К сожалению, поучавствовать в нынешнем читательском голосовании мне не удалось - проблемы со временем позволили оценить только 75 рассказов. Еще примерно 20 были прочитаны, но не получили своей оценки.
Не смог.
К счастью, в читательском обзоре это допустимо: не знаешь, что сказать - ничего не говори.
Сейчас я не помню, какие именно рассказы вызывали мое восхищение и максимальную оценку, что вспомню - напишу ниже.
А пока хочу пройтись по "топ10" читательского интереса.
Классическая фантастика: используется куча умных слов (плазменный резак, квази-переход, стазис-поле), действие происходит в космосе, в компьютеры загоняется искусственный интеллект.
Как в конце выясняется - интеллект самого пилота.
Так вот. Весь рассказ, все события высосаны из пальца ради этой эффектной (???) концовки. Полное нагромождение событий, включающих в себя террористов-смертников (и может оказаться любой!), спасение тысяч жизней силами одного отдельного механизма, космическое кладоискательство, охота друг на друга - и все без признаков логических связок. Нет, сказать что события совсем бессвязные - нельзя. Но никакой логики в них нет. Просто куча штампов из классической фантастики.
Если автор предполагал, что это будет смешно - до Дворника ему, как мне до Луны.
Результат: на сегодняшний день самый пик читательского интереса удален (видимо, автором).
Рассказ для меня оказался слишком сложным. Я честно признался в комментах, что я его не понял. Я не понял ни правил рассказа (если рассматривается библейский мир, то откуда олицетворение Смерти? ) ни названия (почему "последний проклятый"? В том смысле, что получил проклятие после Агасфера? Или после него никого не проклинали? Или просто слова понравились?), не понял происходящего (Почему Смерть именно этого человека выбрала для своего "проклятия"? Да и было ли проклятие? Сама Смерть говорит, что - нет), не понял величия духа Иосифа, не понял, причем тут Рим, и вообще, список непонятых мной вещей примерно равняется длине рассказа.
Один из поклонников рассказа (автора?) пытался меня убедить, что в рассказе есть размышления о какой-то извечной филосовской проблеме. Я, если честно, и проблемы не понял.
Попытки разобраться в комментариях навели меня на мысль, что для понимания читателю требуется обладать какими-то особыми свойствами: то ли быть крещеным евреем, то ли иметь особое свойство "желания слушать", то ли просто иметь мистический опыт.
Мое личное и недалекое мнение: рассказ, сколь бы он ни был гениален, если он требует от читателя особых свойств - плох. Не сам по себе (повторяю, мы говорим о ГЕНИАЛЬНОМ рассказе) - а как литературное произведение. Если какие-то специальные знания требуются читателю для понимания "фишечки", каких-то тонкостей или отдельных взаимосвязей - то это только "в плюс", но если они требуются для понимания сути происходящего - то рассказ "для своих".
Возможно, он и не плох, но я этого оценить не в состоянии - я не понимаю.
Тем не менее, рассказ, фактически, победил в читательском голосовании.
Очень своеобразно обыграна ситуация "И грянул гром" Брэдбери. Нет, поймите меня правильно, я ни секунды не обвиняю автора в плагиате, и не говорю, что ситуация взята именно из этого рассказа. Но это уже почти штамп: как только идет речь о прыжках во времени с целю воздействия против хода истории - будет вспоминаться незабвенный Рэй.
Что меня порадовало - наличествует новая идея: даже наличие изменений во времени совершенно ничего не гарантирует. Что непорадовало: написано неинтересно. Вот честно: язык очень средненький, читал исключительно из интереса и чувства долга, без удовольствия.
я немало развеселился. Попытавшись представить себе эту картину. Учитывая высоту бортов среднего брига или шхуны - занятие интересное. Особенно во время океанической качки и ветра.
В дальнейшем изложение идет на уровне анекдотов в курилке института, примерно таким же языком, разве что без мата.
Очень своеобразное изложение. Восприятие героев и действительности переплетается, как ветки дерева, и все - обосновано. Читать немножко тяжело, но в принципе - интересно.
Но очень непонравилось, что борьба идет, по сути, бессмысленная. Между двумя типами машин.
Неужели простое описание драки, эффектных бросков ножами и заколками, вгрызания в землю неизвестными силами - способно восхитить и вдохновить читателя на восторги?
Рассказ изобилует японскими терминами и японизмами, но это оправдано. Типа, "глубокое погружение" в быт и суть. Правда, автор достаточно удачно и осторожно объясняет все (или почти все) термины.
Чего не понравилось - это избыток мистики. Немного таинственности и чудес, да еще так, чтобы невозможно было снаружи отделить границу яви от лжи и вымысла - было бы шикарно. А вот так, грубо, доходя до того, что трупы приходят выпить чашечку сакэ....
Да даже если не тупы, а призраки - все равно, излишне.
В принципе, первый рассказ в "топе", который действительно порадовал. Уже хотя бы тем, что Чудо у Чудотворца воспринимается абсолютно правильно. И автор умело это показал, пусть некоторые читатели с этим и не согласны :) Здесь есть размышления, есть толика детектива, и напрочь отсутствуют навязшие в зубах представления о Чуде с позиции жадности и алчности.
Что не понравилось: при качественном языке и хорошем слоге - очень штампованное восприятие. В смысле - восприятие автора. При столь глубокой задумке о качественном понимании Чуда автор не смог уйти от собственного восприятия Экзамена. Поэтому Наставник сидит где-то рядом, делает пометки в блокноте, а то и подсказывает нерадивому студенту. В результате Чудо получается несколько "штампованным" - ведь "по указке", по "стандарту" - какое же это Чудо?
Хотя, конечно, можно списать на "учебность" ситуации, мол, когда получит "права" - будет делать Чудеса сам. Без подсказок. Но все-таки эта мелочь для меня оказалась важной. Поэтому на "десятку" в моем восприятии не тянет.
И придраться не могу, и сказать нечего. Условия поставлены сказочные, решения - философские, и в целом рассказ, вроде бы, состоялся. Но, вот, не колыхнулось ничего внутри. Кроме легкой досады на непрограммистов, не умеющих правильно поставить условие и проверить переменные среды.
Написать, что ли, про программиста и джина? Так ведь уже написано куча и без меня...
Тоже достаточно своеобразный рассказ. Эдакая житейская мистика, подтверждающая правило: "Чем бы человек ни занимался, при достаточном упорстве и мастерстве именно его хобби может оказаться незаменимо востребованным".
Что понравилось - люблю я общение. Особенно с теми вещами/явлениями, с которыми общаться нелья. И, думаю, не один я такой.А что НЕ понравилось - слишком жестокий монстр достался в напарники девушке. И она сама это понимала, сделав свой выбор. В результате и у меня, как читателя, остался привкус обезъяны в клетке: скованы правилами, за которые не выпрыгнешь, даже будучи очень хорошим и душевным.
Начало меня ужасно возмутило. Просто кошмарно! Я с уважением отношусь к индийской мифологии, и тут - такой плевок со стороны автора!
Потом, конечно, разобрались, посмеялись, и даже порадовался такому интересному "стечению" обстоятельств, что все совпало до самого начала.
Рассказ легкий, ненапряжный, и ничего не оставляющий. Кроме, собственно, первоначального плевка, чем он и ценен.
Новизна - 2
Стиль - 5
Закономерность - 5
Послевкусие - 2
Вот, собственно, чем закончился конкурс БД-9 с точки зрения читателей. На удивление, насколько в прошлый конкурс я был несогласен с мнением жюри, настолько в этот конкурс я не согласен с читательским ТОПом. Зато мнение жюри почти безукоризненно - многие из расказов, вышедших в финал - действительно этого достойны.
В общем, после трех месяцев торможения я понял, что руки до нефинальных рассказов не дойдут.
Посему на этом обзор я закончил, прошу прощения у тех, кого невольно обломал.