Ортега Дж. : другие произведения.

Джордж Ортега - Иллюзия свободной воли - Выпуск 3. - Несвобода воли сквозь призму морали

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

Выпуск 3.

Несвобода воли сквозь призму морали

Привет всем! Это передача "Иллюзия свободной воли" и её ведущий Джордж Ортега. Сегодня мы рассмотрим наше причинно обусловленное поведение сквозь призму морали. Если человек не обладает свободой воли, он, в сущности, не обязан прислушиваться к голосу совести. Говоря о морали, мы прежде всего говорим о добре и зле, а также о личной ответственности. Нам кажется, что Бог (Вселенная) рано или поздно вознаградит нас за хорошие поступки и покарает за плохие. Пожалуй, обычно так и бывает, но есть одна загвоздка: нам не дано понять, как мы поступаем. Хорошо или плохо, правильно или неправильно...

Совершая нравственный выбор, мы опираемся на усвоенные нами моральные стереотипы. Представим себе маленького мальчика, рождённого в культуре, где воровство считается доблестью. В культуре, призывающей к воровству! Этот маленький мальчик растёт с мыслью о том, что брать чужое - вовсе не зазорно; что так и нужно делать... Повзрослев, он продолжает воровать. Он считает, что поступает правильно... А теперь представим себе маленькую девочку, рождённую в обществе, порицающем воровство... Идут годы. Девочка становится девушкой, женщиной... Так ничего и не украв.

Встаёт вопрос: имеем ли мы право говорить о вине мальчика и заслуге девочки? "Конечно, да!" - ответит тот, кто верит в свободу воли. Но мы-то понимаем, что никакой свободы воли не существует. Мы понимаем, что мальчик был обречён стать вором: ведь он думал, что это правильный путь. Ему так внушили. Его так запрограммировали. То же самое и с девочкой. Ей дали установку: не воровать! И она не ворует.

"Правильность" и "неправильность" наших действий зависит не от нас самих. Она зависит от того воспитания, которое мы получили. "Что такое хорошо и что такое плохо?"... На этот вопрос отвечает не сам человек, а вырастившая его культура. Сколько культур, столько и ответов. Причём мы не выбираем, в какой культуре нам родиться. Мы не выбираем родителей, их систему воспитания, школьную программу по литературе и многое другое.

Теперь вы, наверное, всё поняли. И почему свободы воли не существует, и насколько это важно в плане морали... Мы не несём моральной ответственности за своё поведение. Мы куклы, марионетки, роботы; как хотите, так и называйте. Если мы сделали доброе дело - значит, нам просто повезло. Если совершили что-то дурное - значит, удача отвернулась от нас... Самая правильная реакция на свой хороший поступок - чувство благодарности. Ведь мы же считаем добро источником счастья... Решая что-то сделать, человек всегда надеется, что это обернётся благом для него самого, а, быть может, и для всего мира!

Что, в сущности, представляют собой наши отношения с лучшими друзьями, супругами, родителями, братьями и сёстрами - да и со всеми остальными? Взаимодействие. Те слова, которые мы произносим, те поступки, которые совершаем - всё это зависит от наших моральных установок. А также от мыслей по поводу свободы воли... Вот кто-то сделал нам что-то плохое... Веря в иллюзию свободной воли - в то, что мы сами себе хозяева, творцы собственных желаний - мы наверняка осудим этого человека. И чем крепче наша вера, тем сильнее осуждение...

Мы считаем этого беднягу морально ответственным. Наше сознание твердит нам: "Если человек сделал что-то плохое, он должен быть наказан". И теперь нам вроде как позволено испытывать праведный гнев и выступать в роли судей. Чаще это вредит отношениям, а не помогает им.

Но если вспомнить о том, что все мы узники прошлого, наши отношения с окружающими предстанут в совсем ином свете... Как по мановению волшебной палочки тот индивид, который доставил нам столько хлопот, перестанет быть нашим врагом. Злодеем, достойным наказания. Осознав, что люди не обладают свободой воли и часто ведут себя не так, как нам хотелось бы, мы скажем себе примерно следующее: "Было бы хорошо, если бы Вселенная (Бог) заставила его поступить иначе. Однако она не заставила... Нельзя же, в самом деле, обвинять человека в том, чего он попросту не мог не сделать. Не станем же мы обвинять робота! Это чушь, нонсенс!"

Подобное мировоззрение позволит нам начать новую жизнь. Стать более отзывчивыми, более чуткими, более милосердными. Не только друг с другом, но и с самими собой. Мы постоянно ошибаемся. Что такое человек? Существо, совершающее ошибки. Можно сказать и так... Наши цели благородны, наши идеалы возвышенны, но нечто, сидящее глубоко внутри, заставляет предавать их, действуя по принципу "ни себе, ни людям".

А теперь давайте представим, что "вершителем зла" оказался... двухлетний ребёнок... Как мы поступаем, когда столь юное дитя ведёт себя не лучшим образом? Обычно мы понимающе качаем головой: два года отроду - что с него возьмёшь? В этом возрасте у человека ещё нет опыта / знаний / информации / житейской мудрости. Его интеллектуальное и эмоциональное развитие только началось. Поэтому мы не приписываем свободу воли двухлетнему ребёнку.

Мы говорим себе: "У такого малыша нет свободы воли. Он может делать всё, что взбредёт ему в голову, и не подлежать никакой моральной ответственности. Ведь его мозг ещё совершенно девствен..."

Да, именно так. Понимая, что малыш не обладает свободой воли, мы относимся к нему снисходительно. Мы говорим себе: "Ну да, он пролил молоко. Но он же ещё несмышлёныш! Как можно его в чём-то обвинять?" Мы сама доброта! Сама терпимость!.. Вот почему вопрос о свободе воли - это прежде всего нравственный вопрос.

Осознав, что "свободы воли" не существует, что это просто иллюзия, мы станем относиться ко всем людям так же, как к двухлетним детям. Столь же терпимо и разумно. Изменится и наше отношение к самим себе... Разумеется, это произойдёт не сразу. Прошу заметить: и ход, и исход нашей борьбы с грядущими трудностями зависит не от нас. Как и всё остальное.

Например, кто-то сделал что-то, и это что-то нам не понравилось. То есть - мы были обречены счесть это неправильным. И какова же наша реакция? Не веря в свободу воли, мы просто скажем себе: "Всё в порядке, этот человек не виноват". Но давайте представим, что кто-то наступил нам на ногу и продолжает на ней стоять. Мы знаем, что у него нет свободы воли, что он не несёт ответственности за своё поведение... но ведь надо же что-то предпринять! Если чужие действия наносят нам вред, особенно физический, то мы можем рассуждать следующим образом: "У этого человека нет свободы воли, но её нет и у меня". Данная мысль является поводом и моральным основанием для самозащиты.

Да, мы понимаем, что свободы воли не существует. Но это не значит, что люди вправе творить произвол. Отнюдь! Важно помнить: заставив нас сделать что-то хорошее, вселенная обычно вручает нам награду - удовольствие. Если же мы ошибаемся, она подвергает нас наказанию, вынуждая испытывать боль. Да, нам не стоит никого осуждать, однако из этого вовсе не следует, что мы должны позволять вытирать об себя ноги, подставлять левую щёку и тому подобное... И, конечно же, мы не вправе воскликнуть: "У меня нет свободы воли?! Значит, я могу делать всё, что захочу!" Этот вывод в корне неправилен.

Многие люди понимают иллюзорность свободы воли, но не могут смириться с данным фактом. Они боятся, что отказ от иллюзии приведёт к краху цивилизации. В сущности, это опасение является необоснованным, поскольку мы, люди, находимся во власти гедонистического императива. Мы стремимся к удовольствию и избегаем боли. Если кто-то сделает что-то плохое, мы не станем его осуждать, но обязательно будем бороться с последствиями его поступка. Более или менее успешно. То же самое касается и наших собственных ошибок. Так что причин для страха нет: развенчание иллюзии свободной воли не станет концом цивилизации. На мой взгляд, мы, мягко говоря, скорее выиграем, чем проиграем.

Здание нашей цивилизации зиждется на иллюзии свободной воли. Эта лживая идея правит бал и в судебной системе, и в экономике, и в бизнесе... Правда, в юриспруденции есть такое понятие, как "смягчающие вину обстоятельства". Всё-таки от причинно-следственных связей не отмахнуться... Например, уголовный кодекс учитывает инвалидность, состояние аффекта, незнание каких-то вещей... В таких случаях приговор может быть смягчён, а иногда человека даже оправдывают. Законодательство не закрывает глаза на закон причины и следствия. Оно допускает, что человек может быть несвободен в своих поступках.

В бизнесе то же самое. Америка верит в свободную волю своих предпринимателей, которые, само собой, добиваются неодинаковых результатов. Успешных называют "хайфлайерами", то есть птицами высокого полёта, а неуспешных - "лузерами", то есть неудачниками. Первые получают прибыль и уважение, а вторые - долговую яму и позорный столб. Это приводит к адской конкуренции, заставляющей забыть о главных вызовах современности: терроризме, экологических угрозах, проблеме эвтаназии... Типичный американец заявляет: "Мой правильный поступок - результат моего свободного выбора! Поэтому я заслуживаю вознаграждения!". Он не скажет: "Знаете, вообще-то, свобода воли здесь ни при чём. Мне просто повезло. А моё личное благополучие ничуть не важнее благополучия тех, кто не оказался баловнем фортуны. И, уж конечно, ни капли не важнее судьбы всей нашей цивилизации". Такова культура этой страны...

Наше понимание человеческой воли имеет огромное значение. Осознав, что люди не властны над своей моралью, мы в тот же миг постигнем, что над нею властно лишь Оно - всепричинное Прошлое. Бог. То, что заставляет нас действовать именно так, а не иначе, является единственным (и единственно возможным) нравственным началом. Человек не сталкивается с этическим выбором: он всякий раз обречён поступать строго определённым образом. Хорошо или плохо. Человека можно сравнить с рукой. Ведь нам же не приходит в голову возлагать ответственность на чью-то руку; мы полагаем, что дело в мозге, который ею управляет. Однако дело, по большому счёту, даже не в нём. Оно в причинно-следственной цепи, тянущейся из прошлого.

Мы считаем себя мозгом или самим Прошлым, а на самом деле нас можно сравнить лишь с рукою... Всё на свете является причинно обусловленным, и наша мораль не исключение. Чем лучше мы это поймём, тем более терпимыми станем. Вспомните о главных догмах мировых религий! Да, там не всё гладко с вопросом о свободе воли, зато во многом другом... Как известно, религия неотделима от морали. Конечно, мирская суета накладывает определённый отпечаток - и всё же стремление стать судьёю ближнего своего не одобряется большинством конфессий...

Осуждать плохо. Принято считать, что это плохо в отдельных случаях, но это плохо всегда! Мы должны разделять добро и зло, правильное и неправильное. Но осуждать - значит, обвинять. А обвинять - значит, идти против здравого смысла, против логики. Вот почему призыв "Не осуди!" существует во всех крупных религиях: христианстве, иудаизме, исламе и так далее. Человек не обладает свободой воли. Следовательно, осуждать его за совершённое им неправильное действие странно и даже глупо.

Можно попробовать осуждать Прошлое, то есть Бога. Я часто так делаю. Я говорю себе: "Будь я Богом, я бы не создал боль. Нет боли, нет и зла: ведь зло - это то, что порождает боль. Таково базовое, утилитаристское, понимание. Зло и боль - это мать и дочь". Если Прошлое заставило нас поступить неправильно, мы вправе возроптать на него. "Прошлое, как же ты посмело!.."

Но обладает ли Прошлое свободой воли? Свободна ли воля Бога?.. Полагаю, что нет. В мире есть явления, которые находятся за пределами нашего понимания. Я расскажу о них в двух словах. Чтобы вы поняли, как они связаны с моей темой. Во-первых - бесконечность. Нам не дано понять, что происходит с пространством. То ли оно не имеет конца и края, то ли... всё-таки имеет. Любой из этих вариантов терпит логическое фиаско на фоне другого. То же самое и с вечностью, тонущей в двух безднах - прошлом и будущем. Что-то всегда было и всегда будет? Этот образ не вмещается в наше сознание. Оно также не в силах нарисовать противоположную картину: конец всего...

Мы подчиняемся Вселенной, но чему подчиняется она? И подчиняется ли вообще? Вопрос остаётся открытым... Да, вероятно, Прошлое обладает свободой воли. То есть может самостоятельно решать, чему быть, а чему нет... Но люди на это не способны. Мы не обладаем свободой воли, и поэтому нас, в сущности, нельзя рассматривать с колокольни нравственности. Иными словами, мы не являемся ни моральными, ни аморальными. Любой человек есть актёр, отыгрывающий свою роль в пьесе, написанной Прошлым. А мораль - один из критериев, по которым оценивают его игру остальные актёры. Иногда мораль заставляет нас быть "хорошими", иногда - "плохими". От нас ничего не зависит...

Покой нам только снится... Ещё несколько десятилетий, а то и дольше, мир будет бороться с глобальным потеплением. Эту проблему нельзя недооценивать - иначе новый экономический кризис не заставит себя ждать. Ведь связь с экономикой налицо... Осознав, что у нас нет свободы воли, мы скинем с себя груз моральной ответственности. Человечество станет добрее и терпимее, и тогда многие проблемы решатся сами собой. Вера в свободу воли порождает осуждение и чувство вины, а они, в свою очередь, приводят к разочарованию, непониманию и агрессии. Отказ от этой иллюзии сделает наши взаимоотношения более разумными.

На сегодня всё. Спасибо за внимание.


 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"