Европейская площадь. Бывшая площадь им. Ленинского Комсомола. Впрочем, свое название она меняла уже не раз. От нее берет начало Крещатик - главная улица столицы Украины.
От Европейской площади до Майдана Незалежности по четной стороне - один из двух кварталов Крещатика, сохранивших дома довоенной постройки. Некоторых из них уже нет, но они остались в моей памяти. Под номером 2 нынче значится огромная кубическая коробка нынешнего "Украинского дома", выстроенная в свое время для размещения экспозиции музея Ленина. Прежде на этом месте стояло трехэтажное кирпичное жилое здание, первый этаж которого занимала прокуратура. Здание было возведено в 1851 году по заказу зажиточной украинской семьи Гудим-Левковичей архитектором А.В. Беретти,. До Октября в этом здании была едва ли не первая киевская гостиница европейского образца. Ей и название дали соответствующее: "Европейская". Она же дала площади возвращенное нынче название. В этом отеле останавливались поэт Федор Тютчев, ученый Илья Мечников, деятель украинской культуры Николай Костомаров. Ресторан при "Европейской" вплоть до начала ХХ века считался лучшим в городе.
Под номером 4 на месте нынешней многоэтажки информ-агентства УНИАН стояла казавшаяся крохотной по сравнению со следующими за ней домами- гигантами трехэтажка агентства печати "Новости" - АПН. Некогда в ней располагалась знаменитая ювелирная фабрика Иосифа Маршака, уступавшая в Российской империи мастерством и знатностью только фирме Фаберже.
Впрочем, всемирно известному ювелиру Карлу Фаберже так и не посчастливилось удержаться на "малороссийском" рынке: в 1900 году он был вынужден закрыть свой киевский филиал, потому что не смог выдержать конкуренции с изделиями, на которых стояло клеймо "I. Маршакъ".
Фабрика Маршака была передовой не только среди 232 ювелирных предприятий Киевской губернии, но прославилась далеко за ее пределами. Да и сегодняшние историки ювелирного искусства утверждают, что в произведениях Маршака воплощены лучшие тенденции ювелирного искусства рубежа XIX-XX веков. Вещи, созданные мастером, выделялись особым профессионализмом, художественным вкусом и оригинальностью.
А ведь все начиналось с нуля. Иосиф Абрамович Маршак (1854 - 1918), старший сын Абрама Исаковича и Фени Лазаревны из села Игнатовка Киевской губернии (кроме него в семье было еще четверо сыновей и дочка) с малых лет мечтал о профессии ювелира. В 14 лет поступил учеником в одну из киевских ювелирных мастерских, благо, согласно принятым в 1861 году новым правилам, ремесленникам и их ученикам иудейского вероисповедания разрешалось жить вне черты оседлости, в том числе и в Киеве. Со временем стал помощником мастера. Сдал экзамены на звание мастера, получил специальное разрешение ремесленной управы цехов на производство золотых и серебряных изделий именно в Киеве. Женился в 19 лет. Возможно, приданное жены - 100 рублей - оказалось стартовым капиталом, позволившим Маршаку стать независимым владельцем. собственного дела.
2 мая 1878 года Иосиф Маршак наконец осуществил свою мечту - открыл ювелирную мастерскую на Подоле. Поначалу работал сам, без учеников и помощников. Разве что иногда помогала жена Лия Файвишевна (Елизавета Федоровна), с которой Иосиф Абрамович прожил душа в душу более сорока лет, вырастив трех дочерей и пятерых сыновей.
Через год, понимая, что на самой популярной улице больше шансов найти достойную клиентуру, Маршак нанял две комнаты на Крещатике в доме N 4, (угол Крещатика и Трехсвятительской) где в то время находился респектабельный часовой магазин швейцарца Целестина Верле. Покупатели часов поневоле примечали в той же витрине изделия Маршака, обращали внимание на их высокое качество, на безукоризненный вкус - и становились заказчиками молодого мастера. Качество и хороший сервис быстро сделали имя новому ювелиру - ежегодно росло количество индивидуальных заказов. Увеличился и штат мастерской - теперь хозяину помогали три ученика и один подмастерье. За первые четыре года в мастерской Маршака было изготовлено 7 фунтов украшений из золота. Работали также и с серебром.
Дело быстро расширялось. В 1885 году у Иосифа Абрамовича работало уже 25 подмастерьев.
Через недолгое время мастерская Маршака заняла ведущее место на ювелирном рынке города, где на границе столетий насчитывалось 92 заведения, которые производили больше чем половину золотой и пятую часть серебряной продукции в Юго-Западном крае Российской империи. Растущий бизнес вынуждает Маршака почти полностью прекратив личное участие в изготовлении изделий переключиться на административную деятельность. Иосиф Абрамович, беря с собой лучших художников мастерской, посещает ювелирные выставки Москвы и Петербурга. В 1890 году он предпринимает путешествие за границу, чтобы ознакомиться с ювелирным делом в Европе, во время которого посещает Всемирную выставку в Париже, затем некоторые промышленные центры Германии. Впечатления от путешествий воплощались в конкретные проекты (обновление оборудования, материалов, повышение квалификации рабочих, более производительная организация труда).
В 1891 году на фабрике золотых и бриллиантовых изделий Иосифа Маршака (художественно-гравировальные работы, традиционные украшения из благородных металлов и ценных камней), работало уже 46 рабочих. Открылся собственный магазин, в котором помимо изделий с клеймом "И. Маршакъ" (золотые и серебряные жетоны, портсигары, медали) продавали также изысканные украшения московских и петербургских ювелиров. Общая стоимость 1500 предметов, которые продавались в то время в магазине, составляла 27 918 рублей. В этом же году Иосиф Абрамович отправляет в ювелирные магазины России и Польши 5300 украшений на сумму 39 908 рублей.
Маршак приглашает к сотрудничеству художников из Петербурга, Парижа, закупает лучшее сырье: золото - в Гамбурге, Берлине, Париже, серебро - в Москве, платину - в Петербурге. Значительно расширяет ассортимент. Кроме ювелирных украшений его фирма выполняет художественные работы по золоту и серебру бытового направления, а также индивидуальные заказы. Он стремится завоевать рынок империи. В 1896 году фабрика изготовила 7 пудов только золотых изделий т.е. в 40 раз больше, чем четырнадцать лет назад.
В 1897 году на фабрике работали уже 72 работника ( из них 12 подростков и 7 детей). Стоимость одного из стандартных заказов Маршака, исполненного в этом году составляла 2500 рублей - столько стоила "брошь-фермуар, 1 изумруд, 12 бриллиантов primo". В рекламном буклете этого же года указано: "Успехи нашей фабрики признаны как экспертами на всемирных выставках в Чикаго и Антверпене, где им присуждены высшие награды, так и отдельными лицами, а также правительственными и частными учреждениями, от которых мы имеем массу благодарностей, помещаемых нами в этом издании, в особом отделе".
Изделия фирмы Маршака отмечались высокими наградами на ювелирных выставках: серебряной медалью с почетным дипломом на Всемирной выставке в Чикаго (1893), золотой медалью на Всемирной выставке в Антверпене (1894) и наивысшей наградой "Почетного отзыва" на сельскохозяйственной и промышленной выставке в Киеве (1897), где, в частности, демонстрировалась уменьшенная копия днепровского парохода "Держава", исполненная из чистого серебра в мельчайших деталях: с трубами, шлюпками, каютами, спасательными кругами и фонарями. К тому же модель была действующая: лопасти двигателя работали, а специальный механизм осуществлял спуск и подъем якоря.
В 1899 году пожар нанес фабрике Маршака убытки на сумму 155478 рублей. При пожаре пострадали два пятиэтажных флигеля и другие фабричные сооружения, однако даже это чрезвычайное обстоятельство не пошатнуло стабильность финансового положения фабрики: помещения быстро отремонтировали, а взамен поврежденного оборудования установили еще более совершенное. Вдобавок открыли новые цеха - рисовально- скульптурный, чеканки и гальванопластики.
В 1900 году изделия фабрики Маршака были отмечены серебряной медалью на Всемирной выставке в Париже, в 1902 году - золотой медалью на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге, в 1905-м - наивысшей наградой (Гран-при) на выставке во французском городе Льеже.
В 1903-м, фабрика Маршака отмечала 25-летний юбилей. По этому поводу местная пресса писала: "Не только по числу рабочих, но и по оборотам в настоящее время ювелирная фабрика И. А. Маршака является одним из наиболее крупных предприятий подобного рода в Юго-Западном крае. Своим сравнительно быстрым развитием фабрика главным образом обязана своему владельцу И. А. Маршаку, который сумел приобрести симпатии киевской публики и удовлетворить ее художественным вкусам. Владелец в течение целого ряда лет посещал крупные центры Западной Европы, где осматривал ювелирные фабрики, изучал сложное дело постановки ювелирных мастерских на широких началах, знакомился с лучшими произведениями ювелиров-художников".
В 1905 году во время погрома в числе прочих пострадала и фабрика Маршака. "Тротуар перед магазином ювелирных и серебряных изделий Маршака на Крещатике покрыт был выброшенными из него драгоценными вещами" - писал очевидец. Пришлось уволить часть рабочих, но фирма выжила.
В том же году большинство рабочих приняло участие в массовых забастовках первой русской революции, что привело к остановке производства. Однако именно Маршак стал первым (и единственным) из владельцев ювелирных предприятий Киева, кто удовлетворил требования бастующих. Жалованье работников фабрики увеличилось почти в полтора раза (на 45%, в то время как рабочие просили до 60%).
В 1908 году, выкупив у Верле часовую торговлю вместе с помещением магазина, Иосиф Абрамович открывает на фабрике часовой цех.
В связи с визитом в Киев в конце августа - начале сентября 1911 года императора Николая II, бывшего частью официальных торжеств, посвященных 50-летию отмены крепостного права в России, Земские управы заказали Маршаку серию оригинальных подарков для самодержца. Выделялись оригинальностью серебряные подносы, украшенные литыми и чеканными накладками. Уникальным был подарок киевского богача С. Могилевцева цесаревичу Алексею Николаевичу - серебряная модель Педагогического музея имени цесаревича Алексея (сейчас - Дом учителя), открытие которого было приурочено к приезду царя. В миниатюре ювелир повторил рельефный фриз фасада сооружения. Поражала филигранность выполнения декоративного убранства: карниз, балконные решетки, обрамление окон, парапет. Модель была вручена лично самодержцу в присутствии наследника во время освящения здания музея. Она также была изготовлена на фабрике Маршака.
В программу царского визита по предложению киевского раввина Абрама Борисовича Гуревича была включена встреча еврейской делегации с царем. Иосиф Абрамович Маршак, к тому времени потомственный почетный гражданин и купец первой гильдии, получил специальное официальное приглашение на празднества. Тогда же им было подано императору письмо с прошением о присвоении ему звания придворного поставщика и о разрешении ему маркировать продукцию его фирмы государственным гербом, что должно было еще больше поднять престиж его компании, продукция которой к тому времени уже высоко зарекомендовала себя как в стране, так и за ее пределами. Маршак подчеркнул в своем прошении, что к прибытию царской делегации в Киев он получил много заказов на изготовление подарочных ювелирных изделий для царя, включая заказы от Еврейского общества, Киевского, Подольского и Волынского дворянства и Киевского отделения Союза Русского Народа.
Ответа на прошение Иосиф Абрамович так и не получил. Возможно из-за вероисповедания.
А серебренная модель Педагогического музея экспонировалась на Всероссийской выставке 1913 года и получила первую награду. Нынче это изделие хранится в собрании Национального музея истории Украины.
2 мая 1913 года фабрика И. Маршака отмечала тридцатипятилетний юбилей. В честь этого события рабочие поднесли хозяину коллективно выполненный серебряный поднос, по краям которого были вычеканены рабочие инструменты и выгравированы инициалы каждого мастера. Сам Иосиф Абрамович по случаю праздника пожертвовал 5000 рублей в фонд обеспечения быта старых мастеров фирмы на случай потери ими работоспособности. А главное - открыл при фабрике ремесленную школу, взяв на себя расходы по содержанию. В тот же день на общественные пожертвования был открыт фонд на обустройство школьных мастерских. Состоялось и открытие образовательной школы для евреев "Хедер", которую Иосиф Абрамович содержал за свой счет.
Вот что писал по поводу юбилея фирмы И. Маршака журнал "Ювелир": "За годы своего существования фабрика выпустила громадное количество не только строго художественных произведений ювелирного искусства, но, что еще важнее, дала целый ряд выдающихся мастеров по различным отраслям ювелирного дела, в которых наша промышленность так нуждается и за которыми нам приходится бегать за границу. Работы этой фабрики во многих отношениях выше иностранных произведений по чистоте отделки, стильности и художественному вкусу".
К тому времени площадь одних только производственных площадей предприятия достигла 250 кв. метров, на нем работало 126 человек, а годовой выпуск золотых и серебряных изделий достиг объема в 189 727 рублей. Фабрика вместе с магазинами занимала несколько усадеб на Крещатике: NN 2, 3, 4, 5, 8. Страховая оценка зданий достигала 682 500 рублей.
В этом же, 1913-м году (в январе) был основан клуб "Бриллиант" - общественное профессиональное объединение ювелиров, граверов и часовщиков, который возглавил Иосиф Абрамович.
Следует отметить, что работники фабрики Маршака получали дифференцированную заработную плату. Учитывалось все: стаж работы, квалификация, должность; в разные периоды суммы заработка мастеров и служащих составляли от трех до десяти рублей в месяц, что по тем временам было немало (для сравнения: в 1905 году 1 фунт говядины на Бессарабке стоил 20 копеек). При этом была строгая дисциплина и действовала система штрафов. Курение в неположенном месте, хамство (по отношению и к начальству, и к сослуживцам), явка на работу в нетрезвом виде и визиты знакомых и родственников в рабочее время карались рублевым штрафом, нарушение тишины в цехе (в рабочее время нельзя было вставать с места, подходить к другим, поднимать шум) стоило рабочему и мастеру 75 копеек, опоздание на 10-30 минут - 30 копеек, а к половине рабочего дня - 50 копеек. Закончив работу, мастер обязательно должен был сдать остатки полученного материала, изделие, которое изготавливал, рабочую рубашку и нарукавники, а руки вымыть с мылом в специальной посудине, чтобы смыть драгоценную пыль и стружку, которые потом переплавлялись и опять шли в дело.
Кроме воскресных дней и двунадесятых праздников (в соответствии с постановлением городской думы), выходными были каждая суббота, 9 дней на Пасху, по 3 дня на Новый год и судные дни, четыре дня на Суккот, по одному дню на Пурим и Шавуот. Рабочий день длился с 8.00 до 18.00 с обязательным полуторачасовым перерывом на обед. Когда же брат Иосифа Маршака Израиль, который 23 года проработал на фирме, из них восемь - ювелирным мастером, был назначен помощником заведующего фабрики, при его содействии рабочий день был сокращен до 9 часов 40 минут.
Выросший в небогатой семье, Иосиф Абрамович заботился о своих работниках. Так, вступающие в брак работники фирмы получали денежный бонус в виде приданого для невесты, правда, при этом муж и жена должны были остаться работать на фабрике. Для детей и подростков работа заканчивалась на три часа раньше, чтобы они могли посещать школу. Маршак открыл при своей фабрике ремесленную школу, которую содержал на собственные деньги. Многие киевляне были рады отдать "в науку" своих детей - из ремесленной школы Маршака вышло более 300 мастеров, многие из них открыли впоследствии свое дело. К примеру, в 1906 году Бриль и Гершман открыли фабрику на углу Крещатика и Прорезной. Впрочем, ни они, ни какие- либо другие мастера Южно-Западного края не могли соперничать с Маршаком.
Изделия фирмы Маршака ценились наравне с работами мастерских Игнатия Сазикова, Никиты Хлебникова, Николая Овчинникова, Карла Фаберже. Его прозвали "киевским Картье". Его заказчиками нередко становились руководители крупных фирм и государственных учреждений желающие подготовить подарок высокому гостю или поднести заслуженному сотруднику юбилейный альбом с серебряной чеканкой на переплете. Продукция его мастерской считалась непременным атрибутом богатого дома. Иметь миниатюрные скульптуры из серебра в гостиной или салоне считалось хорошим тоном. Жанровые скульптурные композиции, выполненные из золота, серебра, платины, способствовали созданию особой эстетической атмосферы. Часто такие вещи изготавливались по индивидуальному заказу. Но как сделанные в одном экземпляре, так и пущенные в серийное производство, эти литые фигурки отличались исключительной чистотой работы и тщательностью моделировки. Впрочем, все изделия мастерской Маршака отличались особенным изяществом, утонченными формами и филигранной обработкой. Те немногие предметы, по которым мы можем судить о творчестве Маршака, демонстрируют отточенное мастерство ювелира.
Сохранилось, увы, немногое.
Немало драгоценностей переплавлено во времена гражданской войны и совнаркомовских чисток, а в годы гитлеровской оккупации Украины образцы продукции фабрики Маршака были практически полностью вывезены. Даже в музеях Киева, где родился и работал Иосиф Абрамович, находится не более десятка вещей прославленного ювелира. В частности работы Маршака есть в Киевском историческом музее - это блюдо, украшенное резьбой и эмалью и чеканный кофейник. Вещи, изготовленные Иосифом Абрамовичем Маршаком (47 предметов) занимают главное место в коллекции столового серебра винницкого краеведческого музея - двадцать три вилки, двадцать три столовых ложки и ведерко для охлаждения шампанского, украшенное отдельно чеканной припаянной головой коня. Все эти вещи имеют клеймо "Маршакъ" и вспомогательное овальное клеймо для серебряных и золотых изделий от 8,5 г и больше (от 2 и больше золотников), которое ставили на изделиях в 1908-1917 гг. На подставке к ведерку для охлаждения шампанского еще есть третье клеймо (для украшений и второстепенных частей) - это женская голова в кокошнике, обращенная вправо, в совокупности с клеймом- пробой. На вилках и ложках легким гравированиям нанесенные инициалы владельца М. g.
Несколькими работами располагает коллекция "Иудаика" Музея исторических драгоценностей Украины.
Сегодня "купить немного Маршака" считается у ювелиров и коллекционеров большой удачей. Изделия мастерских киевского ювелира чрезвычайно редки на антикварном рынке и, однажды попав в руки коллекционеров, не скоро возвращаются в антикварные салоны. Нечасто появляются они и на торгах аукционных домов. Так, 30 сентября 2006 года на киевском аукционе со стартовой ценой 1200 $ был выставлен "Чернильный прибор на серебряном постаменте, украшенном лавровыми венками и дарствен-ной гравировкой в честь тридцатилетия: "ХХХ 16/IX 1886-1916". Серебро 84*, литьё, гравировка, стекло, фрезеровка, основание - поделочный камень. Клейма: 84 пробы с "женской головкой в кокошнике, повернутой вправо" с шифром киевского пробирного управления, мастера "I Маршакъ". Размер основания: 21,2х21, 2 см. Н = 16,5 см. Россия, Киев, фабрика И.А.Маршака, 1899-1908 гг.", при том было особо отмечено, что изделие представляет коллекционную ценность и не подлежит вывозу с территории Украины.
С началом Первой мировой войны выпуск ювелирных изделий пришлось сократить: фабрика начала также изготавливать разнообразные детали к ручным бомбам и телефонным трубкам.
В августе 1918 года, в период относительного спокойствия в Киеве при гетмане Павле Скоропадском, выдающийся ювелир ушел из жизни. Его жена Лия умерла ровно за год до этого. В июле 1918 года, предчувствуя скорый конец, Иосиф Маршак составил завещание, оформив наследство на брата, Израиля Абрамовича - главного продолжателя дела, пятерых сыновей и трех дочерей, назначил "выплаты помощи" (пенсии) мастерам и служащим, позаботился о приданом для девушек, которые работали на фирме, определил размер средств, необходимых для содержания при фабрике училища и ремесленной школы, которая должна была носить имена Маршака и его жены.
Это завещание осталось невыполненным. К власти пришли большевики, магазин и ювелирная фабрика Маршака были национализированы, а родственники покойного ювелира эмигрировали за границу. Сыновья Маршака, Александр и Владимир, которые работали вместе с отцом, попытались возродить знаменитую фирму, однако такого масштабного предприятия, каким была в свое время фабрика Маршака, создать не удалось. Они смогли всего лишь открыть в Париже магазин ювелирных изделий и продолжали работать по индивидуальным заказам.
Предприятие возглавил старший сын Александр, который открыл бутик на одной из шикарнейших улиц Парижа - Рю де ла Пэ неподалеку от знаменитой Вандомской площади и привлек к сотрудничеству талантливых французских дизайнеров. Высокое ювелирное искусство Маршака, сочетавшее палехские мотивы и геометрию арт-деко, пользовалось огромным успехом. Изделия фирмы покорили Америку, одним из ее привилегированных клиентов стал король Марокко Хасан II. Александр был хорошим ювелиром, но не очень удачливым коммерсантом Компания, которой после смерти Александра управляли французские партнеры, стала угасать, и в 1988 г. парижский бутик закрылся.
Изделия дома "Маршак", однако, не переставали пользоваться заслуженной славой среди ценителей, поэтому правнук основателя Даниель, пластический хирург по профессии, решил возродить "дух Маршака" и в 90-е годы вновь зарегистрировал торговую марку. Он обратился к дизайнерам Бертрану Дегомье и Доминике де Бланшар, долго работавших с домом "Маршак", с предложением возродить традицию. В итоге новая ювелирная коллекция увидела свет. Современные модели, которые по-прежнему вдохновлены русскими мотивами, уже начали триумфальное шествие, побывав в Швейцарии и Японии, Америке и России. Вновь во французской столице открылся ювелирный салон компании..
Издательство Les Editions du Regard под руководством Маргерит де Серваль. выпустило книгу о Иосифе Маршаке. В этом красочном издании на французском и английском языках рассказывается о знаменитом украинском ювелире. Книга, состоящая из 148 страниц и 250 иллюстраций, повествует о жизни ювелира и творениях фирмы с более чем вековой историей.
А как же в Киеве? В городе, где работал прославленный ювелир Иосиф Абрамович Маршак?
В 1997 году правнук ювелира Даниэль Маршак, который хотел открыть в Париже семейный музей, приехал в Киев в поисках хоть каких-нибудь изделий фабрики прадеда. Поездка была безрезультатной - ничего найти не удалось.
Могила Иосифа Абрамовича Маршака утрачена. Здание на Крещатике, с которого начала свой победоносный путь прославленная фирма, уцелев в пожаре войны, простояло до восьмидесятых годов прошлого столетия, но и его не сохранили.