Баккиоки Самюэль : другие произведения.

Размышления о терроризме

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:


   РАЗМЫШЛЕНИЯ О ТЕРРОРИЗМЕ
  
   Отвратительный теракт, совершённый 11 сентября, повлекший за собой разрушение двух величественных башен Всемирного Торгового Центра, смерть более шести тысяч невинных людей и международную экономическую нестабильность, ставит серьёзный вопрос об истоках, природе и целях терроризма. Пытливые умы задумываются над вопросами: "Чего пытались добиться мусульманские террористы? Что их побуждало пожертвовать собственной жизнью ради того, чтобы поразить финансовый центр США и убить так много невинных? Были ли эти люди психически ненормальными, одержимыми сатанинскими силами? Или они были высоко интеллектуальными исламскими фундаменталистами, полностью преданными тому, чтобы продвигать вперёд дело ислама?"
  
   Вопрос об идеологических корнях мусульманских террористов главным образом игнорируется средствами массовой информации. В центре внимания находится деятельность террористических организаций. Преобладает мнение, что эти организации состоят из религиозных фанатиков, которые "неправильно трактуют религиозные тексты и находят свои аргументы для оправдания священной войны против каких-либо людей или стран, содействующих тому, что направлено против ислама" (USA, Today, 11.09.01, c. 15A). Следовательно, многие верят, что для устранения угрозы терактов против США необходимо поймать и наказать Бен Ладена и подобных лидеров-фанатиков из других стран.
  
   Это популярное мнение ошибочно, так как исламские террористы не искажали Коран. Напротив, как мы увидим далее, они верно поняли учение Корана об истреблении антиисламских лиц и наций. Они принимают Коран всерьёз и готовы отдать свою жизнь, подчиняясь его директивам. Это значит, что война против терроризма не может быть выиграна путём только лишь поражения отдельных террористических организаций, поскольку повсюду в исламском мире существуют люди, поддерживающие священную войну (джихад), особенно против США.
  
   Повсюду имеются мусульманские экстремисты, принимающие за чистую монету учение Корана о притеснении всех противящихся исламу. Они известны под названием "мусульманские фундаменталисты". Значит, проблема исламского терроризма не может быть разрешена без удаления в первую очередь её корня, выявив аморальность, бесстыдство, бессмысленность и жестокость этого учения об истреблении неверных.
  
   НЕОБХОДИМО УЧИТЫВАТЬ РЕЛИГИОЗНЫЕ УБЕЖДЕНИЯ
  
   Мы не должны недооценивать важность глубоких религиозных убеждений, побуждающих мусульманских террористов к действиям. История учит, что религиозные фанатики совершили много неописуемых избиений невинных людей. Вскоре мы обратимся к некоторым примерам. Мы увидим, что недавний акт исламского терроризма не слишком отличается от подобных деяний, совершённых крестоносцами против мусульман, евреев и сторонников реформации.
  
   Мусульманские фундаменталисты готовы отдать свою жизнь во имя "священной войны" (таково их убеждение) против основного врага ислама, США, ведь им за это гарантирован доступ в рай. Почему они ненавидят Америку более других стран, несмотря на щедрость США ко всем мусульманским странам, включая Афганистан? Последние получили миллионы долларов финансовой помощи, и получают с самолётов продукты, даже во время бомбёжек. Ответ следует искать в их отношении к Америке как к первейшему врагу ислама, особенно по той причине, что она открыто поддерживает Израиль.
  
   Поимка и уничтожение отдельных террористов вряд ли обезопаст Америку. Поскольку ряды будут немедленно пополнены тысячами мусульман, готовыми к самопожертвованию по той же причине.
  
   Не следует упускать из виду другой факт: война против терроризма очень отличается от войны в обычных полевых условиях. Нет ясных "горячих точек", которые можно поразить с помощью передового оружия. Американское превосходство в области технологии полезно, но не решающе в деле искоренения терроризма. Ведь его лидеры понимают основы современных военных действий, а именно - простоту, секретность и неожиданность. Они наносят удары изумительно неожиданным образом. Никто не мог себе представить, что они используют пассажирские самолёты как смертельное оружие для поражения финансового и военного центров США.
  
   НЕОБХОДИМО РАЗОБЛАЧАТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ НЕТЕРПИМОСТЬ
  
   Для разрешения проблемы терроризма, сковавщей Америку парализующим страхом, помимо убытков на миллиарды долларов международному сообществу, жизненно важно понимать, что подобные бессмысленные, безнравственные акции терроризма питаются за счет религиозной нетерпимости. Она возникает не только из-за фанатизма, но также из-за страстного рвения защитить истину, свящанного с жёсткими религиозными убеждениями в необходимости искоренить "неверных" или "еретиков".
  
   В случае с мусульманскими террористами вдохновение к их разрушительному поведению проиcтекает из ошибочно пылкого усердия следовать учению Корана об уничтожении неверных. Следовательно, для решения проблемы мусульманского терроризма мы обязаны включить в программы школ и институтов по всему миру курсы, направленные на вскрытие безнравственности подобных учений, которые призывают к притеснению и истреблению людей, практикующих другую религию. Такие учения присутствуют не только в исламе, но также, как мы увидим, и в христианских церквях.
  
   Стратегия выявления безнравственности религиозной нетерпимости, может быть не совсем корректна политически, потому что может изолировать умеренных мусульман, проживающих в США и за океаном. Во избежагие подобных отрицательных реакций важно не путать учение ислама об истреблении "неверных" с людьми, исповедующими ислам, которые могут не понимать и/или не принимать такие учения. Такой же принцип применим к любой религии. Например, несправедливо обвинять католиков в доктринах их церкви по поводу притеснения еретиков, т. к. большинство католиков сегодня не обращают внимания и/или отвергают такие доктрины.
  
   Американские политики, включая президента Буша, введены в заблуждение. Они верят, что ислам - в основном терпимая и мирная религия. Теракты 11 сентября были якобы совершены психически неуравновешенными фанатиками, неправильно истолковавшими вероучение ислама. Эта точка зрения полностью ошибочна. Но для защиты такого "благопристойного" взгляда на ислам американские политики заручаются поддержкой умеренных мусульманских лидеров, придерживающихся западных демократических воззрений.
  
   Однако, умеренные мусульмане вряд ли верно представляют вероучение ислама, сторонниками которого по-прежнему являются миллионы набожных мусульман. Умеренных мусульман можно уподобить либеральным христианам, которые непопулярные ныне положения в Библии считают временными и культурно обусловленными.
  
   Примером такого библейского положения является запрет женщине исполнять руководящие роли в священстве (по Ветхому Завету) и роли пресвитеров и пасторов (по Новому Завету). Либеральные христиане отвергают это положение как обусловленное культурными особенностями тогдашнего общества, а поэтому считают его неприменимым к нашему времени. Если бы политики обратились к либеральным христианам с просьбой объяснить журналистам, как христианство не придерживается взгляда на отстранение женщин от руководящих позиций а в церкви и от служения в роли пасторов, то такие христиане неправильно бы представили христианство в целом. Ведь евангельские христиане считают библейскую доктрину о ролевых различиях мужчин и женщин неизменной во все времена и справедливой для любых культур.
  
   ЧАСТЬ 1. ТЕРРОРИЗМ В ИСТОРИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ
  
   Будучи по образованию и профессии историком церкви, я бы хотел поразмышлять о мусульманском терроризме, во-первых, с исторической, а во-вторых, с эсхатологической позиции. Исторически нынешние мусульманские террористические акты можно проследить до их истоков, обращаясь к основоположнику ислама, самому Мухаммеду. Изучение жизни Мухаммеда указывает, как он был исполнен решимости истребить идолопоклонников, евреев и христиан, которых он обобщал под понятием "неверные".
  
   В 627 г. с армией из 305 его рьяных последователей, Мухаммед покорил несколько еврейских и христианских племен, руководил и лично наблюдал за избиением 600 евреев, совершённым в течение одного дня. В 630 г. Мухаммед триумфально вошёл в Мекку, разрушив 360 идолов Каабы и зверски убив многих идолопоклонников. Под конец жизни Мухаммед крепко уверовал в истребление неверных (т. е. идолопоклонников, христиан и евреев, не принявших ислам). В числе его последних изречений было и такое: "Господи, уничтожь евреев и христиан! Пусть его гнев возгорится против тех, которые превратили могилы своих пророков в места поклонения! Пусть не останется никакой другой веры, кроме ислама!" (Филипп Скафф, История христианской церкви, том 4, стр. 166).
  
   Корни мусульманского религиозного фанатизма следует искать в учении самого Мухаммеда: "Меч - ключ от рая и ада; в капле крови, пролитой за дело Аллаха, в ночи, проведённой в боевой готовности, больше пользы, чем в двух месяцах поста или молитвы; грехи павшего в битве прощаются, и в день суда его руки будут поддерживать ангелы и херувимы." (Там же, стр. 171).
  
   Понятие смерти за дело ислама как самого надёжного способа попасть на небеса побуждает набожных мусульман жертвовать собственной жизнью в борьбе против тех, которые представляются врагами ислама. Это учение особенно привлекательно для миллионов мусульман, прозябающих в нищете. Самопожертвование во имя победы ислама становится для них верным путём положить конец их нынешнему прозябанию в надежде немедленно попасть в райское блаженство.
  
   Боевой клич Калифа, преемника Мухаммеда, был таков: "Перед вами - рай, позади вас - ад и смерть." Столь сильный религиозный фанатизм инспирировался священной книгой ислама Кораном, которая ясно учит уничтожать противящихся исламу. Например, в Суре 9:5 записано: "Сражайтесь с язычниками и умерщвляйте их [т. е. тех, кто ни принял ислам] везде, где вы только находите их; используйте любые военные хитрости, поджидайте их, окружайте их и хватайте."
  
   В соответствии с Кораном противящиеся исламу "должны быть преданы смерти или распяты, или им надо отрезать руки и ноги с противоположных сторон..." (Сура 5:51). Мусульмане научены не сообщаться с евреями или христианами: "Верующие, не берите себе в друзья ни евреев, ни христиан. Они дружат друг с другом. Те, кто ищет дружбы с ними, становится таким же, как они. Аллах не руководит теми, кто поступает неправильно." (Сура 5:51).
  
   На протяжении столетий набожные мусульмане следовали доктринам Корана, методично ликвидируя присутствие язычников, евреев и христиан на покорённых ими территориях. Тем, кто пытается оспорить этот исторический факт, достаточно, например, только взглянуть на карту Северной Африки. В течение первых шести веков Северная Африка была населена преимущественно процветающими христианскими общинами, породившими таких выдающихся христианских лидеров, как Тертуллиан, Киприан и Августин. Но, начиная с мусульманских завоеваний VII в., христианство стало методично вытесняться. Сейчас в мусульманских северно-африканских странах, таких, как Ливия, Тунис, Алжир и Марокко, христиане фактически исчезли. В этих странах мусульманам удалось искоренить христианство и другие религии.
  
   Мусульманская политика ликвидации представителей соперничающих религий, прослеживаемая на протяжении долгих веков истории, позволяет понять недавний акт терроризма. В случае с Соединёнными Штатами целью исламских экстремистов не являлось истребление христиан и евреев. Они прекрасно сознают неосуществимость подобной задачи. В конце концов, в США мусульмане составляют лишь немногочисленную группу.
  
   Скорее, они стремились наказать Америку за её не внушающую доверие антиисламскую политику, нанося удар по благополучию американцев. Эти действия должны были вынудить Америку "платить больше, а развлекаться меньше" под бременем миллиардов долларов расходов на борьбу с терроризмом внутри страны и за рубежом. Другая цель - причинить страдания американцам, вселив в них постоянный страх неожиданных атак. Заставляя американцев нервничать, и, следовательно, подрывая их традиционное чувство безопасности, многие набожные мусульмане верят в крупную победу в деле ислама. Они думают, что показывают миру, как их Бог, Аллах, предоставил им возможность унизить самую могущественную нацию, США. Для них это означает триумф ислама над христианством.
  
   МОНОТЕИЗМ И РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ
  
   Почему ислам является столь нетерпимой религией, стимулирующей притеснение всех остальных религий? Подобно христианству, ислам учит о существовании лишь одного истинного Бога, которым для мусульман является Аллах. Монотеистические религии склонны быть более нетерпимыми, так как верят, что их Бог - единственно подлинный Бог и их религия - единственно истинная религия, имеющая право на существование. В некоторой степени эту точку зрения разделяет Движение за американские религиозные права, пытающееся навязать свои взгляды всей нации.
  
   Политеистические религии древнего Рима не испытывали никаких затруднений с принятием других богов и другие религии настолько, насколько это не нарушало социальный и политический порядок. В римском пантеоне даже имелась пустая ниша, оставленная для неизвестных богов. Изначально иудаизм был religio lecita (законной религией) и оставался таковым до тех пор, пока иудеи подчинялись римским властям. Он стал religio illecita (незаконной религией), когда иудеи начали восставать против римского правления из-за возродившихся мессианских ожиданий.
  
   То же самое справедливо в отношении христанства. Римские императоры терпимо относились к христианам до тех пор, пока не стали считать их угрозой общественно-политическому строю и стабильности империи. Они преследовали христиан, когда усматривали в христианском учении и образе жизни угрозу социальной и политической стабильности империи, особенно когда христиане отказывались поклоняться императору как Dominus et Deus (Господу и Богу).
  
   Печальная реальность такова, что после обретения религиозной свободы в 313 г. после рождества Христова благодаря известному миланскому эдикту, изданному императорами Константином и Лициниусом, христианская церковь стала такой же нетерпимой по отношению к языческим религиям и христианским "еретическим" учениям, какими были до этого римские власти по отношению к христианам. Например, император Теодосиус 1 в 380 и 381 гг. издал указ, запрещавший язычество, и превратил христианство в привилегированную религию римской империи. Постепенно и методично фанатичные христианские лидеры разрушали языческие храмы, школы и устраняли религиозную практику. Христианские лидеры превратились в надменных гонителей язычества, подобно римским властям по отношению к христианству.
  
   Важно помнить, что христиане в прошлом совершили такие же зверства против мусульман и христианских раскольников, какие мусульманские фундаменталисты совершают сегодня. "Христиан", виновных в этих жестокостях, называли не "террористами", а "крестоносцами", так как на своих одеяниях они носили кресты. Но крестоносцы в большинстве случаев являлись обыкновенными преступниками, находящими удовольствие в безжалостной резне невинных людей.
  
   В течение более двух столетий, начиная с 1095 г., папы, императоры, короли и лидеры церкви призывали христиан участвовать в вооружённых походах на Иерусалим под стягом креста. Цель этих крестовых походов не намного отличалась от целей нынешних мусульманских фанатиков. Признание этого факта может помочь нам поместить мусульманский терроризм в более широкую перспективу религиозной нетерпимости.
  
   Крестоносцев называли "солдатами Иисуса Христа", уполномоченными папой истребить неверных мусульман и возвратить святые места Иерусалима. За такие кровавые подвиги крестоносцам было обещано отпущение прошлых грехов и гарантировался доступ в рай. Аббат Жибер, летописец первых крестовых походов, заявлял, что Бог изобрёл крестовые походы "как новый путь для мирян получить искупление за грехи и удостоиться спасения". Очевидно, "священные войны", проводимые крестоносцами в прошлом, мало чем отличаются от джихада, разжигаемого исламскими эктремистами в наши дни.
  
   КРЕСТОВЫЕ ПОХОДЫ ПРОТИВ РЕФОРМАЦИИ
  
   Крестовые походы против неверных мусульман были только прелюдией к позднейшим крестовым походам против альбигойцев, вальденцев, гугенотов и др. Могущественный папа Иннокентий III организовал четыре крестовых похода против альбигойцев (христиан-реформаторов, проживавших в Южной Франции). Папа пообещал "со всей уверенностью... небесное царство" всем тем, кто примет участие в избиении альбигойцев.
  
   Чтение отчётов о резне, учинённой над невинными христианами, осмелившимися отвергнуть диктат развращённого папства, вызывало у меня большее отвращение, чем слушание репортажей об атаках мусульман против Всемирного Торгового Центра и Пентагона. Всё же атаки исламских террористов продолжались лишь несколько минут и, по сравнению с тысячами тысяч, убитых крестоносцами и инквизицией, причинили вред намного меньшему числу людей. Крестовые походы против сторонников движения реформации продолжались в течение долгих веков, и истребили сотни тысяч приверженных Библии христиан.
  
   Например, Безиер, город в Северной Франции, где проживало значительное число альбигойцев, в 1209 г. был атакован армией под командованием папского легата, Арнольда де Сито. Здесь произошла массовая резня. "Необузданная солдатня точно выполняла приказ легата: "Убивайте всех подряд. Господь потом разберётся". Не щадили ни детей, ни женщин, ни стариков. Стены церкви не остановили нападавших, и только в одной лишь церкви Св. Магдалины были преданы смерти семь тысяч человек. Почти двадцать тысяч пали от меча в тот день. На основании доклада папских легатов Мило и Арнольда, "чудное божественное возмездие неистовствовало против этого города... Наши [солдаты] не щадили никого, не взирая на пол и состояние. Весь город был покорён, и было великое кровопролитие." (Шафф, т. 5, стр. 511).
  
   Анналы христианской истории изобилуют "славными" описаниями погромов и избиений невинных христиан, осмелившихся поклоняться Богу по велению своей совести, не подчинившихся указаниям отступнических лидеров церкви. Задумайтесь, например, над избиением, учинённым над христианами-кальвинистами, называемых гугенотами, проживавшими во Франции. В ночь с 23 на 24 августа 1572 г. произошла кровавая резня, унёсшая жизни, по разным оценкам, от десяти до ста тысяч человек в Париже и окрестных городах.
  
   Другой пример: массовое убийство невинных вальденцев в Пьемонтской долине в 1655 г. Преступление вальденцев состояло в переводе Библии, раздаче её текстов, призыве к людям жить благочестивой жизнью в соответствии с учением Слова Божьего. Ужас этого избиения потряс тогдашний протестантский мир и вдохновил Милтона к написанию сонета:
  
   "Отомсти, о Господи, за убийство Твоих святых, чьи кости
   Разбросаны на холодных альпийских горах,
   Вступись за тех, кто хранил в чистоте Твою древнюю истину,
   Тогда как наши отцы церкви поклонялись власти и орудиям пыток".
  
   Примеры "священных войн", ведшихся в прошлом христианскими лидерами против мусульман и своих собратьев-христиан, помогают нам взглянуть на религиозный фанатизм мусульманских террористов с исторической точки зрения. Они напоминают нам о том, что христиане в прошлом были ослеплены такой же ненавистью и религиозным фанатизмом, какие проявляют мусульманские террористы сегодня. Подобно некоторым мусульманским эктремистам наших дней, христиане в прошлом совершили ужасные зверства, непостижимые для современных христиан.
  
   УРОКИ ИСТОРИИ
  
   Урок истории ясен. Для устранения опасности религиозного терроризма настоятельно необходимо искоренить из вероучений ислама, католицизма, протестантизма и других религий доктрины, поощряющие религиозную нетерпимость и борьбу, направленную на уничтожение людей, верующих иначе. Эта задача может казаться невыполнимой. Но если мы хотим решить проблему корней религиозного терроризма, за неё нужно взяться. Эта задача влечёт за собой не только принесение извинений за грехи праотцов. Необходимо также отвергнуть тексты и учения, способствующие разжиганию враждебности, ненависти и ведут к уничтожению инакомыслящих.
  
   Уместным примером будет недавнее извинение, принесённое Иоанном Павлом II за зверства, которые можно справедливо назвать "террористическими актами", совершёнными римо-католической церковью на протяжении веков против евреев, мусульман, греко-католиков и протестантов вначале во время крестовых походов, а затем в период инквизиции. Следует засвидетельствовать почтение папе римскому за мужество, требующееся для принесения извинений за эти зверства. Но одного лишь признания вины недостаточно. Папе нужно набраться смелости публично отречься от католических доктрин, содержащихся в бесчисленных официальных документах церкви, которые оправдывают истребление "еретиков".
  
   Например, Форма Аквинский, по праву считающийся наиболее влиятельным католическим теологом, ясно утверждает в своей "Summa Theologica", что еретиков нельзя терпеть, их нужно уничтожать. Он писал: "По поводу еретиков нужно сделать два замечания: первое - насчёт их самих, а второе - касательно церкви. С их стороны имеется грех, на основании чего они заслуживают не только отделения от церкви путём отлучения, но также отделения от мира путём смерти. Ведь извращение веры, оживотворяющей душу, - намного более серьёзное дело, чем подделка денег, поддерживающих нашу временную жизнь. Поскольку светские власти немедленно обрекают на смерть фальшивомонетчиков и других преступников, тем более так следует поступать с еретиками. Как только до их сознания довели ересь, их нужно не только отлучить от церкви, но и предать смерти" (Вопрос 11, Статья 3).
  
   Основополагающая католическая доктрина о том, что если "еретики" не отказываются от своих убеждений, то их нужно не только отлучить от церкви, но и уничтожить, прослеживается во многочисленных документах инквизиции. История инквизиции является, пожалуй, наиболее отвратительной страницей христианской истории. Церковные лидеры выступали в роли вершителей судеб и во имя религии обрекали на жесточайшие мучения бесчисленные жертвы, произнося над ними смертный приговор, обычно приводившийся в исполнение государством.
  
   Трудно поверить в то, что церковные лидеры, которые должны были бы нести людям Христову любовь и сострадание, вместо этого проявляли жестокосердие, подвергая безжалостным наказаниям безобидных людей, чья единственная вина состояла в следовании велению совести, а не распоряжениям отступнической церкви.
  
   Жестокосердие, с которым церковные иерархи притесняли инакомыслящих (иноверцев), можно увидеть в некоторых картинах и скульптурах того времени. Наглядным примером является скульптурная группа из церкви Иисуса в Риме, церкви, в которой зародилась инквизиция. Мне хорошо знакома эта церковь. В течение пяти лет я был студентом понтификского Григорианского университета, являющегося ведущим иезуитским университетом, основанным Игнатием Лойолой. Церковь Иисуса расположена наподалёку от Григорианского университета, и, как церковь, так и университет, посвящены их основателю, Игнатию. На фасаде церкви Иисуса, над главным входом в нише помещена статуя Игнатия Лойолы в полный рост. Статуя основателя церкви изображает, как Игнатий наступает на горло "еретика" и душит его до смерти. Внутри церкви рядом с алтарём Св. Игнатия располагается похожая скульптурная группа. Она изображает женщину, символизирующую католическую церковь, чьи ноги попирают Лютера и Гуса. Скульптурная группа представляет "миссию Иисуса" притеснять протестантизм.
  
   Если папа римский и католическая церковь действительно сожалеют о жестокостях (терактах), совершённых ими в прошлом во имя Христа, они обязаны убрать эти постыдные монументы, живое свидетельство их религиозной нетерпимости. Самое меньшее, что они могли бы сделать - это прикрепить рядом табличку с опровержением примерно такого содержания: "Этот монумент стоит как печальное напоминание о грехе религиозной нетерпимости, совершённой католической церковью. Мы просим Бога и христиан простить нам наши былые грехи. Пусть наше ужасное прошлое послужит всем нам добрым уроком, уча проявлять терпимость и уважение к верующим всех религий". Опровержение такого характера показало бы, что католическая церковь чистосердечно осуждает, порицает и отрекается от своей былой религиозной нетерпимости.
  
   ПРОТЕСТАНТСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ НЕТЕРПИМОСТЬ
  
   Предшествующее обсуждение может произвести впечатление, что религиозная нетерпимость - главным образом мусульманская и католическая проблема. Но это вряд ли так. Протестанты, как лютеранской, так и кальвинистской традиции, были в равной степени повинны в религиозной нетерпимости. Они верили в свой долг перед Богом и перед собой подавлять и наказывать как ереси, так и гражданские преступления. Лютеранские реформаторы преследовали католиков, конфискуя церковное имущество, препятствуя их богослужениям, а нередко и изгоняя их.
  
   Кальвин в отличие от других реформаторов являет собой отталкивающий пример религиозной нетерпимости. Роль Кальвина в судебном процессе, когда он осудил и обрек на смертную казнь Серветуса, блестящего учёного своего времени, являвшегося по своим религиозным убеждениям унитарием, наложила позорное пятно на репутацию Кальвина. Однажды ночью в Женеве, когда переодетый Серветус направлялся в Италию для занятий медициной, он был задержан местной полицией. Поскольку Серветус отказался отречься от унитарианского взгляда на Бога и принять триипостаснический взгляд, он был сожжён на костре в Чемпеле 27 октября 1553 г. Чтобы в красках разыграть смертоносный огонь и дым ада, костёр был составлен из сырых дров и серы. Кальвин нёс преимущественную ответственность за эту смерть, т. к. председательствовал на суде. Огонь, разожжённый жестокостью этой казни, продолжает гореть и бросать огненные искры религиозной нетерпимости Кальвина. Мне трудно поверить, как такой человек, как Кальвин, мечтавший превратить Женеву в убежище притесняемых верующих, мог быть настолько нетерпим по отношению к знаменитому учёному, открывшему лёгочное кровообращение, подвергнув его жесточайшей смертной казни.
  
   НЕОБХОДИМО ИЗГНАТЬ РЕЛИГИОЗНУЮ НЕТЕРПИМОСТЬ
  
   Выше упомянутые примеры жестокостей, совершённых мусульманами, католиками и протестантами, вдохновляемыми страстью защищать истину в ошибочных формах, выдвигают на первый план необходимость начать разработку международной образовательной программы, призванной разоблачить безнравственность и позорность всех форм религиозной нетерпимости.
  
   После шести тысяч лет кровопролития, нередко вызванного религиозной нетерпимостью, настало время для мусульман, евреев, католиков, протестантов и представителей других религий публично извиниться за зверства, совершённые в прошлом против невинных жертв во имя собственной религии. Настало время отвергнуть как безнравственные, постыдные и прискорбные все догматы и тексты, побуждающие притеснять и истреблять тех, кто верит и живёт не так, как мы.
  
   Настало время помочь представителям каждой нации понять, что мы все являемся членами одной семьи, человеческой семьи - семьи, состоящей из разных рас, культур и религий. Любую религию, которая учит угнетать и истреблять представителей другой религии, следует осудить за то, чем она является - религией, основанной на слепом фанатизме, предрассудках, нарушающих основные права человека свободно поклоняться Богу в соответствии с велением собственной совести.
  
   Христиане должны подать пример, провозглашая и на деле демонстрируя свою любовь к Богу как к Отцу и к людям как к братьям и сёстрам. Чтобы нашим словам доверяли, мы должны показать миру, что мы принимаем мусульман, евреев, буддистов, индуистов и представителей других религий как детей одного и того же Отца, Бога, и все они одинаково ценны в Его глазах.
  
   Основать всемирную программу обучения, призванную нанести удар по корням терроризма путём выявления безнравственности религиозной нетерпимости, а также содействовать и поддерживать права всех людей исповедовать свою собственную религию - это грозный вызов. Всё же, этот вызов нужно принять, если проблема религиозного терроризма когда-нибудь должна быть решена. Это вызов, требующий повсеместного посвящения людей доброй воли. Хотелось бы, чтобы из сорока миллиардов долларов, за которые Конгресс США недавно проголосовал выделить на борьбу с терроризмом, какая-то сумма пошла на образовательные нужды всемирной человеческой семьи с тем, чтобы люди узнали о корнях и об опасности религиозной нетерпимости.
  
   Часть 2. ТЕРРОРИЗМ В ЭСХАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
  
   В течение последних нескольких недель многие люди обращались ко мне с просьбой прокомментировать пророческое значение терактов 11 сентября 2001 г. Некоторые задаются вопросом о том, могло ли это событие явиться исполнением конкретного пророчества о конце времени. Попытка связать трагедию 11 сентября с определённым библейским пророчеством отражает многовековое стремление христиан найти в событиях своего времени исполнение знамений последнего времени.
  
   Прежде, чем начать комментировать пророческое значение недавних событий в США, важно обратить внимание на цель пророчеств о последнем времени. Они даны для указания на приближение конца, при этом избегая чёткого датирования его конкретного времени. Используя аналогию, мы можем сравнить пророчества о конце времени с дорожными знаками, на которых указан номер или название шоссе, но не с верстовыми столбами точно отмечающими расстояние до ближайшего города.
  
   Когда я веду автомобиль из Чикаго в Детройт, мне надо держаться шоссе 94. Всякий раз, когда появляется дорожный знак "шоссе 94", я получаю подтверждение того, что нахожусь на правильном пути. Подобным образом частое появление знамений конца времени на протяжении истории служило цели укрепить христиан в уверенности в том, что они движутся по правильному пути к "городу, которого художник и строитель Бог" (Евр 11:10).
  
   Знамения конца времени дают верующим уверенность не только в их шествии по правильной дороге к Царствию Небесному, но также и в их приближении к конечному пункту. Понятие "приближегия", однако, никогда не определяется в смысле месяцев или лет, поскольку знамения в Библии подобны дорожным указателям названия или номера шоссе, а не верстовым столбам.
  
   Верующий, который наблюдает появление знамений последнего времени, постоянно укрепляется в уверенности о том, что он всё больше и больше приближается к концу своего путешествия, хотя он никак не может измерить точное расстояние до Конца. Это расстояние (то есть сколько конкретно времени остаётся) - тайна, которую Бог оставил для Себя (Марк 13:32). Знамения последнего времени дают возможность испытывать чувство определённости, стопроцентной достоверности, уверенности в том, что мы успешно движемся в правильном направлении, и наше путешествие подходит к концу, к моменту встречи с Господом.
  
   ОПОЗНАВАНИЕ ЗНАМЕНИЙ КОНЦА ВРЕМЕНИ СЕГОДНЯ
  
   Тот факт, что пророческие знамения конца времени имеют общую, родовую природу и что мы можем находить определённую степень их исполнения в любой эпохе, не означает, что неправильно искать их исполнения в событиях нашего времени, в таких, как недавний теракт. Правомерность осовременивания пророчеств о конце времени может быть найдена в Новом Завете.
  
   Апостол Павел, например, видел такие знамения в провозглашении Евангелия миру (Рим 15:19-24) и в том, что отступление и беззаконие "уже в действии" (2 Фесс 2:3, 7; 2 Тим 3:1-5), отмечая, что "время уже коротко". "Ночь прошла, а день приблизился" (1 Кор 7:29, 31; Рим 13:12).
  
   Апостол Пётр говорил об "огненном искушении", грядущем на христианскую церковь (1 Пет 4:12), предположительно, указывающем на преследование императором Нероном - знак того, что "близок всему конец" (1 Пет 4:7).
  
   Апостол Иоанн в своё время наблюдал появление антихристов, т. е. ложных учителей, отрицавших мессианство и воплощение (1 Иоан 2:18) Христа как знамение "последнего времени" (1 Иоан 2:18). Он недвусмысленно приходил к такому выводу, когда писал: "И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время" (1 Иоан 2:18).
  
   Апостол Иаков считал знамением последнего времени социальную несправедливость, испытываемую работниками, которым их алчные начальники задерживали выплату или вообще не платили зарплату (Иак 5:1-9). Он убеждал христиан быть терпеливыми, ведь "пришествие Господне приближается. ...Вот, Судия стоит у дверей" (Иак 5:8,9).
  
   На протяжении столетий христиане, подобно Павлу, Петру, Иоанну и Иакову, усматривали в определённых событиях того времени предвестники скорого Возвращения Христа. Например, Лютер в 1530 г. усиленно трудился, торопясь закончить перевод Библии на немецкий язык, т. к. боялся, что Христос может прийти до того, как он завершит свой труд. "Из Слова Божия совершенно ясно видно, - писал он, - что нам нечего больше ожидать каких-то временных вещей. Всё уже исполнилось: римская империя пала, турецкая империя достигла апогея; пышное великолепие папства подошло к закату и весь мир разваливается на куски так, будто он сокрушён и полностью разрушен."
  
   То, что в прошлом христиане видели исполнение пророческих знамений конца времени в определённых значительных событиях своего времени, наводит на мысль, что нельзя вывести жёсткое правило, объясняющее, какое именно конкретное знамение исполнилось в определённый момент времени или в различные исторические периоды. Событие, которое Павел считал знамением времени, могло не произвести впечатление на Иоанна или позднее Лютера, или на меня или на вас.
  
   ИНТЕНСИФИКАЦИЯ ЗНАМЕНИЙ КОНЦА ВРЕМЕНИ
  
   Признавать исполнение знамений конца времени на протяжении христианской истории - не означает отрицать их интенсификацию накануне Пришествия Христа. Святое Писание учит, что противостояние между силами Божьими и силами сатаны будет нарастать по мере приближения ко Второму Пришествию. Отступничество, беззаконие, терроризм и бунт будут усиливаться; страдания и притеснения достигнут своего апогея во время "великой скорби"; Евангелие будет проповедано по всему миру для всех народов.
  
   Интенсификация знамений последнего времени была предсказана Христом: "Всё же это - начало болезней" {в оригинале "родовых мук"} (Матф 24:8; Марк 13:8). Выражение "всё же это - начало" требует в качестве условия наличия впереди всё больших и больших несчастий. Придет такая "великпя скорбь", что, по словам Христос "если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни"(Матф 24:22; см. Марк 13:20).
  
   Пророческое предупреждение Христа об усилении бедствий накануне Конца этого мира подтверждается пророческими книгами Ветхого и Нового Заветов. Например, Даниил писал, что в конце мира "наступит время тяжкое, какого не бывало с тех пор, как существуют люди, до сего времени" (Дан 12:1; см. Дан 8:23-24). Подобным образом в Апокалипсисе нарастание бедствий драматически изображается в семи видениях. Видение о четырёх всадниках, каждый из которых появляется в момент снятия с первой по четвёртую печать, описывает беды и их последствия с нарастанием интенсивности.
  
   Увеличение и усиление военной борьбы накануне Пришествия Христа изображено также в Откровении и связано с шестой язвой. Речь идёт о приготовлении к последней эсхатологической битве, известной под названием битва "Армагеддон" (Откр 16:14-16). "Бесовские духи" представлены выходящими "к царям земли всей вселенной, чтобы собрать их на брань в оный великий день Бога Вседержителя." (Откр 16:14).
  
   Генри Б. Суит комментировал: "Встречаются времена, когда народы охватывает страсть к войне, которую историки не могут точно объяснить. Это такие времена, которые предвидит Пророк, но они не похожи на другие, и когда весь мир будет втянут в войну" (Г.Б. Суит. Апокалипсис Св. Иоанна (Лондон, 1951), стр. 208). Приготовления к этой всемирной войне будут иметь место как раз накануне Пришествия Христа, о чем ясно написано в стихе: "Се, иду как тать!" (Откр 16:15).
  
   Данное предсказание окончательного всемирного военного конфликта накануне Конца может быть прослежено, начиная от пророков Ветхого Завета. Иоиль предвещает наступление великого и весьма страшного дня Господня (Иоиль 2:11), когда Бог соберёт все народы в долине Иосафата и произведёт суд над ними (Иоиль 3:2). Подобное описание заключительного конфликта, включающего собирание народов на борьбу против Израиля, мы находим в книгах пророков Захарии 14:1-5 и Иезекииля 38, 39. В кульминационный момент глобального конфликта вмешивается Бог и производит суд над нечестивыми народами мира.
  
   Этнический и географический аспекты данных ветхозаветных пророчеств преобразованы Иоанном в Откровении, исходя из с христоцентричной перспективы. Проще говоря, предсказание израильскими пророками завершающего конфликта народов, которых Господь уничтожит во время Своего Пришествия и установит Своё мессианское Царство, в Апокалипсисе Иоанна описано как всемирный конфликт (Армагеддон), которому Пришествие "царя царей и Господа Господствующих" положит конец. В момент Пришествия Господь уничтожит всех, кто делал зло (Откр 19:14-21) и торжественно ознаменует "новое небо и новую землю" (Откр 21:1).
  
   МУСУЛЬМАНСКИЙ ТЕРРОРИЗМ И АРМАГЕДДОН
  
   Во свете пророческого сценария глобального конфликта конца времени (Армагеддона), сопровождающего славное пришествие Христа, возникает вопрос: "Является ли деятельность мусульманских террористов на протяжении последних нескольких лет и достигшая апогея во время отвратительного теракта 11 сентября прелюдией к пророческому всемирному окончательному конфликту, известному под названием Армагеддон?"
  
   Категорически ответить невозможно, так как будущее сокрыто от нас. Мы можем лишь сказать, что акты мусульманского терроризма, свидетелями которых мы являлись в течение последних нескольких лет, могут легко втянуть многие страны во всемирный конфликт. Возможно, это и является конечной целью Бен Ладена. Эта возможность признаётся проницательными социальными аналитиками.
  
   Мой друг, проф. Джэррод Уильямсон, преподающий в Калифорнии, прислал мне реалистичный очерк Тамина Ансари, выдающегося афгано-американского писателя. В своём очерке Ансари оспаривает перспективу перерастания конфликта между США и мусульманскими террористами во всемирный (между исламом и западом). Если бы такое произошло, то пророческая битва Армагеддон должна была бы иметь место намного раньше, чем ожидается.
  
   Ансари пишет: "Мы заигрываем с мировой войной между исламом и западом. А это и есть план Бен Ладена, именно этого он и хочет. Для этого он всё и затеял. Почитайте его речи и заявления. Там всё есть. Он действительно верит в победу ислама над западом. Выглядит смехотворно, но он считает, что если сможет поделить мир на противоположные лагеря - ислам и запад, то получит миллиарды солдат. Если запад ввергнет мусульманские страны в погибель, то этим миллиардам людей нечего терять; с точки зрения Бен Ладена, это даже лучше. Он, вероятнее всего, неправ, и в конце концов запад победит, что бы это ни значило. Но война будет длиться годами и погибнут миллионы, и не только из их народов, но и из наших. Кто может это вынести? Бен Ладен может. Кто-нибудь ещё?"
  
   Утешает то, что нам не придётся быть свидетелями уничтожения миллионов жизней, ведь Святое Писание говорит, что последнее слово скажет Бог. Он не позволит Бен Ладену, мусульманским или западным странам втянуть человечество в продолжительный всемирный военный конфликт, который истребил бы население планеты. Христос заверил нас, что "ради избранных сократятся те дни"(Матф 24:22).
  
   Недавние беспрецедентные и неописуемые акты терроризма являются точным исполнением нарастания зла и беззакония в последнее время. Иисус предсказывал, что "по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь" (Матф 24:12).
  
   Но, веруя в Слово Божие, нам нечего впадать в отчаяние, так как пророческое слово Христа заверяет нас: "Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше" (Лук 21:28).
  
   ПРИЗЫВ К ПОКАЯНИЮ
  
   Непосредственное значение трагедии 11 сентября заключается в том, что она оказала отрезвляющий эффект на человеческие умы. Пробирающие до мозга костей сцены горящих в огне и обрушивающихся, как карточные домики, башен Всемирного Торгового Центра, бросили вызов многим самодовольным, эгоцентричным, привыкшим полагаться лишь на себя американцам. Они вынуждены были признать свою ограниченность, конечность и беспомощность, и взыскать Бога. После 11 сентября Бог внезапно появился повсюду - вездесущий, как американский флаг.
  
   Такое впечатление, что после сентябрьского теракта атеисты испарились. Повсюду в США только и слышны разговоры о Боге и об Америке. Посещаемость церквей и синагог в одночасье подскочила вдвое. Политические и семейные баталии стихли. Я читал доклад о том, как в Бостоне в течение недели после трагедии 11400 семейных пар отозвали свои заявления на развод и решили продолжать совместную жизнь. Мне кажется, в Америке появилось новое единство целей, возродившееся благодаря неописуемой трагедии. Неоднократно нам доводилось быть очевидцами того, как лидеры нации молятся, поют гимны, такие, как "Боже, благослови Америку", присягают на верность и просят других людей присоединиться к ним.
  
   Эти положительные сдвиги наводят на мысль, что трагедия 11 сентября сыграла роль призыва к пробуждению, столь необходимого сейчас. Она побудила людей пересмотреть свою жизнь, смирить сердца и покаяться в грехах. Однако, трагедии Бог использует не только для призыва людей к покаянию, но и для провозглашения Своего окончательного суда, связанного в Ветхом Завете с Днём Господним и в Новом Завете со Вторым Пришествием Христа. Например, пророк Иоиль усматривал в бедственной засухе и огне, уничтоживших урожай, знамение того, что "день Господень близок; как опустошение от Всемогущего придет он" (Иоиль 1:15).
  
   С пророческой точки зрения трагедии, подобные сентябрьской, служат предзнаменованием грядущего окончательного суда. Христос подчёркивал эту мысль, когда пояснял, что восемнадцать человек, погибших под развалинами башни Силоамской, не были худшими из грешников в Иерусалиме (Лук 13:4). Однако, трагедия должна послужить важным уроком: "если не покаетесь, все так же погибнете" (Лук 13:5).
  
   Внезапное обрушение в огне импозантных башен ВТЦ, во многих отношениях является реалистичной и драматичной прелюдией к "огню поядающему", который возгорится в момент Пришествия Христа. Мы читаем, что "воспламененные небеса разрушатся и разгоревшиеся стихии растают" (2 Пет 3:12). Во свете того факта, что всё, видимое нами сейчас, будет уничтожено, подобно башням ВТЦ, нам необходимо прислушаться к увещеванию апостола Петра: "Если так всё это разрушится, то какими должно быть в святой жизни и благочестии вам, ожидающим и желающим пришествия дня Божия?" (2 Пет 3:11-12).
  
   Самюэль Баккиоки, доктор богословия, профессор теологии и истории церкви
  
  
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"