Саяпин Михаил Михайлович : другие произведения.

Что такое культура и как с ней бороться?

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Что такое культура? Насколько она полезна? И насколько она безопасна?

  Что есть культура?
  Культура - это среда вокруг какого-либо вида деятельности. Бывает культура производства, культура строительства. Уголовная культура, наконец.
  Есть культура поведения - она показывает уровень "производства" человека как общественной единицы. Есть музыкальная культура - каким требованиям должен удовлетворять музыкант.
  Одна сторона культуры - деятельная. Она показывает уровень квалификации человека (в расширенном смысле - еще и как общественного существа, осуществляющего деятельность, отличную от профессиональной).
  Вторая сторона культуры - коммуникационная. Она включает в себя понимание реалий профессии и терминологию, позволяющую на равных вести разговор с собеседником.
  Хорошо. А что такое просто "культура"?
  Это... культура бездельников. Или, если более корректно, - культура досуга.
  У большинства людей (кроме фанатичных трудоголиков) есть досуг. Этот досуг они посвящают потреблению некоей области деятельности; культуры. Спорту, садоводству, искусству. Вообще-то можно точнее сказать: потребитель культуры всегда потребитель искусства - в спорте ли, в охоте ли, в музыке ли.
  Среди культур есть иерархия. И высшими культурами считаются культуры философические, те, которые претендуют на некое описание мира. Считается, что хорошо овладевший такой культурой человек хорошо познал и суть явлений. Про такого говорят: это культурный человек.
  Проблема однако в том, что подается культура не напрямую, а через посредников-эстетов, которые разъясняют клиенту, что в культуре "выше" или "ниже", на что надо обращать внимание, а на что нет. Что противоречит самой сути "осмыслительной" культуры.
  Так формируется иерархия культурных представлений "культурных" людей. Она влечет за собой и монетизацию: различные культурные артефакты получают различную цену в зависимости от принадлежности к объявленным ценными, т.е. модным, стилям и направлениям.
  
  Есть сословия управляющие и есть сословия исполняющие.
  Исполняющие, они же подчиняющиеся, грубы. Их жизнь проста: иди туда-то, сделай то-то; бери больше, кидай дальше. Монотонная, однообразная жизнь с ее примитивной культурой деятельности требует такой же примитивно-монотонной культуры досуга. Однообразные танцы под пьяное пение - что раньше, что сейчас.
  Иное дело человек управляющего класса; как раньше говорили, благородного сословия. Они имели дело больше со словом, а не с материей природы. "Благородный" человек, "барин", должен уметь донести свое приказание с надлежащей твердостью, но сам почтительно выслушать приказание себе, внимательно вслушиваясь во все тонкости.
  Отсюда: культура правящего класса - это культура оттенков.
  Человек подлого сословия, отупевший от однообразия и грубости своей работы, понимает больше палку - а как еще пробиться через его загрубевшую шкуру? Благородному же человеку порой достаточно сказать: нехорошо, стыдитесь! И он уходит и стреляется. Такая тонкая у него организация. Помните? -
 ...ВПРОЧЕМ, ПРЕБЫВАЮ К ВАМ БЛАГОСКЛОННЫЙ
     ПАВЕЛ.
  
  Не было сказано: "навсегда благосклонный".
  И Аракчеев прослезился, так как смерть не любил получать выговоры.
  © Тынянов. "Подпоручик Киже"

  Высший круг правящей элиты - придворные. Они обязаны в точности улавливать все оттенки высочайших указаний. Культура высшего управления - это культура полунамеков.
  Вот почему вояки-генералы, просоленные морские волки, умеющие вести подчиненных в бой, при всём уважении к их заслугам не котируются у элиты: они привыкли к прямолинейным командам, грубы и в общем-то, если разобраться, не так уж сильно отличаются от своих "подлых" подчиненных.
  Представителям элиты свойственно ценить искусных мастеров. Конечно, искусный охотник, ремесленник или музыкант не могут быть им ровнями. Но уже сам факт наличия высокой творческой квалификации у них выделяет их из толпы и приближает к ним.
  Так образуется богема.
  
  Мы грубо обозвали "просто культуру" культурой бездельников. У этого вопроса есть и другая сторона.
  Хорошо известно правило трех поколений. Первое поколение - основатели; второе упорядочивает полученное наследство; начиная с третьего уже просто владеют циркулирующей установленным порядком собственностью, находясь как бы "при ней".
  Первые, как правило, малокультурны; у них "зарплата не та", как бы сказал шукшинский персонаж, и времени на овладение посторонней культурой нет. Вторые часто получают образование, а дальше занимаются по специальности. Зато третьему поколению достаточно досуга для овладения "всеми теми богатствами, что выработало человечество" (и что ценится современниками).
  Третье поколение - это уже паразиты. И культура их из досужей превращается в паразитическую. Они уже принадлежат к элите и знают, что элита - это те, кто тонко чувствует. Поэтому и они увлекаются утонченной культурой.
  Культура становится знаком принадлежности к верхам. Становится симулякром власти и положения.
  Безделье в сочетании со стремлением показать культуру естественным образом порождает извращенность. От утонченности к извращенности. Извращенная культура - показатель мнимого благополучия общества.
  Утонченная, "избыточная" культура заражает массы. Многие, получив в результате общественного процветания возможности для досуга, посвящают его "овладению культурой" (хотя на деле это культура овладевает ими), лелея надежду, что это поможет им повысить свой статус (порой иллюзорную - вспомним судьбу Кузьмы Пруткова).
  Пронизанное культурой общество - это общество застоя. Отражением которого в искусстве является декаданс.
  
  Век первых поколений по понятным причинам недолог; большинство обществ живет при последних поколениях.
  Первые поколения - это деловитые варвары, смотрящие на жизнь практически (что полярно искусству). Они больше признаю́т искусство утилитарное, понятное массам, из которых они сами вышли.
  И если варвар не глобален, если его приход - не всеобщая катастрофа, связанная с падением цивилизации, то его судьба трудна. Он оказывается в окружении "культурных" обществ, изолированным ими. "Культурные" соседи смотрят на варваров-революционеров свысока, пытаясь заявить о своем превосходстве. Варваризованные общества должны отстоять свои права на существования. Они пытаются насадить свои представления о культуре окружающим, одновременно вынужденно заимствуя старую культуру извне (или из недобитого прошлого).
  Эта неравномерность культурных революций - трагедия обществ. Опрощение национальной культуры происходит в отдельно взятой стране (пусть и транслируется на весь мир), тогда как старая культура продолжает господствовать в большинстве стран. Глобальный диктат культуры становятся тиной в заросшем озере, ряской, через которую кое-где прорываются всплески нового.
  
  На службе у культуры состоят культуртрегеры. Они являются проводниками закабаления человечества, составляя ранги и списки культурных явлений. "Его уже перевели в первостепенные" - известная шутка из советского кинофильма, хорошо отражающая это явление. Задача культурного воспитания - оторвать человека от трудовой деятельности, внушив ему стремление к досугу, который он должен заполнить культурной утонченностью. "Искусство не для всех должно стать понятным каждому!" - такой абсурдистский лозунг провозглашается воспитателями культурности. И если место простых и понятных развлечений занимают оторванная от жизни "классика", то это повод задуматься о состоянии общества.
  
  Культура опасна. Культура порабощает. У человека только иллюзия, что он ей овладевает; на деле обычно культура порабощает человека. Быть культурным - значит, быть как все. В своей среде. Но если в других проявлениях это показатель способности и квалификации, то в плане "культуры вообще" это часто показатель способности к безделью и сопутствующему ему разврату.
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"