Давно мне не попадались ужастики, а "Город" - смело можно отнести именно к этому жанру. Наверное, покажусь банальной, но для меня эталоном ужасов является С. Кинг, причем "любимые" ужасы не так уж и знамениты и в принципе "ужастиками" их назвать тяжело ("Последняя перекладина", "Длинный путь", "Длинная дорога миссис Тодд", "Девочка, которая любила, Тома Гордона"). Ну и самый любимый - "Кладбище домашних животных". "Город" - классический ужастик с ходячими трупами, и название подходящее - там живых-то и нет. Название подобранно удачно, сразу создает нужное настроение, подготавливая к трепету и жути.
Кратко о сюжете. В самом обычном старом доме открылся портал в другой мир - мир мертвых. Через этот портал прошли три человека: Лена, оказавшаяся могущественной ведьмой Орталой, Антон, заполучивший в комплект душу злобного монаха и Владимир Анатольевич, превратившийся в зомби. Дальше события развиваются стремительно. Антон-фантом бродит по городу Мертвых и попадает на работу к Упырихе. Из рабства его вызволяет русалка Анна, в которую он в последствие влюбится. Анна пытается вызволить из острога Алексея-зомби, но спасает Лену, которую туда засадили местные правители, узнав в ней Орталу. В городе происходит делёж власти. Братья Дюссельдорфы грызутся за "трон", доставшийся от отца. Лена вспоминает свое ведьмовское прошлое и большую любовь к Акрону и идет к нему через все препятствия, а их очень много. Антон попадает в интересную компанию: зомби, русалка, ящер, хрёпл и два ворлака. Все персонажи движутся к могиле Повелителя за мечом, там и происходит последняя битва. Лена умирает, Антон и Анна обретают счастье, зомби Нестор Карлович обзаводиться жилой площадью, хрёпл снова возвращается к двери, ждать очередного возрождения Орталы. Если пересказывать так кратко, то выглядит, как бред, но по ходу чтения у меня ни разу не возникла мысль, что у автора больная фантазия. Все выглядело так гармонично и натурально, будто я и правда путешествовала по булыжным улицам Мертвого города. Антон в новом жутком мире повел себя на удивление адекватно и естественно. К счастью, не оказался избранным и великим магом с могущественным талисманом и, вообще вокруг не оказалось ни одного эльфа или орка. В "Мертвом городе" тоже есть попаданцы, и у них тоже есть бонусы (фантом внутри Антона, Лена - могущественная ведьма), но воспринимается все совсем по-другому. Может, потому что сама книга написана хорошо, сюжет преподнесен не избито, персонажи на редкость занятные.
В последнее время мне пришлось прочитать несколько книг с неудачными завязками. В этом "Мертвый город" здорово отличается. В первой главе происходит знакомство с необычным персонажем Хрёплом. Перед читателем предстает жизнь глазами этого самого существа с именем русского баснописца Ивана Андреевича Крылова. Интересный ход, интригует, затягивает. Яркое описание, понравился эпизод с головой кошки, создает нужное напряжение и ощущение грядущих злоключений.
Мои любимые персонажи Мор-глуты. Плывущие в наклоне с выпученными глазами и неотвратимые как наступление ночи. Надеюсь, не придут ко мне во сне. Их плывущее наступление, и слияние из множества темных сгустков в одно существо породило ассоциацию с "жидким" терминатором. Он меня когда-то в детстве сильно напугал.
Созданная автором картинка перекликалась с мультфильмом Тима Бёртона "Труп невесты", смешанным с "Сонной лощиной". Все такое гниющее-зелёное и серо-каменное одновременно. Истлевающего, кстати, было достаточно. Все кони, олени и осел в разной степени разложения, потроха у зомби вываливались регулярно, гной бил фонтаном. И описано это подробно, красочно. Очень много деталей, создающих полноценную картинку, ни разу не появилась "пустота". Мертвый город встал передо мной как "живой". Дома, с собственным строптивым характером, изгибающиеся причудливые мосты, деревья, река, кишащая утопленниками и всякими тварями. А персонажи какие колоритные! Чего только стоит семейство Дюссельдорфов, Нестор Карлович, регулярно теряющий руки и цилиндр, Булыжник, фантом Якоб, упырь Данилов.
Язык - приятный, богатый на сравнения. Стиль написания немного сказочный. Определения часто следуют за определяемыми словами, сказуемое тоже бежит впереди подлежащего. Это не минус, это как раз создает нужную атмосферу. Пример: Удивился Влад числу их. Испугался армии несметной. И понял, что если бы не Ортала - в жизни бы не одолел он брата своего, Ивана...Но при этом диалоги вполне современные. Порадовало отсутствие сленга.
Понравилась описание эмоций и ощущений. Не просто печаль или радость, а тонкости этих чувств и их развитие в душе героев. Пример: Дурное предчувствие с щемящей тоской, ощутил страх и охотничий азарт.На первый взгляд может показаться, что это мелочь, но почему-то многие писатели пренебрегают такими описаниями эмоций, заставляя книгу задыхаться от заезженных фраз.
Много интересных сравнений: Туман мерцал, как гнилушка в погребе, воздух серый с белесой туманной дымкой, волны шевелились со звуком, похожим на вздохи и т. д..
Любимые сцены в книге: 1. Бег Якоба через лес, леденящий страх лунного света, безысходность, зарождающееся безумие. По-настоящему страшно. 2. Летающая голова в Кунсткамере. Неожиданно смешно, даже чуточку нелепо. 3. Ужин Антона и Анны размороженной на батарее рыбой и тухлыми яйцами. Вся романтика книги собрана в этом эпизоде. 4. Восстание Архипа Петровича с водворением внутренностей и глаз на место. 5. Борьба Якоба с висельниками, горящий у ног туман и его "убийственные" плевки. 6. Битва Антона с Големом. Очень понравилась находка с рыбной косточкой. 6. "Рождение" Антона из Якоба путем отрыжки. Вообще можно долго перечислять. Вся книга состоит из батальных сцен разной степени колоритности, постоянные погони, драки, передвижения от одного конца города к другому.
Любовная линия в книге есть, и даже, кажется, не одна. В основе самого романа лежит стремление Орталы к своему возлюбленному - Повелителю Акрону Вольронту. Отношениям Антона и Анны удалено больше внимания. Порадовало, отсутствие мудреных любовных треугольников и прочих фигур. Понятно, что это не главная составляющая произведения, но все-таки сюжетообразующая. Мне хватило и романтики и любви, я упивалась красочными описаниями Мертвого города.
Остались вопросы.
1. Мир мертвых ограничен одним городом? Когда-то Акрон создал этот мир для себя и своей возлюбленной ведьмы, есть ли продолжение этого мира за пределами Питера?
2. Антонт и Лена-Ортала, естественно знают кто такой Бог и Дьявол, но коренные жители Мертвого города разве должны быть в курсе этого? Вроде Город - это не аналог ада. Почему тогда они употребляют в речи такие обороты: бог с вами, с богом?
3. Рождение города относится к средним векам. Некоторые жители, я так понимаю, бессмертны, некоторых можно убить, новые появляются только за счет умерших в другом мире?
4. Как вышло, что такой могущественный Повелитель впал в спячку, побежденный наместником Архипом?
5. Зачем упоминался жетон на метро? Причем дважды. Думала, он сыграет свою роль в книге.
6. Я так и не поняла, как связаны воспоминания Якоба с Вольронтом и Орталой. Он двадцать лет бежал по кругу и наконец-то настал его час. Для чего? Он вроде, вручил Вольронту меч и стал губернатором. Все?
Я не была в Питере, представляю, как интересно прогуляться по этому городу теперь, когда память сможет подсунуть образы из вашей книги. Настоящий город вплетается в Мертвый и наоборот. Проскальзывают общие названия, дома, памятники.
Написано грамотно, интересно, персонажи даже самые мертвые - "живые". Давно не получала такого удовольствия от ужастика, хотя пару раз становилось противно от описаний разлагающихся зомби. Скучно не было, ни одну из сцен не пропустила и не пробежалась по диагонали.