"Одиночество - чувство, по силе равное любви".
Постимпрессионистическая пьеса в одном акте. Авторский жанр.
Действующие лица:
Александре, приятный во всех отношениях мужчина, посетитель кафе
Мадам Эва, барменша, она же владелица кафе
Бродяга, подвыпивший мужчина, посетитель кафе
ЭКРАН C КАРТИНОЙ ВАН ГОГА "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин".
Играет шестой альбом Элен Ролле "À force de solitude"...
НАЗВАНИЕ и НАЧАЛЬНЫЕ ТИТРЫ
Название и начальные титры к телеспектаклю "Чёрная дыра" появляются и исчезают на фоне картины Ван Гога. После титров камера фокусируется на глазах сидящей женщины в кафе "Тамбурин". Крупный план. Музыка притихает, но продолжается...
Смена плана:
Кафе. Полумрак. Пустые столики зелёного цвета. В левой части помещения рядом с входной дверью - барменша водит тряпкой по стойке. Справа на стене висит картина Ван Гога "Ночное кафе в Арле". В ней преобладают оттенки жёлтого, в контрасте с красной охрой, которая усилена противоположным ей зелёным. В дальнем правом углу кто-то сидит - он выглядит как бродяга - спит или устало положил голову на стол. В центре помещения висит ещё одна картина Ван Гога. Это "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин". Её доминирующий цвет - желто-зелёный. Часы бьют "пять". Открывается дверь. Входит новый посетитель.
АЛЕКСАНДРЕ: Добрый вечер, мадам Эва!
Хозяйка кафе слегка улыбаясь смотрит на нового посетителя...
МАДАМ ЭВА: Час аперитива, месье Александре. Вы, как всегда, один!.. Говорят, "всякий, кто любит одиночество, либо - дикий зверь, либо - Господь Бог".
АЛЕКСАНДРЕ: Я просто люблю хороший абсент и именно - в одиночестве.
Александре садится за столик в центре помещения. На стене над его головой - картина "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин". Устроившись за столиком, Александре осматривается...
Смена плана:
ГЛАЗАМИ АЛЕКСАНДРЕ:
Кафе кажется пустым. Взор медленно переходит от стойки бара к столикам и стенам: бутылки абсента, вермута, мартини, стаканы с абсентными ложечками с перфорированными узорами и кубиками сахара на них, пустые зелёные столики, бледно-жёлтого цвета стены, картина "Ночное кафе в Арле" на одной из них... В том же дальнем правом углу Александре замечает другого посетителя похожего с первого взгляда на бродягу - старая куртка цвета опавших листьев и изрядно отросшие волосы, закрывающие половину лица... К нему только что подошла мадам Эва.
МАДАМ ЭВА: Абсент с лимоном?
Голос хозяйки кафе звучит немного фамильярно. Она обращается к Бродяге. Его голова приподнимается - болезненно-жёлтые тона лица, зелёного столика и смежных тонов "Ван Гога" на стене органично сливаются... Бродяга молча кивает головой. Мадам Эва возвращается к стойке бара. Александре провожает её взглядом, который пробегает в обратной последовательности: Бродяга и "Ночное кафе в Арле", пустые столики, стаканы с абсентными ложечками, бутылки вермута, мартини, абсента... Мадам Эва выглядывает из-за бутылки с водой рядом с двумя кусочками сахара, через которые сейчас нальёт воды в бокалы.
РАЗДАЁТСЯ МУЖСКОЙ ГОЛОС ЗА КАДРОМ: Вам нравится картина?
Смена плана:
Александре поворачивает головой в разные стороны - ищет того, кто задал вопрос, видит единственного посетителя кафе.
АЛЕКСАНДРЕ: Какая?
БРОДЯГА: Ван Гог написал её оригинал в 1887 году, живя в Париже.
Бродяга старается говорить громко, чтобы Александре мог расслышать его на большом расстоянии, отделяющим столики.
БРОДЯГА: Это портрет шлюхи, бывшей натурщицы-итальянки.
Александре смотрит на картину, висящую над его столиком... Бродяга делает мадам Эве знаки с просьбой принести заказ.
БРОДЯГА: Художник назвал картину "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин". Нравится?..
Александре сдержанно улыбается...
БРОДЯГА: Заметьте, динамика длинных извилистых мазков и цвета наполняют картину личной жизнью шлюхи - одиночеством. Выражение её глаз - это сила одиночества.
Смена плана:
Появляется Мадам Эва - она приносит Александре бокал с абсентом и уходит...
АЛЕКСАНДРЕ: Мерси...
Он провожает её взглядом...
АЛЕКСАНДРЕ: Пожалуй, в картине много повествовательности.
...Александре отводит взгляд и внимательно смотрит на картину.
Смена плана:
АЛЕКСАНДРЕ: На заднем плане я вижу неясные японские гравюры. Зато - в глазах женщины зияет настоящая "чёрная дыра". В ней есть преломление пространства и времени.
Смена плана:
Бродяга кажется удивлённым ответом собеседника...
БРОДЯГА: Чёрная дыра?
Лицо Бродяги застывает с выражением странности, непонятности и неожиданности...
Смена плана:
Появляется Мадам Эва - она приносит Бродяге бокал с абсентом. Ставит на стол и уходит... Бродяга поднимает бокал,.. отпивает,.. встаёт из-за стола и подходит
к столику Александре, над которым висит "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин".
БРОДЯГА: Именно в кафе "Тамбурин" Ван Гог устроил выставку картин. Вскоре он вынужден был снять их со стен, погрузить в тележку и увезти. Посетители кафе его так и не поняли. Осознавая, что изображение одинокой фигуры "Сидящей женщины" не решает поставленной задачи изображения одиночества, Ван Гог, спустя год, переехал в небольшой городок и написал одну из своих самых удачных картин - знаменитое "Ночное кафе в Арле".
Бродяга поворачивает голову в сторону своего столика и всматривается...
Смена плана:
Камера показывает средним планом картину Ван Гога "Ночное кафе в Арле"...
Смена плана:
Бродяга по-прежнему смотрит на картину... Александре - наблюдает за Бродягой...
БРОДЯГА: В ней мне нравятся все краски, кроме жёлтой. Она шокирует цветом. Вернее - цветами... В ней преобладают оттенки жёлтого, в контрасте с красной охрой, которая была усилена противоположным ей зелёным. Одинокая фигура хозяина кафе в белой куртке на картине выглядит лимонно-жёлтой. Бутылки, стаканы, пепельницы с окурками, неубранная посуда на столах, очерченных почти чёрными контурами.... На первый взгляд ночное кафе кажется пустым, и только часы на стене отсчитывают время, которое незримо утекает, как жизнь тех, кто снова и снова приходит сюда "один".
Александре поднимает бокал и делает первый глоток из принесённого мадам Эвой бокала с абсентом.
АЛЕКСАНДРЕ: Вы - художник или?..
БРОДЯГА: Физик твёрдого тела.
Бродяга отворачивается от картины и смотрит на Александре.
БРОДЯГА: Для передачи впечатления одиночества в "Ночное кафе в Арле" Ван Гогу потребовалось отвести взгляд зрителя в сторону. И тогда, в совокупности с некоторыми правилами композиции возникло то, о чём мы с вами говорим - состояние погружённости в одиночество. Вам знакомо одиночество?..
Бродяга делает жест, позволяющий расценить его как просьбу к Александре составить компанию за общим столом... Александре приглашает взглядом за свой столик. Присев, Бродяга достаёт из внутреннего кармана фотографию. Александре следит за движениями собеседника.
АЛЕКСАНДРЕ: Фотография?..
БРОДЯГА: Вы упоминули "чёрную дыру", и я подумал... Как много существует способов описать область в пространстве-времени, притяжение которой настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света?!
АЛЕКСАНДРЕ: Вы рассуждаете как настоящий физик.
БРОДЯГА: Тогда представьте себя абстрактным наблюдателем, приближающимся к чёрной дыре. Что же вы будете видеть?..
Александре пожимает плечами...
БРОДЯГА: Всё, кроме самого главного! Вы - не увидите черной дыры.
Бродяга отпивает из бокала...
БРОДЯГА: Её гравитация настолько велика, что даже свет не может покинуть её гравитационное поле.
Бродяга с просьбой в глазах смотрит на Александре...
БРОДЯГА: Я хотел бы показать вам фотографию.
Бродяга неуверенно протягивает фотографию... Александре берёт её и рассматривает... Бродяга в ожидании наблюдает за собеседником...
БРОДЯГА: Это Моника. Моё щемящее чувство к этой чернокожей пианистке, - он показывает пальцем на фотографию, - сжималось до тех пор, пока с какого-то момента я не стал испытывать трудности покинуть мысли о ней. Я, наверно, и сейчас погружаюсь в них всё больше и больше, глубже и глубже, быстрее и быстрее, и, может быть, даже продолжаю подавать сигналы бедствия моему другу - полицейскому Роже, сделавшему эту фотографию... Но ему ничего не останется делать, как отмечать в своих полицейских протоколах, что сигналы приходят все реже и реже. Для него - я буду лететь все медленнее и медленнее, пока сигналы не прекратятся наконец.
Бродяга делает большой глоток из стакана.
БРОДЯГА: "Из чёрной дыры не возвращаются" - возможно подумали вы?.. Как бы не так!..
Бродяга смотрит на Александре...
БРОДЯГА: Из решения Шварцшильда следует, что на определенном расстоянии от чёрной дыры, пространство и время меняются местами. В действительности я летел бы с той же скоростью и сигналы посылал бы так же равномерно как и прежде... Но следующие сигналы, возможно, получит уже только сын Роже, и он заметит, что приятель папы всё ещё движется. Вот только...
Бродяга поднимает голову и смотрит на "Сидящую женщину в кафе "Тамбурин"...
Смена плана:
Крупным планом картина "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин". Фокус камеры на глазах женщины.
ГОЛОС БРОДЯГИ ЗА КАДРОМ: Моника к тому времени превратится в прошлое, а настоящее время - в замкнутый круг.
Смена плана:
Александре и Бродяга сидят вместе за столиком. Александре снова и внимательно рассматривает фотографию. Бродяга смотрит на него...
БРОДЯГА: Второй справа у рояля - это я. Не узнаете?.. Значит - к лучшему. Где только не пыталась найти меня полиция. Искали в Англии,.. у залива Акаба, на Аравийском полуострове между Йеменом и Хиджазом. А я в это время сидел с моим приятелем -полицейским в черном квартале Пото-Пото на террасе кафе "Пианино папы Кло". Мы познакомились с ним в Конго, и он стал моим неофициальным гидом в Браззавиле.
Александре смотрит на фотографию... Бродяга вытягивается над столом и указывает пальцем на фотографии.
|
БРОДЯГА: Вот здесь - стоял Роже с фотоаппаратом. Не обращайте внимания - в кафе все полураздетые... Кроме Роже, но он - полицейский! Все остальные пьют и
танцуют.
АЛЕКСАНДРЕ: Девушка топлес за роялем - это Моника?
БРОДЯГА: И не то, чтобы в Браззавиле живут дикари, - бродяга небрежно взбалтывает содержимое стакана, - просто у папы Кло - особенности бизнеса. Что ещё нужно людям - рояль, музыка и немного дождя?! А всё остальное - можно купить у папы Кло.
Смена плана:
Крупным планом - Бродяга. Он - выпивает.
БРОДЯГА: В тот день после того как мы выпили, Роже кивнул на чёрную пианистку топлес и сказал мне: - Обрати внимание на ее лицо. Африканская маска!.. По ней не прочитаешь ни одной мысли! Чёрный цвет поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает. Как чёрная дыра!.. - Африка!.. Африка! - подумал тогда я. - Я и сам знаю, что такое "Африка". Ещё до отъезда я говорил Верке: "Представь себя другой, не такой какая ты есть, представь себя африканской блядью - чёрные глаза, полные губы, тяжёлые груди, быстро выскакивающие из лифчика, и прямые длинные ноги". Но нет... Верка любила завтракать на кухне в белых трусиках и ласкать свои маленькие неразвитые сиськи - она так и не захотела стать африканской блядью... - Хочешь поразвлекаться с ней? - спросил меня в тот день Роже. - С этой блядью? - я показал ему на пианистку у рояля.
Бродяга наклоняется вперёд и долго смотрит через столик на фотографию в руках Александре. Александре - тоже рассматривает фотографию...
БРОДЯГА: Она не блядь, - замотал тогда головой Роже. И я подумал: "Он обиделся". - У моего народа блядями бывают мужчины, а женщина - это "Человек с пи*дой" - сказал Роже.
Бродяга цокает языком, когда произносит последнее слово... Заметив недоумение на лице Александре, обьясняет...
БРОДЯГА: Роже цокал языком по-южноафрикански - он был бушмен родом из пустыни Калахари. У этих бушменов есть несколько букв, которые не звучат как обычные буквы. Их звуки произносятся одновременно с языковым прицокиванием. Вот так...
Бродяга разжимает губы и демонстративно цокает языком несколько раз.
БРОДЯГА: Человек с пи*дой...
Александре пытается повторить цокание...
БРОДЯГА: У бушменов до трети слов содержат щелкающие звуки. Все, что имеют бушмены, им дал их прародитель - кузнечик-богомол Цагн. Он научил их петь песни, исполнять танцы, а главное - наделил воинов "цветущим корнем", который даёт преимущество над всеми мужчинами мира.
Бродяга демонстрирует согнутую в локте правую руку...
БРОДЯГА: "Цветущий корень" бушменов никогда не вянет и всегда готов делать новых воинов и охотников. Поэтому мужчину бушмены называют "Человек с цветущим корнем", а женщину - "Человек с пи*дой".
Бродяга опять цокает языком перед последним слогом.
БРОДЯГА: Роже тогда сказал мне: "Человек с пи*дой" - это с большой буквы!.. - Удивил!.. - съязвил я ему в ответ. - Я и сам видел матку огулявшейся свиньи! - Зря ты так! - погрозил мне пальцем Роже и взглянул так, как будто я - не друг чёрной Африки, а какой-нибудь Фрэнк Карлуччи и имею прямое отношение к пыткам Манделлы и убийству Патриса Лумумбы. - Просто после войны, - сказал он, - многие живут на средства, не превышающие доллара в день. А килограмм картошки стоит четыре!
Бродяга отхлебывает из бокала... Александре - тоже...
БРОДЯГА: А я не ожидал такой влажности от полицейского! Да ещё не где-нибудь, а в песках бескрайней Сахары! Ладно, не парься, - сказал я ему. - Тебя же не сертификат о её прививках спрашивают. С кем мне тут провести ночь? С пианисткой, что ли?... Надо хотя бы в гостиницу позвонить - забронировать номер с душем. - Может быть, предложим ей втроём? - неуверенно спросил меня тогда Роже. - С иностранцем она согласится, а со своим - ещё как сказать! - Как хочешь... - ответил ему я. - Жди, - сказал Роже и, поправив полицейскую форму, встал из-за стола и подошёл к роялю. Там он перебросился несколькими фразами с пианисткой, и она молча кивнула ему в сторону хозяина кафе. Ещё пять минут Роже торговался с Папой Кло, потом позвонил по телефону и, наконец, радостный вернулся. - Договорился с Папой и отелем у океана. Я отвезу вас, а у меня завтра - дежурство. Надо ещё выспаться! Пойдём!.. Я вас познакомлю, - сказал он и потянул меня за рукав с такой силой, как будто боялся моего отказа. Когда мы подошли к роялю, Роже и попросил нас сфотографироваться... Вот так я познакомился с Моникой!
Бродяга забирает из рук Александре фотографию и кладёт себе в нагрудный карман.
БРОДЯГА: Пока Роже возился с фотографией, Моника продолжала играть. На её лице сохранялась непроницаемая маска.
Бродяга делает глоток из бокала.
БРОДЯГА: Роже отвёз нас в своей машине. В полной темноте мы подъехали к двухэтажному зданию с облупленными стенами, поднялись на второй этаж. Огарок свечи освещал входную дверь - из её ниши, как привидения, появились двое чёрных. После непродолжительного диалога с ними на этом цокающем языке, Роже пояснил мне, что мест нет - всё уже продано. - Так мы же забронировали? - спросил я. - Это - чёрная Африка,.. приятель! - ответил Роже. - Поехали в другой отель! Пока мы препирались с Роже в машине, Моника смотрела в окно... А за окном - полная темнота. - Сама где живёшь? - спросил её Роже. - Около рынка "Пото-Пото". - Одна? - Угу.. - Поехали?! - Моника тогда пожала плечами. А я заметил - маска на её лице нисколько не изменилась! Моника, как "чёрная дыра", оставалась закрытой не то, чтобы изнутри, но даже с поверхности.
Бродяга снова отхлебывает из бокала.
БРОДЯГА: Самая глупая телевизионная передача - это там, где надо угадать слово по буквам. Она - приковывает внимание миллионов. Почему?... Человек - любопытен! У него есть чувство симметрии - он хочет знать отгадку всем загадкам. Тоже самое и я!.. Всю ночь с Моникой я старался отгадать загадку "бушменской женщины". Почему бушмены называют женщину "Человек с пи*дой"? Почему с большой буквы"?
Бродяга - набирает в рот абсент, полощет, глотает и продолжает уже с философской значимостью.
БРОДЯГА: Возможно, "Человек с пи*дой" (он - цокает языком) кажется вам телесностью особого толка и выражается в индивидуализации пространства через место. Возможно,.. вы скажете, он вписывает в пространство высоту, ширину, интервалы, глубину и делает его обитаемым для другого человека. Но я ещё раньше замечал - желание смещает объект любви. Помните, в самом начале разговора вы указали на смещение пространства и времени в глазах одинокой женщины в кафе "Тамбурин"?
Смена плана:
Александре смотрит на картину. В кадре оба собеседника и картина "Сидящая женщина в кафе "Тамбурин".
АЛЕКСАНДРЕ: Смещение с силой одиночества?..
БРОДЯГА: Самый отчетливый образ такого смещения - это барашек в ящике из "Маленького принца" Сент-Экзюпери. Помните?.. Маленький принц оказался удовлетворенным только тогда, когда герой-повествователь нарисовал ему вместо барашка просто ящик.
АЛЕКСАНДРЕ: И одержимый этим образом Маленький Принц принял его как знак всех своих желаний?.. Тогда о вашем объекте можно сказать ещё определённее - "пустое место, оставленное смыслом"!
БРОДЯГА: Место, которое может быть занято чем угодно! По сути, мы желаем самого процесса подмены... Но спрашивается, подмены "Чего"?
Бродяга отпивает...
БРОДЯГА: Мы говорим "Бог", подразумеваем "Всё" или неизвестно "Что"... Мы говорим "Пи*да" - подразумеваем "Любовь" или опять - неизвестно "Что"... Но с большой буквы! Потому, что ни разу не испытывали "Это"! Зато испытывали чувство, которое вызывает желание подмены "Этого". И самое главное, мы желаем подмены мира, в котором каждый - один! А, собственно, что ещё мог создать Бог по образу своему и подобию?
Бродяга, подняв над собой бокал, пытается допить последние капли абсента...
АЛЕКСАНДРЕ: Возможно... Мы научились заселять пустоту фантомами, а любовь к Богу - подменять неизвестно чем. А все дальнейшие отношения возникают из любопытства...
БРОДЯГА: И я так думал! Но вся магия любви к Нему состоит в том, что вы никогда не узнаете о взаимности... Вы будете бесконечно надеяться... А сигналы надежды будут приходить все реже и реже. Они будут лететь всё медленнее и медленнее...
СМЕНА ПЛАНА:
Крупным планом - Бродяга. Он с тоской заглядывает в пустой стакан.
БРОДЯГА: Впрочем... Что может быть дальше от меня, чем проблемы прекрасного юноши, которым я был, перед тем как оказаться в Африке. Кем я был?.. Принц! Вернулся из Дании, прервал курс учебы в Виттенбергском университете, так как умер отец. И вдруг оказывается, что он не помер, а убит. И не кем-нибудь, а дядей!.. Мать - предательски спит с убийцей в одной постели. Родные - отварачиваются, невеста - сходит с ума и не может решить - любить ей своего принца или тоже предать... Тень отца говорит осиротевшему сыну: "Отомсти за меня, но будь осторожен - полиция". Но принц хочет решить эту проблему по-старому - он же родился и вырос среди шпаны и бился как все - кастетами по лицу. О, как ему захотелось взять в руки меч мести!.. Тем более, следствие так никогда и не узнает кто убил, не выяснит - почему дядя дергался и потел на допросах в полиции, и никого не спросит, почему не лаял в ночь убийства бедный Йорик...
СМЕНА ПЛАНА:
Бродяга поднимается из-за стола, берёт пустой стакан и направляется к стойке мадам Эвы - её нет на месте, он молча наливает себе сам и возвращается за столик.
Смена плана:
Крупным планом - Бродяга.
БРОДЯГА: Когда уже не стало возможности и смысла оставаться в стране и мучить себя вопросом быть или не быть - я уехал, - продолжил он. - Сначала в Англию... Потом - три года непонятной жизни "по доверенности от имени цыгана" на Аравийском полуострове сделали меня одиноким диким зверем. Я остался без документов, без родных, без имени и собственного прошлого. Отсутствие действия вокруг меня сделало мир настолько большим, что теперь он стал даже слишком велик, чтобы повредить. И после всего этого - прикосновение к Человеку с пи*дой... в Пото-Пото.
Бродяга делает большой глоток из нового бокала.
БРОДЯГА: Прикосновение переозначило меня - оно изменило форму пространства и времени, в котором я до сих пор жил. Я стал видимым для других, то есть - "понятым". Моника - изменила реальность, потому что она стала ей. Но...
Бродяга отпивает.
БРОДЯГА: Пространство оказалось искривлённым. Потому, что Моника была бушменкой, а я был самим собой.
Смена плана:
Средний план. Оба собеседника выпивают.
АЛЕКСАНДРЕ: Вы сказали "была"? Она умерла?
БРОДЯГА: Как вам сказать?.. Я прожил с Моникой несколько лет и кое-что узнал о ней, и её народе, и, в том числе, как они воспринимают смерть. При захоронениях в могилы бушмены кладут половинки страусиных яиц, выкрашенных изнутри черной краской, а извне - красной охрой. Я сделал то же самое!
Александре непонимающе смотрит на Бродягу...
БРОДЯГА: Уехав в Европу купить себе новый паспорт, я покрасил одну половинку в чёрный цвет и, не вернувшись в Конго, другую половинку - в цвет крови, которой теперь обливается моё сердце.
Бродяга поднимает бокал на уровень глаз, смотрит через него на Александре и задаёт неожиданный вопрос.
БРОДЯГА: Вы когда-нибудь пробовали мескалин?
АЛЕКСАНДРЕ: Наркотик?
Смена плана:
Крупным планом бродяга.
БРОДЯГА: Мескалин лучше исследован, и является как бы стандартом, с которым сравниваются другие психоделики. Оказавшись в Европе и купив необходимый для свободного перемещения новый паспорт, со мной произошли изменения в восприятии реальности - интенсификация в цветовом восприятии. Все окружающее ослепило меня как бы промытыми дождем яркими цветами. Только... Посмотрите! - Бродяга приподнял над столом стакан и продолжил, - на вашем зелёном столике есть царапина - черная линия. Это не грязь,.. это - только содранная краска. Она напоминает о зелёном цвете стола... Вот также и Моника! В её предчувствиях была царапина, напоминающая, что когда-нибудь я не вернусь. Она могла предчувствовать любые события своим телом - это свойство бушменов. Она рассказывала мне: "Мы чувствуем лицом черные полосы на лице антилопы. Эти черные полосы, начинаясь с середины лба, спускаются вниз до конца носа. Нам чудится, будто черные полосы - на наших лицах. Мы чувствуем глазами черные пятнышки в глазах антилопы". Уже в первую ночь я увидел мистическое состояние превращения бушменской женщины в меня. Это было её постоянное ощущение меня в себе. Она предчувствовала не только, что я хочу, но и то что со мной происходит, где бы я не находился...
Бродяга закрывает глаза... Через несколько мгновений резко их открывает.
Но также она жила со мной, ограничиваясь предчувствием смятения, в котором кончится всё. Понимаете,.. она была женщиной бушменов. Наступление событий бушмены чувствуют собственным телом. Нечто вроде постукивания в теле оказывается для них сообщением. Его буквы - в их собственном теле физически значимы, как если стучать морзе по лбу.
Бродяга нервозно стучит себя пальцем по лбу...
БРОДЯГА: Понимающему такое постукивание поведает какой дорогой нельзя идти, какой стрелой нельзя стрелять. Оно предупредит о повозке с людьми, едущей к дому. Бушмен издалека почувствует приближение близкого человека или знакомого животного, которого другие ещё не могут ни слышать, ни видеть. Бушмен может предвидеть приближение знаками на своем теле. Только Моника никогда не былa склонна насиловать ситуацию или изменять её. Предвидение для неё было преодолением тишины, в которой, может быть, Бог хранит знания о будущем. Впрочем,.. может быть, будущее - это обычная смерть, принесённая в жертву чьей-то жизни.
Бродяга задумчиво смотрит на мутный абсент...
Смена плана:
Крупным планом Александре.
АЛЕКСАНДРЕ: Наверное, нужно быть Богом, чтобы умереть и остаться жить. Только в вашем случае я никак не могу понять, кто из вас двоих кому и кого принёс в
жертву?
Смена плана:
Средним планом.
БРОДЯГА: По-ни-ма-е-те?!
Бродяга растягивает слоги в слове и начинает раскачиваться на стуле, придерживаясь за бутылку.
БРОДЯГА: Жи-вот-ное, на ко-то-ро-е охо-тит-ся буш-мен, и он сам - это о-собый случай, по-сколь-ку буш-мен пре-вра-ща-ет-ся в собствен-ную жертву, и ему реально потребуется плоть и кровь. Бушмен сам становится будущей жертвой! Он ощущает себя жи-вым зверем. Его тело становится телом анти-лопы... Ко-то-рая ещё движется и даже не смотрит на него!.. Он предчувствует то, что произойдёт, и чувство уже не может отделиться от него самого.
АЛЕКСАНДРЕ: Но вы же не умерли как антилопа?
Александре пытается отрезвить логичным вопросом заметно опьяневшего собеседника...
АЛЕКСАНДРЕ: Вы - живёте и пьёте абсент, - кивает на бокал.
БРОДЯГА: Я?! Я - по-прежнему изгоняю предчувствие Моники, - поясняет Бродяга. - Но... если старательно пойти по пути всех моих приключений. Даже со скоростью света!.. Суть которых сведётся к тому что, в общем-то, все умрут... Можно никуда не ходить!.. Моё превращение в Монику поглотило меня целиком. Я всегда буду "чувствовать лицом черные полосы на лице антилопы".
Бродяга выпил.
БРОДЯГА: И такие чудо превращения может совершить каждый! Необходимо только знать технологию производства. Предчувствие - основной элемент
превращений.
Бродяга сжимает веки.
БРОДЯГА: Люди, - продолжает он с закрытыми глазами, - испытывающие любовь, чувствуют друг друга, мать чувствует происходящее с ребёнком далеко от дома; верующие в Бога чувствуют Его присутствие, наркоман под действием мескалина расширяет сознание и видит недоступное. Но и то, и другое, и третье - психоделика.
АЛЕКСАНДРЕ: А зачем же вы употребляете мескалин?
БРОДЯГА: Мескалин ведет к нарушениям восприятия собственного тела. Пространство - искривляется. Тело исчезает или утрачивает границы в пространстве. В это время оно - его не чувствует.
АЛЕКСАНДРЕ: Но вы же сказали о Монике как бы в прошедшем времени - "была". В её могилу вы положили разного цвета половинки страусиных яиц?!
БРОДЯГА: Чёрного и красного... Красная охра - воспримается бушменами как кровь мифического первочеловека, из тела которого создано все живое, а цвет смерти - чёрный - поглощает все цвета вокруг и никогда их не выпускает.
АЛЕКСАНДРЕ: Может быть, потому и "цветущий" корень не вянет никогда. Потому, что бушмен постоянно чувствует в себе на теле присутствие любимого человека?
Смена плана:
Крупным планом Бродяга.
БРОДЯГА: О да-а-а! (он кажется уже совсем пьяным), - вы, ува-жа-е-мый месье, оказались очень близки к тайне бушменов. Она делает их способными практически к бесконечному сексу. Сегодня в Южной Африке мужчинам бушменов платят по сто долларов. А секрет - их сосредоточенность на постоянстве отношений между непостоянными величинами. Бушмены чувствуют все изменения, происходящие с партнёрами - их желания, мысли, чувства - всё это идёт через физическую боль
постукивания в теле. Как откровение ближнего или самооткровение, достигаемого физической болью сопереживания! А когда кто-нибудь из бушменов действительно умирает, то если не действительность, то иллюзию продолжения действия способны придать молчаливая темнота захоронения и громкая тишина кровавой боли потери. Смерть не освобождает от ближнего молчанием. Это те же звуки, которые бушмены слышат в теле. Только молчание соединяет их с тем, что породило всё живое на свете - с одиночеством кузнечика Цагна. Его молчание либо подчеркивает, либо перечеркивает, либо замалчивает всё сказанное...
Бродяга из последних сил подносит к губам бокал и допивает остатки абсента.
БРОДЯГА: А теперь,.. помните ваш вопрос "кто из нас, кому и кого принёс в жертву"? Так вот, бушмены-охотники осуществляют превращения, чтобы лучше понять тех, в кого превращаются. Научившись превращаться, они уже никогда не смогут отделаться от самих себя. Точно также как нельзя избавиться от притяжения "чёрной дыры".
Смена плана:
Средним планом.
Бродяга поднимает вверх руку и не глядя тычет пальцем в картину...
БРОДЯГА: Но притяжение настолько велико, что покинуть её не могут даже объекты, движущиеся со скоростью света. Каждая новая попытка будет инцестом с самим собой. В этом заключается искусство превращения бушменов. Его суть - переход друг в друга. Чудо предчувствия! Ха-ха-ха.. Предчувствия! Чудо!... Ха-ха-ха-ха-ха.
Бродяга хохочет...
БРОДЯГА: Предчувствуя, превращайтесь!.. Превра-ха-ха-ха-щайтесь пред-ха-ха-ха-чувствуя!
Бродяга падает со стула. Александре испуганно вскакивает и пытается поднять его с пола... Бродяга - слишком пьян, чтобы стоять на ногах. Александре зовёт хозяйку кафе.
АЛЕКСАНДРЕ: Мадам Эва!
ГОЛОС МАДАМ ЭВЫ ЗА КАДРОМ: Боже!.. Опять напился!
В кадре появляется мадам Эва. Она хватает Бродягу за ноги и тащит к стойке бара.
МАДАМ ЭВА: Сколько же можно! Вчера, сегодня, каждый день, всю жизнь...
АЛЕКСАНДРЕ: И давно вы его знаете, мадам Эва?
МАДАМ ЭВА: Его-то?.. Как же не знать, месье Александре! Это - мой родной брат.
АЛЕКСАНДРЕ: Брат?..
МАДАМ ЭВА: Странно, что вы только сегодня познакомились, - удивилась хозяйка кафе. - Мой брат бывает здесь довольно часто, я разрешаю ему посидеть здесь в качестве "первого посетителя".
АЛЕКСАНДРЕ: Подождите, я вам помогу... Только как же так?..
Александре разводит руками и начинает помогать хозяйке кафе - она держит брата за ноги, а его голова отсчитывает ступеньки стойки бара.
АЛЕКСАНДРЕ: Разве месье - не иммигрант?
МАДАМ ЭВА: С чего вы взяли, месье Александре? Мой брат дальше Америки никуда не выезжал. Но он - артист и любит преображаться.
АЛЕКСАНДРЕ: А как же Англия, Аравийский полуостров, Африка, Конго, Браззавиль?..
МАДАМ ЭВА: Тем более - откуда у нищего артиста столько денег!
АЛЕКСАНДРЕ: Ничего не понимаю!
МАДАМ ЭВА: И не стоит мучаться, уважаемый месье! У некоторых людей при употреблении абсента возникают галлюцинации из-за содержания в абсенте туйона.
АЛЕКСАНДРЕ: А как же физика, смерть отца, измена матери, убийство дяди, одиночество принца, любовь к пианистке Монике?..
МАДАМ ЭВА: Он - одинокий человек, месье!... Он играет в монреальском театре Repercussion. Они каждое лето выходят в городские парки с бесплатными постановками Шекспира и играют их попеременно то на английском, то на французском.
АЛЕКСАНДРЕ: Я, конечно, видел их, но... - Александре мнётся, пытаясь найти подходящее слово. - Но, всё же,.. сочинить "Гамлета" в начале семнадцатого века
было предприятием разумным, необходимым и, быть может, фатальным, но я даже не мог предположить, что в начале нашего века оно также осуществимо. Я не понимаю, зачем ему было нужно разыгрывать Шекспира передо мной?
МАДАМ ЭВА: Не обижайтесь, месье Александре.. Вы сами знаете - шекспировский театр без общения с публикой невозможен. Артисты перевоплощаются и подыгрывают эмоциям и мыслям присутствующих на спектаклях. У Шекспира запрограммирован разговор шутов со зрителями почти в каждой комедии. Даже могильщики могут импровизировать в "Гамлете" со зрителями насчет, так сказать, "состояния их дел".
АЛЕКСАНДРЕ: А-а-а... я-то поверил, что он - физик. С такими знаниями он рассуждал о природе "чёрных дыр"!.. А ещё раньше подумал: "Художник". С таким пониманием ваш брат говорил о Ван Гоге!.. А с какими чувствами он вспоминал Монику... Называл её "чёрной дырой"!
МАДАМ ЭВА: Ну, что вы, месье Александре! Все искривления пространства - от одиночества... А одиночество... - чувство, по силе равное любви.
Закончив с телом Бродяги, Александре возвращается один к столику и, не садясь, внимательно смотрит на картину "Сидящей женщины в кафе "Тамбурин", потом поворачивает голову вправо и замечает над стене над столиком, где сидел Бродяга, другую картину - "Ночное кафе в Арле"...
Смена плана:
Увеличивается, приближаясь, план "Ночное кафе в Арле". Крупный план, камера начинает выхватывать разные детали картины Ван Гога ...
Играет шестой альбом Элен Ролле "À force de solitude"...
ГОЛОС БРОДЯГИ ЗА КАДРОМ (повторяется ранний монолог): ...мне нравятся все краски, кроме жёлтой. Она шокирует цветом. Вернее - цветами... В ней преобладают оттенки жёлтого, в контрасте с красной охрой, которая была усилена противоположным ей зелёным. Одинокая фигура хозяина кафе в белой куртке на картине выглядит лимонно-жёлтой. Бутылки, стаканы, пепельницы с окурками, неубранная посуда на столах, очерченных почти чёрными контурами.... На первый взгляд ночное кафе кажется пустым, и только часы на стене отсчитывают время, которое незримо утекает, как жизнь тех, кто снова и снова приходят сюда "один".
Слышится ход секундной стрелки...
Конец пьесы.
À force de solitude (фр.) - Сила одиночества (рус.)
Человек с пи*дой (рус.) - Homme avec une с*atte (фр.)
| | |