Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 18 (+ заключение). - Почему людям не дано обойти закон причины и следствия

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 18. Почему людям не дано обойти закон причины и следствия

С вами передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня я расскажу вам о всесилии закона причинности, о его полной несовместимости со свободой воли. На сей раз я посвящу этому целый выпуск. А начнётся он, как и все предыдущие, с напоминания о том, что мы имеем в виду под свободой воли, почему её нет и не может быть и как уверенность в её отсутствии повлияет на нашу жизнь.

Если бы свобода воли существовала, мы бы могли делать, говорить, думать и чувствовать всё, что захотим. Все наши действия, слова, мысли и эмоции зависели бы исключительно от нас самих, а не от каких-то неподконтрольных нам факторов. Сейчас я напомню вам о двух главных фактах, доказывающих иллюзорность нашей свободы.

Во-первых, любое явление чем-то обусловлено. Ничто не происходит без причины, на пустом месте. Ничто не случайно. Таким образом, каждое наше решение имеет причину, которая представляет собою следствие более раннего явления, которое, в свою очередь... В общем, все эти звенья соединяются в длинную (едва ли не бесконечную) причинно-следственную цепь, уходящую в прошлое.

Необходимо помнить, что причина всегда предшествует своему следствию. Не важно, о чём идёт речь: о чувстве, о мысли, о действии... Состояние Вселенной в настоящий момент вызвано её состоянием в предшествующий момент. Следует иметь в виду, что эта "эстафета мгновений" началась давным-давно - в те далёкие времена, когда не было ни людей, ни Земли, ни Солнца...

Это первое доказательство. Вторым является бессознательное - потайной склад в недрах нашего разума, где хранятся все знакомые нам образы и понятия. Там же находится секретный цех, где сведения используются по своему прямому назначению - для принятия решений. И правильным выбором жизненного пути, и неудачно подобранным словом мы обязаны собственному бессознательному.

Когда мы принимаем решение, то есть пытаемся предпочесть один из нескольких вариантов, наши мысли подобны подземным ручьям. Как правило, мы ничего о них не знаем. До нас доносится лишь слабое журчание. Например, мы можем понять, что стоим перед выбором и даже почувствовать некоторые варианты, но не более того... Поскольку решения принимаются на бессознательном уровне, они, само собой, не могут являться результатом "свободной воли". Такая воля, как минимум, должна быть осознанной. Но мы не имеем представления о процессах, происходящих в нашем бессознательном в данный момент - и, следовательно, не можем их контролировать.

Человеческое общество - это безумный слепец, дитя разобщающей иллюзии. Из-за неё мы захлёбываемся осуждением и чувством вины. Вместо того чтобы просто любить себя и окружающих, мы живём в мелочном напряжении, примеряя то парик судьи, то клеймо преступника... Когда кто-то совершил не лучший в своей жизни поступок, мы можем промолчать и даже не повести бровью. Но в глубине души мы, как правило, обвиняем этого человека, считаем, что он заслуживает наказания. Зло и боль - вот что несёт миру иллюзия свободной воли.

Совершив ошибку, мы часто испытываем угрызения совести. Избавиться от иллюзии свободной воли - значит, избавиться и от ощущения моральной ответственности, но не от морали как таковой. Я занимаюсь проблемой человеческой воли уже несколько десятилетий - и вот к какому выводу я пришёл: что бы ни управляло нашим поведением - Бог, Судьба, Вселенная или что-нибудь ещё - мы должны быть готовы к определённым последствиям. Сделав что-то хорошее, я обычно получаю от Бога (Судьбы, Вселенной, Природы) какую-нибудь награду. А стоит мне ошибиться, как на меня обрушивается наказание...

Чем глубже вы задумаетесь о природе человеческой воли, тем яснее вам станет, что свобода воли является иллюзией, с которой нужно бороться. Мы невинны - и поэтому не должны обвинять ни самих себя, ни других людей. Давайте вспомним, как мы ведём себя с двухлетним малышом. Если он повёл себя не лучшим образом, мы не осуждаем его, не приписываем ему свободу воли. "Он же ещё маленький; он не мог поступить иначе" - говорим мы себе. Какое умное, гуманное отношение! Избавившись от иллюзии свободной воли, мы сможем распространить его на всех людей без исключения. Мы создадим новый мир - и он будет прекрасен!

Сегодня я расскажу вам, почему люди не могут обойти закон причинности и освободить свою волю. Многие философы считают, что всё на свете взаимосвязано, что любое явление имеет причину в прошлом и следствие в будущем. Также есть понятие случайности, но о нём я поговорю чуть позже. А сейчас давайте остановимся на причинности. Так вот, ряд мыслителей считает, что всё во Вселенной подчиняется закону причины и следствия, за одним-единственным исключением. И это исключение - человек.

Эти философы утверждают, что мы принципиально отличаемся от всего остального - и, следовательно, обладаем свободой воли. Данное утверждение неверно по двум причинам. Во-первых, мы состоим из материи, что заставляет нас подчиняться физическим законам. Даже если бы наши решения имели "духовную" природу, они бы всё равно совершались в определённый момент времени. Если событие занимает то или иное место на временной шкале, оно является частью физической реальности.

Благодаря специальной теории относительности Эйнштейна мы понимаем, что время неотделимо от пространства. Поэтому правильнее говорить не о пространстве и времени, а о пространственно-временном континууме. С одной стороны, мы имеем частицы, энергию, материю и энергомассу, взаимодействующие в рамках этой модели, а с другой - "духовное" решение. Само собой, оно возникает в полном соответствии с законом причинности.

По мнению некоторых мыслителей, мы, люди, способны преодолеть законы природы, поскольку являемся особенными. Например, мы можем порвать причинно-следственные связи и получить свободу воли. Но что означает подобная свобода? Случайность, беспричинность. Под этими двумя словами, как правило, понимают одно и то же: необусловленность явления каким-нибудь другим, более ранним. Всё беспричинное случайно. Разумеется, мы не можем отвечать за своё "случайное" решение, считать его результатом свободной воли.

Рассмотрим нравственный выбор. Проблема человеческой воли неразрывно связана с феноменом морали. Понять, что у нас нет свободы воли - значит, осознать, что мы не несём моральной ответственности за своё поведение. Возможно, её несёт Вселенная (Бог, Природа, Судьба), но не люди. Ведь мы есть порождения прошлого, узелки причинно-следственных связей. Даже обладая свободной воли, мы бы не заслуживали ни кары, ни вознаграждения. Ведь такая воля не имеет никакой причины - в том числе и моральной. А если свобода не может наделить человека нравственной ответственностью - то каким образом она бы сделала его особенным, принципиально отличным от всего живого и неживого? Да никаким!

До сих пор никому не удалось доказать, что мы, люди, способны обойти закон причинности. Я могу объяснить это в терминах квантовой физики. В середине 1920-х годов Вернер Гейзенберг опубликовал научную статью, в которой доказывалось, что на квантовом уровне поведение микрочастиц является "неопределённым". Это означает, что при одновременном измерении двух сопряжённых величин (например, импульса частицы и её положения в пространстве), мы не можем измерить их с одинаковой точностью. Чем точнее определяется положение, тем менее точным оказывается значение импульса. В классической физике, созданной Исааком Ньютоном, всё было значительно проще.

Как же проявляет себя принцип неопределённости? Допустим, нам нужно узнать положение и импульс какой-нибудь элементарной частицы - например, электрона. Для этого мы "выстреливаем" в неё фотоном (световой частицей). Столкнувшись с электроном, фотон заставляет его изменить траекторию движения (импульс)... Если же фотон "врежется" в объект, видимый невооружённым глазом, - например, в катящийся по столу апельсин, - то цитрус продолжит двигаться в прежнем направлении. Разница в размерах слишком велика...

Опираясь на принцип неопределённости, некоторые философы считают поведение материальных объектов "случайным". Но в этом нет логики, поскольку её нет в самом термине "случайность". Ведь он означает отсутствие причины, необусловленность. Попытайтесь представить себе явление, не имеющее причины. Ну как, получилось? Сомневаюсь...

Наука настаивает на причинной обусловленности всех явлений, на их зависимости от прошлого, на несвободе человеческой и любой другой воли. Я принял решение. У него есть причина, вызванная более ранней причиной, которая, в свою очередь, выступает следствием одного из предшествующих событий... Я воображаю причинно-следственную цепь - и мысленно ползу по ней в глубокое прошлое, где нет ни меня, ни моих родителей, ни моей планеты...

Есть мнение, что жизнь, лишённая свободы воли, является бессмысленной. Если мы всего лишь роботы, марионетки, актёры, Божьи орудия, если мы не можем ни контролировать свои действия, ни предсказывать их, ни гордиться достойным результатом, то зачем мы, собственно, живём? В этом вопросе что-то есть... Однако полезность свободы, мнимая или истинная, не доказывает её существования. К тому же, вопрос о смысле жизни является чисто философским: здесь не помогут экспериментальные данные. Можно спросить себя: "Что такое какие-то там восемьдесят или даже сто лет по сравнению с Вечностью? Есть ли в них смысл?". Лично я верю в загробную жизнь, потому что эта вера доставляет мне удовольствие и уменьшает страдания. Почему-то мне приятнее быть, чем не быть...

Да, у нас нет свободы воли, но мы живём. Не принимаем решений, но накапливаем опыт. Все наши действия, слова, мысли, эмоции - всё это реально. Если человек счастлив или хотя бы не несчастен, то его жизнь определённо имеет смысл. Не будем забывать, что нами управляет гедонистический императив, заставляющий нас стремиться к удовольствию и избегать страдания. Смысл весьма ценен, так как он является одной из приятных составляющих нашего жизненного опыта. Нам нравится жить и придавать некоторым вещам особое значение - а, значит, это не бессмысленно.

Чтобы понять, что жизнь дана каждому из нас не просто так, нам необязательно считать себя хозяевами собственной судьбы. Разумная мысль о том, что наши решения и поступки зависят от Бога, Природы или чего-нибудь ещё, не должна нас разочаровывать. А если вы верите во Всевышнего, но не желаете считать себя Его орудием, то просто задумайтесь, от чего бы вам хотелось зависеть: от своих скудных знаний или от воли Всеведущего Создателя?

Вот здесь-то и приходится почесать в затылке... Будь у нас свобода воли, разве мы не предпочли бы всё время чувствовать себя на вершине блаженства? Разве не забыли бы о гневе, печали и зависти? Разве продолжали бы совершать ошибки? Мы бы оказались в раю - сию же секунду! Но мы всё ещё не там, ибо никакой свободы воли не существует. Впрочем, счастье можно обрести и без неё: закон причинности неумолим, но не безжалостен. Особенно если не сомневаться в нём и делать из него правильные выводы.

Мы обречены на успехи и провалы. Обречены. Можно воскликнуть: "О Судьба, за что мне все эти неудачи?". Нормальный крик души: вряд ли кому-то нравится проигрывать. Вот только лучше спросить не "за что?", а "почему?". Почему мы, невинные существа, совершаем ошибки и страдаем от этого?.. Можно задаться и более масштабным вопросом: "Зачем нужно страдание?" Ведь оно противоположно удовольствию - основе счастья... Остаётся развести руками. Нам пока что не дано понять, почему всё происходит именно так, но мы имеем дело с неизбежностью. У нас нет свободы воли.

Вселенная запрограммировала нас верить в то, что мы являемся авторами собственных решений. Мы были жертвами стопроцентной и, казалось бы, совершенно очевидной лжи. А теперь всё та же Вселенная почему-то решила уничтожить свой любимый мираж и открыла нам истинную, - причинно-обусловленную, - природу человеческой воли. Скорее всего, это поможет нам создать более умный, более гуманный мир.

Надеюсь, вам понравился этот выпуск - последняя глава моей книги. Я не собираюсь останавливаться! В будущем я докажу несвободу нашей воли ещё множеством способов и поведаю о том, как нужно обращаться с этой истиной. О том, как с её помощью наполнить нашу жизнь счастьем.

Всем спасибо!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Возможно, Вселенная уже очень скоро заставит нас разувериться в свободе воли - этой глупой и вредоносной иллюзии. Тогда человечество совершит эпохальный шаг - осознает причинную обусловленность всех своих решений. Точнее, не осознает, а "обессознает", как остроумно высказался мой единомышленник Уильям Картер.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"