Сатурн Ольга Владимировна : другие произведения.

Дождь в Атанаре

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


 Ваша оценка:


  
   ОЛЬГА САТУРН
  
   ДОЖДЬ В АТАНАРЕ
  
   Мы сидим, нахохлившись, и ежимся от осеннего холода, который
   впускает скрипучая дверь бара. Мы - два изгоя, земной археолог
   и пес Млт. Нам нельзя сейчас на улицу - на улице дождь, к сло-
   ву, редчайшее явление в этой области планеты Типул, а Млт -
   пес-робот со множеством подвижных частей, которые от воды мо-
   гут заржаветь. Вот и ждем, когда она перестанет хлестать.
  
   Я нашел эту несчастную брошенную человеком игрушку еще на Зем-
   ле; издавая жуткие царапающие нервы звуки несмазанными деталя-
   ми, пес ковылял слякотным утром между машин на электрической
   заправке. Видимо, программа сообщала его жидкокристаллическим
   мозгам, что аккумулятор требует подзарядки, и виртуальный ин-
   стинкт гнал к источнику энергии. Я подозвал его, и он сразу
   послушно подошел, медленно поворачивая хвостом из стороны в
   сторону. Дома я привел его в порядок. На железном бедре были
   обнаружены выпуклые буквы МЛТ. Не знаю, что они означали, лич-
   но я расшифровал надпись как "Молчаливый Ленивый Тип". Так то-
   му и быть!
  
   Млт зевает и прижимается к моим ногам. Я потягиваю алкогольную
   бурду из какого-то овоща вроде тыквы, но теплей от этого не
   становится. Вода настойчиво ползет по стеклянной стене и нет
   этому ни конца, ни края. В баре никого - все на Празднике Дож-
   дя. Сухопарые илоты, немногочисленные влажные фиды и едва раз-
   личимые увальни-тарнуры, случайно затесавшиеся в аборигены Ата-
   нара, одинаково радуются этому стихийному бедствию и пляшут как
   дикари до изнеможения, выкрикивая хвалебные слова Руи - богу
   дождя. В распахивающуюся от ветра дверь доносятся звуки праз-
   днества - музыка, песни, возгласы и взрывы хлопушек. Когда раз-
   дается особенно громкий хлопок, Млт задирает голову, смотрит на
   меня и удивленно произносит "Гав". Я пожимаю плечами и отвора-
   чиваюсь к размытому силуэту корявого здания.
  
   - Эй, эня!
  
   Убаюканный бормотаньем дождя вздрагиваю. Не первый раз я слышу
   этот окрик. "Эней" на Типуле называют иностранцев. Худющий бар-
   мен-илот подзывает меня, расставляя на узкой стойке два пуза-
   тых сосуда, и откупоривает обшитый бархатом бочонок.
  
   - Иди, эня, не стесняйся. Угощаю!
  
   Ну, раз угощает, от чего бы и не подойти. Прикорнувший Млт с
   готовностью вскакивает и трусит за мной. Мы с барменом нес-
   колько раз переливаем друг другу содержимое бокалов, показывая,
   согласно обычаю, что никто никому не подсыпал яду, и в честь
   знакомства залпом выпиваем.
  
   - Вот - праздник у всех, а мне работать, - пытается выжать у
   меня слезу бармен. - А что же Вы не на карнавале? Не любите
   развлекаться?
  
   Я неопределенно хмыкнул:
   - Да нет, от чего же - люблю. Только за что мне благодарить ва-
   шего Руи - сырость развел только.
   - Не говори так, эня - бог прогневается и не даст нам больше ни
   капли. Не ругайся, лучше расскажи, кто ты, где был, что видел.
   А то скучно мне сегодня. Давай, эня, выпей и повесели Щедрого
   Шо.
  
   *****
  
   Дожив до моего возраста, мужчины-земляне донимают занудством
   внуков, превращают жен в профессиональных урологов и уныло под-
   считывают женщин, которых им так и не удалось затащить в пос-
   тель. А я по-прежнему мечтал о планетах, в чьем прошлом хоте-
   лось покопаться. Однако до поры до времени мне приходилось тор-
   чать на Земле завистливо облизываться, наблюдая, как мои колле-
   ги-сопляки паковали чемоданы. Дело в том, что допуск к работе
   на других планетах получали до определенного возраста, и,
   взглянув на дату моего рождения, бюро по вербовке даже разгова-
   ривать со мной не хотело - не годен и все. А пацаны и девчонки,
   которые только вылупились из институтов, бодро отправлялись пе-
   реписывать историю цивилизаций, вооружившись слизанной со шпар-
   галок информацией столетней давности. Я знал в тысячу раз
   больше чем они, я заново открыл прошлое не одному народу, я
   умел выживать в любых условиях, я написал кучу книг, основы-
   ваясь на огромном собственном опыте, я мог работать в команде и
   в одиночку, но имел несчастье рано родиться. Именно такими сло-
   вами - "вы рано родились" - сопроводило бюро свой отказ.
  
   И вот однажды на планете Типул разногласие между народами дос-
   тигло критической отметки - они готовились к войне. Илоты, тар-
   нуры и фиды ковали оружие и вырезали обереги, пытаясь поделить
   крошечную область Атанар, в которой начала произрастать трава,
   врачующая, по мнению аборигенов, решительно все болезни. Илоты
   жили в Атанаре несколько веков и были приспособлены лучше дру-
   гих к жизни в этой области, тарнуры уверяли, что спорная земля
   принадлежит им, так как узкий Атанар вытянулся вдоль их терри-
   тории, ну а фиды считали ее своей прародительницей, приводя в
   качестве доказательства древние легенды и уверяли, что знают
   способы лечения этой чудодейственной травой. Чтоб разрешить
   спор требовалось тщательно изучить прошлое народов Типула. До
   своих археологов цивилизации Типула еще не доросли, поэтому
   аборигены кинули клич другим планетам. Условие было более чем
   подходящее для меня - Атанар нуждался в самых опытных специа-
   листах.
  
   - Учтите, мы не несем ответственности за вашу жизнь. Распеши-
   тесь в этом документе, что не будете предъявлять претензий го-
   сударству в случае увечья, - спесивый чиновник подвинул ко мне
   бумагу.
   - Еще посмотрим, кто скорей увечится, - я подписал документ и
   через час билет на Типул лежал у меня в кармане.
  
   *****
  
   Атанар приютился в самом центре единственного континента плане-
   ты Типул. От бушующей вокруг континента стихии Атанару доста-
   лось лишь крохотное болотце да короткий сезон дождей. Илоты,
   более других приспособленные к иссушающей жаре, застроили Ата-
   нар приятными глазу, но абсолютно негармоничными с точки зре-
   ния землянина, домиками и населили выносливыми плодовыми де-
   ревьями. У этой нации не было городов как таковых, поэтому
   Атанар представлял собой одно с Илотией гигантское поселение.
   Илоты мостили улицы какой-то липкой пленкой и передвигались по
   этой пленке на толстых косолапых животных, похожих на мамонтят.
   Жители Атанара носили удобную просторную одежду, хотя на ощупь
   - селикон селиконом, питались лишь тем, что родили деревья, и
   любили нежиться в лучах Грака. (До сих пор удивляюсь, почему на
   этих тонкокожих совершенно не действует жара.) В свободное от
   земледелия и орошения почвы время илоты предавались тщательным
   украшением предметов быта. Причем одна и та же ложка или чаш-
   ка могла украшаться терпеливым аборигеном не один десяток лет,
   а потом еще и перейти по наследству, и дети продолжали украше-
   ние, начатое родителями. Туристы-инопланетяне, прилетавшие по-
   лучить экзотическое удовольствие, отдыхая у океана в первобыт-
   ных условиях, валом валили на илотские базары у побережья, чтоб
   скупить орнаментированные предметы. Когда я пытался узнать у
   вылепленных в куртуазной манере существ с удлиненными конечнос-
   тями, отчего орнамент именно таков, они принимались оправды-
   ваться священными пещерами. Пещеры эти - статья особая в исто-
   рии илотов. Ощеревшиеся сталактитами они были изрисованы перла-
   мутровыми орнаментом и фигурами тысячелетней давности. Это был
   предмет илотской гордости и надежной защитой от посягательств
   фидов и тарнуров - вот, мол, раз рисункам по несколько тысяч
   лет, значит и наши предки жили здесь из покон веков. На первый
   взгляд рисунки выглядели настолько типичны для культуры илотов,
   что не приходилось сомневаться в их происхождении, и по мнению
   илотов, свидетельствовало об одном - илоты древнейшая нация, по
   праву населяющая Атанар. Загвоздка заключалась в том, что ило-
   ты не могли привести слетевшимся археологам ни одной ма-
   ло-мальски логичной расшифровки этих творений. Ну, ничего, это
   иногда бывает, скажете вы. У самих землян таких неразгаданных
   письмен хоть отбавляй. Да, но в устных преданиях фидов
   (письменность у них изобрели позже) Атанар описывается как мес-
   тность, где они жили много веков и откуда якобы мигрировали по
   неизвестным причинам. Конечно, мало ли чего можно наболтать,
   когда речь идет о территории с ходовым товаром, но я сердцем
   чуял, что сказания не лгут.
  
   *****
  
   Зловещие своды пещеры были многим лучше духоты снаружи. Мне да-
   же казалось, что здесь очень уютно. И мерцающие неразгаданные
   рисунки навевали легкую не обременяющую грусть. Я все смотрел и
   смотрел на эти изощренные изгибы линий и пытался понять, что
   могло подвигнуть древнего художника на их создание. Осмыслен-
   ность читалась в таинственных плетениях рисунка, но я не мог
   разгадать, не мог услышать, их голос. Я чувствовал, как посте-
   пенно впадаю в транс. Решив исследовать всю пещеру, я взял фо-
   нарь и отправился в глубь подземелья. Не найдя ни одного изоб-
   ражения на стене я собрался вернуться, как вдруг заметил корот-
   кую зажатую в трещине палку, которую я осторожно потянул. Мне
   на ладонь удобно лег кремового цвета предмет в форме сигары. Я
   бережно ощупал его. "Сигара" имела отверстие в остром конце и
   разъединялась, не без помощи моих зубов и минуты усилий, посе-
   редине. "Сигара" была явно рукотворной. Потом наши химики убе-
   дились, что она деревянная и нашли в обеих половинках следы той
   краски, которой выполнены орнаменты. Мы решили, что предмет
   служил своеобразной наливной ручкой. На основании находки сле-
   довало сделать вывод, что нанесение скальных рисунков было для
   древних делом далеко не эпизодическим, поэтому им понадобилось
   удобное и практичное орудие творчества. Так появилась новая
   тайна - происхождение дерева, из которого выточили ручку. В
   Илотии подходящих материалов не оказалось. И тут я почуял - вот
   оно! Стоит "потянуть" за мою находку и выпадет истинная исто-
   рия раздираемого противоречиями Атанара.
  
   *****
  
   - Послушайте, что вы можете рассказать об этом дереве?
  
   Я задал этот вопрос в сотый раз, но либо фиды не хотели гово-
   рить с иностранцем, либо я ужасно коверкал их язык и меня прос-
   то-напросто не понимали. Я в изнеможении и бегал от фида к фи-
   ду в надежде, что у кого-нибудь завалялась в бабушкином сунду-
   ке похожая ручка. К тому времени я успел перелопатить все древ-
   ние книги фидов, но не нашел и намека на деревянную ручку для
   рисования. Музеев у фидов не было, археологов и историков тоже.
   В усталом отчаяньи я брел по улице какого-то пригорода, пы-
   таясь просто получать удовольствие от прогулки по осеннему Фи-
   ду. Иссеня-черные стволы, сочные багровые и алые листья, влаж-
   ный бурый типул, карминовая трава и протискивающиеся сквозь
   свинцовые тучи редкие лучи Грака, отдыхающие на крышах круглых
   домиков - такова осень, которую знали фиды, к которой пытался
   причаститься и я. Я доплелся до околицы. Дальше начинались по-
   хожие на шахматную доску поля - карминовые и черные лоскуты пе-
   ремежали друг друга. На черных распаханных возились мужчины,
   женщины большей частью трудились в садах, благодарно принимая
   дары щедрого типула, на улице резвились крепкие дети и, каза-
   лось, никто не обращает внимание на усталого чужеземца. Я оста-
   новился передохнуть и грустно разглядывал местность, чуть щу-
   рясь от насыщенности красок окружающего мира.
  
   - Эй, эня! - старик сидел во дворе под цветными пологом у дере-
   ва - о! неужели! как я мог проглядеть, пройти мимо! - нежного
   кремового цвета.
  
   - Что и вы не знаете, что это за дерево? - вздохнул я, не рас-
   считывая на положительный ответ.
   - Что тебе нужно, эня? Ты ведь с другой планеты не на прогулку
   по нашей деревне приехал, верно?
   - Точно. Мне нужно вот это, - я вынул из кармана фото нашей на-
   ходки. Старик долго вертел его в жилистых красных руках, хму-
   рился и влага еще обильней стекала по его телу.
  
   - Как ты нашел ропт? Тот, кто владел искусством ропта никому не
   показывал своего оружия.
   - Почему оружия? Мы поняли так, что это обычный предмет для
   росписи.
   - Росписи... - усмехнулся фид и хитро прищурился. - Как ты ду-
   маешь, эня, что вы увидели в пещерах?
   - Ну-у, раз вы так спрашиваете, то теперь даже не знаю. Мы ду-
   мали - ритуальный орнамент и сценки из жизни илотов.
   - О-о - илоты! Нация великих воров.
   - ???
   - Одни воруют типул, другие драгоценности, третьи жизнь, кто-то
   крадет пищу, а илоты умудрились украсть у нас Историю.
   - Быть может, если вы объясните мне смысл рисунков, мы вернем
   вам вашу Историю? За этим мы и прилетели.
  
   Старик внимательно на меня посмотрел и жестом пригласил сесть.
   Мы устроились в тени дома, слепленного из глиняных шаров, ста-
   рик фид прислонился к прохладной стене, загадочно улыбнулся. И
   я услышал удивительное повествование.
  
   *****
  
   "Мы были потомками теплокровных животных, обитавших в океане
   миллионы лет назад. Мы основали государство Фид, чьи прибреж-
   ные воды были нашей колыбелью, а в Атанар пришли сотни веков
   назад ради параски - травы, цветущей мелкими желтыми цветками,
   чей теплый нектар в силах излечить любые болезни. У нас не бы-
   ло письменности, но мы нашли пещеры, где зарисовывали течение
   болезней и способы исцеление параской. Мы назвали это "парас-
   кахзо". Мы полюбили этот типул и решили обосноваться в Атанаре.
   Мы возделывали типул, растили деревья и прокладывали каналы,
   чтоб напоить Атанар. За нектар параски мы выменивали у тарну-
   ров ткани и пряности и не помышляли о том, что наша жизнь изме-
   нится. А потом в соседних землях появились тощие илоты. Они не
   любили нашу природу, наши деревья, параску. Они лишь строили
   дома и мостили соком резинового дерева дороги, под которыми за-
   дыхался типул. И когда им стало тесно, илоты ворвались в Ата-
   нар; они выгнали нас, их животные вытоптали параску, а потом
   илоты захватили священные пещеры. Они сравняли с типулом наши
   примитивные дома и превратили Атанар в застроенную степь. Ило-
   ты выдали изображения в пещерах за основу илотской живописи.
   Единственное, что нарушало складную легенду тощих, это краска.
   Никак не могли они доискаться, чем мы рисовали параскахзо. Со-
   чинили своим потомкам, что, мол, рецепт краски утерян. Пыта-
   лись вызнать его у нас, да только кто владел искусством парас-
   кахзо намертво скрыл свои знания. А теперь, века спустя, лечеб-
   ная трава снова проклюнулась на типуле Атанара, но илоты не
   знают, как с ее помощью победить болезни, которые их душат. И
   пока мы не расшифруем свои письмена, илоты будут дохнуть от но-
   вых и новых болезней. И вот явился ты, эня, и воскресил прош-
   лое. И я спрашиваю, откуда у тебя ропт - наше тайное оружие
   против врагов?
  
   Я рассказал старику кто я и что забыл на Типуле. Старик слушал,
   изредка кивая головой или раскачиваясь всем телом в такт моего
   повествования. Когда я смолк, фид закрыл глаза и, казалось,
   погрузился в сон. Наконец, его ресницы дрогнули.
  
   - Вот что, эня. Мне кажется, вы не хотите зла моему народу да и
   любому другому на Типуле.
  
   Я кивнул.
  
   - Если вы вернете нам Прошлое, мы не будем настаивать на захва-
   те Атанара, я ручаюсь. Пусть илоты живут на этом типуле. Фиды
   более выносливы и живучи, чем тощие, и типула у фидов хватает.
   Но помогите нам доказать, что именно фиды создали мерцающие ри-
   сунки. Это очень важно для моего народа. Ты понял меня, эня? -
   старик прижал ладони к моим и, опустив голову, тихо заплакал.
  
   *****
  
   Мы представили образцы дерева Бул, древесина которого служила
   для изготовления ропта, а сок - краской для параскахзо. Когда
   наша комиссия зачитывала историю происхождения рисунков в при-
   сутствии представителей народов Типула, фиды принялись аплоди-
   ровать нам - стучать костяшками пальцев по запястью. Прави-
   тельства трех государств внимательно изучили заключение, пред-
   ставленное инопланетной комиссией и сумели договориться. Илоты
   не собирались покидать Атанар, но со вздохом признали истори-
   ческое воровство своих предков, и согласились наладить постав-
   ку параски в Фид в обмен на обещание его жителей выделять им
   немного лекарства из этой травы, совсем чуть-чуть. Тарнуры от-
   казались от претензий на Атанар, договорившись с фидами о тор-
   говле нектаром, как в былые времена.
  
   *****
  
   - Так ты, оказывается, самый что ни на есть герой, и это мы
   вас - иноземцев должны восхвалять сегодня ? - усмехается Шо.
   - А ты бы предпочел, чтоб война слизала твой бар и сожрала твою
   семью без остатка?
   - Нет-нет, - поспешно бормочет Шо. - Как говорится, дождливый
   день лучше солнечного года. Жаль только, что вы - инопланетяне
   вмешались в наши дела, не дали самим разобраться.
   - Ну, раз у вас своих мозгов не хватило..., - я успел захме-
   леть и чувствую, что скоро начну говорить гадости и нарвусь на
   скандал, а то и драку. Мордобой в мои планы не входит, поэтому
   я решаю сматываться. За время болтовни дождь сник, и выглянул
   пока не жаркий Грак. Я бурчу благодарность за гостепреимство и
   окликаю Млта. Тот бросаетя к выходу, садится у двери, нетерпе-
   ливо стучит хвостом по полу и царапает стальным когтем панель.
  
   - Постой, эня, не сердись. Прости Щедрого Шо и заходи еще
   как-нибудь!
   - Меня в Атанаре уже не будет.
   - Ну передай там землянам - будут на Типуле, пусть заглянут к
   Шо.
   - Угу, непременно.
  
   Млт от радости наматывает круги вокруг меня, и грак ослепляет,
   отскакивая от металлических мышц собаки. Млт неожиданно бро-
   сается на обочину дороги, что-то берет в пасть, несет мне и ос-
   торожно кладет на протянутую ладонь. Это изумрудная травинка с
   нежным сиреневым цветком и есть параска, чудом выросшая на сво-
   бодном от липкого асфальта пятачке. Вероятно Млта привлек ее
   резкий медовый запах. Я осторожно заворачиваю травинку в кусо-
   чек кожи - местную банкноту - и опускаю в карман рубашки.
  
   Процессия благодарных богу дождя жителей затормозила на площа-
   ди, в недоумении глядя на вылезший Грак, а теперь с новой си-
   лой принимается горланить песню, умоляя Руи вернуться. И нам
   нужно поспешить добраться до границы, пока аборигены не доби-
   лись своего. Бармен не понял - я не улетал на Землю; тарнуры,
   потрясенные происшедшим, пригласили наших разобраться на этот
   раз с их историей. Вот и шагаем мы с Млтом бодро в сторону Тар-
   нура. Резвей, резвей, Млт, успеть бы до дождя, ведь мы остави-
   ли зонтик на Земле и, похоже, еще не скоро попадем домой.
  
                                           _
  

 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"