|
|
||
Начало: http://www.livejournal.com/users/hojja_nusreddin/179526.html Продолжение: http://www.livejournal.com/users/hojja_nusreddin/206872.html "Дыханье свежести ночной" - Руми. O МОЛЧАНИИ В Персидской поэзии существует древняя традиция: упоминание поэтом собственного имени в конце поэмы служит своего рода авторской подписью, копирайтом. Руми выделяется и тут, многие стихи он подписал псевдонимами. Более тысячи газелей - именем своего друга и духовного наставника Шамса Тебризи. После гибели Шамса, Руми подписал многое именами Саладина Заркуба, заменившего Шамса на посту шейха ордена Мевлеви, и другого своего ученика - Хусама Челеби, пришедшего позднее на смену покойному Саладину. Кроме того, более 500 газелей Руми подписал псевдонимом "Хамуш" (молчанье по-фарси). Руми постоянно интересуется вопросом об эзотерическом источнике своей поэзии, куда более, чем чисто лингвистическими вопросами технической изощренности стиха, столь важными у персов, которыми он, разумеется, владел в совершенстве. В стихах много раз встречается фраза "Кто создаёт эту музыку?" Иногда, Руми даже перестаёт произносить слова и полностью отдаётся самой мелодии стиха, давая невидимому флейтисту вести перформанс: "Пусть музыкант тот завершит поэму." Слова не столь важны для Руми сами по себе, они лишь инструменты-резонаторы для передачи "вибраций источника смысла". Руми разработал целую теорию языка, основанную на мелодиях камышовой свирели (нея). За каждым звуком и каждой мелодией свирели лежит её ностальгия по потеряной родине - камышовому болоту. Нежная музыка свирели сделалась возможной лишь потому, что камыш много страдал - его живьём отрезали от корня, засушили и выдолбили изнутри от ненужной трухи, сделали полым резонатором. Согласно Руми, мы подобно свирели, наделены языком только потому, что оторваны от нашего корня и опустошены изнутри. Любая разумная речь - это моление, тоска по дому. Руми спрашивает, почему у свирели нет обертонов, которые воспели бы искусство сделавшего её мастера-резчика, превратившего простой камыш в элегантный ней с гладкой поверхностью и 9 отверстиями, удобными для мастера-музыканта. |