С благоговением посещая окрашенное в голубой цвет нарядное двухэтажное со стрельчатыми окнами здание киевского кукольного театра на углу улиц Шота Руставели и Рогнединской еврейские дети 60-х годов и не подозревали, что с еще большим благоговением это здание посещали в свое время их деды и прадеды, ибо под кукольный театр было отдано построенное в 1898 году на деньги известного киевского миллионера и филантропа, "сахарного короля" Лазаря Израилевича Бродского здание Хоральной (Лазаревской) синагоги.
Сахарозаводчик Л.И. Бродский (1848-1904) был в свое время в Киеве фигурой весьма популярной.
В формуляре, представленном на Высочайшее имя для очередного награждения предпринимателя, коммерсанта и мецената (говоря по нынешнему спонсора) указывалось, что " Потомственный Почетный гражданин Лазарь Израилевич Бродский состоит с 26 февраля 1884 года почетным членом дома призрения и ремесленного образования бедных детей, состоящего под Высочайшим покровительством его Императорского величества, почетным членом Попечительства детских приютов, выборным Киевского Биржевого общества, членом Биржевого комитета, членом правления общества домов трудолюбия, Почетным блюстителем Киевской Фундуклеевской женской гимназии и Левашовского при ней пансиона, состоял гласным Переяславского уездного Земства и в то же время гласным Полтавского уездного Земства, Киевской городской Думы и членом Киевского Губернского податного присутствия, состоит Председателем правления общества борьбы с заразными болезнями".
Далее же следует список поощрений, которых удостоился Лазарь Израилевич за свою деятельность.В этом списке две высочайшие благодарности за щедрые пожертвования на учебные заведения, научные и общественные учреждения.
За особое усердие на пользу народного образования и выдающиеся заслуги в деле благотворительности Л.И. Бродский был награжден орденом Станислава II степени и святой Анны II степени. Деятельность Лазаря Бродского получила международную огласку. За высокое качество продукции, представленной предприятиями Бродского на Всемирной выставке в Париже в 1900 году, французское правительство удостаивает его наипрестижнейшей награды - ордена Почетного легиона. Он имел также и сербский орден. Для принятия и ношения этих орденов Лазарь Израилевич получил высочайшее соизволение.
Согласитесь, это немало - для еврея? В тогдашней-то Российской империи, "славящейся" антисемитизмом - вспомним хотя бы пресловутый 1827 года указ Николая ; о выселении евреев из Киева. А вот поди ты: не посадили, предварительно ограбив, как Ходорковского, не вынудили эмигрировать - высочайшей милости удостоили!
Внук выходца из принадлежащего тогда к австро-венгерской Галиции (в наше время это районный центр на востоке Львовской области) небольшого городка Броды - вот откуда фамилия - потомок ученого раввина Александра Твиаса-Шора, автора ряда известных в свое время религиозно-философских трактатов, образованный, талантливый и энергичный предприниматель Лазарь Бродский очень быстро занял одно из ведущих мест среди крупнейших сахарозаводчиков Российской империи, пойдя по стопам отца - сахарозаводчика Израиля Меировича (Марковича) Бродского. Унаследовав от отца, Меира Бродского-Шора, немалый по тем временам капитал в размере сорока тысяч рублей, 23-летний Израиль Бродский в 1846 году приобрел неподалеку от Златополя в селе Лебедин Харьковской губернии (теперь Сумская обл.) захиревший завод, производивший сахарный песок, и, переоборудовав его, наладил выпуск пользовавшегося большим спросом рафинада. Произведенная им реконструкция быстро позволила довести производство сахара на заводе с десятка тысяч до миллиона пудов ежегодно. Спустя некоторое время Израиль Маркович построил Одесский сахарный завод. Развивая и расширяя дело в 1873 году он решил основать товарищество сахарных заводов, названное им Александровским. В Александровское товарищество вошло 7 сахарных заводов и на то время оно являлось самым крупным объединением в области сахарного производства. В дальнейшем оно пополнилось еще четырьмя товариществами - Корюковским, Томашпольским, Махаринецким и Воскресенковским. За счет этого под руководством Израиля Марковича Бродского оказалось уже 13 заводов - 10 сахарных и 3 рафинадных. Обслуживало эти заводы более 10 тыс. человек. Основной капитал этих предприятий к концу 70-х годов позапрошлого века превышал девять миллионов рублей. Производство рафинада достигало четырех с половиной пудов ежегодно, что составляло около 1/4 выпуска его на сахарных заводах Российской империи. Текучесть кадров на заводах была минимальной, многие работали на одном предприятии по 20 - 25 лет.
В 1876 году Израиль Маркович переехал в Киев.
Капиталы И.М. Бродского шли не только на развитие свеклосахарной промышленности. Значительная часть их была использована на благотворительные дела. Так, к примеру, в местечке Златополь - волостном центре Чигиринского уезда Киевской губернии, откуда был родом - в 1876 году, незадолго до своего переезда в Киев, он на свои деньги построил больницу и дом престарелых. Чтобы обеспечить эти учреждения капиталом, Бродский передал в их собственность усадьбу в Бобринском уезде и две тысячи десятин земли. В 1885 году в новом тогда для Киева Лукьяновском районе И.М. Бродский построил еврейскую больницу на 100 коек, (к 1908 году оно возросло до 200) выделив для этого 150 тыс. руб. Лечение в больнице было бесплатным, как и лекарства, которые отпускались не только стационарным, но и амбулаторным больным. Он же выделил более 40 тыс. руб. на строительство, оборудование и содержание ремесленного училища, в котором сотни детей из бедных семей учились на его средства у частных мастеров, овладевая профессией.
И. Бродский оказывал материальную поддержку не только еврейской общине. Будучи членом многих христианских обществ и организаций он ежегодно выделял сотни тысяч рублей и на их деятельность.
Израиль Маркович не ограничивался коммерцией и благотворительностью. Много сил и времени он потратил на государственные и общественные дела.
Значительные заслуги Бродского в деле развития экономики государства не остались незамеченными - Израиль Маркович был отмечен монаршьей милостью, ему было пожаловано звание Коммерции советника. По этому поводу министр финансов Бунге писал:
"Милостивый государь Израиль Маркович! Государь император по всеподданнейшему докладу моему о полезной деятельности Вашей на поприще отечественной торговли и промышленности Всемилостивейше соизволил в 26 день сего февраля пожаловать Вам звание Коммерции советника. Поздравляю Вас с такой монаршей милостью и прошу принять уверения в совершеннейшем моем почтении и преданности. Бунге".
После смерти Израиля Марковича Бродского, последовавшей в сентябре 1888 года, управление заводами взяли на себя его сыновья Лазарь и Лев. Они оказались достойными продолжателями дела отца, как в предпринимательстве, так и на благотворительном поприще. Следует сказать, что был еще третий брат Соломон, который страдал психическим недугом и жил под опекой братьев и сестер. Он скончался в 1889 году и его именем Лазарь и Лев назвали ремесленное еврейское училище, построенное на их деньги в 1904 году. В этом училище ученики, получая общее образование, обучались профессиям слесаря, токаря, столяра на станках наиновейшей конструкции, выписанных из Германии и Америки. В трехэтажном здании этого училища впоследствии начал свою работу всемирно известный Институт электросварки имени Е.О. Патона.
Основным направлением своей деятельности Лев Израилевич Бродский избрал финансово-банковское дело. Лазарь же Израилевич, образованный и опытный предприниматель, благодаря своей энергичной деятельности сразу же занял видное место в сахарном мире. При его активном участии создается Всероссийское Общество сахарозаводчиков - мозговой и организующий центр новой набирающей силы отрасли промышленности. С первых же дней он становится бессменным членом правления этого Общества. По его инициативе проводились полевые опыты с культурой сахарной свеклы, или, как ее тогда называли, свекловицей, в имениях при некоторых сахарных заводах он организовывал показательные поля для проведения фундаментальных исследований по вопросам технологии сахарной свеклы на которых работали самые знающие и опытные агрономы. Удачные научные разработки по выведению новых сортов сахарной свеклы с более высоким содержанием сахара внедрялись на всех площадях, отведенных под выращивание этой культуры. Кроме того велись поиски оптимального внесения удобрений, способствующих получению более высоких урожаев.
Лазарь Бродский хочет придать научной работе, направленной на увеличение урожайности и содержания сахара в свекле, более высокий статус, потому вынашивает планы о создании Института сахарной промышленности и свекловодства. По его инициативе создаются Синдикат сахарников и Синдикат рафинеров.
Заводы Бродских занимали значительное место в дореволюционной России как по количеству сахара, так и по участию в казенном доходе, получаемом от реализации сахара. Успешная работа заводов, находящихся под руководством Бродских, была в немалой степени обусловлена социальными условиями, которые были созданы владельцем заводов. Лечение рабочих и мастеровых, их обучение, налаженный быт - все эти услуги оплачивались за счет Товарищества сахарных заводов. При каждом заводе имелись больницы и школы. В одно- и двухклассных школах обучались рабочие заводов и их дети. Рабочим, мастеровым и специалистам заводов выплачивалась достаточно приличная заработная плата, кроме того, выдавались средства на приобретения топлива и оплаты жилья.
Следует отметить и благотворительную деятельность Лазаря Бродского. На его средства было построено в еврейской больнице двухэтажное детское отделение на 20 мест, паровая прачечная, эпидемический корпус. В 1895 году Лазарь Израилевич Бродский стал одним из основателей и первым председателем Товарищества по борьбе с инфекционными болезнями. На его средства на Байковой горе был построен трехэтажный главный корпус бактериологического института, хозяйственные и другие помещения, несколько больниц, здание Политехнического института, Троицкий народный дом в котором сейчас находится киевский театр оперетты. Не зря его называли "бескорыстным другом человечества, большим гуманистом и благодетелем", а после смерти (он умер 19 сентября 1904 года во время отдыха в Швейцарии ) оплакивали как одного из лучших представителей "еврейства"
Похоронен был Лазарь Израилевич Бродский, согласно выраженной им предсмертной воле, на ново-еврейском Лукьяновском кладбище, в установленном по его распоряжению мраморном фамильном склепе. В траурной процессии участвовали губернатор, командующий военным округом, городской голова. Могилу Лазаря Бродского устроили почти напротив центрального входа, возле дома для обмывания. Увы: Лукьяновское еврейское кладбище, расположенное вблизи Бабьего Яра было закрыто еще в конце 1930-х годов, а в 1960-е годы его сровняли с землей (надгробные памятники были снесены, некоторые из них - проданы) и впоследствии эту территорию застроили. Могила известного предпринимателя и филантропа не сохранилась.
После смерти Лазаря Бродского производство возглавил его брат Лев Израилевич. Но он был менее удачливым и талантливым предпринимателем, поэтому бизнес Бродских постепенно пришел в упадок.
Но вернемся же к нашей синагоге.
Несмотря на свою многочисленность, еврейское население Киева 19-го столетия не имело своего духовного центра. Правда, в 1863 году Моисей Вайнштейн (первый из киевских евреев ставший сахарозаводчиком) подарил еврейской общине Киева усадьбу в 420 саженей с домом и постройками, которую приобрел, чтобы построить здесь синагогу, однако городские власти не дали разрешение на постройку.
В 1891 году в Киеве было 12 еврейских молитвенных домов. Это были, в основном, нанятые помещения или небольшие постройки. Неоднократные, начиная с 1886 года обращения киевских евреев о разрешении строительства в городе большой Хоральной синагоги оставались без ответа. Более того, министр внутренних дел Иван Дурново в июле 1893 года решительно указал Киевскому, Подольскому и Волынскому генерал-губернатору Алексею Игнатьеву: "Полагаю необходимым не разрешать евреям устройства в центральной части г. Киева или даже в отдалённых частях постоянной хоральной молельни".
Лишь в конце XIX столетия в Киеве появилась первая синагога. Этой синагогой киевские евреи обязаны купцу и меценату Габриэлю-Якову Геселевичу Розенбергу. Двухэтажное здание в мавританском стиле было спроектировано по его заказу в 1894 г. выпускником московского училища ваяния и зодчества Николаем Гардениным. После окончания строительства в 1895 году Розенберг добился перенесения в это здание одного из молитвенных домов на Подоле. Так начала действовать первая киевская синагога.
К слову сказать, сразу после победы во Второй Мировой войне, в августе 45-го, подольская синагога - единственная в Киеве (!) была возвращена еврейской общине и на протяжении пятидесяти лет, до середины 90-х, оставалась единственной действующей синагогой в столице Украины.
В 1896 году в Киеве на Бесарабке было начато строительство большой хоральной синагоги. Интересна ее история. По заказу Лазаря Израилевича Бродского, предоставившего земельный участок и оплатившего половину средств, известный киевский архитектор, по проектам которого (иногда - в соавторстве) возведены здание Театра им. Франко, дом Бендерского (угол ул. Пушкинской и пл. Толстого), дом Гинзбурга на ул. Городецкого, 9 ( более известный нынешним киевлянам как "Подарочный" по названию когда-то расположенного на первом этаже магазина подарков), и многие другие здания, поныне украшающие город Георгий Павлович Шлейфер разработал проект здания синагоги в мавританском стиле, которую планировалось возвести в личной усадьбе Бродского. Однако он был отвергнут губернскими властями - существовал закон, дозволяющий организацию молелен любых религий лишь в помещениях обычных домов. И тогда Бродский и главный киевский раввин Евсей Цуккерман пошли на хитрость - они отправили в Петербург чертеж бокового фасада, со стороны улицы Рогнединской, откуда здание напоминало жилой дом с жалобой, что им запрещают организовать в этом доме молельню. Правда, умолчали, что молельня займёт ВСЁ здание. Весной 1897 года Сенат Российской Империи дал разрешение.
Здание выстроили за год. Работы выполняла лучшая в городе строительная компания Льва Борисовича Гинзбурга, кирпич для постройки поставляли заводы Якова Бернера. Строительство обошлось примерно в 150 тыс. рублей. Торжественное открытие и освящение синагоги состоялось в день 50-летия Лазаря Бродского - 24 августа (5 сентября) 1898 года в два часа пополудни. На освящении синагоги присутствовал начальник Киевской губернии - гражданский губернатор Фёдор Трепов, а также городской голова Степан Сельский, купеческий староста Николай Чоколов и другие почтенные гости. На следующий день газета "Киевское слово" сообщила о ходе церемонии: "Открыта была Синагога золотым ключом начальником губернии. При входе гостей встречал сам учредитель Синагоги Лаз. Изр. Бродский. Обряд освящения был совершён кантором Корецким, хором было пропето довольно стройно несколько псалмов".
Рассказывают, что когда губернатор открывал храм символическим золотым ключом, то "по рассеянности" положил "символ" к себе в карман. Чтобы "освежить" вельможе память, ему прислали золотое блюдо, на котором во время торжеств лежал ключ, но губернатор намека не понял и принял дар как должное. Впрочем, возможно, это всего лишь легенды. Копия же ключа сейчас находится в музее при синагоге.
В марте 1899 года на специально собранные средства был приобретен единственный в Киеве свиток Торы - главная реликвия синагоги.
В 1904 году синагога была завещана общине и являлась ее собственностью.
В 1908 году минули первые десять лет существования хоральной синагоги в Киеве. По этому случаю вышла в свет брошюра "Десятилетие Киевского еврейского хорального молитвенного дома". Краткий исторический очерк, составленный секретарём хозяйственного правления Израилем Кельбериным, был дополнен подробным финансовым отчётом за каждый год Из этого отчёта видно, что доходы Синагоги складывались преимущественно из пожертвований за пользование местами и других добровольных приношений, а также платы за требы. Эти средства расходовались на содержание помещения, страхование имущества, ведение делопроизводства, жалование обслуживающему персоналу, шамесам, чтецам Торы, кантору и хору.
К сожалению, синагога использовалась по назначению очень короткий отрезок времени - около трех десятилетий.
После октября 1917 года и последующих событий большинство крупных еврейских предпринимателей Украины эмигрировали за границу. Представители дома Бродских выехали в Париж и Берлин. Некоторые из них впоследствии погибли в Катастрофу, в их числе дочка Льва Израилевича Бродского Клара и две ее дочери.
В 1926 синагога была конфискована советской властью - ее превратили сперва в клуб кустарей, именовавшийся "Дер Штерн", что в переводе означает "Звезда". Со временем ремесленников - кустарей становилось всё меньше, и в 1930-х годах учреждение было переименовано в "Клуб еврейской пролетарской культуры" (в канун войны - "Дом еврейской культуры"). Здесь работала еврейская библиотека, действовали творческие коллективы, в том числе еврейский детский театр.
Во время оккупации во Вторую Мировую войну, здание использовалось под конюшню для армейских лошадей.
В послевоенные годы в здании находился ТЮЗ (театр юного зрителя). В 1954 году он перебрался в новое здание, а в здании бывшей синагоги временно разместили областной драматический театр. Вскоре здание вновь поменяло хозяев: сюда перевели из бывшей караимской кенасы на Ярославовом Валу кукольный театр, который находился там на протяжении четырёх десятилетий.
За истекшие годы помещение не раз ремонтировалось, самая крупная реконструкция прошла в середине 1970-х годов. В результате здание сильно изменилось как внутри, так и снаружи. Главный фасад был загорожен вестибюлем, встроенным между старыми боковыми вестибюлями "портняжеской синагоги". Прекрасные готические своды главного зала исчезли, так как над залом сделано новое перекрытие и устроен дополнительный этаж. Галереи для женщин были наглухо заделаны. Утрачена значительная часть лепных украшений в интерьерах.
В синагоге до ее закрытия было на 100 тысяч рублей золотом различных ценностей, около 40 свитков Торы, множество уникальной, бесценной утвари. Все исчезло.
После распада СССР и провозглашения независимости Украины вопрос о возвращении синагоги еврейской общине поднимался неоднократно. В 1992 здесь впервые спустя много лет отпраздновали Хануку. Но еще 5 лет продолжалась борьба за возвращение уникального здания. В 1997 кукольный театр переехал в новое, специально для него построенное здание, но только 22 марта 2000 года Центральная синагога Киева была торжественно открыта после реставрации и ремонта.
И вот он, долгожданный момент. После исполнения благодарственных псалмов в зал торжественно внесли возвращенные из государственных архивов Украины восемнадцать свитков Торы в роскошных бархатных чехлах. Меценаты синагоги приглашенные на сцену водрузили их в специальный Ковчег завета. После длительного перерыва синагога вновь обрела свою сущность.
А в октябре 2003 года в Центральную синагогу Бродского была торжественно внесена Тора, впервые за последние 80 лет созданная на территории Украины выпускниками местной иешивы.
В 2004 году, в дни "оранжевой революции", когда страна находилась на волоске от гражданской войны, еврейская община Киева своими действиями способствовала урегулированию ситуации в стране: синагога Бродского распахнула двери всем, кто проводил ночи на революционном Майдане. Круглосуточно от Центральной синагоги Бродского отъезжали автобусы, в которых подвозили горячую пищу для прибывающих в Киев манифестантов: бульон, кошерные вторые блюда и чай - всем, независимо от их вероисповедания, "цвета" и политических симпатий, как "оранжевым", так и "бело-голубым". В эти дни без преувеличения можно было сказать, что синагога действительно накормила и обогрела тысячи людей. Так, в один из самых напряженных дней автобус с гуманитарной помощью от синагоги Бродского совершил одиннадцать рейсов! Многие члены еврейской общины приносили в синагогу все, что, на их взгляд, могло бы пригодиться на Майдане. Кроме того, синагогой был проведен сбор средств, а на собранные 150 тысяч гривен закуплены теплая одежда, куртки, носки, продукты питания, которые выдавались всем без исключения людям, находившимся на улице, независимо от их конфессии и политической ориентации.
"Мы считаем это лучшим межконфессиональным диалогом, потому что мы все, в первую очередь, граждане единой Украины, а потом уже русские, украинцы, евреи и грузины. Поэтому, мы считаем такие действия абсолютно правильными", - сказали представители общины.
К сожалению, так считают не все. Синагога Бродского, как и другие синагоги Украины, неоднократно подвергалась актам вандализма со стороны фашиствующих отморозков.
И все таки возрожденная синагога Бродского функционирует. Руководимая гражданином Израиля, почетным гражданином г.Киева Моше-Реувеном Асманом, она стала центром еврейской жизни Киева, да и Украины в целом. Сегодня, это настоящий дом, в полном смысле этого слова, для тысяч евреев Киева и Киевской области. В синагогу Бродского хотят приехать помолиться и те, кто живет в местечках, где о еврейском присутствии говорят только, увы, еврейские кладбища.
Прошло более ста лет с того дня, как ушел из жизни выдающийся предприниматель, коммерсант, промышленник, общественный деятель и благотворитель Лазарь Израилевич Бродский. Могила его не сохранилась. Но осталось прекрасное здание синагоги, как памятник этому замечательному человеку.