- Доктор! Я недавно такие жуткие кадры видел, как женщину забили камнями только за то, что она изменила мужу, - в студии раздался возмущённый голос женщины. - Неужели подобное зверство востребовано жизнью, и невозможно положить этому конец?
- Когда-то подобное зверство действительно было востребовано жизнью, но только временно, - спокойно начал отвечать доктор. - Представьте, что в условиях пустыни, нехватки воды и отсутствия гигиены, блудница могла быть переносчиком заразы и погубить племя. У мужчин, проживающих в подобных местностях, до сих пор принято обрезание. С нормализацией условий, подобные обряды приобретают статус традиций, от которых, конечно же, можно отказаться, когда уже нет угрозы для жизни. К примеру, в тяжёлых условиях проживания было нормой сбрасывать больных и стариков в пропасть. Этот жестокий акт когда-то тоже был временно востребован жизнью. Больные могли заразить здоровых и представляли угрозу для жизни племени. Что касается стариков, то для них просто еды не хватало. Как только жизнь нормализовалась, то и сам акт канул в лету, как временный... Кадры, о которых вы говорите, я не видел, но могу в точности описать механизм живучести этой и подобных традиций. Движущая сила формируется в недрах самой страшной структуры. Во главе стоит предводитель, в данном случае, фанатичная личность, которую окружают более слабые подонки. Манипулируя подонками, предводитель угрожает всем расправой их руками и держит сильные личности в повиновении. В стихийно образующихся бандах это обычное явление: сильный лидер в окружении гнусных и жалких подпевал. Подобные бандформирования возникают даже в высших эшелонах власти. В подобных бандах даже самый слабый подонок ощущает себя сильным и смелым, и не откажет себе в удовольствии безнаказанно ударить того, кто и выше него и умнее. Главное для подонка - это ощутить своё превосходство за счёт унижения другого и, тем самым, компенсировать свою ущербность. Этот примитивный механизм удовлетворения низменных чувств позволяет предводителю подонков без особого риска для себя подавлять гораздо более сильных, чем он сам. Стоит ему только начать, а дальше стадо докончит. Кадры, которые вы видели, наглядно демонстрируют, как преступление против человечности может мимикрировать под акт соблюдения морали общества. Поэтому истинно только то, что востребовано самой жизнью, а не прихотью лидера подонков, или традициями общества, или амбициями государственного чиновника.