Ржаницын Дмитрий : другие произведения.

Гл.6 Евангелие от Иоанна

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:



ПЕРВОХРИСТИАНСТВО И РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО.









Глава 6.
Евангелие от Иоанна.


Первая проблема заключается в том, что слишком много Иоаннов:
- Апостол Иоанн - сын Заведеев по прозвищу Сын Грома.
- Евангелист Иоанн - автор четвертого Евангелия.
- Иоанн Богослов - автор "Откровения св. Иоанна" или "Апокалипсиса".
- Иоанн- автор трех посланий.
- Иоанн Марк - евангелист.
- Любимый ученик Иисуса.
Из текстов Евангелия совершенно не следует, что последний из списка - Иоанн бар Заведей. Ученик, которого любил Иисус, фигурирует только в Ин начиная с описания Тайной Вечери. При этом никогда не дается никакого намека, каково его имя. В последней сцене Ин на берегу Тибериадского оз. в перечислении присутствующих упоминаются сыновья Заведея и "два других Его ученика". И вскоре опять говорится об ученике, "которого любил Иисус". Получается, что, следовательно, это и не Иоанн. Представление о том, что Иоанн был самым молодым из всех апостолов - тоже из Евангелия не следует. Может быть поведение его, в Ин выглядит мальчишеским, но не настолько уж, чтобы делать какие-либо определенные выводы. Как бы то ни было, считать автором Ин "ученика, которого любил Иисус" есть достаточно оснований, а был ли он Иоанн Заведеев или кто другой - не принципиально, будем придерживаться традиции и считать его именно ап. Иоанном. Важно, что евангелист Иоанн Марк тут не при чем.
Время появления Ин можно оценить годом смерти ап. Петра - не раньше 64 г. Современные датировки дают 90-100 гг. Если даже предположить, что в конце 20-х ап. Иоанну было меньше 20 лет, получается, что он свое Евангелие написал в глубокой старости. Человек, сумевший написать, будучи восьмидесяти- или девяностолетним стариком, гениальную вечную книгу, явно был исключительным и незаурядным.
Ин явно должно было закончится главой 20. Последняя 21-я глава Ин выглядит как приписанная позже. Она содержит два важных момента. Первый - то, что Иисус Христос трижды благословил ап. Петра главенствовать в церкви (видимо - отголосок тогдашних внутрицерковных интриг и борьбы за власть).
Интересней второй момент:
... Петр, обернувшись, увидел позади себя ученика, которого любил Иисус.
....................
- Господь, а что будет с ним?
- Если я захочу, чтобы он оставался в живых до Моего возвращения, что тебе до того? - ответил Он, - Ты следуй за мной!
Вот почему среди братьев разнеслась молва, что ученик тот не умрет. Но Иисус не сказал, что он не умрет. Он только сказал: "Если Я захочу, чтобы он оставался в живых до Моего возвращения, что тебе до этого?" Это тот самый ученик, который рассказал об этом и который все это записал. И мы знаем, что свидетельство его верно.
(Ин 21:20-24)
Похоже, что автор Ин был так стар, так мудр и пользовался таким уважением, что все считали его бессмертным. Но, дописав 20-ю главу, он умер. И его ученики здесь дают пояснение по этому поводу. Во всяком случае, из этого эпизода следует, что автор Ин определенно был тем самым любимым учеником, участником и свидетелем, и что верить ему можно.
Был ли Евангелист Иоанн автором Откр? На основе филологического анализа текстов Ин и Откр современные учение дают отрицательный ответ. Слишком различны языковые стили. В русских переводах это не так заметно, но в греческом оригинале - сплошные грамматические и стилистические небрежности, срывы, путаность изложения, незаконченность мыслей и фраз, возможно, подражание образному строю древней еврейской апокалиптики.
Лично меня такие аргументы не убеждают. Гениальный писатель, каким был ап. Иоанн, мог использовать все это как художественный прием для полного раскрытия темы. Главное - не различие стилей, а общность идеи.
А вот Послания приписывать Иоанну не хочется. Ссылаются на похожесть стиля и параллели в тексте. Но, на мой взгляд, Первое Послание выглядит как пародия на Ин, в лучшем случае, как подделка, - фразы похожи, но смысл выхолощен. Остальные два - слишком малы и малозначительны, чтобы на них останавливаться.
Итак, Ин - единственное Евангелие, написанное участником событий и близким другом Иисуса Христа. Его непохожесть и проблема авторства послужили причиной того, что церковь долго сопротивлялась канонизации Ин, - в канон оно было включено только в III в. Но, естественно, главная причина была не в этом, а в том, что оно резко противоречило официальной христианской догме, и, похоже, написано было именно как протест и опровержение.
В конце 1 в. ап. Иоанн был единственный из оставшихся в живых сподвижников Иисуса Христа и пользовался огромным авторитетом. Видя, как фальсифицируют и насилуют основную идею, он решился на свой труд, чтобы восстановить ее прежнюю чистоту. Но, следует учесть, что возраст был уже не тот. В процессе работы на него явно оказывали давление, он во многом шел на компромиссы и отступления, своим хитрым стариковским умом решив, что сумеет исхитриться, - вставить по всему тексту "маяки", дающие понять мыслящему читателю, что правда, а чему верить не стоит. Напрасные надежды! - он не понимал, что христианство уже превратилось в идеологию. А идеология, захватившая человека, лишает его способности мыслить разумно и критически. Все отчаянные призывы Иоанна уже воспринимались, и воспринимаются до сих пор, только как дополнительные подтверждения профанаций ап. Павла.
Самая главная проблема была: Иисус Христос - Бог или не Бог. Интересно на примерах разобраться, как Иоанн давал ответ "да" так хитро, что на самом деле должно быть понято, что "нет".
В Ин дважды определенно указывается, что Иисус Бог. Но как?
Сначала второй случай, - он проще:
В Ин включен рассказ о воскресении Иисуса Христа и о его неоднократных явлениях ученикам. А Фома не может в это поверить - Иисус специально является к нему и дает возможность себя потрогать.
- Господь мой и Бог мой! - воскликнул Фома.
- Ты поверил, потому, что меня увидел? Но блаженны те, кто не видев Меня, поверили! - говорит ему Иисус.
(Ин 20:28-29)
Человеку, зазомбированному христианскими батюшками, не понять и не оценить тонкости и едкости сарказма ответа Иисуса.
Первый случай - сложнее. Самое начало Евангелия, - пролог:
В Начале был Логос.
И Логос был с Богом.
И Логос был Бог.
Он был в начале с Богом.
Все благодаря Ему появилось.
И кроме того, что благодаря Ему появилось, -
Не появилось.
(Ин 1:1-3)
Логос - это Иисус Христос (хотя в последних главах Ин есть места, позволяющие трактовать это иначе). И следовательно третья строка совершенно определенно указывает, что Христос это Бог.
Но эта строка явно не вписывается в темп развития темы:
В Начале Логос был - >
он был при Боге - >
он был при Боге уже в момент творения - >
потому, что Логос был инструментом творения - >
все тварное появилось в мире только благодаря Логосу.
Третья строка рвет эту цепочку силлогизмов и с третьего звена как бы возвращает в ее начало.
Вставил ли эту третью строку сам Иоанн, или же это поздняя вставка, рола не играет - понимающий человек поймет, что она является лишней и, следовательно, незначащей.
В главе ...И Богом было Слово... был дан более подробный разбор.
А вот некоторые утверждения из Ин о том, что Иисус Христос не Бог. Их гораздо больше. И, главное, они даются от имени самого Иисуса.
Иисус, отвечая им [иудеям], сказал: Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня; Кто хочет творить волю Его, тот узнает о сем учении, от Бога ли оно, или Я Сам от Себя говорю. Говорящий сам от себя ищет славы себе; а кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен, и нет неправды в Нем.
(Ин 7:16-18)
Истинно, истинно говорю вам: слушащий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную ...
(Ин 5:24)
Я ничего не могу творить Сам от Себя. Как слышу, так и сужу, и суд Мой праведен, ибо не ищу Моей воли, но воли Пославшего Меня Отца. Если Я свидетельствую Сам о Себе, то свидетельство Мое не есть истинно;
(Ин 5:30-31)
Иисус говорит им [ученикам]: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.
(Ин 4:34)
Тогда Иисус возгласил в храме, уча и говоря: и знаете Меня, и знаете, откуда Я; и Я пришел не Сам от Себя, но истинен Пославший Меня, Которого вы не знаете; Я знаю Его, потому что Я от Него, и Он послал Меня.
(Ин 7:28-29)
А теперь ищете убить Меня, Человека, сказавшего вам истину, которую слышал от Бога; ...
(Ин 8:40)
Итак Иисус сказал им: когда вознесете Сына Человеческого, тогда узнаете, что зто Я и что ничего не делаю от Себя, но как научил Меня Отец Мой, так и говорю;
(Ин 8:28)
Истинно, истинно говорю вам: раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его.
(Ин 13:16)



Апостол, евангелист, богослов Иоанн прожил долгую жизнь, насыщенную борениями - и духовными и суетными. Он пережил всех из команды. На пороге могилы его окружали люди уже второго и третьего поколений. Как он на них смотрел? Считал ли их достойной сменой, или выскочками и вероотступниками?
Можно ли считать Ин его духовным завещанием? По всей видимости да. Недаром, не распятие, не воскресение, не чудеса, а сцена Тайной Вечери занимает в нем центральное место. По объему она занимает места раз в пять больше, чем в других Евангелиях. И не евхаристия, не предательство Иуды, а длинные прочувствованные монологи Иисуса. Изречения Иисуса у Иоанна и вообще мало соответствуют Quelle, а в этой сцене Иоанн явно его словами изливает свою душу.
Главная его тема - не Закон, не Справедливость и Воздаяние, не Доброта и Всепрощение, не Спасение, а Любовь - Божественная ценность, которая выше всех земных.

Вот моя заповедь вам любите друг друга - так, как Я вас полюбил.
В мире нет выше любви, когда жизнь отдают за друзей.
Если исполните то, что Я вам заповедал, вы мне друзья.
Слугами больше Я вас не зову...
(Ин 15:12-15)
Не вы избрали Меня, это Я вас избрал,
Это Я предназначил вам в мир идти и плод приносить...
(Ин 15:16)
Кто слова Мои слушает, не исполняя их, не Я тому буду судьей:
Не для того, чтобы мир осудить, пришел Я -
Я пришел для спасения Мира.
(Ин 12:47)
Пусть сердца ваши покинут тревоги! Вы верите в Бога, так поверьте и Мне!
В доме Отца Моего комнат много, будь не так, Я бы это сказал.
Я ухожу приготовить вам место ...
(Ин 14:1-2)
Я даю вам новую заповедь: любите друг друга.
Как Я вас полюбил, так и вы любите друг друга.
Если будет любовь между вами, все узнают, что вы - Мои ученики.
(Ин 13:34-35)
В общем, чтобы полно передать весь настрой этой сцены, надо ее процитировать от начала до конца. Тут и радость возвращения к родному приюту, тут и сожаления об их будущей нелегкой судьбе, тут все - как еще передать просто-любовь словами?
Отсюда и терпимость ко всем нынешним раздорам и ересям - что значит земная суетность на пороге Вечности!

Последнее слово Иисуса на кресте по Ин:
- Свершилось!
(Ин 20:30)









 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"