Аннотация: Не всё то, что без рифмы в столбик, следует называть верлибром. Отзыв на конкурс верлибров "Русская Тройка-2016. Вольная поэзия".
Не очень-то люблю писать отзывы и обзоры на поэтических конкурсах. Не потому что лень хвалить, а потому, что боязно ругать. Как вообще можно судить поэзию? Всех этих авторов, вкладывающих часть своей обострённо чувствующей души в каждую строчку и (почему-то?) уверенных, что каждый читатель эту кроху душевную прочувствует. Попробуй отзовись: "замечательно!" - и будет неправда, потому что нет здесь гениев, а оценка ниже гениальной не приветствуется. Попробуй сомневаться: "чего-то не хватает!" - и будет больно и автору, и рецензенту. Но это всё околоконкурсная лирика, а потому, отбросив опасения, рискну.
На конкурсе "Русская Тройка-2016. Вольная поэзия" в номинации "Верлибр" произведений как всегда немного. Сложный жанр. Сложный, спорный и непонятный. Однако, верлибр существует и - это поэзия. Даже так: это - Поэзия! И хвала организаторам конкурса, который год подкладывающим под ноги авторам "Самиздата" эти грабли. И хвала авторам и судьям, каждый год упорно на эти грабли наступающим.
В комментариях к результатам второго ("самосудного") этапа конкурса я написала так: "Даа... удивлена результатами в верлибрах обоих групп. Одно из двух: -или авторы (судьи самосуда) плохо понимают что такое верлибр (это всё же не стихи в прозе и не хаотичный поток сознания!), -или ваша покорная слуга слишком строга к верлибристам (вкусовщина?).
Есть ещё третий вариант - ваша покорная слуга не понимает, что такое верлибр. Такое тоже принимается. Причём, сужу не по тем верлибрам, что прошли в 3-й тур, а по тем, которые отсеяны. В общем, самосудный этап разочаровал. Очень. (извините)"
Оговорюсь сразу - являюсь поклонницей верлибра, но отнюдь не претендую на звание абсолютного знатока этой системы стихосложения. Поэтому при голосовании на самосудном этапе руководствуюсь своим пониманием верлибра и своим чувственным восприятием произведения. Так что в самом деле: извините. Но никак не могу признать верлибром прозу, написанную в столбик. Даже если это пропущенные через собственную душу и надрывно предложенные зрителям (то бишь читателям) сцены казни псевдоисторических персонажей, или зарисовки древних праздненств, или экзальтированный поток сознания, написанный для вставок в фэнтезийно-эльфийскую прозу. Мне, скажу откровенно, неприятно видеть такие работы в финале. Потому что ни разу это не верлибры: ни оригинальных идей, ни интересных образов, ни присущей только верлибру особенной ритмики и мелодии.
Но, стоп! Зареклась ведь писать отрицательные рецензии и критические замечания... Напишу-ка лучше свои впечатления от нескольких работ, не прошедших в следующий этап, т.е. отсеянные по результатам самосуда, но представляющие определённый интерес. Естественно, с точки зрения вашей покорной слуги. Итак -
Совершенно изумительное, коротенькое, но ёмкое. Верлибр не должен быть длинным, чтобы мысль читателя запуталась в мыслях автора. Зато каков рисунок строк! И как точно совпадает с образом прозрачной осенней графики берёзовых стволов на склоне. Эти "пальчики ломче", это счастье "короче берёзовой нити". А мелодия... слышите, как звенит прозрачно и тихо? Это - Поэзия, это - лирический верлибр во всей его красе.
Чудовище о красавице. А вы так можете о любимой? Такими образами? Плавники рук-ног, лепестки губ. Рыба, но как цветок подводный, и потому - прекрасна. И грустна. И ты грустен, потому что - в шкуре, которую не сбросить. Но нежен и силён, сомневается и счастлив, пока ещё она с ним, пока не уплыла Сказка? Нет - чудо Любви. И это верлибр: без рифмы, но с определённым ритмическим узором. Ритмика в каждой строчке своя, соответствует настроению в строке, подчёркивает то грусть, то нежность, то самоиронию. И необыкновенно сильная финальная фраза, как кода в музыкальном произведении. Талантливо сделано. Незаслуженно выброшено из конкурса.
Очень глубокое по сути. Наверно потому и не понятое в массе "самосудьями". Ну в той самой массе, что "бурно размножается буквенная масса", что "так и метятся в храм Поэзии, где сцепляются в общем порыве.... на оптовом пред- после- праздничном богослужении." (конкурсном). Обиделись? Не о конкурсе этот верлибр, конечно, но об ИНЫХ, кто есть "буквы - врастают в слова, ведущие иную жизнь".
Что ни строка - то необыкновенный образ и особый смыл. Я бы сказала "подсмысл". И - максимально обострённое напряжение текста. Если говорить в целом - искусная конструкция из мелодических ударных структур. Верлибр качественный и недооценённый.
"Нанесённое удовольствие, несовместимое со смертью".
Красноречивое молчание! Как только не описывали тишину поэтические натуры! Нарисовать картину. Но - не хватит места на холсте. Ярко, красиво, оглушающе, музыкально. Очень интересные образы и настроение. Какая-то правильная ритмика - для собственно молчания (плавная, просторная, прекрасная) и для окончания-вздоха (тссс...трубка- гильотина обрывает молчание и укорачивает строчки). Невысказанное чувство, но филигранно сделанная поэзия.
Ещё одно короткое, но ёмкое необычайно. Тонко и точно схваченная одна мысль - что есть суть взгляд на самого себя. Как взрыв - оппа! - вот ты уже и сам - там, не здесь, тот, не здешний настоящий. И ещё здесь есть то, что мне в верлибрах близко и мило: условный повтор ритмических мер строк. Чисто технический приём, возможно интуитивно схваченный автором, который постараюсь объяснить (скрытые катрены):
Перечитайте внимательно. Чуть уловимый, но характерный для верлибра ритм. То, что всё же отличает поэзию от прозы в столбик.
Очень жаль, что перечисленные верлибры закончили свой конкурсный путь и уступили место некоторым более слабым, на мой взгляд, работам. А судьи кто? - мы сами. Коллективное совокупное мнение. Подходит ли оно для верлибра?
Ах, верлибр - поэзия мелодий, созвучий и интонаций, без строгих правил, рифм и ритмов...