Роман "Последний тёмный" читала на удивление долго. Первую половину произведения "мусолила" несколько недель, а вторую прочла за два дня. Сейчас попытаюсь разобраться: что же меня застопорило. Написано хорошо. Порадовал словарный запас автора, неизбитые сравнения, интересные персонажи, удивили некоторые "находки" и повороты сюжета. Кстати о сюжете.
Краткий пересказ произведения.В стране Гортенза в ее столице Улькире появляется на свет мальчик Лукреций Горгенштейн - он и есть последний тёмный. До двенадцати лет ничего примечательного с ним не происходит, кроме того, что своим пристрастием к темноте он пугает многочисленных родственников. Потом Лука начинает регулярно наведываться на кладбище, ведомый туда голосом мертвого чернокнижника Горха. Хождения младшего брата замечает Лавель - служитель церкви. Он первый узнает, что его братишка тёмный. Лука поступает в школу для магов Орхан, но его "тёмность" остаётся в тайне, потому что в этом мире чернокнижников убивают, и Церковь Иеронима относится к ним крайне отрицательно. Она и обычных магов-то не очень жалует. Лука знакомится с Жераром Лекоем, одаренным магом, и проводит первый тёмный ритуал, чтобы воззвать к жизни того самого Горха. Душа чернокнижника вселяется в старую куклу. Но вот учитель из Горха получается никудышный, он скорее больше пакостит, чем помогает. Как бы тщательно Лука не скрывал свою "натуру" об этом узнают не только служители Церкви, но и местные ведьмы. Оказывается, не такой уж он и "Последний". К окончанию Лукой Орхана, его уже пытаются заполучить три "группировки": 1. Тёмные ведьмы + старший брат Луки Ровель, еще один брат Августин с пустынным духом в придачу. 2. Члены ордена Еноха (Призрак Еноха, Эльгерент - неупокоенный святой, Доминик Бромель - епископ). 3. Инквизиторы, брат Луки Лавель, Шварц, соглядатай официальной церкви. В конце книги все они сталкиваются, чтобы завладеть Лукрецием, преследуя свои цели. Члены ордена Еноха жаждут пробудить к жизни сильного тёмного мага, названного когда-то Предателем за то, что тот отступился от тьмы и основал саму религию. Церковь так и называется его именем - Церковь Иеронима. Лука оказывается не просто "последний тёмный", но и сынок Иеронима. Представители самой церкви продолжают ненавидеть тёмных и пытаются обезвредить Луку. Ведьмам мальчишка нужен, как источник тёмной силы. Лука спасает город от гибели и, напоследок умертвив главного инквизитора одним только пером со своего крыла, улетает куда подальше, не доставшись никому. Понятно, что это не конец. Для первой книги финал вполне завершенный, но чувствую я, все только начинается.
Семейство Луки представляет отдельный интерес. Шесть сестер, из которых только одна прописана, как персонаж с характером, это Августина. Вторая - Анна - нужна для развития сюжета, Тати - умершая в детстве (двойняшка Луки), а вот остальные сестрички - безликие существа. Может их наличие будет важно для развития событий во второй книге, но в первой они не сыграли никакой роли. Шесть братьев. Томас - старший брат, капитан, человек авантюрный и на редкость удачливый. Ровель - безумный маньяк, культивирующий свою жестокость на военной службе. Лавель - семинарист, служитель Церкви, преданный добрый. Августин - мошенник и вор, паршивая овца в семействе, изворотливый, хитрый, предприимчивый. Как ни странно, вызывает симпатию. Близнецы Карл и Марк - шалуны, легкие на подъём, готовые к приключениям, творят безобразия, хоть и учатся в военной академии. Лука - самый младший в этом сумасшедшем семействе и, как выясняется ближе к концу книги, не самый ненормальный. Чего только стоит безумство Равеля и преданность Лейлы (пустынного духа) Августину. Понятно, что тёмный дух не выбрал бы простого человека. Все братья - потомки Иеронима, поэтому в разной степени затронуты тьмой. Тьма выступает в книги не просто антонимом Света, а вполне живой мыслящей субстанцией со своей волей и желаниями.
Мир, созданный автором, напоминает средневековье. Скорее всего, из-за подавляющего главенства Церкви, сжигания ведьм и чернокнижников. Эта картинка сама как-то вырисовывается в голове. Страной правит король, но о нем мало, что известно, кроме того, что он назвал парочку улиц и боится вмешиваться в дела Церкви. Политический аппарат совершенно не прописан. Все события укладываются в рамки столицы, но вот светская власть вообще не имеет никакой силы. Быт, убранство комнат и одежда тоже мало описаны. Я представляла женщин в длинных платьях, а мужчин в костюмах, чем-то напоминающих классические современные. Некоторые названия, фамилии (Горгенштейн, Шэлгор) и обращения (фрау) навевают мысли о Германии. Сам мир не совсем авторский. Есть упоминания о цыганах, цитируется древнее китайское пожелание (Чтоб вы жили в интересные времена), для украшения деревьев используются китайские фонарики. Создается впечатление, что перед читателем раскрывается прошлое нашего мира, только в немного другой трактовке.
Главный персонаж Лукреций - вот, пожалуй, слабое место произведения. Не Тёмный, скорее серый. Назвать положительным его сложно. К семье своей вроде как привязан, но больше по привычке и по традиции, потому что с самого начала произведения, он считает, что ему достались не те родители. Высокомерный, эгоистичный, злопамятный, вспыльчивый, не особенно вежливый, заносчивый. Я бы даже сказала - чёрствый. Когда на Улькире обрушивается проклятие Медеи, он думает, что "город ему не жалко". На симпатию одноклассницы реагирует вяло, скорее удивлено, словно не понимает подобных чувств и не способен их испытывать. Тут он мне напомнил главного героя из книги "Дремлющий демон Декстрера". Еще в Луке угадывались черты Жана-Батиста Гренуя из "Парфюмера". Непонятый, скрытный, сам себе на уме, со своей собственной моралью. Чего то не хватало в нем для полноценного Тёмного. То стыд в нем просыпался, то жалость. И при этом Лука оставался мне неприятен. Словно нецельный недостоверный образ. Не хватало в нем волевых качеств и силы духа. Может, во второй книге Лукреций превратится в полноценного тёмного, а пока на эту роль скорее претендует его брат Ровель и Медея.
Недостатки:
К недостаткам могу отнести неравномерное распределение событий по тексту. Первая половина описательная, вялотекущая, мало зацепок и событий, постепенно темп нарастает, и потом только успевай запоминать: кто к кому имеет отношение и против кого дружит. Вторую половину прочитала с удовольствием, практически не отрываясь. Может такова задумка автора? Мне не хватило "затравки" в начале.
В тексте есть разговорные слова: "добил, не бзди, закидоны, дело-шмело"... Глаз каждый раз цеплялся за них. Они выглядят чужеродно и не укладываются в стилистику текста, тем более, что книга написана гладко, грамотно. Правда, последняя глава самая "грязная", видимо автор не успел выправить банальные ошибки, но это дело поправимое.
Созвучие некоторых названий. Столица Улькире и дочь белой колдуньи Маргарита Ульке. Немного сбивает с толку. Острова Виадри и руны Вальдо. Почему-то все время путалась.
Что больше всего понравилось:
--
Поворот сюжета с Предателем. Оказывается Церковь основал тёмный маг, давший людям в руки оружие против своих же собратьев.
--
Лейла. Интересный персонаж, необычная задумка.
--
Тобиас Горх в образе куклы.
--
Продуманность тёмного ремесла, его история в трех родах мужчин и шести родах женщин. "Воля заклинания".
--
Практически нет лишних персонажей, без которых произведение ни грамма не пострадает.
Роман интересный и выгодно отличается от подобных фэнтезийных романов и сюжетом и реализацией. Мне лично чего-то не хватило. Наверное, персонажа, который бы мне "полюбился" несмотря на недостатки.
Еще раз напоминаю, что это мое субъективное мнение, а вовсе не рецензия.