Савченко Борис Валентинович : другие произведения.

К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры и важности ее сохранения

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    В статье рассматривается вопрос о перспективах сохранения коллекционной аудиоаппаратуры.


   К вопросу коллекционирования винтажной аудиоаппаратуры и
   важности ее сохранения.
  
   Аннотация
  
   В статье поднимается вопрос о достаточно неутешительных перспективах по поддержанию коллекционной аппаратуры в исправном состоянии в недалеком будущем. Возможно, моя статья несколько опережает время, но тем она и хороша. Уже сегодня серьезные коллекционеры задумываются над перспективами сохранения работоспособности аппаратуры. Эта статья - приглашение к обсуждению назревающей серьезной проблемы, так сказать мое видение перспектив в области коллекционирования эксклюзивной (и когда-то очень дорогой) аудиоаппаратуры.
   Несмотря на то, что уже в 60-годах 20 века публиковались статьи о явлении электромиграции в полупроводниках, у большинства разработчиков аппаратуры были очень радужные ожидания по срокам эксплуатации электронных компонентов. Считалось, что на наш век хватит - как минимум лет 50 безотказной работы, а может и намного больше. Практика сегодняшнего дня показывает, что самая лучшая японская аппаратура с самой продвинутой технологией изготовления микросхем, через каких-то 20, максимум 30 лет выходит из строя. И это только начало. К середине 21 века практически не останется ни одного исправного аппарата из 70-80 годов. И это не смотря на усилия со стороны коллекционеров по их поддержанию в исправном состоянии. К тому же, и большинства коллекционеров к этому времени в живых не останется. И будут наши потомки чесать "репу", рассматривая какой-нибудь магнитофон, и думать, что же это такое?
  
  
   * * *
   В наше время наблюдается массовое и устойчивое явление, такое как коллекционирование сложной аудио техники 60-90 гг. 20 века. Наибольшее распространение получило собирание кассетных дек и магнитофонов отечественного и импортного производства начала 80 гг. и до середины 90 гг. На многочисленных форумах рассматриваются вопросы достоинства той или иной модели, ее ремонтопригодности, характеристик и т.д.
   К сожалению практически не обсуждаются вопросы коллекционирования аудио аппаратуры как социального явления, а также научно-технического значения коллекционирования сложной аудиоаппаратуры.
   Коллекционирование чего-либо было всегда, так сказать сохранение ценностей, их приумножение, рост со временем их стоимости, собирание просто редких курьезов и т.д.
   Но почему в наши дни, в эпоху наночипа, оцифровывания все и вся, получило такое распространение собирание и можно сказать серьезное коллекционирование именно магнитофонов, явление, названное кассетоманией и магнитофономанией?
   Давайте посмотрим, кто в основном занимается собиранием аппаратуры, это люди от 30 до 60 лет, имеющие среднее или высшее техническое образование, бывшие радиолюбители, инженеры, меломаны, ностальгирующие по 80 годам. Почему это явление в России возникло именно сейчас? Это связано с несколькими факторами:
      -- Появилась возможность относительно недорого приобрести аппаратуру тех лет.
      -- По качеству сборки, своим параметром она не уступает, а часто превосходит современную массовую аппаратуру 21 века.
      -- Для многих представляет интерес - как это сделано, что там внутри? Раньше такой возможности у нас не было, из-за "железного" занавеса, и высокой ее стоимости. Пусть с запозданием в 20-30 лет, но появилась возможность изучить конструктивные особенности изделия.
      -- Появление стабильных и гарантирующих качественную доставку перевозчиков
   (ПЭК, Автотрейдинг и т.д.)
      -- И конечно, интернет-торговых площадок ( eBay, Молоток, Yahoo, Avito и т.д.)
      -- Естественно меркантильный интерес - рост стоимости аппаратуры с каждым годом.
      -- Возрождение виниловой пластинки, а следовательно желание слушать и сохранить звучание в аналоговом формате.
      -- Аппаратура 60-90 гг. несет значительную эстетическую нагрузку, является
   символом эпохи, шикарным предметом интерьера.
  
   Остановимся на магнитофоне, как массовом предмете коллекционирования.
   Что такое магнитофон? Данное изделие представляет из себя достаточно сложное электронно-механическое устройство с принципом записи аналогового сигнала на магнитную ленту ( обсуждаем в данной статье аналоговую запись/ воспр. сигнала) и последующим его воспроизведением, но с разными вариациями конструктивного решения у различных производителей; оно ремонтопригодно в домашних условиях, имеет отличные технические характеристики, актуальные и в 21 веке! Именно поэтому, бобинный магнитофон и конечно кассетная дека ( младший брат магнитофона) привлекает такое количество аудио-любителей, именно в наши дни. Это уже история человечества, его научно-технического развития, к которой можно прикоснуться, включив магнитофон, послушать и получить огромное эстетическое удовольствие! А для кого-то, это просто приятные воспоминания его молодости. Это предмет интерьера, предмет роскоши тех дней, да и сегодняшних тоже.
   К сожалению, с постепенным уходом из жизни нашего поколения, аппаратура наших дней будет представлять в будущем чисто научно-исторический интерес узкого круга специалистов. Кто-то скажет, ну и кому нужно это старье, а тем более в будущем?
   Но это не так, просто сегодняшняя электронная промышленность выбрала новый вектор своего развития, и возможно не самый лучший. А через каких-то 10-15 лет, будет выбрано очередное новое направление. И то, что сегодня кажется последним писком достижения электронной индустрии, через десятки лет будет казаться таким же анахронизмом, как сейчас для многих магнитофон. Но это не значит, что он плох, он совершенен для своего времени, электронная промышленность достигла максимально возможных параметров в записи аналогового сигнала на магнитную ленту и пошла дальше, осваивая новые способы записи и сохранения информации. Так появилась цифровая запись. Это эволюция, а судя по темпам - революция. Но возможно в будущем, мы снова вернемся к аналоговой записи, никто не может сегодня сказать, как цивилизация будет развиваться в дальнейшем. Это вопрос приоритетов, риторический вопрос: "быть или не быть". Многие на форумах обсуждают вопрос: что лучше, аналоговая запись на бобинный магнитофон или модная сейчас, цифровая на MP-3 плеер? Я на него отвечу так: бобинный магнитофон - это "элефант" своего времени. Да, цифровой проигрыватель удобен, компактен - это " лань", быстрая, легкая, грациозная. Но что она может противопоставить солидному, вольяжному и респектабельному "элефанту" с мощным трубным зовом, жалкое блеяние MP-3 формата? И кто имеет право на жизнь, слон или лань? Вопрос бессмысленный. Он многократно обсуждался на различных форумах, и мы его рассматривать не будем. Я думаю, что коллекционеры уже давно определились в своем выборе.
   Хотелось бы остановиться на вопросах сохранения аппаратуры тех лет. Я думаю, что этот вопрос является актуальным для всех любителей и коллекционеров такой техники. Мое мнение, что сохранение аппаратуры не менее актуально, чем сохранение, например, картин или других антикварных предметов. И оно более сложно, т.к. техническое изделие такого уровня представляет совокупность электронных компонентов в сочетании с прецизионной механической частью, и такое изделие менее долговечно. Ведь интерес представляет аппаратура не как памятник, а как полностью работоспособное изделие. А это уже сложная научно-техническая задача. И коллекционеры пытаются ее интуитивно решать. Здесь встают вопросы старения электронных компонентов - конденсаторов, микросхем, деградация пайки, окисления контактов, перегорания индикаторных ламп и светодиодов, изнашивание механических компонентов - старение резиновых прижимных роликов, пассиков, выработка подшипников и наконец старение самой пластмассы.
   Эти вопросы уже встают сегодня, а что будет через десять лет, двадцать, сто? Неужели эта аппаратура умрет и наши потомки не смогут наслаждаться работой этих великолепных машин, шедевром человеческой мысли 70- 80 гг. 20 века!
   К сожалению, должен констатировать, что если не будет серьезной программы на уровне постановки и ее решения в масштабах радиоэлектронной отрасли, то аппаратура наших дней погибнет, превратится в неработающий музейный экспонат. Одних усилий любителей, коллекционеров здесь недостаточно.
   Давайте вкратце рассмотрим процессы старения по компонентам:
      -- Электролитические конденсаторы - самое слабое место в аппаратуре, со временем
   высыхают и теряют свои емкостные характеристики. Их характеристики частично
   восстанавливаются при подаче на них напряжения ( старый дедовский способ
   тренировки конденсаторов - чаще включай аппаратуру).И самая легко решаемая
   проблема - меняй на новые. Но это сегодня. А через 100 лет? Возможно
   человечество от них откажется, или они будут производиться столь малых
   размеров, что их чисто технически нельзя будет установить на обычную ( с точки
   зрения сегодняшнего дня) плату.
      -- В микросхемах, полупроводниковых компонентах, тонкопленочных конденсаторах и др. наблюдаются процессы старения из-за явления электромиграции (процесс переноса вещества в проводнике под воздействием электрического поля), и чем выше частота переключений в микросхеме, чем чаще мы включаем аппаратуру, тем быстрее микросхема выйдет из строя. Процессы деградации микросхем наблюдаются и в состоянии пассивного хранения ( без включения аппаратуры), из-за накопления дефектов при воздействии ионизирующего излучения, так называемое образование поверхностных состояний в полупроводнике, это более слабое явление деградации полупроводниковой структуры, тем не менее и оно дает свой вклад в процесс старения изделия в целом. К сожалению, законы физики никто не отменял. По моему мнению, старение микросхем - это самое проблемное место в процессе сохранения аппаратуры. Конечно, сегодня, возможна замена микросхем на их аналоги, но это касается микросхем средней степени интеграции.
   А что делать, если вышел из строя процессор, или контроллер, который уже не
   выпускается, скажем, лет пятьдесят? Опять же, в коллекционировании очень
   важна аутентичность изделия, т.е. оно должно быть максимально приближенным к
   состоянию нового аппарата, выпущенного когда-то производителем. Т.е. "hand
   made" здесь не допускается.
      -- Высыхание резины. На сегодняшний день мы еще можем заменить ее на новую,
   подобрать ролик или пассик, в крайнем случае отмочить в керосине, пользоваться
   только изопропиловым спиртом для протирки. А через 100 лет? Придется
   изготавливать новые, другого пути нет.
      -- Старение пластмассовых корпусов и деталей аппаратуры. На сегодняшний день
   здесь я вижу только соблюдение температурных режимов сохранения ( 15-20
   градусов Цельсия), избегать прямых солнечных лучей. Со временем изготавливать
   новые детали.
      -- Высыхание смазок и различных демпфирующих жидкостей. Замена на новые.
      -- Окисление контактов реле, разъемов, потенциометров, изнашивание последних в следствие эксплуатации и т.п. Как правило, процесс восстановления заключается в чистке, промывке спиртом; смачиванием специальными жидкостями потенциометров с целью устранения характерного для них "шуршания". На некоторое время это дает положительный результат.
      -- Различные деформационные процессы всей конструкции (температурные, нагрузочные, временные и т.д.), особенно прецизионной механической ее части.
   Здесь требуется периодическая проверка и настройка параметров аппарата.
  
   Разберем типичный пример старения до сих пор популярной серии кассетных дек 1982 года выпуска AKAI GX-F71, 91. Что мы наблюдаем сегодня? В первую очередь начинает плохо работать перемотка из-за усыхания резины Idler-а (обрезиненный ролик, задающий направление вращения подкатушечников), наблюдается плавание звука в следствие деградации резины прижимных роликов, нарушения соосности ведущих валов. Некоторые из любителей, решают эту проблему по простому - снимают задний
   ( вспомогательный ) прижимной ролик, при этом ухудшая характеристики аппарата.
   Далее, из-за старения электронных компонентов, высыхания электролитов, и вследствие этого "уплывания" параметров настройки, перестает работать тестирование пленки. Кульминацией старения является выход из строя контроллера. На сегодняшний день еще можно починить такой аппарат, простейший способ (но не самый дешевый) установить исправные детали с аппарата-донора. А что будет завтра?
   Случай из моей практики, чтобы аппарат не застаивался, я раз в неделю включал свой AKAI GX-f91 на час- полтора, и слушал на нем, как правило, одну кассету за раз. В таком режиме эксплуатации аппарат мог бы просуществовать достаточно долго. Но в один прекрасный день я его забыл выключить, и он простоял включенным всю ночь. На утро у него отказал индикатор уровня выходного сигнала (дисплей). Причину я обнаружил достаточно быстро - раздулся и потерял емкость конденсатор в блоке питания. Какие факторы повлияли на образование этой неисправности? Конечно естественное старение деталей, в данном случае конденсатора, а спровоцировало это - длительный нагрев его другими элементами. Данные аппараты достаточно сильно нагреваются.
   Как вы видите, процесс сохранения старой аппаратуры - это:
      -- Компромисс между ее эксплуатацией и состоянием покоя, т.е. выключенным состоянием. Для конденсаторов, резиновых изделий - умеренная эксплуатация полезна; для микросхем, радиоламп - эксплуатация ускоряет процессы старения. Каждое включение аппарата - это бросок напряжения, это шок для стареющих элементов.
      -- Возможность ее починить, с заменой деталей на аутентичные. А здесь с каждым годом все сложнее.
   Сегодня еще можно поддержать аппаратуру в исправном состоянии, умеренно эксплуатировать, не перегревать, в случае необходимости отремонтировать, благо еще есть на что заменить неисправные детали, в крайнем случае из двух аппаратов собрать один. А что дальше? Откройте руководства по эксплуатации на аппаратуру различных фирм, например, Technics (Matsushita Electric corp.) приводит на свои изделия 7 лет безотказной эксплуатации. Это расчетно-экспериментальный параметр, учитывающий процессы старения в аппаратуре. Да, запас прочности есть, качественная аппаратура может проработать и 10 и 30 лет без ремонта. И сегодня мы видим, что ресурс у японской техники огромен, но не бесконечен. А как ее сохранить в работоспособном состоянии на значительно большие сроки?
   Как вы видите прогнозы по сохранению аппаратуры достаточно неутешительные и решение этих проблем возможно только при развитии специализированной индустрии электронной промышленности, а именно возможности изготовления аналогов микросхем прошлых лет, а возможно столетий ( а чем аппаратура хуже картин многовековой давности, которые человечество сейчас любовно сохраняет) и др. электронных компонентов, изготовление под заказ механических комплектующих, корпусов и др. деталей. Я думаю, что потребность в таких деталях породит и предложение. Ведь при развитии современной технологии в электронной промышленности не представляется проблемным изготовить аналог какой-нибудь древней микросхемы. Одним из вариантов является постепенная замена вышедших из строя микросхем с жесткой логикой на ПЛИС (программируемые логические интегральные схемы). Или, возможно, в недалеком будущем появятся небольшие фирмы, которые будут изготавливать электронные компоненты и др. детали по старым технологиям и в тех же корпусах ( для сохранения аутентичности изделия), под заказ. Видимо это будет не дешево, но и сейчас сохранение исторических артефактов, их реставрация, являются затратными отраслями и в то же время исторически и культурно важными задачами.
   В противном случае, лет через 100, технология уйдет настолько далеко (и какими путями она будет развиваться, мы сегодня сказать не можем), что возникнет огромный разрыв в технологиях прошлых и будущих поколений, и методы изготовления радиокомпонентов вчерашнего и сегодняшнего дней будут утеряны навсегда. Тогда аппаратура 20 века превратится в археологический артефакт, и на нее будут приходить поглазеть будущие поколения, изучать специалисты, с трудом понимая, или вообще не понимая, ее назначение!
   Как вы понимаете, 100 - 150 лет назад такого явления , как сложное электронное изделие еще не существовало. Сейчас человечество накопило достаточно много интересных в техническом и культорологическом плане изделий аппаратуры, имеющих большое социальное значение и соответственно имеющих право на их сохранение в исправном состоянии.
   Хочется отметить, большой вклад коллекционеров, радиолюбителей, в дело сохранения старой аппаратуры, которые сегодня интуитивно пытаются сберечь нечто, технически интересное для будущих поколений, проводят спонтанно научно-технический эксперимент по ее "выживанию", т.е. сохранению в исправном состоянии, консервации. Возможно, в будущем, человечество оценит их вклад. Ведь такого феномена, как сохранение и реставрация сложного электронного оборудования еще не было.
  
   P.S. Надеюсь, что данная статья, привлечет радиолюбителей, коллекционеров, специалистов к обсуждению столь интересной темы. Вопросы старения комплектующих актуальны и в других отраслях, и в будущем будут приобретать все большее значение, например, как это не кажется фантастично, в аспекте освоения космоса, надежности аппаратуры в условиях длительных полетов (более 30 лет), где на первое место отрицательных факторов, влияющих на ее работоспособность выходит ионизирующее излучение, экстремально высокие и низкие температуры, их перепады, вибрации и т.д., где не побежишь в ближайший магазин за радиодеталями, а будешь молиться на надежность и долговечность установленных изделий.
  
  
   С уважением, Савченко Б.В., г. Санкт-Петербург. 21.02.2012 г.

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"