То есть если я попрошу, ради выхода ты согласишься и на большее?
   Тон был подобран специально.
   Кэтпол подорвалась с места. Я с интересом отметил, что стол чуть отодвинулся, имитируя ее толчок. Даже физические объекты этих комнат имели интерактивный функционал для взаимодействия с голограммой.
   - Что ты от меня хочешь?! Чтобы я доказала, что могу причинить вред? На!
   Она схватила со стола нож и вонзила в мою руку. Разумеется, тот прошел насквозь.
   - Доволен?!
   - Нет, -- спокойно ответил я, проверяя, станет ли нож реальным, если убрать ладонь. -- Ты могла заранее знать, что нож и вешалка не причинят мне вреда. Поэтому, к сожалению, без физического взаимодействия, я никак не могу доказать твою опасность.
   - Что ты хочешь, чтобы я сделала?... -- В глазах девушки блеснули слезы.
   - Ну-у, кое-что ты сделать можешь. Например, причинить вред себе.
   Несколько секунд существо по имени Кэтпол молчало, а потом начало истерически хохотать.
   - Ты что, шутишь!? -- Девушка вновь схватила со стола нож. -- Издеваться сюда пришел?! Какой в этом смысл? Для чего вы это делаете? Вы же и так все знаете!
   Кажется, теперь она обращалась не столько ко мне, сколько к комнате в целом.
   - Вы ведь потом даже память не оставляете!
   С этими словами Кэтпол вонзила себе в горло нож и повалилась на пол.
   К этому я готов не был.
   Зеленое платье залило кровью.
   А мою рубашку -- рвотой.
  

8.

   Какое поведение считать "человеческим"? В наших мыслях и телах столько протезов, что общество давно утратило понимание естественного поведения. Люди уже устали от роботов и ждут дешевого способа биологической эволюции. Возможно, где-то даже ведутся эксперименты. Но пока мы все еще отказываемся от генетики в пользу более доступных жестянок. Ведь оставаться просто человеком -- противоестественно.
   Так же, как и бояться трупов.
   Кое-как доковыляв до кровати, я швырнул в душ рубашку (хорошо, что взял запасную), но вонь все равно осталась. Нет, Янс, к такому тебя не готовили. Ты привык смотреть на смерть роботов, а не девушек. Это даже жестче, чем та кукла из борделя, что насиловала клиентов до смерти. Это слишком... человечно.
   Я лежал, пялясь в слепящий потолок, и перекладывал в уме факты: Так тест окончен? Она оживет? Что здесь вообще происходит?
   Кажется, раздумья длились слишком долго, потому что экран оживился:
   - Эй, Красников, вы в порядке? -- На меня опять смотрела голова Дайсона. -- Как-то вы слишком серьезно все восприняли. Она скоро очнется.
   Я резко сел и попытался ответить максимально спокойным тоном:
   - Вам ведь не тесты понадобились, да? Кэтпол нужен настоящий психолог, а не дрессировщик роботов. Так почему не сказали сразу?
   - Не хотел спугнуть вас, -- улыбнулся магнат. Сейчас его зрачок был размером с мой кулак. Все равно что говорить с великаном.
   - А про то, что вы такая же голограмма, как и Кэтпол -- тоже умолчали, чтобы не спугнуть?
   - Что?
   - Ой, да бросьте! Сперва не пожали мне руку, потом общались с помощью мониторов, а в результате оказалось, что здесь такой же потолок, как в вашем офисе. Хватит вежливости. Вы -- такая же голографическая проекция, как и эта девушка.
   Дайсон уважительно поднял бровь. Подкрашенные губы растянулись в широкой улыбке.
   - Рад вашей проницательности, Янс. Признаю, я, и правда, голограмма.
   - Так в чем суть моих тестов?
   - Взгляните.
   Дайсон изменил фокус камеры и нажал на какую-то кнопку. Из боковой стены выделился двухметровый контейнер. Уже с первых секунд стало понятно, что в нем: физическая оболочка магната. Куда менее чернокожее сморщенное тело без одной руки, из которого торчали десятки проводов и медицинских трубок.
   - Вы что... чем-то больны? -- Пораженно спросил я.
   - Ох уж эта ваша проницательность! -- Засмеялся магнат. -- Я болен еще с молодости и давно лишен физического тела.
   Чернокожая голограмма пялилась на свою почти бледнолицую копию.
   - Но ведь органы легко заменяются...
   - Дело не только в органах, -- помрачнел Дайсон. -- Мозг в этом теле не заменишь.
   Магнат снова нажал на кнопку, возвращая старика в нишу.
   - Я первым на этой планете пересек двухсотлетнюю планку долгожительства. Знаете, чем больны двухсотлетние старики, Янс?
   Вопрос был явно риторический.
   - Они устают воспринимать реальность. У моей физической оболочки начались приступы радости. Эйфорического безумия. Суть Кэтпол в том, чтобы окончательно лишить меня зависимости от тела. От мяса. Каждый час вашего общения позволяет ученым устранять все больше ошибок в процессах когнитивной синхронизации моего виртуального и физического тела. Вы возвращаете мне разум. Так что продолжайте с ней взаимодействовать!
   Теперь все встало на свои места: почему нужна такая правдоподобная модель ИскИна, почему виртуальность, секретность...
   - Но почему именно я? Для простого общения вы могли выбрать любого человека.
   - Потому что вы особенный, Янс.
   И, не давая опомниться, экран погас.
  

9.

  
   Раньше богачи летали в космос, а сегодня за эти же деньги оплачивают псевдо-суициды. Но в чем пафос смерти, если все равно вернешься? Обратимость процессов стала фишкой эпохи. Захотел -- сменил гражданство. Захотел -- стал профи-скрипачом. Захотел -- слез с иглы, поменял профессию, заменил слишком маленький желудок, умер и воскрес. Если Майлз Дайсон сможет переносить людей в виртуальность, где обратимо абсолютно все, человечество окончательно съедет с катушек.
   Я смотрел на вертикально бьющий свет своей тюрьмы и пытался понять, сколько проспал. Лампы здесь никогда не выключались, предметы не отбрасывали тени, а планшет не показывал времени.
   Может, я провел в этом месте всего шесть часов -- а может, пару дней.
   - Ну что, продолжим тесты? -- Рыжеволосая девушка нетерпеливо переминалась прямо у моих дверей, стояло выйти. Одетая в тоже зеленое платье, чистое и выглаженное. -- Если честно, я не помню, на чем мы остановились, но было...
   - В задницу тесты. Ты вонзила себе в глотку нож.
   - Опять?... -- Глаза ИскИна наполнились ужасом.
   - Скажи прямо, -- рявкнул я. -- Сколько ты уже здесь? Были ли еще такие, как я? Я твой первый тестировщик?!
   - Не знаю... кажется, я здесь пару недель, но когда появилась, помещение уже было знакомо. И если убиваешь себя, то просыпаешься в кровати, не помня последние десять минут. Но я, наверное, уже... ...что он тебе сказал?
   Мои руки дрожали.
   - Чтобы мы больше общались.
   Я смотрел на Кэтпол. А она не меня.
   - Ты здесь такой же подопытный, как и я, верно? -- наконец, догадалась девушка.
   Передо мной стояло самое уникальное создание в мире. В ее зеленых глазах отражалось сочувствие. На ее губах играли слова понимания.
   Но меньше всего я хотел видеть именно ее.
   Существо, из-за которого придется умереть.
  

10.

  
   На кухне было два холодильника, но реальной еда оказалась только в одном. Я достал все, что было -- несколько фруктов, стейк, запакованный салат -- сгреб в охапку и направился прочь в свою комнату.
   - Так и будешь меня игнорировать? -- Сердито перегородила дорогу Кэтпол.
   - Да. Если Дайсон хочет, чтобы мы общались, я не доставлю ему такого удовольствия.
   - Но как нам тогда выбраться?
   - Выбраться? -- Нервно хохотнул я. -- Никак! Ты существуешь лишь для отлаживания механизма виртуальной трансплантации, а я -- для отлаживания тебя. И как только все закончится, мы оба сдохнем.
   Я прошел сквозь девушку, но та упрямо двинулась следом.
   - Да что с тобой? Зачем ненавидеть меня, если мы в одной лодке!
   - Я тебя не ненавижу, -- мой тон невольно смягчился от вида ее лица. -- Просто пойми: чем меньше мы будем говорить, тем дольше проживем.
  

11.

  
   План был прост: запереться с продуктами и отсиживаться, пока Дайсон не пойдет на уступки. Насколько ему важно мое общение с ней? Еды достаточно, воды хоть отбавляй -- можно голодать неделю. В тюрьмах люди сидят в одиночках по 15 суток... не проблема.
   Но я ошибся. Магнат не стал выходить на связь, а просто выкурил из помещения оглушительной сиреной, стоило еще раз проснуться.
   - Все хорошо? -- озабоченно спросила подбежавшая Кэтпол. -- Что это был за вой?
   - Нет. Не хорошо.
   Я бессильно съехал по стене.
   Кэролайн глазела на меня большими сочувствующими глазами, послушно не пытаясь навязывать разговор. Я тоже смотрел на нее -- потому что больше смотреть в этой тюрьме было не на что. Меня заперли в квартире с обворожительной девушкой и единственным требованием -- постоянно с ней общаться.
   Ну, разве это не цинично?
   Успокойся, Янс. Твой план провалился. Просто соберись с мыслями и придумай новый.
   Встав с пола, я двинулся на кухню.
   Хоть голодать не придется.
   Кэтпол, как послушная собачонка, сменила следом.
   - На что было похоже то... откуда тебя забрали? -- Решился я все же нарушить словесную изоляцию, доставая из холодильника салат. -- Просто пока затворничал, вдруг подумал: человек не может существовать в десоциализированной среде. Значит, у тебя наверняка есть родственники или что-то вроде того.
   Судя по выражению Кэтпол, попадание было в точку.
   - Я стараюсь об этом не думать, -- она открыла свой холодильник и достала виртуальную версию точно такого же салата. -- Мы жили небольшой семьей на берегу моря. Сестры погибли. Я осталась с бабушкой. Сейчас, когда он все объяснил, постоянно думаю: мы были единственной оставшейся семьей, чтоб не перегружать систему; однотипный морской горизонт -- тоже чтоб не перегружать систему; а моя бабушка и сестры -- были ли они вообще разумными?
   - Интересно, -- я сел за стол и распечатал салат вслед за Кэтпол. -- а почему столько женщин?
   - Женский интеллект, вроде как, адаптивнее. Проще выращивать.
   Последовало молчаливое поедание салатов. Мне вдруг стало по-настоящему жаль Кэтпол. Каково это знать, что тебя вырастили, словно овощ -- вроде тех, что мы сейчас едим?
   А потом случилось ужасное.
   Когда я проковылял назад к своей комнате, вместо двери оказалась лишь гладкая белая поверхность.
   - Какого черта...
   Я изо всех сил ударил кулаком по стене.
   - Верни мою комнату!
   Кулак врезался в белый материал с такой силой, что датчики ладони-протеза не дали почувствовать боли.
   - Верни ее!
   "Думаю, так общение станет продуктивнее" проступило сообщение на стене.
   Никакого намека на уединенные апартаменты.
   И сумка с вещами в углу.
  

12.

  
   После драки со стенкой рецепторы протеза так и не восстановились, хотя кисть продолжала функционировать.
   Потирая лишенную сенсорики руку, я думал о Кэтпол.
   Какие мелочи все-таки делают нас с ней похожими. Если бы Кэтпол вырастили лишь с одним глазом, зрение по-другому бы взаимодействовало с полушариями. Если бы не было пятипалых конечностей, она не пришла бы к десятичной системе счета и в принципе выработала бы другие стандарты мышления. Насколько же важно человеку быть полностью человеком в каждой своей детали. Малейший перегиб эволюции -- и вся конструкция сдвинется.
   - Больно?
   Кэтпол, как обычно, свернулась калачиком на диване и крутила пальцем прядь рыжих волос. Я же сидел в углу.
   - Скорее страшно, руку совсем не чувствую. У старых протезников такое бывает.
   - Ты таким родился?
   Сегодня она вышла в очередном стягивающем талию зеленом платьице, и мне специально пришлось сесть в углу, чтобы не видеть ее стройные ноги. Зачем лишний раз думать о том, что невозможно с виртуальным партнером?
   - Нет, это случилось в аварии. Родители погибли, я лишился руки и ноги. Культивированные конечности оказались не по карману, поэтому страховки хватило лишь на полноценный протезы кисти. Вместо ноги вообще присобачили какую-то железку. Ощущения были...
   - Словно перестал быть человеком в полной мере?
   То, с какой чувственностью Кэтпол это спросила, чуть не довело меня до слез.
   - Как раз-таки наоборот...
   Гладя бесчувственной рукой отросшую бороду, я решил пройтись по залу, чтобы сбить стресс. Последние дни совсем подорвали мою психику.
   - Я тогда был подростком, занимался музыкой... Сначала боялся, что никогда не смогу играть, но врачи объяснили: в руку можно встроить любую программу. Так и оказалось -- пальцы молотили по клавишам любые мелодии. Вот только знаешь, в чем проблема? Вторая рука так не умела! И никак не могла догнать первую. Зачем чему-либо учиться, если и так все умеешь? Зачем вообще делать хоть что-то, если...
   Кэтпол увидела, что я плачу, подошла в плотную и обхватила себя за плечи.
   Она всегда так делала, когда хотела показать, что обнимает меня.
   - Знаешь, как это страшно, Кэт: осознавать, что из двух конечностей лишней является именно та, которая настоящая?
  

13.

  
   В детстве меня всегда удивляла убежденность взрослых, что стоит создать человекоподобный интеллект, и он тут же эволюционирует до сверхинтеллекта. С какого рожна? Вот с людьми понятно, они эволюционируют, чтобы адаптироваться. Но ИскИн ведь не развивался -- он просто был создан в какой-то момент. К чему ему адаптироваться?
   Первой мыслью ИскИна вполне могло бы быть здравое рассуждение, что без мозгов жить куда "адаптивнее" -- и он бы тут же деградировал назад до состояния простого компьютера. Адаптировался к внешней среде, так сказать. Ведь смысл эволюции не в движении вперед, а в стремлении к максимально комфортному существованию.
   А разум -- довольно дискомфортная штука.
   - Может, он хотел, чтобы мы полюбили друг в друга. И тогда нас выпустит?
   Мы лежали с Кэтпол в ее кровати, но так, чтобы не касаться друг друга.
   - Полюбили? Это слово из прошлого века. Современное поколение слишком рационализировано, чтобы...
   И тут до меня дошло.
   От внезапно сложившейся мозаики закружилась голова.
   - Идем-ка на кухню, -- резко сказал я, подхватывая сумку с вещами.
   - Зачем? -- Удивленная Кэтпол босиком засеменила следом.
   - Мы ведь толком не говорили с тобой о моем мире, да?
   - Не особо...
   Я достал инструменты и принялся отвинчивать протез ноги.
   - Знаешь, современные люди совсем не похожи на тебя, Кэт, -- крепления так давно не трогали, что магнитный ключ отказался работать с первого раза. -- На Земле всех воспитывают роботы, гормональные проблемы пубертата считаются заболеванием, а оставаться девственником до 25-ти является нормой. Знаешь, как все это называется?
   Провода настолько вросли в кожу, что оторвать ногу оказалось непросто. Положив протез на стол, я сделал вид, будто провожу профилактику.
   - Это называется "ясли цивилизации", Кэт.
   - К чему ты клонишь?
   - Просто рассказываю о своем мире. Сто лет назад ясли качнулись не в ту сторону, из-за чего человечество забросило рассуждения о любви и привычные нормы социализации. Но твои слова неожиданно навели меня на мысль... а, может, кто-то специально раскачивал эти ясли?
   Кэтпол побледнела.
   - Представь, что кто-то вроде Дайсона выращивает себе целую цивилизацию слуг. Сперва он внедряет в школы нужное программное обеспечение. Потом делает людей аутичнее. Уничтожает потребление как эпоху. Наконец, через полстолетия вырастает новое поколение человека, которое лишено самосознания и является обслуживающим персоналом для виртуальной элиты. Бездумные рабы для виртуальных богов Майлза Дайсона.
   Я на секунду оторвался от протеза, чтобы взглянуть на Кэтпол.
   Да -- она поняла, что будет дальше.
   - Теперь осознаешь, для чего ты была создана, Кэт? С твоей помощью человечество навсегда разделится на муравьев-работников и муравьиных королей. Одни уйдут в виртуальность, а другие останутся прислугой.
   - Тебе не следует говорить вслух такие вещи... -- прошептала Кэтпол.
   Но я уже не мог остановиться.
   - Да и со мной все понятно. Я здесь, потому что фрик! Я психологически все еще живу в прошлом веке. Отличный расходный материал для отлаживания виртуальной среды тех, кто с прошлого века даже не умирал.
   - Янс! -- Кэтпол отчаянно приложила палец к губам.
   Я, наконец, взглянул на нее: плечи дрожали, в глазах стояли слезы. Все сказанное она поняла еще задолго до меня, но ни за что бы не решилась высказать вслух эти мысли.
   - Знаешь, в чем прелесть старых протезов? -- собственный голос прозвучал непривычно ласково.
   - В чем? -- шмыгнула носом Кэт.
   - В том, что в них слишком много деталей.
   К ее ужасу я извлек из оторванной ноги огромный штырь.
   - Зачем тебе это! -- Воскликнула она.
   - Помнишь, ты жаловалась, что не можешь покончить с собой? Кажется, я нашел решение.
   Мне стоило немалых усилий вскарабкаться на стол с помощью лишь одной ноги.
   - Я все думал... почему экраны белые, а твоя голограмма не излучает свет? Кажется, ты вообще не голограмма -- скорее, часть некой световой среды. Освещение здесь какое-то точечное. Уверен, если разбить одну из ламп, пробел в комнате не заполнится светом -- на его месте останется смертельная для тебя тьма, Кэт. Мы можем убить тебя.
   Стекло потолка оказалось довольно прочным, но все же поддавалось. Проблема была лишь в том, что приходилось долбить по ослепляющему источнику света, стоя на одной ноге.
   - Ты ведь это давно придумал, да? -- Донесся снизу грустный голос Кэтпол.
   - Это не важно. Нам нужно поспешить.
   Я попытался прикинуть, как быстро наши надсмотрщики смогут пресечь диверсию.
   - Но какой смысл?
   - Иногда радикальный поступок -- единственный способ оставаться самим собой.
   Неожиданно лампа треснула, и я погрузился во мрак.
   Тьма полилась на мою голову сплошным потоком, словно была материальна. Волосы на голове зашевелились, виски взорвались от боли. Потребовалось прыгнуть на одной ноге, чтобы убедиться: эта тьма была не во всей комнате, а лишь в небольшом метровом квадрате. Местный свет, и правда, имел настолько жесткий вектор излучения, что, стоя в ливне тьмы, казалось, будто наблюдаешь ее повсюду.
   Удивительно, что я вообще способен был видеть.
   - Мы должны это сделать, Кэт, -- я спрыгнул на пол, чудом не подвернув оставшуюся ногу. -- Весь этот эксперимент... это против самой эволюции человека. Против нашей природы.
   - А что будет с тобой?
   По щекам Кэтпол текли слезы.
   - Да кому нужен простой тестировщик без объекта тестирования, -- попытался усмехнуться я. -- В современном мире мне проще стереть память, чем убить.
   - Мы ведь еще увидимся, если... все пойдет наперекосяк?
   Кэтпол дрожала.
   - Разумеется, -- моя ладонь легла на ее. -- Я ведь первый в их кандидатах на собеседники, помнишь?
   Маленькая женская ручонка несколько раз сжалась в кулачок, пройдя сквозь мою руку-протез -- словно две несуществующие руки пытались ухватить то, что никогда не было им доступно. Наконец, Кэтпол сделала первый шаг во тьму. Затем второй. Последним, что растворилось в черном прямоугольнике, были неотрывно смотрящие на меня глаза.
   И я остался один.
   После ливня тьмы с головы опадали волосы -- белые, словно их вымочили в отбеливателе. А где-то позади уже слышался шум раздвигающихся стен и топот ног. Я поспешно перехватил железку другой стороной.
   Времени оставалось совсем мало.
   Удар нужно было нанести так, чтобы максимально повредить мозг.
  


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"