Савченко Сергей Викторович : другие произведения.

Традиции древних полян живы поныне

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В юности мне попалась в руки книжка изданная одним из центральных советских издательств. В ней я увидел иллюстрацию на которой изображался легендарный киевский князь Святослав в виде казака с бритой головой, пучком длинных волос на макушке, усами и серьгой в ухе.

   В юности мне попалась в руки книжка изданная одним из центральных советских издательств. В ней я увидел иллюстрацию на которой изображался легендарный киевский князь Святослав в виде казака с бритой головой, пучком длинных волос на макушке, усами и серьгой в ухе.
  
   Мне показалось, что художник слишком поддался творческой фантазии. Я знал, что князь Святослав Игоревич умер задолго до появления казачества на днепровских порогах.
  
   Позднее, узнав больше, я понял почему так изображают великого киевского князя.
  
   После разгрома Хазарского Каганата не ведавший покоя князь Святослав завоевал Болгарию и подумывал перенести туда столицу Руси. Соседям болгар, византийцам, эта затея не понравилась. Они выставили против Святослава армию и разгромили его дружины. Сохранились сведения о краткой беседе Святослава с византийским императором. При этом присутствовали люди, которые, в отличие от Святослава и его окружения, умели писать по-гречески и по-латыни. Необычная внешность киевского князя была довольно детально описана Львом Диаконом; именно так, как потом его изображали досоветские, советские и постсоветские художники.
  
   И тут возникает несколько вопросов.
  
   Вопрос первый. Ромеи жили на стыке Европы и Азии. Им были известны все народы в регионах соседствующем с ними. Если бы облик Святослава им напоминал кого-либо из известных им представителей европейских или азиатских этносов, то, скорее всего, Лев Диакон не стал бы детально описывать удивившую его внешность Святослава; а сравнил бы его, например, с тюрком, германцем, персом, болгарином, угром, печенегом или хазарином. Написал бы так: Святослав выглядел как тот-то или тот-то и его читателям было бы понятно. Но он так не написал, потому что Святослав ни на кого не был похож.
  
   Откуда же взялась такая экзотическая внешность у Святослава? Дед его и отец были шведами. Ему дали славянское имя, хотя, по крови, он был норманном. Но вот в чем заковыка: норманны не брили голов, оставляя пучки волос на макушках...
  
   Кроме того, следует учесть, что побрить голову во времена Святослава, да и позднее, на Запорожской Сечи, было делом очень непростым. Нормальных зеркал не существовало (их заменяли отполированные серебряные блюда). Безопасных бритв не было. Да и опасных, остро отточенных бритв, которыми еще не так давно пользовались наши деды, тоже не было. Были острые ножи. Вы представляете каково это ощущение - бритье головы и подбородка ножом?!
  
   Вопрос второй. Только лишь Святослав так выглядел в своем войске, или и другие ратники выглядели похоже?
  
   Мы этого достоверно не знаем. Лев Диакон об этом ничего не написал. Но здраво рассуждая, можно предположить, что голову обривал не один лишь Святослав. Скорее всего, так делала элита дружины, к которой принадлежал князь.
  
   Итак. Варяги головы не брили. У других народов, известных грекам, головы не брили; иначе Лев Диакон сравнил бы с кем-нибудь Святослава. Тогда откуда взялся такой облик у руСкого князя?
  
   Я думаю, вполне заслуживает право на жизнь вот какая гипотеза.
  
   Варяжская элита в землях восточных славян не селилась обособленно, как, например, в завоеванной ими Англии. Варяги растворились в славянской массе, взяв от славян язык, имена, обычаи, традиции... Очевидно, не только имя, но и внешность Святослава соответствовала традиции той части славянских земель, где находился центр его государства - Киев. А там жили, как известно, поляне.
  
   Не могли все поляне обривать головы и носить чубы, потому что, как мы уже выяснили, поддерживать такой внешний вид в древности было очень хлопотно и отнимало массу времени. Кстати, если голову не брить постоянно, то она быстро зарастет. Значит, была какая-то группа в обществе, которая могла себе позволить неукоснительно следовать этой, трудно поддерживаемой, традиции. По всей видимости, этой группой являлась воинская знать у полян.
  
   С принятием христианства все руСкие князья стали выглядеть как греки, обязательным атрибутом которых была борода и густая шевелюра. Очевидно, Святослав был последним или предпоследним руСким князем, кто обривал голову.
  
   А у воинов Поднепровья эта традиция никогда не исчезала. После развала Руси, она проявилась в запорожском казачестве.
   Далеко не все казаки обривали головы и подбородки. Это право нужно было заслужить!
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"