Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 10. - Почему изменения, происходящие во Вселенной, несовместимы со свободой воли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 10. Почему изменения, происходящие во Вселенной, несовместимы со свободой воли

Приветствую всех! Вы смотрите шоу "Иллюзия свободной воли". С вами её ведущий Джордж Ортега. Сегодня я расскажу о том, почему изменение, - процесс, охватывающий всю Вселенную с самого её зарождения, - делает свободу воли невозможной. Но сначала я в нескольких словах напомню вам о важности своей передачи. О необходимости борьбы с коварной иллюзией.

Наша цивилизация, наше мировоззрение, наша повседневная жизнь - всё построено на идее, что мы, люди, можем совершать выбор, зависящий исключительно от нас самих. Проще говоря - обладаем свободой воли. Однако это не так... Наша вера не только не даёт нам увидеть мир таким, какой он есть, но и мешает улучшить его. На обоих уровнях - индивидуальном и общественном. Поняв причинную обусловленность своей воли, мы будем дарить себе и друг другу больше душевного тепла. Изо дня в день, из века в век.

Давайте вспомним, что мы обычно подразумеваем под свободой воли. Как правило, мы имеем в виду способность управлять собственными мыслями, контролировать их. Следовательно, мы якобы сами решаем, чем нам питаться, что говорить, что делать... Как жить...

На самом же деле у нас есть бессознательное, которое никогда не отдыхает и тем самым делает свободу воли невозможной. Кроме того, против неё свидетельствует ещё более красноречивый факт: причинно-следственная связь всех явлений. В этом выпуске я подробно объясню, почему всё на свете, включая наш нравственный выбор, имеет причину. Согласитесь: если у всего есть причина, значит, ею не обделены и принимаемые нами решения. А то, что обусловило эти решения, в свою очередь, является следствием чего-то более раннего. И так далее.

Важно понимать, что причина всегда предшествует следствию. Иное даже трудно вообразить. Мысленно "оседлав" причинно-следственную цепь и двинувшись по ней в прошлое, мы в конце концов увидим, что глубинные причины наших решений возникли задолго до нашего рождения и появления планеты Земля.

Мысль о несвободе человеческой воли заставляет некоторых людей считать всех роботами или марионетками. Что ж, в каком-то смысле мы ими и являемся. Но мы вовсе не обязаны воспринимать себя именно так. Ведь можно вспомнить о том, что любой человек - это часть Природы или Божье творение. Бог создал мир. Он всемогущ, всеведущ и вездесущ - и посему мы можем считать себя орудиями в Его руках. Материальными проводниками Его идеальной воли. Для многих из нас такое самовосприятие куда приятнее "роботизированного".

Кто-то скажет, что отсутствие свободы воли превращает нас в зомби. Недели три назад я узнал, что зомби - это оживший мертвец, разгуливающий по Земле и вытворяющий всяко разно. В общем, орудием Господа его назвать сложновато. Мы не зомби, а скорее компьютеры, запрограммированные действовать определённым образом. Или, если угодно, актёры.

Предлагаю перейти к теме выпуска. Моё основное утверждение, - неоспоримое, непреложное, не требующее никаких доказательств, - звучит так: Вселенная существует. Люди, животные, растения, камни, облака - всё это настоящее. Не иллюзия, не самообман. Также я утверждаю, что Вселенная постоянно изменяется. Этот постулат не менее надёжен: если бы она не изменялась, всё бы застыло. Я бы не вёл эту передачу. Вы бы не читали эту книгу. Планеты не вращались бы вокруг своей оси и не мчались бы по околосолнечной орбите. Без изменений не было бы движения. Мир оказался бы на вечной "паузе".

Итак, мы имеем две аксиомы. Первая: Вселенная существует. Вторая: Вселенная постоянно изменяется. Что такое изменение? Перемещение из одного состояния в другое. Из одной пространственно-временной точки в другую. Да, это и есть изменение: движение материи во времени и пространстве. В текущий момент микрочастица находится в одной точке пространства, а в следующий - уже в другой. Сейчас атом здесь, а через мгновение уже там. Вот что такое изменение - если совсем просто.

Первый факт: реальность есть! Второй факт: она изменяется! Это не грех и повторить... Как же данные факты доказывают отсутствие свободы воли? Дело в том, что изменения происходят благодаря причинно-следственным связям. Без этих связей всё бы замерло, как на фото. В соответствии с законом причины и следствия, ничто не может быть causa sui, то есть явлением, не обусловленным чем-то более ранним. Религия делает исключение для Бога. Он считается Первопричиной всего, включая самого себя. Но это единственное исключение... Даже если первопричина действительно существует, понять сам закон можно и не зная о ней.

Ни одно изменение во Вселенной не может произойти без причинно-следственных связей. Значит, их универсальность не подлежит сомнению. Как и две первые аксиомы. Я рассказываю об этом, чтобы развенчать миф, который смущает умы физиков с 1927 года, когда Вернер Гейзенберг сформулировал принцип неопределённости. Я разберу этот принцип в одном из следующих выпусков, а сейчас просто изложу его суть. Мы имеем дело с математическим уравнением, которое демонстрирует несовершенство классической механики. В соответствии с принципом Гейзенберга, её методы не позволяют нам рассчитать положение и импульс микрочастицы с одинаковой точностью. Чем точнее определяется положение микрочастицы в пространстве, тем менее точным оказывается значение импульса - и наоборот.

В этом суть принципа неопределённости. Он также учитывает другие сопряжённые переменные - такие, как спин, заряд и фаза частицы. Открытие Гейзенберга привело некоторых учёных к выводу, что изменения, которые происходят с частицами, ничем не обусловлены, беспричинны. Первыми жертвами этого заблуждения стали создатели Копенгагенской интерпретации квантовой механики - выдающийся физик Нильс Бор и сам автор принципа неопределённости Вернер Гейзенберг.

Но заблуждение есть заблуждение. Причинность правит миром, приводит его в движение. Без причинно-следственных связей он был бы мёртв, статичен. Если изменения неотделимы от этих связей, значит, причинность тоже является фундаментальным свойством природы. Следовательно, трактовка принципа неопределённости, предложенная Бором и Гейзенбергом, является неверной - как и её более поздние варианты. И это ещё не всё. Никто до сих пор не доказал даже возможность отсутствия причины у чего бы то ни было... Изменения не происходят вне причинно-следственной цепи. Это можно продемонстрировать с помощью различных физических законов - например, закона сохранения массы веществ и энергии. Когда микрочастица взаимодействует с другой частицей, происходит обмен энергомассой. У одной частицы её становится больше, а у другой - меньше. Данный закон не знает исключений. Если частица теряет энергомассу, то потеря вызвана взаимодействием с другой частицей. Это же ясно как день!

Но если нужно рассчитать только один показатель - массу или энергию, то всё не так просто. Эйнштейн использовал термин "энергомасса" для описания Вселенной в специальной теории относительности. Он полагал, что масса и энергия представляют собой единое целое. Это выражено в знаменитой формуле E=mc2, где E обозначает энергию, m - массу, а c2 - скорость света, возведённую в квадрат. Однако на практике масса и энергия могут проявлять себя как самостоятельные физические величины, из-за чего закон уже не выглядит столь надёжным.

Однако в физике существует и другой закон сохранения, выводимый из законов механики Ньютона. Это закон сохранения импульса. Во время перемещения в пространстве микрочастица обладает некоторым импульсом, равным произведению массы тела на его скорость. При этом направление импульса совпадает с направлением вектора скорости. Таким образом, импульс частицы, находящейся в определённой точке пространства, определяет положение этой частицы в следующий момент. Импульс никогда не исчезает. Без него невозможно взаимодействие двух частиц. То, что сохранение импульса предполагает наличие причинности, лишний раз доказывает её фундаментальную природу и неотделимость от происходящих во Вселенной изменений. Нет причинности - нет изменений!

А сейчас обратимся к ещё одному физическому закону, который, как мне кажется, говорит сам за себя: вещество движется во времени и пространстве. Время рождает изменения. Без времени люди превратились бы в восковые фигуры, животные - в чучела, пейзажи - в расцвеченные холсты. В текущий момент частица находится в одной точке пространства, а в следующий - уже в другой. Это происходит со всеми молекулами, всеми атомами, всеми протонами и электронами планеты Земля. Вселенная расширяется. Следовательно, то же самое происходит и с галактикой Млечный путь, и с Солнечной системой. Расширяясь, наша галактика приближается к аномалии, известной как Великий центр притяжения. А Солнечная система перемещается во времени, огибая Млечный Путь. Движение бывает самых разных видов - и оно охватывает всю Вселенную. А значит - и нашу Землю, каждую её частицу. Кроме того, движение происходит в пространственно-временном континууме. Изменения вытекают из причинности, а причинность из времени.

Ещё одна аксиома - так называемая стрела времени. Имеется в виду, что время представляет собой прямую, протянутую из прошлого в будущее. Оно никогда не поворачивает назад. Я называю это аксиомой, потому что стреловидность времени ещё никто не опроверг. Да и здравый смысл подсказывает, что всё так и есть. В физике существуют теории и формулы, которые математически доказывают возможность обратного движения времени. Однако не будем забывать о том, что математика является измерительным инструментом, а не средством описания объективной реальности. Данная наука помогает физикам измерить реальность, чтобы сделать определённые выводы на основе полученных сведений. Используя математику, можно вычесть "2" из "1" и получить " - 1", но это не означает, что мы можем вычесть два яблока из одного яблока и получить "отрицательное яблоко". Таких физических объектов нет в природе. Именно поэтому я и говорю, что не следует верить формулам, позволяющим времени двигаться из будущего в прошлое. Это математическая абстракция, не более того. Ничего подобного не может произойти на самом деле.

Сторонники свободы воли часто ссылаются на то, что сознание нематериально и, следовательно, наши мысли не являются частью физической реальности. Принимая это за истину, некоторые философы допускают, что проявления разума не имеют причины. Так начинаются рассуждения о свободе воли... Но есть одна проблема: время... Человек считает своё решение идеальной сущностью, не вовлечённой в физическую реальность. Однако решение было принято в определённый момент. Оно занимает конкретное место на стреле времени, протянутой из прошлого в будущее - и, таким образом, подчиняется закону причины и следствия. Владыке всего и вся.

Вот мы принимаем решение. Оно кажется нам внематериальным, "духовным", но, тем не менее, существует в данный момент. Мы должны помнить о том, что любое текущее состояние Вселенной полностью определяется её предыдущим состоянием. Это касается всех явлений без исключения. Наш выбор совершается во времени - следовательно, он имеет причину в прошлом, которая, в свою очередь, обусловлена ещё более ранним событием. И так до Большого взрыва, а то и глубже... Даже если мы считаем свои решения идеальными сущностями, это не позволяет нам выступать за свободу воли. Любое наше решение, любая наша мысль рождается в определённый момент времени. А время, как мы уже выяснили, неотделимо от причинности.

Детерминизму, учению о всеобщей причинно-следственной связи, противостоит индетерминизм, представители которого заявляют о "случайности", беспричинности некоторых явлений. Не укладывается в голове, как столь вздорная гипотеза могла завладеть поистине гениальными умами. Нильс Бор и Вернер Гейзенберг не были рабами условных обозначений; эти люди стремились постичь окружающую действительность, проникнуть в тайны Природы... Вероятно, их также интересовал вопрос о свободе воли. Не исключено, что именно этот интерес, не подкреплённый искушённостью в философии, привёл выдающихся учёных к странному, антинаучному, совершенно бессмысленному выводу.

Некоторым кажется, что случайность - это когда человек берёт колоду и вытягивает из неё карту наугад. Но здесь нужно говорить о "видимой случайности"... Однако многие физики до сих пор придерживаются Копенгагенской интерпретации, по которой поведение микрочастицы является случайным в буквальном смысле. То есть - беспричинным. Только задумайтесь: явлению отказывают в причине. Это же невозможно! Ничто не происходит просто так, на пустом месте.

И всё же давайте представим, что нечто произошло именно так. Предположим, частица появилась "из ниоткуда". Сейчас она где-то, а мгновение назад была нигде. Подобное тоже связано с причинностью. Здравый смысл не позволяет нам считать появление частицы случайным. Иногда физики говорят себе: "Я знаю обо всём, что происходит внутри этой системы". Возьмём такое явление, как радиоактивный распад. У изотопов, - атомов с одинаковым порядковым номером, но разными массовыми числами, - есть период полураспада, при котором спонтанно изменяется половина атомных ядер. Физики не могут с точностью предсказать, как долго будет длиться этот период у каждого отдельно взятого изотопа. Поэтому уже много лет некоторые исследователи с уверенностью изрекают: "Поскольку мы не можем предсказать поведение атома, оно является беспричинным. Случайным в буквальном смысле слова". Полагаю, вы понимаете всю несостоятельность данного вывода.

В природе есть много процессов, о которых учёные разных стран и эпох самодовольно заявляют: "Мы знаем всё о текущем состоянии данной системы. Если нам не удаётся предсказать её следующее состояние, значит, оно является случайным".

Но случайности как таковой не существует. Всё имеет причину. Некоторых физиков, философов и психологов сбивает с толку не только Копенгагенская интерпретация квантовой механики, но и высказывание Пьера-Симона Лапласа, известного французского математика и физика XIX столетия. Он заглянул в душу детерминизма, изложил его суть. ЕСЛИ БЫ мы знали всё о положении каждой частицы; ЕСЛИ БЫ имели ясное представление о действующих на неё силах; ЕСЛИ БЫ смогли выразить это на языке цифр - то прошлое и будущее Вселенной предстали бы перед нами во всей своей полноте... Ничто не укрылось бы от нашего взора... Вот как сформулировал эту мысль сам Лаплас:

"Настоящее состояние вселенной есть следствие ее предыдущего состояния и причина последующего. Ум, которому были бы известны для какого-либо данного момента все силы, одушевляющие природу, и относительное положение всех ее составных частей, если бы вдобавок он оказался достаточно обширным, чтобы подчинить эти данные анализу, обнял бы в одной формуле движение величайших тел вселенной наравне с движениями легчайших атомов: не осталось бы ничего, что было бы для него недостоверно, и будущее, так же как и прошедшее, предстало бы перед его взором".

[Цитирование по: Лаплас П.-С. Опыт философии теории вероятностей // Вероятность и математическая статистика: Энциклопедия. - М.: "Большая Российская энциклопедия", 2003. - С. 835]

А смущало вот что: в реальности мы не способны одновременно вычислить положение и импульс частицы и, следовательно, не можем рассчитать, где находится частица и какие силы на неё действуют - значит, любой прогноз её поведения, осуществлённый методами классической или квантовой физики, невозможен. Человеку не суждено знать прошлое, настоящее и будущее Вселенной как свои пять пальцев... Это привело некоторых физиков к вере в индетерминизм - случайность, беспричинность всех или некоторых явлений. Несмотря на разнообразие терминов, мысль всегда одна и та же: в природе есть что-то, не имеющее причины.

Вернёмся к вопросу о свободе воли. Теперь мы располагаем не двумя, а тремя несомненными фактами: 1) Вселенная существует; 2) Вселенная постоянно изменяется; 3) все изменения происходят благодаря причинно-следственным связям. Таким образом, причинность является фундаментальным свойством человеческой природы. Если всё имеет причину, значит, она есть и у наших решений, и у того, что обусловило эти решения... Вывод об отсутствии свободы воли напрашивается сам собой.

Возможно, для кого-то закон причины и следствия - не самый убедительный аргумент. Но ведь есть ещё и бессознательное - совокупность психических процессов, о которых мы даже не задумываемся. Например, во время разговора или выступления я не извлекаю слова и устойчивые словосочетания из своего сознания: оно просто не вместило бы такого количества информации. Мне бы приходилось хранить её в памяти постоянно - каждую секунду. Разумеется, это невыполнимое условие. Поэтому все слова, которыми я пользуюсь, хранятся в моём бессознательном. Эта таинственная "субстанция" принимает участие во всех наших решениях и не поддаётся волевому контролю. Да какой там контроль - мы её даже не замечаем... Загляните в себя: возможно, теперь ваша интуитивная вера в свободу воли немного пошатнулась...

В любом случае, я надеюсь на ваш разум. От правды не уйти: причинность является фундаментальным свойством природы, беспричинных явлений не существует. Поэтому у людей нет и не может быть никакой свободы воли.

Спасибо за внимание! До следующего выпуска!


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"