Василий Алексеевич Перовский, Базиль - жених Авроры.
Митя Усов - двоюродный брат Тропинина
Фёдор Васильевич Растопчин - Московский градоначальник
Арина - няня Авроры и Мити Усова
Клим - староста Новосёловки
Влас - слуга княгини.
Карп - дворник.
Павел Находкин - новый московский голова.
Ксёндз.
РУССКАЯ АРМИЯ
Михаил Илларионович Кутузов - Главнокомандующий.
Денщик Кутузова
Алексей Петрович Ермолов - начальник Главного штаба 1-й Западной армии
Адъютант Ермолова.
Михаил Андреевич Милорадович - генерал
Квашнин - прапорщик в штабе Милорадовича.
Александр Сеславин - генерал - майор.
Фигнер - штабс - капитан, командир партизанского отряда.
Савва Скворцов - дьякон, партизан.
Мосеич - партизан.
Офицер.
Фельдшер.
Сенька Кудиныч- пленный.
ФРАНЦУЗСКАЯ АРМИЯ
Наполеон.
Арман Коленкур-герцог Виченский, французский дипломат.
Жан Рапп - генерал.
Франсуа-Орас Себастьяни - маршал Франции.
Луи Александр Бертье - начальник главного штаба французской армии.
Иоахим Мюрат - французский маршал и король неаполитанский.
Луи Никола Даву - маршал Франции, князь Экмюльский .
Оливье - адъютант Даву.
Шарль Дроз - капитан - артист.
Конвойный.
ПЕРВОЕ ДЕЙСТВИЕ
НАШЕСТВИЕ НАПОЛЕОНА
Задник сцены - экран, на который проецируются соответствующие повествованию картины. Для быстрой смены места действия желательны передвижные декорации на колёсиках.
КАРТИНА 1
На экране обложка книги "СОЖЖЁННАЯ МОСКВА"
. На авансцене два кресла, столик. Подсвечники. Выходит ВЕДУЩИЙ с большой книгой, на обложке название "Сожжённая Москва", рядом с ним ВЕДУЩАЯ. Садятся в кресло. Зажигают свечи, открывают книгу, начинают чтение.
ВЕДУЩИЙ: Никогда в Москве и в ее окрестностях так не веселились, как перед грозным и мрачным двенадцатым годом.
(На экране вид Москвы, сцены бала, музыка, веселье)
ВЕДУЩАЯ: Балы в городе и в подмосковных поместьях сменялись балами, катаньями, концертами и маскарадами.
ВЕДУЩИЙ: Был конец мая 1812 года. Несмотря на недавнюю комету и на тревожные слухи о возможности скорой войны, - этой войны не ожидали, и в обществе никто о ней не помышлял
(На сцене танцующие пары. Интерьер богатого дома.)
ВЕДУЩАЯ:.В богатом московском доме шестидесятилетней бригадирши, княгини Анны Аркадьевны Шелешпанской, у Патриарших прудов, был многолюдный съезд столичных и окрестных гостей. Праздновались крестины первого правнука
(. В Кресле княгиня Анна Аркадьевна)
ВЕДУЩИЙ: За год до этого, в такой же светлый день апреля, в селе Любанове состоялась свадьба ее старшей внучки, веселой и живой Ксении Валерьяновны Крамалиной,
с секретарем московского сената, служившим и при дирекции театров, Ильей Борисовичем Тропининым.
(Ксения и Илья кружатся в танце перед княгиней)
ВЕДУЩАЯ: Торжественно празднуя крестины правнука, княгиня имела и другую причину радости и веселью:ее вторая внучка, степенная и гордая Аврора Крамалина вняла голосу сердца.
(Выходит Аврора )
В доме княгини со дня на день ожидали ее помолвки, с гостившим в Москве Василием Алексеевичем Перовским, который ухаживал за Авророй и, который был угоден княгине.
(Перовский подходит к Авроре и приглашает её на танец)
ВЕДУЩИЙ: Гости княгини начинали разъезжаться. Остались ее родные и несколько близких знакомых, в том числе почтивший княгиню новый московский главнокомандующий граф Растопчин
Он ранее других гостей узнал от княгини, что поклонник ее второй внучки - тайный сын украинского магната, тогдашнего министра просвещения. Другим княгиня до времени об этом умалчивала.
(Растопчин подходит к княгине)
РАСТОПЧИН: Напрасно, однако, княгиня, ваша внучка медлит; женишок хоть куда : кончили бы, да тогда ему, с богом, хоть и к месту служения.
АННА АРКАДЬЕВНА Что вы, граф! Из-за чего же торопиться? Аврора так еще молода: не перестарок в девках не засидится... Все, мой хороший, в руках божьих. Да на днях уж и пост, и отпуск этого молодца на исходе. Обещает снова приехать после успенья, в конце августа, коли будем живы Тогда сватовство; тогда, если суждено, сыграем и свадьбу.
РАСТОПЧИН: Зовите, княгиня, мы - ваши гости! Только не затянулось бы дело для счастливцев Слышали, чай, толки о войне?
АННА АРКАДЬЕВНА Э, батюшка граф, где еще тот Наполеон! До нас ему далеко Разве что знаешь нового? (Растопчин молча кивнул ей головой. Княгиня обмерла.)
Да говори же, говори!., дорогой граф - неужели правда быть войне?
РАСТОПЧИН: Анна Аркадьевна, как старый приятель вашего мужа и ваш, смею повторить, всегдашний поклонник, скажу вам откровенно, дела наши нехороши Бонапарт покинул Сен-Клу и прибыл в Дрезден; его окружают герцоги, короли и несметное войско.
АННА АРКАДЕВНА Да ведь он только и делает, что воюет; в том его забава! Может быть, это еще и не против нас...
РАСТОПЧИН:- Увы! государь Александр Павлович также оставил Петербург и поспешил в Вильну. Глаза и помыслы всех теперь на берегах Двины...
АННА А - Но это, граф, может быть диверсия против наших соседей? Все не верится.
РАСТОПЧИН:- Таких сил Бонапарт не собрал бы против других. У него под рукой свыше полумиллиона войска и более тысячи двухсот пушек; один обоз в шесть тысяч подвод.
Огненный метеор промчался по Европе, долетит и в Россию. Я не раз предсказывал... Мало останавливали венчанного раба, когда он, без объявления войны, брал другие государства и столицы; увидим его и мы, русские, если не вблизи, то на западной границе наверное., матушка княгиня, не вам это говорить: вы так долго жили в Европе, столько видели и слышали.
АННА АРКАДЬЕВНА Моя парижская знакомая, мадам де Сталь, представьте, граф, уверяет, будто Бонапарт полный невежда, грубиян и отъявленный лжец. Не чересчур ли это? Я не так начитанна, как вы, что вы на это скажете?
РАСТОПЧИН:- Сущая правда, - Наполеон и Меттерниха считает великим государственным человеком только потому, что тот лжет ловко и хорошо. По воспитанию - капрал; настоящее образование почти не коснулось его. Он ругается, как площадная торговка, как солдат; ничего дельного и изящного не читал и даже не любит читать, вечная привычка рисоваться вытравила в нем и остатки правды. По его собственному признанию, обычная мораль и всеми принятые приличия - не для него!
АННА АРКАДЬЕВНА :- Но за что же, за что он против нас?
РАСТОПЧИН: Уж сильно его баловали в последнее время, а потом отказали в сватовстве с великой княжной Екатериной Павловной Вот он теперь и твердит перед громадой Европы: Россия зазналась; отброшу ее в глубь Азии.
АННА АРКАДЬЕВНА : Неужели? Утешь меня!
РАСТОПЧИН: Вот что, матушка Анна Аркадьевна, скажу я вам,. - Наша Россия она в конце концов, переварит все, даже и Наполеона...
АННА АРКАДЬЕВНА Что же, граф, делать нам теперь? (Встаёт из кресла)
РАСТОПЧИН: Что делать? - Никому я этого, княгиня, еще не говорил и не скажу, а вам, извольте, открою: скорее и без замедления, уезжайте из Москвы. Сюда французам не
дойти, а все-таки...
АННА АРКАДЬЕВНА Куда же ехать?
РАСТОПЧИН: А хоть бы в вашу коломенскую. Повторяю, французам не дадут, может быть, перейти и границу, но здесь, княгиня, будет неспокойно, не в ваши лета это переносить. Начнутся вооружения, сбор войск, суета...
АННА АРКАДЬЕВНА Не понимаю! Неужели же в первопрестольной столице, среди чудотворцев божьих и под вашим начальством, граф, мы не будем в безопасности?
РАСТОПЧИН: Как знаете, княгиня, мое дело было вас предупредить. Я вам поведал по секрету мое личное мнение. Прощайте.(Уходит. Княгиня его провожает)
КАРТИНА 2
( Виды Московского Университета. По мере повествования ГЕРОИ появляются на сцене)
ВЕДУЩИЙ Утром следующего дня Перовский узнал о вызове всех офицеров к полкам.
В ранние годы Базиль был увезен из украинского поместья своего отца, в Москву, был помещен в пансион, потом в Московский университет, кончив здесь ученье, уехал в Петербург на службу, которой ревностно и отдался. Хорошо начитанный, он знал в совершенстве французский и немецкий языки и любил музыку, как и многие его сослуживцы, питал тайное благоговение к общему тогдашнему кумиру Наполеону.
(На экране Портреты Наполеона)
В числе других искренне осуждал непринятие двором сватовства Наполеона, искавшего руки великой княжны Екатерины Павловны, сестры государя Александра Павловича..
ВЕДУЩАЯ Что же до сердечных увлечений Перовского, то никто о них в Петербурге не слышал.. И потому все были крайне удивлены, когда прошла нежданная весть, что этот юный ,не думавший о прочной любви и о женитьбе влюбился и готовился посвататься .
( Базиль наблюдает за Авророй)
Среди цветущих лилий и роз, под гром оркестра, он впервые увидел незнакомую ему брюнетку, сидевшую в стороне от танцующих и почувствовал, что эта девушка войдет в его душу и останется в ней навсегда.
ВЕДУЩИЙ Илья Борисович Тропинин давно угадывал настроение своего друга.
Илья Тропинин сирота с отроческих лет, был рано увезен из родного дома. Помещенный опекуном в пансион, он здесь, а потом в Московском университете близко сошелся с Перовским.
Они снова увиделись зимой 1812 года, когда Базиль и также двоюродный брат Тропинина по матери, Митя Усов, получили из своего штаба командировку в Москву для снятия копий с военных планов, хранившихся в московском архиве.
(Митя Усов и Тропинин смотрят на Базиля и Аврору)
ВЕДУЩАЯ: Илья Тропинин был уже женат и беспредельно счастлив, и расположен сосватать и женить самого Перовского. Базиль стал то и дело заговаривать об Авроре, был от нее без ума, хотя все еще не решался с нею объясниться.
КАРТИНА 3
(Гостиная княгини)
ВЕДУЩИЙ: Весть о призыве офицеров к армии сильно смутила Перовского. Он объяснился с главнокомандующим и, для устройства своих дел, выпросил у него на несколько дней отсрочку, заехал Тропинину.
ТРОПИНИН Итак, Наполеон против нас?
ПЕРОВСКИЙ Да, друг мой; но надеюсь, войны все-таки не будет
ТРОПИНИН Как так?
ПЕРОВСКИЙ Очень просто. О ней болтают только. Но не пройдет и месяца, все эти слухи, увидишь, замолкнут.
ТРОПИНИН Из-за чего, однако, эта тревога, сбор у границы такой массы войск?
ПЕРОВСКИЙ Меры предосторожности, вот и все.
ТРОПИНИН Нет, милый! Твой кумир разгадан наконец; Сегодня в Дрездене, завтра, того и гляди, очутится на Немане или Двине, а то и ближе...
ПЕРОВСКИЙ Не верю я этому, воля твоя, Наполеон - не предатель. Не надо было его дразнить и посылать к нему в наши представители таких пошлых, а подчас и тупых людей. Ну, можно ли? это заигрыванье с его врагом, Англией...
ТРОПИНИН Старая песня! Ты дождешься со своим божеством того, что оно, побывав везде, кроме нас, и в Риме, и в Вене, и в Берлине, явится, наконец, и в наши столицы и отдаст на поругание своим солдатам мою жену, твою невесту - если бы такая была у тебя,
ПЕРОВСКИЙ Послушай, Илья, все простительно дамской болтовне и трусости; но ты, извини меня, - умный, образованный и следящий за жизнью человек. Как не стыдно тебе? Ну зачем Наполеону нужны мы, мы - дикая и, увы, полускифская орда?
ТРОПИНИН Однако же, дружище, в этой орде твое мировое светило усиленно искало чести быть родичем царей.
ПЕРОВСКИЙ - Да послушай наконец, обсуди! Дело ясное как день. Великий человек ходил к пирамидам и иероглифам Египта, к мраморам и рафаэлям Италии, это совершенно понятно А у нас? чего ему нужно?.. Вяземских пряников, что ли, смоленской морошки да ярославских лык? или наших балетчиц? Нет, Илья, можешь быть вполне спокоен за твоих танцовщиц. Не нам жалкою рогатиной грозить вождю народов половины Европы. Недаром он предлагал Александру разделить с ним мир пополам! И он, гений-творец, скажу открыто, имел на это право...
ТРОПИНИН О да! И не одного Александра он этим манил, он тоже великодушно уступал и богу в надписи на предположенной медали "Небо для тебя, земля - моя" Стыдись, стыдись!..
ПЕРОВСКИЙ .- Ты повторяешь о нем басни наемных немецких памфлетистов, - Наполеон... да ты знаешь ли?.. пройдут века, тысячелетия - его слава не умрет. Это олицетворение чести, правды и добpa. Его сердце - сердце ребенка. Виноват ли он, что его толкают на битвы, в ад сражений? Он поклонник тишины, сумерек, таких же лунных ночей Знаешь ли - и я не раз тебе это говорил, - он в школе еще забивался в углы, читал тайком рыцарские романы, плакал над "Матильдой" крестовых походов и мечтал о даровании миру вечного покоя и тишины.
ТРОПИНИН Так что же твой кумир мечется с тех пор, как он у власти? Обещал французам счастье за Альпами, новую какую-то веру и чуть не земной рай на пути к пирамидам, потом в Вене и в Берлине - и всего ему мало; он, как жадный слепой безумец, все стремится вперед и вперед... Нет, я с тобой не согласен.
ПЕРОВСКИЙ Ты хочешь знать, почему Наполеон не успокоился и все еще полон такой лихорадочной деятельности? Неужели не понимаешь?
ТРОПИНИН Объясни.
ПЕРОВСКИЙ Потому, что это - избранник провидения, а не простой смертный.
ТРОПИНИН Пустая отговорка, громкая газетная фраза, не более! Этим можно объяснить и извинить всякое насилие и неправду.
ПЕРОВСКИЙ Нет, ты послушай, надо быть на его месте, чтобы все это понять. Дав постоянный покой и порядок такому подвижному и пылкому народу, как французы, он отнял бы у страны всякую энергию, огонь предприятий, великих замыслов. У царей и королей - тысячелетнее прошлое, блеск родовых воспоминаний и заслуг; его же начало, его династия - он сам.
ТРОПИНИН Спасибо за такое оправдание зверских насилий новейшего Атиллы, я же тебе вот что скажу: восхваляй его как хочешь, а если он дерзнет явиться в Россию, тут, братец, твою философию оставят, а вздуют его, как всякого простого разбойника и грабителя, вроде хоть бы Тушинского вора и других самозванцев.
ПЕРОВСКИЙ Полно так выражаться...В Россию он к нам не явится, повторяю тебе, - незачем! Он воевать с нами не будет.
ТРОПИНИН Ну, твоими бы устами мед пить! Посмотрим. А если явится, я первый, предупреждаю тебя, возьму жалкую рогатину и, вслед за другими, пойду на этого архистратига вождей и королей. И мы его поколотим, предсказываю тебе, потому что в конце концов Наполеон все-таки - один человек, одно лицо, а Россия - целый народ...
(Уходят)
КАРТИНА 4
(Портрет матери Ксении и Авроры. Картина венчания, военного быта семьи)
ВЕДУЩАЯ. Мать Авроры, дочь Анны Аркадьевны, когда-то страстно влюбилась в красивого и доброго, небогатого пехотного офицера и, получив отказ княгини, бежала из ее дома и без ее согласия обвенчалась с любимым человеком. Это был Валерьян Андреевич Крамалин. Чувствительная и нежная сердцем беглянка дала своим дочерям романтические имена Авроры и Ксении. Аврора не помнила военной, скитальческой и полной всяких лишений жизни своих родителей. Зато они помнили, как ее и ее сестру любила мать.
ВЕДУЩИЙ . Девочки знали, что у них есть богатая и знатная бабка-княгиня, что эта бабка безвыездно живет где-то далеко, в чужих краях, и что она почему-то ими недовольна, так как редко пишет к их маме.
АВРОРА. Однажды пошли пожелать доброго утра матери. Нас не пустили к ней, сказав, что у их мамы опасная болезнь. Опечаленные, красные от слез лица отца и прислуги, торопливый приезд и отъезд городских врачей и то полное ужаса утро,
(на заднем плане стол и женщина в белом на нём)
Когда, выйдя в залу, увидели на столе что-то страшно-неподвижное, в белом платье "Мама, мама! проснись!" - не верили, что матери уже более нет на свете.
КСЕНИЯ Началась переписка с бабкой. В конце следующего года уведомили, что отец простудился в какой-то поездке и опасно занемог. Прошла зима, написали бабке отчаянное письмо, что дорогой папа также умер.
АВРОРА. Незадолго до выпуска из института нас вызвали к директрисе.
(Аврора и Ксения входят в кабинет)
Войдя, рядом с нею увидели чопорную старуху, которая внимательно и молча оглядела их в золотой лорнет, хотела, обернувшись к директрисе, сказать что-то важное.
( Княгиня залилась слезами и, без всякой чопорности и важности, бросилась их целовать.)
ВЕДУЩАЯ То была княгиня Анна Аркадьевна Шелешпанская, решившая, из сочувствия к внучкам, покинуть Париж и переехать на постоянное жительство в Москву.
Старуха, узнав лично сирот, искренне и горячо полюбила их, ласкала, баловала. У Авроры были способности к музыке, Ксения предпочитала танцы. Для них были наняты лучшие по этой части особые учителя. По выходе внучек из института княгиня открыла свой давно пустевший дом у Патриарших прудов, отделала его заново и сама стала вывозить внучек в свет. (Картины бала)
ВЕДУЩИЙ Куда на это время делись слабость ее здоровья и жалобы на преклонные лета! Все заговорили о ее гостиной, о ее балах и вечерах.
ВЕДУЩАЯ Выдав год назад замуж веселую и добродушную Ксению, княгиня с тревогой стала поглядывать на свою вторую внучку, которая, казалось, вовсе не думала о замужестве и нескольким выгодным искателям ее руки, под разными предлогами, отказала.
АВРОРА - Не расстанусь я, дорогая, с вами! - Что мне? Я довольна, счастлива; право, счастлива! выезжаю к знакомым, катаюсь верхом, у меня чудный Барс, беру уроки пения у первых знаменитостей; читаю, у вас же такая чудная библиотека! Ах, не говорите мне, бабушка, о браке, дайте подолее пожить с вами, возле вас.
АННА АРКАДЬЕВНА А и в самом деле! Господь , очевидно, искупает ошибку бедной матери, когда-то так легкомысленно бросившей меня.
(Картины-слайды библиотеки, портреты Наполеона, казнь герцога Ангиенского)
ВЕДУЩАЯ Библиотека состояла из полки русских и нескольких шкафов иностранных изданий. Аврора мечтала о возможности пересоздания обществ на новых, мирно-идеальных началах. Но все заговорили о Бонапарте, о войне.
ВЕДУЩИЙ Наполеон сильно занял Аврору и стал ее мыслям представляться сказочным исполином, неземным героем. в виде гения-благодетеля, нежданно и таинственно сошедшего в мир и проливающего на человечество потоки мирного, неведомого дотоле блаженства. Но вероломная казнь герцога Ангиенского повергла ее просто в отчаяние. Узнав, как не повинный герцог был схвачен, поставлен во рву Венсенской крепости и расстрелян Наполеоном, Аврора разрыдалась.
(Аврора в своей комнате с книгами и журналами)
ВЕДУЩАЯ Она заперлась у себя в комнате, прочла все вывезенные бабкой брошюры о Бонапарте, на которые она прежде не обращала особого внимания. Наполеон, с его громкими войнами и разрушением старых городов и царств Европы, вместо идеального героя начал ей представляться ненавистным, эгоистическим и звероподобным чудовищем. Она даже сетовала в мечтах, почему не родилась мужчиной, иначе она была бы в рядах смелых бойцов.
ВЕДУЩИЙ Познакомясь, с Перовским, Аврора вначале с пренебрежением и насмешкой вслушивалась в его дифирамбы Наполеону. Но когда разнеслась и стала подтверждаться молва о близости войны, Аврора решила проститься с человеком, которого в душе предпочитала другим .
КАРТИНА 5
( В саду. Аврора сидит на скамейке.)
ВЕДУЩИЙ Накануне своего отъезда из Москвы Перовский обедал в доме Анны Аркадьевны и заехал к ней опять вечером. Ярко светил месяц. Влажный воздух сада был напоен запахом листвы и цветов. В саду было тихо. (Входит Перовский)
ПЕРОВСКИЙ Вы здесь?
АВРОРА. Да...Что же, полагаю, вам тяжело идти на прославленного всеми гения? Скажите прямо и откровенно, как вы смотрите теперь на Наполеона?
ПЕРОВСКИЙ Я... заблуждался и никогда себе это не прощу. Предатель и наш враг; жизнь и все, что дороже мне жизни, я брошу и пойду, куда прикажут, на этого врага.
АВРОРА Прошлым летом с Архаровыми я ездила в их подмосковную. Там собрание картин, я засмотрелась на одну.На ней изображена охота в окрестностях Парижа, в парке, на оленей.
ПЕРОВСКИЙ - У Архаровых отличная картинная галерея.
АВРОРА На поляне, за оленем, стая озлобленных гончих. Он изнемогает, напряг последние силы и спасся бы, но - стоит спрятанный за деревьями стрелок. Стрелок - Наполеон... как теперь его вижу: толстый, счастливый и крепкий, точно каменный.
ПЕРОВСКИЙ Именно каменный.
АВРОРА - Его полное, смуглое лицо самодовольно Ну можно ли так равнодушно-спокойно и так безжалостно убивать слабое, изнемогающее в побеге, живое существо?! Он так же расстрелял и герцога Ангиенского
ПЕРОВСКИЙ Вы правы... клянусь, это жестокий человек! Я заблуждался, был слеп... говорю это теперь не с чужого голоса и не стыжусь за то, что говорю; я еду с твердым убеждением, что наши жертвы, наши усилия сломят врага... Вы меня простите, я еду и, может быть, навсегда... но это выше моих сил... Я не могу, я должен сказать, Я вас люблю, и потому...
(Аврора молчала. После минутной борьбы она робко протянула руку Перовскому. Базиль в безумном восторге осыпал эту руку поцелуями.)
Как? Вы согласны? вы...
АВРОРА - Да, я ваша... твоя.
ПЕРОВСКИЙ Аврора! Все ли ты обо мне знаешь? Я - Перовский, но мой отец носит другое имя.
В 9 лет в Почепе, от сельского писаря я узнал, что граф - мой отец, но этого не признает, так как очень знатен, живет возле царя в Петербурге и занимает там место министра
АВРОРА - Зачем ты мне это сказал?
ПЕРОВСКИЙ - Чтобы ты знала все, что касается меня. Это тайна не моя, моего отца, и я должен был ее хранить от всех, но не от тебя...
АВРОРА Так ты - сын министра? Что же? Я рада за твоего отца, но, прости, не за тебя. Почему твой отец из этого делает тайну?
ПЕРОВСКИЙ Обычаи света... положение.
АВРОРА И ты, с отъезда из деревни, не видел отца?
ПЕРОВСКИЙ Видел в Петербурге.
АВРОРА И он не оставил тебя при себе?
ПЕРОВСКИЙ Выдержав последний экзамен в университете я с нетерпением собирался ехать на родину, где не был около семи лет.. Но на квартиру, где жил с Ильей Тропининым, явился чиновник, объявил, что Перовский, милостью высокого покровителя уже определен на службу и без замедления должен ехать в Петербург.. Граф, наверное, признает меня! Я уже более не почепский хуторянин, а получивший высшее образование офицер! Отец с гордостью, если не даст еще мне своего имени и графского титула, о чем я, разумеется, и не мечтаю, назовет меня, хоть наедине, хотя глаз на глаз, своим сыном... и у меня будет отец... да какой еще отец! Как все хвалят высокие его дарования, любовь к наукам и искусствам, честь и ум! Он снимет с меня запрет - хоть для наших личных сношений... Я поселюсь у него, буду близко ежедневно видеть замечательного государственного деятеля; я брошусь к нему, он прижмет меня к своей груди! Но граф-отец дал понять, что более утешительное будущее вполне зависит от двух предметов: от моей скромности вообще и от умолчания насчет каких-либо моих отношений к графу-министру. Я с болью в сердце объявил, что беспрекословно преклоняется перед волею графа-отца.
АВРОРА Ты любишь свою мать?
ПЕРОВСКИЙ Всем сердцем, горячо.
АВРОРА Я так же горячо, как и ты, полюблю твою матушку! Но тебя узнает, оценит и твой отец; не может быть, чтобы он тобою не гордился, тобою не жил.
ПЕРОВСКИЙ Есть миниатюрный, работа Ильи Я хотел завтра его послать матери в Почеп, но для тебя...
АВРОРА Отлично, Илья Борисович снимет мне копию.
ПЕРОВСКИЙ Нет, нет! Возьми этот! Он со мной! Вот он.
(он подал Авроре медальон со своим акварельным портретом. Она взглянула на портрет и прижала его к груди.)
( Барышня, да где же вы? - раздался голос)
(Аврора спрятала медальон под корсаж платья, отирая слезы, направилась из сада. Она, об руку с Перовским, возвратилась в дом, откуда уже начали разъезжаться. гости)
АВРОРА - Ну, теперь иди к бабушке, и делай предложение: иначе нельзя Нет, пойдем вместе (она твердо подвела Перовского к бабке) Дорогая бабушка, вот мой жених.
АННА АРКАДЬЕВНА. Да как же это, не спросясь? Да что же и ты, как смел?
(но тут же, едва сдерживая слезы, она обняла его, обняла и упавшую перед ней на колени Аврору, крестила их и целовала.)
В мать! в мать! смела и мила! Ох, родные мои, любите друг друга и будьте счастливы!
ВЕДУЩИЙ Разъезд гостей приостановился. Все радовались счастливой развязке романа Авроры. Потребовали шампанского, и помолвка была полита обильными тостами.
ПЕРОВСКИЙ Но неужели это - последнее прости и мы более уже не увидимся? Ведь я завтра, что ни делай, утром уеду.
АВРОРА - До свидания... осенью.
ПЕРОВСКИЙ. До свидания, до свидания!
КАРТИНА 6
(Квартира Перовского, он пишет)
ВЕДУЩИЙ Перовский простился со всеми и уехал. На квартире Базиль, написал и послал записку к Мите Усову, жившему неподалеку.. Перовскому приходилось ехать до Можайска с Митей, и он с ним условился завернуть там, поблизости, в усовскую деревушку Новоселовку
Послав записку, Базиль уложил в чемодан последние вещи и взглянул на часы. Был второй час ночи.
ПЕРОВСКИЙ Недалеко до утра, где тут спать? Ночь чудная, лунная... скоро рассвет... утром, по пути, еще раз заеду проститься с Авророй Нет, вряд ли удастся так рано увидеть Аврору... Напишу ей лучше теперь и сам завезу к ней записку; вызову ее как-нибудь, хоть на мгновение, на Патриаршие пруды...Не удалось нам и наговориться... а столько хотелось бы высказать, передать...
( Базиль сел к столу и начал писать. За дверью послышался шорох.
Дверь скрипнула. Перовский обернулся. У порога стояла женская фигура, в черном, под густою, темною вуалью.)
Кто это?
(Фигура неподвижно и молча стояла у порога. Перовский шагнул к ней ближе.)
Ты? ты здесь?
( притянул ее к себе, осыпая безумными, страстными поцелуями ее похолодевшие руки, лицо, волосы.)
Как ты решилась, дорогая, как нашла?
АВРОРА Я хотела еще раз видеть тебя, поговорить.
ПЕРОВСКИЙ Ведь и я, думал к тебе сейчас, вот, смотри, даже писал к тебе, хотел вызвать.
АВРОРА- Какая пытка! и зачем мы встретились, сошлись? Я боялась, боролась: что, если кто встретит? Но видишь, я здесь. Неужели разлука навек?
ПЕРОВСКИЙ О, я верю в нашу звезду; мы, даст бог, снова увидимся,
АВРОРА Да, разумеется! Что же это я, безумная?.. Увидимся непременно. Тебе предстоит такое важное, тяжелое дело... Ты не рассердишься?