Елена Бойкова : другие произведения.

Разговор у зеркала (Авторам - от...)

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:
  • Аннотация:
    Обзор произведений-финалистов (рассказы и миниатюры)


Разговор у зеркала (Авторам - от...)

  
   Тень ночная, смутная
   Дремлет на полу,
   Подойду я к мутному,
   Древнему стеклу...
  
   Зеркало есть отражение нас самих. Зеркало не украшает, но и не искажает. Все как есть, без обиняков.
   Но не о зеркале речь.
   Я усаживаюсь поудобней на мягком стуле и включаю компьютер. Сегодня именно застывшая гладь монитора будет моим зеркалом. Многое мы теперь делаем с помощью компьютера. Читаем, играем, общаемся, смотрим фильмы... Иногда, согласитесь, не хватает той легкой незамысловатости, которую заменил мощный процессор. Иногда...
   Я хочу заглянуть за решетку строк. Глубже глянцевого стекла и дальше поверхностного смысла. Я хочу увидеть отражение сути разнообразных историй - а еще глубже за ними - рассмотреть себя. Вся наша жизнь - зеркало. Желания, стремления, поступки - не более, чем отражение души. Скажете - не так? Приглядитесь. Только время отразит вам вас самих - без прикрас и искажений.
   У нас конкурс. Захватывающая гонка, карнавал впечатлений, слепящий свет открытий.
   А в зеркале...
   Золотистым кругом очерчивает настольная лампа компьютер, мой стул и еще по чуть-чуть - с боков, будто ограждает арену. Комната за пределами этой арены тонет в густом полумраке и становится нереальной. Зеркало... Да. Компьютер загружен, интернет подключен, вот оно, мое поле деятельности. Рассказы-финалисты, лучшие... Я читала их все, выставляя оценки. Но снова открываю каждый - прочесть заново, освежить воспоминания и сравнить впечатления.
   Свет мой, зеркальце...
   Поехали.
   ****
  
   Боевая Машина В...
  
   Лирическое произведение. Хотя оно наполнено достаточно простым смыслом и идея не новшество - все равно рассказ тихо и незаметно располагает к себе. Неплохой язык, хорошие образы героев, детали, моменты...
   Одна придирка только, но смешная. Вспомните эту фразу: "Когда едешь ночью, часто придумываешь, про что песни, особенно когда слова не понятны" - это о песне группы Океан Эльзы "Без бою". Допускаю, конечно, что отдельные слова могут быть непонятны, но не все подряд ведь! Наши языки настолько родственны, что не понять друг друга просто невозможно. Так что странно неоднократное подчеркивание в тексте того, что героиня не понимает смысла песенки. Ну, ладно. Это мелочи, просто о них тоже не стоит забывать.
   А рассказ и впрямь душевный.
  
   В тридесятом царстве, в тридевятом времени
  
   Странное впечатление оставляет этот рассказ. Кажется - нужно бы чуть иначе. Однако же, некую теплоту и симпатию вызывает именно неряха Жила (вообще очень любопытный образ, если разобраться). В его облике и словах постоянно присутствует нарочитость, но его поступки - совершенно иной уровень - даже для ангела-хранителя (ангел-хранитель - единственный объяснимый образ, хотя Жила, конечно, совсем другой персонаж). Но главное - герой вызывает намного меньше положительных эмоций, хотя должно быть и сочувствие, и радость от наилучшего из возможных в этой ситуации финалов. Двойственное впечатление, но сам рассказ запоминается - это главное.
  
   Граница
  
   Вопросы. Вообще, это хорошо, когда после прочтения рассказа остаются вопросы - значит, есть пространство для полета мысли, значит, над самим произведением не лень задуматься. Однако вопросов очень уж много. Что разделяет граница - более-менее понятно, тут ладно. Условно - зависшие на века в безызвестности души пытаются просочиться в рай. Или они прямиком из ада сбежали. Или там, вдали - и есть ад, откуда данные субъекты "выпущены за примерное поведение" (наименее правдоподобный вариант). Не суть. Но. Я по порядку постараюсь вопросы задавать.
   Зачем попавший неизвестным путем на "таможню" человек работает на отстреле? Кто рассказал ему, что так надо?
   Предположим, разъяснили. Хоть тот же дневник.
   Зачем нашему герою вообще нужно стрелять "нелегалов"? Если в тот единственный раз, когда его воля была подавлена, вся толпа мирно текла мимо - значит, он им не интересен? Ну и растил бы себе лучок на огороде, купался в речке, да не тратил патроны зазря. Это я утрирую. Но поехали дальше.
   Если даже у "таможенника" нет другого пути, кроме как еженощно расстреливать толпу - почему его не снабжают оружием? Что - патроны закончатся - граница перестанет существовать?
   Будущее героя тоже не ясно. То ли по окончании патронов он все-таки будет убит многочисленными паломниками, то ли - планирует просто уйти. Кстати - отчего б ему самому не сходить туда, куда рвутся все эти несчастные?
   Вопросов очень много, но сама атмосфера в рассказе - приятная. Он легко читается и увлекает.
  
   ****
   Разволновалась, пошла на кухню за водой. Кофе-то в чашке давно закончился - пока перечитывала рассказы. А свет на кухне слишком яркий после мягкого полумрака комнаты. Эх, мысли-мысли. Вопросы. Интересный момент - когда пройдет какое-то время - впечатления от прочитанного сглаживаются, как острые грани камушков, попавших в море. Но - это уже не то. Важны все впечатления...
   ****
  
   Грехи отцов...
  
   Признаюсь, этот рассказ я считаю одним из самых лучших. Не потому что все заканчивается хорошо - скорей из-за самих проблем, поднятых автором. Грустно и задумчиво делается от этого рассказа. Не хочется даже обсуждать сам текст, потому что смысл в данном случае перевешивает, отвлекает на себя внимание. Но попробую.
   Довольно странно ведет себя хозяин квартиры. Так просто - впустить чужого человека, который даже примерную цель своего визита не хочет (не может) сразу сказать... Я, конечно, допускаю, что хозяин квартиры достаточно уверен в себе, но очень уж легкомысленным кажется его поступок.
   Еще немножко удивляет, с какой легкостью нашел замученный снами герой снимок в интернете. Конечно, может - совпадение. Мистики-то и так достаточно в рассказе - одним странным совпадением больше...
   Все, придирки закончились. Там было еще кое-что непонятное с прямой речью: не всегда можно было сориентироваться, кто говорит. А так - все.
   И - спасибо автору за рассказ.
  
   Дар Убеждения
  
   Здесь иная ситуация. Интересная идея немножко затеняется самим текстом. Хотя стиль вполне подходит смыслу, сам текст, мне кажется, многословен. Многовато лишних впечатлений, определений, эмоций. Еще кое-где скачет время. Вот, например, две стоящие рядом фразы:
   "Составили план - я соглашаюсь и выполняю условия, спецназ - подготовить штурм"
   "Риск велик - но иного пути я не видел"
   Там настоящее время, тут - прошедшее, а такие вещи сбивают с ритма. А ритм есть, на этой-то связке ритма весь текст держится.
   Словом, рассказ интересный, и финал не подвел. Причесать бы это произведение, подкорректировать - цены бы не было.
  
   Девочка с бластером
  
   Бластер, бластер... Бластер, помнится мне по разнокалиберной научной фантастике, очень мощное смертельное оружие. Довольно странно, что девочка бродит по городу, просто "закинув на плечо бластер". Кобура или чехол даже не упоминается. Странно.
   Потом еще удивляет, как просто начали свои странствия дети. Ну, понятно, они тинэйджеры, и не интересно им, чем они будут питаться, попадя в другой мир, нужен ли им нож или спальные мешки... В этом есть что-то. Если только автор намеренно хотел немножко выделить этот момент (удивительные приключения должны начинаться легко, без долгих размышлений!) - это прекрасно.
   Одним словом, легкий и беззаботный рассказ. С очаровательными звездами в глазах Масаюки-сана...
  
   Другой берег
  
   Наполненный печалью и неторопливостью, этот рассказ одновременно приковывает к себе внимание - и не запоминается. Любопытный эффект. Старый Харон здесь - больше аллегорическая фигура, мне кажется. Потому что Последний - в чем бы он ни был последним - всегда чем-то похож на прочих.
   Текст похож на пеструю дикую кошку. Своенравный, по-своему красивый, в достаточной мере изящный - но ужаснет любителя породистых питомцев. В нем есть разногласия, небольшие огрехи и мелочи, за которые можно придраться. Но в целом рассказ оставляет хорошее впечатление.
  
   Замена
  
   И вот снова. Ну идея, идея-то была! Идею заслонили собой мелочи, которые сами по себе не стоят и внимания.
   Идет себе по жизни человек по имени Вадим. Идет да идет. Он не знает о том, что у него могла бы быть совсем другая судьба, что все у него могло быть - да не было. На его жизненной дороге сплошные коряги да камни. Мораль - все зависит не от дороги, а от человека. Что сделал - то сделал. Можно сесть и помечтать о том, что могло бы быть... Но лучше мечтать о том, что может быть. И верно. У этого самого Вадима есть его жизнь - хоть и подмененная - зато есть и будущее. А у того, другого, будущего уже не будет.
   Критиковать не буду. В тексте довольно много зацепок, но я не их взялась оценивать. Спросили бы меня о качестве текста - моя оценка была бы невысокой. Но я оцениваю текст в общем его течении. А в этом аспекте уже вовсе неплохо. Только, автор, хотя бы пишите цифры прописью!
  
   Лабораторная крыса
  
   Там отделяющие разные места действия звездочки в нескольких местах пропущены. Ладно, я не об этом сказать хотела... Интересно! Интригующе, практически не объяснимо. Основное, что кажется центральной мыслью - то что таким вот неудачным опытом удалось спасти девушку, а ведь ей не так много оставалось жить. Обычно еще добавляют задумчиво: "Да-а, и так вот бывает...". Но я рада. Айка немного жалко - а было бы довольно забавно забрать его - в этот мир. У Ани появился бы верный друг и... Это совсем другая история, которую может знать только автор :).
   Не могу сказать, что рассказ поразил меня, или что запомню его надолго. Но я рада, что прочитала его. Рада.
  
   Непорядочная принцесса
  
   Ох уж эта принцесса! А нужно-то ей было того же, чего и всем нам - простого счастья :)
   Аттракцион "Заколдованное королевство" поражает жестокостью создателей. Жестокость не в отсутствии гуманности - мол, этим персонажам не дано жизни. Жестокость в этой "утилизации". Или в том, что отдельно взятой принцессе жизнь все-таки дана. Кто смотрел фильм "Остров", тот, наверное, меня поймет. Потому что сбежавшая принцесса получит отсрочку смерти, шок, целую тучу проблем, но уж никак не жизнь. Ладно, это сугубо прагматичная точка зрения. В остальном - я рада за принцессу. Вдруг в ее жизни случится еще одно чудо - и она сможет жить в нашем мире - без страхов, комплексов и преследований?
   Приятный рассказ. Это как "попасть в сказку" только наоборот. Идея не нова, но хорошо реализована!
  
   Ноктюрн цвета морской волны
  
   Начну с критики, ладно? Вот: "...сочные малиновые губы удивительно вкусны" - брр! Такое впечатление, будто описаны действительно ягоды, но уж никак не черты красивой женщины! И еще: "...он медленно оторвался от сводящих с ума губ" - ну хоть бы отдалился, или отстранился, или еще что - но так не очень звучит. Будто это триллер, честное слово!
   Но идея - да, интересная! То есть, в самом этом рассказе мне понравилась идея, реализация и тема... Но стиль, увы, подвел. Что-то есть в нем такое приторное, нарочитое - как в дамском романе. Это не оскорбление, не подумайте. Просто впечатления читателя. В остальном же рассказ приятный.
  
   ****
   Решила сделать перерыв. Хотела выйти снова на кухню, быть может даже приоткрыть окно, чтоб холодный ноябрьский ветер очистил голову для дальнейших впечатлений. Нет, не пошла. Остановилась здесь же, у окна, в полутьме рассматривая цветы на подоконнике. Они живые. Тихо дремлют, но, кажется - что-то тихонько нашептывают даже во сне. Я могу понять этот язык - ведь я люблю эти цветы. Знаете, о чем они говорят? Что все проходит. Что они видят жизнь не намного меньше, чем я - но она тихо себе течет мимо. Мимо, вперед - безвозвратно уходит. Только они это понимают, видят - а я привыкла не замечать. Они говорят, что если я не успею что-то сказать именно сейчас - я могу никогда не сказать этого. Они правы.
   Я возвращаюсь к компьютеру. Что ж, буду говорить все, что хочется передать авторам - от читателя...
   ****
  
   Паучком в паутинке
  
   Этот рассказ сразу привлек мое внимание тем, что он одновременно притягивает и отталкивает. Как паучок. Он маленький, симпатичный, и паутинка у него красивая, интересная, но если подумать, что он делает со своими жертвами - аж мурашки по коже. Также и с рассказом этим. Он построен на принципе замены, что уже много раз встречалось в конкурсных работах, но в данном случае, замена реализуется иначе, финал очень впечатляет. Понравилось.
   Язык отрывистый - списываю на стиль. Кое-где, кажется, можно было бы пригладить, но пусть уж будет так. Это интересная работа, она запоминается. Хотя перечитывать ее отчего-то не хочется. Эффект паучка...
  
   Пдк по Ольгам
  
   Поставила его в своем личном рейтинге - в тройку лучших. Не из-за какой-то особой мысли, глубины или идеи. Просто легкий этот рассказ, милый и добрый. Просто написан он тепло и чисто. Просто мне приятно было улыбаться по прочтении. Такие рассказы - как бальзам на уставший мозг. Я не могу назвать его шедевром, но мне нравится, что я могу открыто сказать - очень понравилось!
  
   Переступить Барьер
  
   Персональный барьер, видимый в людях только Олегом Николаевичем - необычен и кажется новой идеей в, казалось бы, многократно описанном участке событий. Удивляет и привлекает здесь как раз то, что должно было оттолкнуть. Дворницкий, герой, должен вызывать неприязнь к финалу, однако - вызывает сочувствие.
   Была одна нестыковка. Вот: "Хатризма исчезает полностью, разрывается или лопается, после того, как человек совершает, пусть и нечаянное, но убийство" однако же Дворницкий обнаружил у себя отсутствие хатризмы до того как убил - тем более непроизвольно - Василия. Логическая ниточка запуталась. В остальном - интересно.
  
   Платить фрегатами
  
   У автора в аннотации написано, что в рассказе раньше не было ничего нереалистического. Хотелось бы прочесть ту редакцию - я подозреваю, что она была еще лучше, чем нынешняя. Но то - лирическое отступление. Теперь к делу.
   Рассказ четкий и интересный. Немножко запутано местами, но все окупается атмосферой. Об этом рассказе можно сказать, что у него есть душа. Душа хрупкая, чуткая, к которой прикасаешься с осторожностью и любопытством. Не хочется придираться к мелочам, а в общем, двумя словами сказать - очень хорошо. Не разочаровал.
  
   Поколение
  
   Кто-то извне подослал подавляющих волю Огоньков, чтобы воздействовать на человечество. И постепенно все дети попали под это влияние, получив взамен иллюзорный мир ярких ощущений. Поколение. Нет, я, наверное, не доросла до этого рассказа, потому что он не оставил должного впечатления. Не ужаснул, как должен был бы, не потряс, как, видимо, было задумано... Остался только факт прочтения. Впечатления... Несколько необычные. Смутные. В рассказе поддерживается атмосфера безвыходности, непонимания и еще - полумрака. Рассказ достоин финала, это однозначно. То, что его не восприняла лично я, мне кажется, всего лишь частный случай. Идея тут, по-моему, глубже, чем ощутил даже сам автор.
  
   Почтальон
  
   Хороший простой рассказ о том, что не все мы понимаем правильно. И еще о том, что связь с теми, кто ушел, нам очень нужна. Мы придумываем ее снова и снова, не надеясь на воплощение, но свято веря в будущее. Мы верим в то, что за гранью есть продолжение. И еще в то, что мы можем понять многое именно там. За гранью.
   Почтальон - еще одна ниточка связи. И верно. Это надежнее, чем экстрасенс, который то ли и вправду что-то слышит, то ли деньги выдуривает. Немножечко грустно становится от этого рассказа и налетает, как бриз, легкая задумчивость. Хороший рассказ.
   PS. Сочетание "грандиозная мешанина" звучит ужасно.
  
   Почти живой
  
   Почему-то вспомнилась "Дюна". Может быть из-за хлана, который собирают, может быть - из-за пустыни.. Не суть. Эмоциональный рассказ немного сбивается из-за расплывчатого стиля. То есть, стиль как бы присутствует, но местами кажется - будто рассказ еще "сырой". Может, с ним и впрямь чуть-чуть не доработали. Такое бывает перед конкурсами. Ладно. Опять - идея замены. Реализована достаточно хорошо, во всяком случае, застой с космическими темами, похоже, заканчивается - люди начинают снова писать о космосе - теперь уже не с таким пылом, зато - взвешенно. Рассказ приятно разнообразил череду конкурсантов, это его плюс. Некоторый минус - в финале. Там, где начинается повествование от первого лица, от женщины, вышло очень сбивчиво, нечетко. Монолог героини несет слишком много эмоций - куда больше, чем в остальной части рассказа, из-за этого, не воспринимается, как одно целое. Но в общем - впечатление приятное.
  
   Провидец
  
   Анж де Пари. Моя слабость - Франция, автор попал по самому, так сказать. Признаюсь, мне понравился рассказ. Не так понравился, как другие - тут восприятие оказалось совсем иным. И дело, наверное в самом Анже. Не хороший, не плохой - он воспринимается именно таким, как есть, без разделений на белое и черное. Это большой плюс - так суметь написать. Рассказ запоминается. Не могу сказать даже, понравился ли он мне - но я его с удовольствием перечитаю еще раз. И, потом, через какое-то время - еще. Спасибо автору.
   Но. Не выглядит законченным. Воспринимается как зарисовка, фрагмент. Это и хорошо, и плохо. Смотря на какое настроение читателя попасть. И еще - девочка очень уж наигранно разговаривает. Особенно там, где рассказывает Анжу сон, который хотела бы увидеть. Но это - мелкая придирка.
  
   Птицы не падают
  
   А вот здесь автор показал себя гением игры с читателем. Это я без преувеличения. Потому что рассказ построен так, что постоянно воздействует на эмоции читателя. Более впечатлительный человек может утереть слезу, дойдя до финала. Менее впечатлительный - почувствовать некое родство с этим повествованием, будто бы поговорил со старым-старым знакомым... Загрустить. Загрустить - это как минимум. Скажу честно - я очень переживала за этот рассказ на всем его пути к финалу. Я переживаю за него и теперь. Не хочется говорить ничего больше - потому что и так захвалила. А ругать, в общем-то, не за что. Разве что заметить - ближе к финалу эмоции будто бы вырываются из-под власти самого автора, и это немножко заметно.
  
   Пулемет "Максим"
  
   Очень сильный рассказ. С творчеством Артема я знакома довольно давно. Самым интересным у него считаю не этот рассказ, но. Не новая идея подана достаточно неплохо. Намного оригинальней именно с формой и стилем. Тут, конечно, рассказ хорошо выходит. Над ним приятно задуматься, разобрать по пунктам, припомнить все и довольно улыбнуться - хорошо все состыковано, без изъянов. Я не думаю, что он стал бы победителем, но потенциал у рассказа большой. Это мне нравится.
  
   ****
   Оторвалась от монитора и задумалась. Сколько рассказов прошло через меня за время этого конкурса? Предноминация, туры, судейство, оценки... Недостаточно простого нравится - не нравится. Недостаточно и одних эмоций, хотя они порой могут сказать куда больше, чем все логические умозаключения. Ничего с ними не поделаешь. И я возвращаюсь к золотистому кругу от настольной лампы, в свете которого монолитом видится тень моей руки. Очень многое выглядит совсем иначе, чем есть на самом деле. И, кстати, не только выглядит иначе, но и привлекательнее.
   Откуда во мне берутся слова? Столько слов... Иногда впечатлений много, а сказать нечего. Или не хочется. Но есть еще один аспект, когда не хочется говорить, но автор заслуживает куда большего, нежели благодарное молчание читателя. Странные мы, люди. Одними и теми же словами умеем бичевать и вознаграждать. Это неплохо. Это странно. Это грустно.
   ****
  
   Ромашка
  
   Здесь по ходу повествование меняется и отношение читателя к героям. Мне кажется, это не замысел автора, а случайность, но случайность положительная. Хуже всего с главной героиней - почему-то ни в каком случае не приходит симпатия к ней. В центре все время Ромашка, хотя отношение к ней диаметрально меняется. И лишь в конце, когда жизнь уже отдана, приходит понимание, что весь рассказ прошел мимо. Мимо главной героини, которую, наконец-то становится жаль. Жаль, что чудо было рядом, прошло по ее жизни, но ушло - затоптанное подобным отношением. Впрочем, идея хорошая. И построен рассказ очень хорошо.
  
   След
  
   Еще один рассказ из тех, что я считаю самыми сильными. Оставляет след, подобно своему названию и идее. А вот аннотация, мне кажется, немного портит впечатление. Это при том, что аннотацию я прочитала после самого текста. Из удивительного, не привязанного ни к какому миру чуда, повествование превращается в версию - версию возможных событий. А это очень сильно уменьшает само чудо. Мне очень понравился рассказ, хотя там, кажется тоже можно причесать немножечко текст.
  
   Страшный Дорожный Рассказ
  
   Эмоциональный телепат и вампирша. Изгои, одиночки, которых никогда не признает мир. Они слишком разные, чтобы иметь хотя бы сходные интересы, но объединивших их черт действительно достаточно для купейной беседы. Ни одному из них не станет легче, также как мне не стало "очень страшно". Но - и в первом, и во втором случае - не в этом суть. Названием и некоторыми моментами автор иронизирует над собственным текстом - а заодно и над читателем. Но читатель не в обиде. Откладывая прочитанное произведение, читатель вряд ли вернется к нему. Но не сможет сказать, что именно не понравилось. Стиль? Смысл? Ритм? Все это здесь присутствует. Возможно, изложение в чем-то подвело, но рассказ заслуживает достаточно высокого балла.
  
   Театр Тени
  
   Холод и отчуждение сочатся из этих строчек. Тихий страх шепчет откуда-то изнутри - все не такое, каким тебе кажется. Меня разубеждали, но все равно этот рассказ чем-то, мне кажется, перекликается со "Сто дней одиночества", хотя, конечно, совсем чуть-чуть.
   Сначала финал меня удивил. Честно. Потом, второе впечатление - что финал должен был быть именно таким. Рассказ силен именно этой мрачностью и тихой мистикой. Он понравился мне, но второй раз я не стала бы его перечитывать. Точно не стала бы...
  
   Тени
  
   Рассказ не очень понравился. Нет, он достаточно сильный, в нем присутствует стиль, есть идея и написан хорошо. Но таким холодом веет, и так горестно, пока его читаешь... Произведения с негативной окраской, несомненно, имеют право быть. И даже нужны. Не хочется спрашивать, что это за тени, не хочется узнавать - стала ли Марьяна такой же Тенью, или у нее другая природа... Грустно и холодно на душе.
   Есть грустные рассказы, от которых наворачиваются слезы на глаза, а бывают такие, когда хочется просто спрятаться и сделать вид, что ничего этого не было... Но рассказ заслуживает неплохой оценки, с этим не поспоришь.
  
   Тетрадь для чтения
  
   Интересный рассказ. Даже больше, чем просто интересный. Он из тех, которые не забываются сразу. Вспоминается в самые неожиданные моменты. Заставляет задуматься. Полагаю, дело тут даже не столько в идее, сколько в героях. Они живые. Настолько живые, что кажется - Бориска живет в соседнем парадном. Его образ, реплики, поступки прописаны настолько реалистично и тонко, что в него безоговорочно веришь. Как веришь и в бабушку, и даже в бомжа. Мастерство автора совершенно преображает текст. Идею не назовешь новшеством, но подана она именно так, будто читаешь захватывающую повесть. И эта реалистичность дополняет картину таинственной тетрадки, привносит чуточку мистики в восприятие самого читателя. На мой взгляд, хороший пример сочетания формы и смысла.
  
   Храм
  
   Первым делом подумалось, что "Храм" наполнен духовностью. Но уже чуть позже стало понятным - мистика. Мистика невидимым плащом укрыла этот рассказ, распростершись как над ним, так и над читателем. Строчки, слова, диалог двух, надо думать, высших сил в финале - все это нагнетало впечатления и предполагало некую мощную развязку. Но когда ожидаемая развязка наступила, оказалось, что я ждала чего-то иного... Впрочем, авторский ход был уместен - все встало на свои места. И жизнь женщины, которая жила только медной табличкой в храме, стала воплощением такой вот справедливости.
   Мне понравился стиль, он очень подходит теме и смыслу рассказа - хлесткие, четкие слова, определения, фразы. Они напоминают стук печатной машинки. Интересно. Необычно. Это не может не радовать.
  
   Шедевр из шедевров
  
   Признаюсь, я с самого начала была неравнодушна к этой сказке. Хотя умом понимала, что ничего особенного в ней нет - идея не нова, исполнение хорошее, но немного приторное, образы - слегка наигранные. Однако же, именно этот рассказ с незамысловатым сюжетом обладает всей необходимой привлекательностью, чтобы вновь и вновь привлекать к себе внимание. Есть в этом нечто мистическое, в духе предыдущих рассказов. Но - сказка. Сам по себе жанр уже располагает. Потому что сказки бывают грустные и веселые, но почти всегда добрые. Сердце, после напряжения суровых сюжетов, благодарно отдыхает в легких сценках "Шедевра из шедевров". Эта сказка достойна хорошей оценки.
  
   ****
   Откидываюсь на спинку стула - моя работа закончена. Будут недовольные моим обзором, будут и согласные с моим мнением. Все решат оценки - в том числе и мои. Я была приятно удивлена тем, что все рассказы, за которые я болела - вышли в финал. Это свидетельствует о том, что они понравились не только мне. А когда такие разные люди более-менее похоже оценивают конкурсные работы - значит, мы выбрали действительно самое лучшее.
  
  

День второй

  
   Миниатюры.
   Я снова здесь же, на арене из золотистого света настольной лампы, в звенящей тишине одиночества. Для этого зрелища не будет зрителей, потому что не может быть зрителей у безмолвного монолога с зеркалом.
   Фокус. Чем меньше текст, тем больше нужно суметь в него вложить. Конкурсанты, работавшие в этом направлении, должны быть настоящими мастерами, потому что далеко не всем под силу заключить большой смысл в клетку скудных строк.
   Ну что ж. Здесь, сегодня передо мной - лучшие. Посмотрим...
   ****
  
   Возвращение
  
   Скорее не миниатюра - полноценный рассказ. Не знаю, как удалось автору вместить такой объем в установленные рамки, но удалось... Похвально.
   Рассказ (а иначе и назвать не могу) хороший. Яркие, чистые образы, хорошие картины, заставляющие не только читать сухие слова, но представлять это все мысленно... Браво.
   Смысл тоже на уровне, хоть и давно не нова идея. Сколько их таких - чудом спасшихся, вставших с больничной койки только волею судьбы - да иногда, тех, кто рядом, ждущих. Не в этом суть. Рассказ имеет свою долю оригинальности, как человек - качества личности.
  
   Вы идиот, рядовой Расмуссен!
  
   Всех волнует вопрос "а если?.." А если завтра мы все умрем - что будет дальше? А если завтра на земле останешься ты один - что ты будешь делать? А если - мы последние? Если, если, если... Вариация. Приятно написанная, гладкая интерпретация все тех же вопросов. Единственные спасшиеся, пять человек из всего человечества - так было не в одном произведении, но... знаете, а мне не скучно читать об этом вновь. Тем более - короткую и емкую миниатюру. Напомнило немного Рода Серлинга. Хорошо.
  
   До самого края
  
   Жанр - сказки. Нет, это не сказка. Скорей уж - притча. Любопытная, осмысленная, хотя и немножко затянутая. Хм, не знаю, как может быть затянутым текст в миниатюре - оказалось, может. Возможно, дело в стиле. Возможно - в том, что автор сам не был до конца уверен, на чем хотел сакцентировать свою притчу. Но финал однозначно порадовал.
  
   Дом моей жизни
  
   О том, что они рядом. Не первый раз поднимается такая тема даже в рассказах этого конкурса. Но не устаревает. И все-таки, дочитав эту миниатюру, я чувствую, как наваливается тяжелая, слипающая веки усталость. Не от физических напряжений и даже не от нервных нагрузок, нет, тут другая причина. Ее поймут те, кто терял близких людей. И этот вопрос - а вдруг ушедший еще здесь, еще видит нас? - никогда не перестанет всплывать в мозгу. А вдруг?
   Значит, автор справился со своей задачей - затронул те самые струны, которые не позволят читателю так просто забыть коротенькую миниатюру...
  
   Зеленая кошка восхода
  
   Если я правильно поняла, автор не только зарисовал картинку жизни полудиких людей, верящих в два единства одной кошки. Идея куда глубже. И первое, что приходит в голову - религия. Религии человечества, из-за которых убивают и сходят с ума, но которые, возможно, восхваляют одного и того же бога - разными именами.
   А, возможно, автор даже и не думал о таких глубоких проблемах. Может быть, эта миниатюра означает только то, что мы видим в прямом смысле этих строк. И я не против. Это - тоже неплохо.
  
   Интим не предлагать
  
   Интересная миниатюра. Я с удовольствием перечитала ее, хотя в этом не было нужды - со времени выставления оценок я не забыла этот текст. Можно придраться к легкой неприглаженности текста и расплывчатому стилю - непонятно, то ли есть индивидуальность у миниатюры, то ли нет ее, но я придираться не буду. Потому что в данном случае смысл - не упрятанный, четкий - куда приятней придирок.
  
   Искорка
  
   Тоже хорошо запомнила эту миниатюру. Простоватая она, однако, привлекает внимание. Кое-где стиль сбивается с намеренно-просторечного языка, кое-где как раз перебор с этим самым языком. Однако впечатление остается хорошее, такое, будто прочитала давно читаную сказку. Ту, в которой все хорошо заканчивается. Приятное впечатление. Доброе.
  
   ****
   Отрываюсь от миниатюр и иду пить кофе. Вредная привычка, никакого курения не надо. Но чудом каким-то за чашкой горячего, ароматного напитка мысли будто упорядочиваются. И я думаю, пока помешиваю густую темную массу в джезве. Думаю о том, что с миниатюрами как-то легче. Не потому что они коротки, скорей, потому что не так воздействуют, совсем не так как рассказы, повести, романы... Это краткое впечатление, которое может запомниться надолго, все же не ранит так больно, как грустный рассказ. Но и улыбка, вызванная хорошей миниатюрой стоит, по-моему больше...
   Забираю приготовленный кофе и возвращаюсь к своему зеркалу мыслей. Мои, авторов, читателей - все-все мысли вперемешку. Нелегко их разделить, но этот труд приятен.
   ****
  
   Лебединая песня
  
   Даже и не знаю, что делать с этим рассказом. С одной стороны, вечный мой прагматизм критически спрашивает: что станет с этой птицей, и как вообще она смогла дожить до того дня? С другой стороны все так же хочется по-детски верить в чудо. Освобожденная детьми птица не только улетит к себе домой, но и подарит нетленную надежду юному поколению умирающей земли. Не в силах разобраться, которой своей мысли верить, я остаюсь при мнении - рассказ заслуживает финала, это точно.
  
   Нейтрал
  
   Хорошую миниатюру, на мой взгляд, портит только одно: "Девочке столько же лет, сколько было тогда Кэт" - скажите мне, неужели к этому приему так уж нужно прибегать снова и снова? Неужели у героя - а по вечерам он накачивается спиртным неспроста! - обязательно должен быть убитый кем-то любимый человек в прошлом? Неужели нельзя построить сюжет без этой избитой уловки? Ведь мог он просто пожалеть зверски замученную девочку. Ведь мог просто так это сделать...
   В остальном, конечно, претензий к тексту нет.
  
   Ночные страхи
  
   Одна из моих любимых миниатюр-финалисток. Даже и не знаю, чем так понравилась мне эта работа. Возможно, потому что мне близка эта ночь, и ожидание тех, кто никогда не придет. Страхи, которые, кажется, преследуют нас, могут оказаться обычными тенями, их и поймать-то невозможно. Интересная и ясная идея, заложенная в тексте, привлекает простотой и, как ни странно, добротой.
  
   Осколки битых звезд
  
   А вот здесь реализация перекрыла неплохую идею. Из этого соревнования вышло только легкое сожаление о несостоявшемся шедевре. Честное слово, жаль идею, которая побочным образом вылезла у автора. Ведь это так романтично, красиво, тонко - битые звезды, осколки, свет... А идея была совсем другая, и она так резко пошла против сюжета, что вступила с ним в конфликт А жаль.
  
   Пилигрим
  
   Не знаю, что и сказать. И вновь - не новый сюжет преподан так, что просто пальчики оближешь. Ровная и неторопливая линия повествования (уложенная в миниатюру!) легко укладывает слова тезисными кирпичиками. Такое произведение приятно читать, приятно понимать и соглашаться с ним, приятно кивать головой и думать - молодчина автор, как удачно все подобрал. Однако, несмотря на все эти плюсы - не запоминается миниатюра. Если меня спросят через неделю: "А помнишь, миниатюра такая была, о пилигриме, который дошел до цели, но почувствовал себя недостойным высшей награды, к которой стремился?" - не уверена, что я сразу вспомню, о чем речь. Хотя текст очень хорош.
  
   По голубым предутренним дорогам
  
   С литературной точки зрения текст этой миниатюры хорошо прописан, придраться не к чему. Стиль, индивидуальность, смысл... Э, нет, до смысла пока не доходим. Дело именно в смысле.
   Не потому мне так грустно после прочтения этой миниатюры, что я не приемлю идеи. В идее дело, но не потому. Всякая работа имеет свое место. Были палачи. Где-нибудь и когда-нибудь, они могли бы быть и почитаемы, и уважаемы. Да и в работе самой, может, нет ничего зазорного - кто-то же и ныне в отдельных странах дергает за рубильник, включающий ток в электрическом стуле. Просто я отчего-то не вижу смысла в обсуждении поднятого вопроса. Пусть и есть палачи - надо ли посвящать им литературное произведение? Надо ли?..
  
   Психоотладка
  
   Все хорошо, что делается в меру - об этом речь в "Психоотладке". Несмотря на то, что текст немного непричесан, взгляд запинается порой, мне понравилось. А если разобраться - все просто. Просто автор взял беспроигрышный вариант и достаточно неплохо его реализовал. Тема будущего, дошедшего до абсурдного тупика в развитии - беспроигрышна, тут вопрос только в том, сколько у автора фантазии, и предполагаемый объем произведения. Если б это был хотя бы рассказ - уже было бы затянуто. А так - все в меру. Не как в том будущем ;)
  
   Распутье
  
   Еще один беспроигрышный вариант - человек, одаренный и проклятый одновременно сверхчеловеческими способностями. В отличие от предыдущего произведения, эта миниатюра не кажется мне такой интересной. Может быть, дело как раз в избитости темы. Может быть, я просто не увидела еще какого-то глубинного смысла. Но я могу сказать точно - финал порадовал. Последние несколько строчек окупили избитость идеи и средненькую реализацию - я приятно удивилась. Перечитала еще раз последние строчки - и улыбнулась. Молодец, автор. Хорошо выкрутился. Рада.
  
   Реквием по солнцу
  
   Хорошо, когда все так по-доброму заканчивается. Хотя в этой миниатюре и без финального аккорда было бы уютно. Ум отдыхает в таких произведениях и тихо наслаждается душа неплохим исполнением замысла автора. Идея, в общем-то, простенькая, но довольно оригинальная, что, несомненно, можно поставить автору в плюс. К тому же, мягкая доброта, незримым ветерком веющая по всему тексту - дополнительная награда. Не автору, нет, - читателю.
  
   Сказка о маленькой фее и грустном скрипаче
  
   Сказка. Там, в рассказах, я уже сказала, что сказки приятно скрашивают наш конкурс. Они дают возможность улыбаться и не думать ни о чем серьезном. Это чудесно.
   И хоть сказка достаточно незамысловата, будто бы для самых маленьких, все-таки она наполнена волшебством, которого и взрослым так не хватает в обыденной жизни. Мне приятно было читать эту миниатюру, ее не хочется оценивать вместе со всеми - она совсем другая. Но хорошо, что она здесь.
  
   Сквозь
  
   У Джорджа Мартина был рассказ с таким же названием, и я вспоминаю его каждый раз, когда вижу название этой миниатюры. Увы, это подрывает чистоту восприятия произведения, но ничего.
   Но здесь совсем другое. Все мысли и ассоциации уходят, когда погружаешься в эту миниатюру. Именно погружаешься, несмотря на то, что это миниатюра. Мистическая, грустная, наполненная чувствами - очень глубокая миниатюра. Это так странно, но я - уже дважды - полностью забывала ее и дважды перечитывала, как в первый раз. Бесспорное мастерство авторов.
  
   Солнышко в руках
  
   Забавно и славно написанный крохотный рассказик заставляет лукаво улыбнуться. Мне по душе эта простота - простота намеренная и выверенная. Приятно читать миниатюру, когда идея действительно оригинальна и довольно свежа. Здесь не к чему придраться, кроме мелких стилистическо-орфографических огрех. Но здесь эти огрехи не стоят даже десятой балла. Понравилось. Спасибо автору за это произведение, искреннее спасибо.
  
   Стеклодув
  
   Не очень понравилось. Почему? Сейчас попытаюсь объяснить. Хотя идея хороша и достаточно оригинальна, да и в тексте есть неповторимая индивидуальность - все-таки не лежит к нему сердце. Странно это и непривычно - я люблю полностью погружаться в текст. Что-то неуловимо цепляет внимание, заставляет отвлекаться и даже сердиться. Может - грусть, проблемы, несчастные люди, поданные достаточно жестко и оттого еще более несчастные. Может - месть, которая никогда не бывает доброй, даже когда свята.
   И еще - без последнего абзаца-дополнения было бы лучше. Если б так все и закончилось:"Позвонил бы в скорую..." - мне кажется, было бы изящней. Без подробностей этих. Впрочем - никто не волен изменить уже написанное, а тем более - прочитанное. Пусть уж будет, какое есть.
  
   Странник
  
   Последний финалист. Последний - это всегда знаково. Когда заканчиваются размышления, оценки, рассуждения, всегда становится чуточку грустно. Но - вернемся.
   Красивый рассказ (потому что он достаточно глубокий, чтоб смыслом перерасти миниатюру). Даже и добавить особенно нечего. Действительно хорошие образы и отличный язык, индивидуальность, ритм... Миниатюра заканчивается ничем, но, почему-то именно здесь это не раздражает. Отличное произведение, больше нечего сказать.
  
   ****
  
   Закончила. Так зачиталась и заработалась, что совсем забыла и о недопитом кофе, и о ночи, которая близится к рассвету. Хорошо работать по ночам - никто и ничто не тревожит, а мысли так ясны, что до звона в висках хочется изливать их на бумагу. Но теперь уже все. От меня ничего более не зависит, даже мнение свое я сказала :). И, знаете, мне нравится все происходящее. Этот конкурс полон неожиданностей, любопытства, резких слов и азартных реплик. И по отдельности эти составляющие могут быть и сомнительны, а собравшись все вместе - создают совершенно потрясающую атмосферу. Атмосферу не просто конкурса, но События!
   Мне не стыдно высказывать свои мнения по рассказам, и не стыдно будет, когда исчезнут маски. Я рада, что практически все работы, за которые я болела - вышли в финал. Финал - это много, финал - это признание. Я аплодирую стоя всем тем, кто смог пройти сумасшедшую гонку литературных яхт, и аплодирую еще громче тем, кто не замарал себя злыми словами или необдуманными маневрами в этой гонке. Я снимаю шляпу перед мастерством многих финалистов - у них действительно можно многому научиться.
   Но еще больше я восхищена организатором. И мне абсолютно безразлично, как скривятся многие злопыхатели, увидав эту фразу. Вы и представить не можете себе, какая это огромная работа, сколько сил и души вложено в этот конкурс.
   Не даром. Здесь - лучшие. Победит - действительно сильнейший.
   Благодарность... Благодарность - личное дело каждого. Моя благодарность - судьбе, что привела меня на этот конкурс.
   Пусть никогда не покинет вас вдохновение.
   Пишите - если не писать невозможно.
  
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"