Савенков Евгений : другие произведения.

Несколько длинных слов о глобальных конфликтах

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Очень серьезная вещь. Где-то наивная. Но совсем не смешная.

=Несколько длинных слов о глобальных конфликтах=

Ответы всегда интереснее вопросов. Поэтому сегодня я не буду задавать вопросы, как это свойственно людям ищущим и любопытным. Я буду пытаться отвечать на вопросы, которые меня волнуют, как это делают люди, думающие и чувствующие, и претендующие при этом на некоторую оригинальность.

Тема, которую я хочу осветить блеском своего интеллекта, - это разнообразные конфликты между группами людей разной национальности, веры и гражданства. И что еще более важно: причины возникновения подобных конфликтов и причины их постоянства и неразрешимости. Я предоставляю всем желающим свою точку зрения на эту проблему.

Начнем с того, что конфликты между людьми неизбежны. Человек не может рассматриваться иначе, чем в контексте его существования в обществе других людей. Человек - существо социальное, и то, чем он есть на текущий момент, - это результат его приспособления именно к жизни среди других людей. Не среди животных, в борьбе с окружающей средой, дикой природой и т.д. Все эти факторы сегодня не существенны для развития и становления человека.

Следующий факт состоит в том, что люди похожи друг на друга. По сути, они во многом одинаковы. Это позволяет эффективно существовать таким наукам, как социология, психология и т.п. Человека легко изучать, как тип однородных сущностей, с удивительно схожими поведенческими реакциями и образом мышления. Отсюда происходит совпадение жизненных интересов и целей, ценностей и предпочтений многих и многих людей. В процессе сосуществования множества людей возникает конкурентная борьба за удовлетворение своих интересов, за более быстрое продвижение к своей цели, за более надежную охрану от посягательств на свои ценности. Естественно, что в такой борьбе без конфликтов, и порой очень серьезных конфликтов, просто не обойтись.

Осознание своей схожести с другими людьми так или иначе раздражает человека. А ощущение своей уникальности, наоборот, совершенно естественно для человека, хотя и является ложным. И человек ищет доказательств своей уникальности в окружающем его мире чуть ли не всю свою жизнь. И конечно он их находит во множестве. В обществе людей очень популярны различного вида соревнования, суть которых состоит в том, чтобы сравнить себя с другими и еще раз доказать себе и другим, что я лучший. В прыжках с трамплина, в поедании булочек или в плевках в длину - это не так уж важно. Каждый выбирает свое соревнование. Очень популярным видом соревнования является зарабатывание денег, и как следствие, покупка предметов роскоши: драгоценностей, машин, яхт, самолетов и т.п. Другой вид соревнования - это карьера, продвижение по служебной лестнице, политическая борьба.

Все это является причиной возникновения бесчисленного количества конфликтов между людьми, но это только следствие вышеуказанных причин: невероятной идентичности людей и их невероятного желания доказать обратное. Теперь, когда основные причины конфликтов открыты, хотелось бы подробнее остановиться на самых опасных конфликтах в человеческом обществе. Я говорю о глобальных конфликтах между большими группами людей, которые так или иначе существенно влияют на жизнь всех людей на планете.

Сначала поговорим о причинах, которые заставляют людей объединяться в группы. Как ни странно, но причиной такого объединения является отнюдь не понимание своей схожести и единой цели. Совсем наоборот. Люди объединяются в группы, чтобы подчеркнуть свою уникальность, свои отличительные особенности от других людей, которые тоже объединились между собой. Поводов для подобных объединений более чем достаточно. Наш ум специально натренирован для таких сравнений. Национальность (раса), вера (религия) и гражданство являются основными глобальными признаками, по которым происходит объединение (или лучше сказать, разделение) огромных групп людей по всем миру. Конечно, такие группы изначально созданы для конфликтов. И хотя такие объединения не всегда бывают четко оформлены, они тем не менее являются грозной силой, таящейся в сознании человека.

Начнем с объединения жителей одного государства, граждан одной страны. Государственная пропаганда, как явная, так и скрытая, за достаточно короткий срок прививает гражданину чувство патриотизма и гордости за свою страну. Особенно легко это происходит в так называемых "сытых" странах, где социальная обстановка достаточно спокойна, и доверие граждан к государственному аппарату и руководству находится на высоком уровне. Для вновь прибывших иммигрантов, возможно, этот процесс не очевиден, но для тех, кто является жителем одной и той же страны с самого рождения, государственная пропаганда патриотизма добивается практически стопроцентного результата.

Хочется также обратить внимание, что подобное объединение людей происходит на глубоком психологическом уровне и без участия сознательного выбора со стороны человека. Только люди, прошедшие процесс иммиграции, могут понять, что такое сознательный выбор страны для жизни. Но это скорее исключение из правила, и к тому же иммиграция имеет очень мало общего с патриотизмом. Многие иммигранты продолжают оставаться патриотами той страны, в которой родились и выросли. Даже если этой страны уже не существует. Вот насколько печальными могут быть последствия государственной пропаганды!

Почти каждый иммигрант смог на своей шкуре прочуствовать, что представляют из себя границы государств, и как их трудно пересечь. Как трудно сменить гражданство по собственной воле. Как трудно сменить свою принадлежность к группе людей, объединенных гражданством одной страны на принадлежность к другой. Это реальная сила, заключенная в структуре и системе государственного управления обществом людей. И интересы этой силы часто распространяются за пределы своей страны, вызывая конфликты с интересами других государств.

Еще раз хочется подчеркнуть, что человек, как гражданин страны, становится невольным участником всех конфликтов, в которые вовлечена его страна. А его участие в конфликте может быть как самым активным, так и нейтральным, но ни в коем случае не противодействующим. Гражданин, протестующий против политики своей страны, долго не живет. Во всяком случае, на свободе. Но даже нейтральный гражданин, не воюющий с оружием в руках против врагов своей страны, все же остается врагом для отдельных граждан вражеских государств. Примером может служить, скажем, американский турист, который вряд ли может чувствовать себя в безопасности в арабской стране. Даже если эта страна официально не является врагом США.

Дальше рассмотрим проблему разделения людей по национальностям. Чудесная возможность для осознания своей уникальности. Она воспитывается в семье, с самого рождения, и часто национальная идея активно используется в политической борьбе и в государственной пропаганде. Ощущение своей уникальной национальности с самого детства приводит человека в этот вид объединения опять-таки без всякого сознательного выбора с его стороны. Национальность - это клеймо, которое достается человеку с рождения, избавиться или сменить его практически невозможно. Именно поэтому объединения по национальному признаку получаются очень мощными и зачастую переходят все государственные границы, становясь всемирными национальными общинами. Конфликты между группами различных национальностей имеют крайне жестокий и непримиримый характер. Такие конфликты обычно имеют широкий резонанс, и у них нет причин утихать - ведь национальность никуда не пропадает и не изменяется.

С национальными конфликтами тесно связаны конфликты на религиозной почве. Здесь тот же сценарий развития. Активное воздействие на психику и образ мышления человека. Чаще всего с раннего детства, с помощью членов семьи, маленькому человеку внушают "правильные" религиозные идеи, цели и принципы, которых он обязан придерживаться. Естественно, что никакой речи о свободе выбора у человека тоже нет. Религиозные традиции народа определенной национальности, к которой принадлежит человек, чаще всего полностью определяют выбор веры. Итак, все те же черты насилия над человеком, живущим в обществе. Объединение в группы, созданные для конфликтов, без всякого сознательного выбора со стороны человека.

В религиозной пропаганде нужно отметить некоторые особенные черты. Это воспитание постоянного страха и вины, лежащих глубоко в сознании, и достижение таким образом контроля не только над поведением, но и над мышлением человека. Это уровень контроля, к которому государство еще не подошло. Поэтому религиозные объединения не зависят от государственных границ, и поэтому конфликты на религиозной почве становятся самыми разрушительными и опасными.

Здесь нужно добавить, что часто конфликты этих трех типов смешиваются между собой и становятся одновременно и межгосударственными, и межнациональными, и религиозными. Например, США является сильнейшим государством в мире, и все конфликты с участием этой страны являются именно государственными конфликтами. Граждане США ощущают себя прежде всего американцами, и лишь потом католиками, иудеями, китайцами или итальянцами. Мощь их страны внушает им гордость и ощущение принадлежности к огромной силе. Национальность и религия уходят на второй план. В то время, как со стороны арабского мира, противостоящего США сейчас, основным фактором объединения является религиозная мусульманская идея, именно она дает им ощущение принадлежности к силе. В конфликте Израиля с арабским миром есть присутствие всех трех факторов объединения. Еврейская нация, исповедующая иудаизм - свою собственную религию - имеет невероятную силу объединения. И как следствие, огромное удаление, отделение от других групп людей, и огромное число врагов.

Если снова вернуться к причинам глобальных конфликтов, то очень часто реальными причинами являются противоречия экономических интересов разных групп людей, разных государств, разных церквей. Но идеологическая пропаганда любит закрывать истинную причину конфликтов понятиями демократических принципов, исторической справедливости, идеями гуманизма, морали и прочих бесмыссленных слов.

Понятие справедливости, например, сугубо субъективно и использовать его в политике нельзя. Понятия правого и виноватого также невозможно точно интерпретировать до тех пор, пока конфликт не завершен. Тот, кто побеждает в конфликте тем или иным образом, тот и оказывается прав. Поэтому если, скажем, еврейская община успешно добивается выплат жертвам "Холокоста", то это означает, что данное объединение людей обладает настолько мощным влиянием и властью как в мировой политике, так и в мировой экономике, что достаточно просто побеждает в подобных конфликтах. Если бы еврейская мировая община не была настолько сильной, ей бы не удавалось добиться этих выплат, насколько бы исторически справедливыми они не были. И справедливость, и закон, и правда всегда остаются на стороне сильного, то есть на стороне того, кто побеждает.

Еще несколько слов о том, как можно избежать глобальных конфликтов. Разумный ответ - никак. Конфликты происходят потому, что существуют специально созданные для этого объединения людей, о которых мы говорили выше. Более того, эти группы становятся все мощнее и их конфликты становятся все разрушительнее. Расформировать такие группы и воспрепятствовать их возникновению я не считаю возможным. Без государств жизнь современного общества вообще не возможна. Без церквей и религиозной пропаганды, а также без идентификации национальностей - жизнь общества теоретически возможна, но экономическое, а также идеологическое влияние, скажем, церквей настолько велико, что справиться с ними не под силу даже, пожалуй, всем государствам мира вместе взятым.

Остается только каждому бороться на своем идеологическом фронте. Попробовать самому остаться за пределами таких глобальных объединений. Страшно? Да. Тяжело? Почти не возможно. А каково выбраться из традиционных объединений, к которым привык с детства? Уйти из церкви, в которую ходил тридцать-сорок лет? Что скажут соседи, друзья и родственники? Даже иммигрировать в другую страну очень тяжело. И сразу по многим причинам - не об этом сейчас речь. А что если попробовать перейти в другое объединение и стать членом другой группы? Скажем, другой церкви. Как скоро ты почувствуешь, что они одинаковы? Что у них одни и те же цели - добраться до твоих денег? Они одинаково лживы и лицемерны. Как скоро ты поймешь, что ничто в тебе не изменяется при переходе из одного объединения в другое? Ты остаешься тем же человеком. Тем же, кем ты можешь быть, не участвуя ни в одной из подобных групп? Стоит всего лишь попробовать.

Мой принцип - жить задумываясь. Пытаться смотреть новости из разных источников, от разных противоборствующих групп. Государственная пропаганда твоей страны разлетается в прах, когда понимаешь, что, сообщая об одних и тех же событиях, враждующие группы умудряются подавать факты такими разными, что даже не верится, что это действительно происходило в одном и том же месте и в одно и то же время. Они тотально лгут ради блага своей группы. И человек, ждущий правды о событиях в мире, не должен забывать, что новости - это, в первую очередь, ложь, а потом уже домыслы, фантазия и творческий подход к информации. И это одна из основных причин для борьбы против насилия государства над нашим сознанием.

Мой принцип - всеми силами расширять свое мировоззрение. Попробовать сблизиться с общиной другой национальности. Понять их интересы, обычаи, традиции и язык. Как скоро ты осознаешь, что на тебе нет национального клейма. И традиции твоего народа - это всего лишь многовековая привычка жить так, а не иначе. Ее можно изменить. Невероятно тяжело полностью изменить образу жизни своей национальной группы. Однако это дает невероятные результаты. Ощущение своей уникальности убывает, и ты понимаешь, что в национальных традициях, обычаях, языке нет ничего, что стоило бы защищать с пеной у рта. Ровным счетом ничего.

Мой принцип - ничего не принимать на веру. Убеждения - это внутреннее ощущение. Не позволяйте никому воздействовать на свое сознание и мироощущение. Доверяйте только себе и своему жизненному опыту. Самый худший тип насилия - это насилие над человеческим сознанием. Особенно уязвимы в этом маленькие дети. Не может быть ничего хуже, чем школы при церквях или уроки религии в общеобразовательных школах. Потоки лжи и лицемерия затапливают детские умы, и многие из них остаются искалеченными навсегда, навсегда в плену религиозного страха и чувства всепоглощающей вины. Далеко не каждый сможет вырваться из этого плена, когда под контролем оказывается собственное сознание. Но это освобождение стоит потраченных усилий.

Пусть человек больше задумывается о себе и своей жизни. Пусть человек пробует чувствовать сам, не требуя подсказок и не следуя стереотипам, пусть не идет на поводу у своих привычных поведенческих и эмоциональных реакций. Возможно, тогда его путь будет более прямым и естественным. И его ум будет свободен от бурного патриотизма, националистических эмоций и религиозного тумана. Может быть, когда все больше людей будут свободны от групп, идентифицированных национальностью, гражданством и религией, и объединения, рожденные для конфликтов, станут менее многочисленными и влиятельными, тогда, наверное, жить на земле станет светлее и чище.

В заключение скажу: я отчетливо понимаю, что с моим мнением не согласится большинство прочитавших этот текст, и это тешит мое самолюбие пониманием своей безусловной оригинальности, что само по себе уже есть хорошая почва для будущих конфликтов...


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"