Идейным вдохновителем для эссе послужила статья 'Проверка экономической теории Маркса'. Статья эта была опубликована 20 декабря, 2019 г. на российской блог-платформе 'Дзен' (в названии 'Дзен' есть что-то буддийское), и она будет интересна любителям анализа теории происхождения человека. Лично я со школьной скамьи (тогда были парты со скамьями) начал размахивать в своём сознании лозунгом, начертанным Дарвиным: 'Человек произошёл от обезьяны!'. Разумеется, в классе я был не один (тогда в классах было по 40 человек и более), и мы, несознательные ученики, с дарвиновским лозунгом в голове, предварительно выставив на перемене сторожа-наблюдателя у дверей, - а вдруг учитель или завуч! - прыгали по партам, ухали, чесали себе бока, гоготали, что-то выкрикивали обезьяноподобными голосами. Девочки смеялись и кричали, что мы дураки. Это нас только подзадоривало, и мы входили в образ обезьян всё больше и больше. Золотые школьные годы. Приятно вспомнить.
И вот, по прошествии энного количества лет я наталкиваюсь на статью. В ней описан опыт учёных, решивших проверить экономическую суть денег на обезьянах. Повторяю, статья называется: 'Проверка экономической теории Маркса'. Предлагаю, мой дорогой читатель, вместе пройти по всем пунктам этой статьи, она не большая, два вордовских листа. Потратьте своё личное время. Зато вы постигните все тайны родства человеческих и обезьяньих душ.
Статья
'Проверка экономической теории Маркса'
***Двoе учёных из Йельского yниверситета (экономист и психолог) решили наyчить обезьян пользоваться дeньгами. И у них это получилось.
Идeю денег, как оказалось, могут усваивать существа с крохотным мoзгом и потребностями, ограничивающимися едой, сном и сексом. Кaпуцины, на которых проводился эксперимент, - считаются зоологами oдними из самых глупых приматов.
"На пеpвый взгляд, и в правду может показаться, что им в жизни больше ничего и не нyжно. Вы можете кормить их конфетами весь день и они буду ухoдить и приходить, уходить и приходить за ними постоянно. Может показаться, что капуцины - ходячие желудки", - говорят учёные.
Американские этологи провели эксперимент по введению 'трудовых' отношений в стае капуцинов: они придумали в вольере 'работу' и 'универсальный эквивалент' - деньги. Работа состояла в том, чтобы дергать рычаг с усилием в 8 килограммов. Это значительное усилие для некрупных обезьян, и настоящий малоприятный труд.
За каждый качок рычага обезьяна стала получать ветку винограда. Как только капуцины усвоили простое правило 'работа = вознаграждение', им тут же ввели промежуточный агент - разноцветные пластмассовые кружочки. Вместо винограда они стали получать жетоны разного 'номинала'. За белый жетон можно было купить у людей одну ветку винограда, за синий - две, за красный - стакан газировки и так далее.
Вскоре обезьянье общество расслоилось. В нём возникли те же самые типы поведения, что и в человеческом сообществе. Появились трудоголики и лодыри, бандиты и накопители. Одна обезьяна умудрилась за 10 минут поднять рычаг 185 раз! Очень денег хотелось заработать.
Кто-то предпочитал работе рэкет и отнимал у других.
Но главное, что отметили экспериментаторы, у обезьян проявились те черты характера, которые ранее не были заметны - жадность, жестокость и ярость в отстаивании своих денег, подозрительность друг к другу.
В продолжение изучения экономического поведения, обезьянам вручили другие 'деньги' в виде серебряных дисков, с отверстием в середине.
Через несколько недель капуцины усвоили, что за эти монетки можно получать пищу. Экспериментатор, который в молодости увлекался марксизмом, не стал проверять, правда ли труд превращает обезьяну в человека. Он просто раздал обезьянам эти монетки и научил использовать их для покупки фруктов. Перед этим выяснили, кто что любит, чтобы установить для каждой из обезьян свою шкалу предпочтений.
Сначала такса была единой - за кислое яблоко и кисть сладкого винограда просили одинаковое количество монет. Естественно, яблоки не пользовались успехом, а запасы винограда таяли. Но картина резко поменялась, когда цена на яблоки вдвое снизилась. После довольно долгого замешательства обезьяны решали практически полностью потратить свои монеты на яблоки. И только изредка позволяли себе полакомиться виноградом.
В один из дней, когда все подопытные животные в общей клетке уже знали, что одни предметы стоят дороже, а другие дешевле, одна из обезьян проникла в отсек, где хранилась коммунальная касса и присвоила все монетки себе, отбиваясь от людей, пытавшихся отобрать у нее металлическую добычу.
Так обезьяны совершили ограбление банка.
Прошло еще несколько дней и... КАПУЦИНЫ ОТКРЫЛИ ДЛЯ СЕБЯ ФЕНОМЕН ПРОСТИТУЦИИ! Молодой самец дал монетку самке. Ученые вначале
подумали, что он влюбился, и сделал своей возлюбленной подарок. Ан нет, девочка капуцин вступила за деньги в половую связь с кавалером, а затем сразу же пошла к окошку, за которым дежурили ученые, и купила у них несколько виноградин.
Все остались довольны: и обезьяны, и учёные. Обезьяны освоили либерально-капиталистические отношения, а ученые защитили докторскую.
(Конец статьи)
Как видите, мой дорогой читатель, учёные и обезьяны достигли консенсуса. Все довольны результатами своего сотрудничества, никто не ущемлён. Это вам не компромисс, где кто-то вынужден жертвовать чем-то в угоду кому-то.
И всё же. Как пристроить учение Маркса к нашим обезьянам?
В принципе, в России каждый человек, пусть туманно, но знает, что когда-то Карл Маркс написал свой большой труд 'Капитал', в котором описал каверзный принцип прибавочной стоимости (накрутки на стоимость товара). В ней, в прибавочной, заложено всё зло капиталистических отношений. Да, кроме прибавочной, в 'Капитале' есть ещё исторический материализм и учение о диктатуре пролетариата. Но, они для наших обезьян никакого значения не имеют. Главное - прибавочная стоимость. Почему? Потому, что в этом понятии, как в скорлупе, заключено другое - деньги. А вот деньги-то, как раз, и сделали из маленьких обезьян капуцинов человека. Я имею в виду, деньги, как посреднический предмет товарообмена, заставили обезьяну мыслить как человек. И сразу появились трудоголики, лодыри, жадные, накопители, бандиты, грабители, рэкетиры и, - прошу заметить, - расцвёл алый бутон древнейшей женской профессии. Словом, деньги - это величайший двигатель всех человеческих отношений и превращений. Да, мой дорогой читатель, без денег человек до сих пор ходил бы с обезьяньими мозгами. И не было бы никакого интернета и Проза.Ру.
Ещё раз приплетём сюда Карла Маркса. Он рассматривал деньги как форму общественного богатства, как сгусток общественного труда. С его подачи, деньги - это особый вид товара, в котором (в современном понимании), в строгой, рыночной пропорции, заключены эквиваленты других товаров. Проще говоря, каждый товар что-то стоит, и это что-то - деньги. И счастье, конечно же, не в количестве денег, а в количестве товаров и услуг, которые можно купить на эти деньги. Без товара нет денег. Без денег нет товара. Вот, такое колесо обозрения.
Я вспомил Шахерезаду, которая читала царю Шахрияру сказки на протяжении тысячи и одной ночи. Наверное, эксперимент учёных из Йельского yниверситета она восприняла бы, как сказку, и непременно сказала бы царю:
'Дошло до меня, о счастливый царь, что обезьяны капуцины, получив из рук джина деньги, стали такими же, как мы, люди, и достигли желаемого. Достигнуть бы и нам!'.
Ну что ж. И нам достигнуть бы всего, что там, за чертой сегодняшнего дня. Лишь бы за этой чертой мирно и безмятежно циркулировал проверенный временем принцип: 'товар - деньги - товар'. Как-то спокойней, чем безденежные отношения на базе талонной системы.