Рыжкова Наталья Станиславовна : другие произведения.

Решение Судьи-Координатора по итогам Дуэли

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:


  • Аннотация:
    Решение Судьи-Координатора по итогам Дуэли между Александром Просвирновым и Александром Рыскиным


  
   Решение Судьи-Координатора по итогам Дуэли между
   Александром Просвирновым и Александром Рыскиным.
  
   Дуэлянты представили следующие рассказы:
   Александр Просвирнов "Немые свидетели".
   Александр Рыскин "Служили два товарища".
  
   1. Соответствие теме: "И в память друзей одиноких,
   Почивших в могилах немых".
   А) Друг героя утонул, официальная версия - "несчастный случай":
   Александр Просвирнов:
   "Я вам звонила несколько раз, Борис Сергеевич, - подала голос секретарь Марина. - Думала, вдруг вы не отключили телефон, как грозились. Михаил Ильич две недели назад утонул на Волге...
   У Бориса словно в глазах потемнело".
   "Аркадий Петрович поднял тревогу и позвонил спасателям. Увы, в темноте они не смогли помочь. Лишь в субботу тело Михаила, прибитое к решетке донного водосброса плотины, обнаружили водолазы...".
  
   Александр Рыскин:
   "Володя! Володя, ты меня слышишь?!. Стасик... Стасика больше нет!!. Он... утонул! Володя, ответь!..
   - Алло... К-кто это? Стасик? Какой Стасик? Вы... к-кому звоните, девушка? Это ошибка какая-то...
   И лишь дав отбой, Швец сообразил, что никакая это не ошибка. Звонила Ирина, жена его армейского друга Стаса Розанова".
  
   Здесь у Александра Рыскина небольшое отступление от темы: Стас Розанов не одинок - у него есть жена. Но понятие "одинокий" можно трактовать и так: он теперь одинок, находясь в могиле.
  
   "- И криков не слышали? - уточнил Швец.
   - Да он, скорее всего, как в воду нырнул - сразу головой и ударился... На затылке - гематома".
  
   Б) Расследование ведет друг, получивший от погибшего письмо по e-mailу:
   Александр Просвирнов:
   "Зашел на "Яндекс" и наконец-то открыл Мишкино письмо, отправленное утром девятого июля - в день гибели. "Словно с того света", - грустно подумал Борис, и сердце сразу защемило. "Привет, Борька! - писал Мишка. - Вдруг все-таки вынырнешь с тестевой дачи в какое-нибудь Интернет-кафе. Я очень озадачен. Будь другом, помоги вспомнить! Правда, ты того мужика почти не видел, да и я мельком - который тогда в "Атолле" сбежал...".
   Главный герой у Александра Просвирнова - дилетант, его расследование совершенно непрофессионально, а потому ему тоже угрожает опасность. Он просто "тянет за ниточку", проходя по следам погибшего друга.
  
   Александр Рыскин:
   "И почему я ему сразу не сказал про мейл? - мучился Швец, сноровисто запихивая в рюкзак все необходимое для поездки. - Не воспринял всерьез? Но ведь Стас и вправду опасался за свою жизнь, раз прислал мне такое письмо. Как он там написал? "Небезопасная встреча...".
   Александр Рыскин представил нам Владимира Швеца, бывшего сотрудника МВД, потому его расследование носит все черты профессионального. Он собирает сведения, и, общаясь с разными людьми, постепенно восстанавливает картину происшедшего.
  
   В) Читатель следует за героем и параллельно с ним строит свои догадки:
   Александр Просвирнов:
   Читатель практически полностью отождествляет себя с Борисом и также как он сразу концентрируется вокруг тех, с кем провел Михаил последние часы жизни. Из письма также понятно, что дело десятилетней давности как-то связано с ситуацией в фирме, потому Михаил и терзается сомнениями, потому и обращается к другу. Довольно удачная находка - вести читателя и героя одним путем, но читатель все же знает о звонке хирурга Гены некоему Гоше. Правда, это знание мало что ему дает: он лихорадочно вспоминает, как зовут всех участников роковой загородной поездки и, конечно, попадается на удочку. Среди них есть Егор Шестаков, заместитель Михаила. "Ага!", - думает хитрый читатель, - "Не может быть все так просто!". И мысленно вычеркивает Шестакова из списка подозреваемых. Противного Хрулева тоже трудно заподозрить. А вот Андрей Журавлев как-то сразу вызывает подозрение, да еще история с анекдотом доверия не вызывает... И читатель оказывается так же запутан, как и Борис, даже несколько больше, потому что Автор все равно хитрее.
  
   Александр Рыскин:
   Читатель несколько отстраненно следит за расследованием Владимира, тем более, что автор сразу показывает нам героя в нетрезвом состоянии, а немного позже - борющегося с похмельем. И все-таки профи есть профи: опрос вдовы, Скомороха и Ронни ведется четко, ничего лишнего, даже беспокойство героя по поводу его отношений с алкоголем выглядит органично, вписано в контекст и не отвлекает от основного действия. Автор не предлагает особенных психологических изысков, что и позволяет читателю строить собственные догадки по поводу смерти Розанова, тем более, что все "ключи" для этого ему предлагаются Автором. Автор ничего не скрывает, и под подозрение попадают Скоморох, бывшие "хозяева" Стаса, с которыми он боится встречаться, да и Ронни тоже со своими показаниями, которые он не сразу выложил Швецу при первой встрече, а прокрался к нему в ночи, чтобы пообщаться без свидетелей.
  
   По первому пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 3
   Александр Рыскин: 3
  
   2. Соответствие жанру.
   Здесь нет никаких сомнений: обе работы полностью соответствуют жанру классического детектива. В наличие загадочная смерть, расследование, включающее сбор сведений, логические построения, интригу. Кроме того, преступником оказывается персонаж, знакомый читателю.
   Александр Просвирнов:
   Преступников даже двое: Андрей Журавлев, бывший заместитель Сомова, а ныне начальник отдела, и Егор Шестаков, заместитель коммерческого директора. Оба регулярно появляются в рассказе, а Журавлев пытается увести расследование в сторону (история с якобы рассказанным анекдоте).
   Александр Рыскин:
   Преступником оказывается баскетболист Ронни Роксмит, который поначалу играет роль свидетеля, уводя расследование на ложный путь.
  
   По второму пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 3
   Александр Рыскин: 3
  
   3. Соблюдение условий.
   А) Аквариум с рыбками в квартире жертвы.
   Александр Просвирнов:
   "На столе в зале стоял аквариум: рыбок теперь кормила Клавдия Львовна. Борис долго наблюдал, как яркие неоны, петушки, меченосцы и прочие создания беспечно плавают взад-вперед среди водорослей и развалин пластмассового замка".
   "Борис почувствовал, как машина времени перенесла его назад, и лишь теперь заметил бумажный уголок, едва выглядывающий из-под аквариума".
  
   Кроме того, Автор "обыгрывает" аквариум: он наталкивает героя на воспоминания, связанные не только с детством (психологическая деталь), но и с событиями в ресторане "Атолл", которые напрямую связаны с гибелью его друга. И здесь очень кстати в голове героя звучит песня на слова Петра Вяземского.
  
   Александр Рыскин:
   "А Швец, пользуясь тем, что она занята, отошел в угол комнаты, к аквариуму. Бросил рассеянный взгляд на лежащую рядом, зачитанную до неприличного состояния, некогда популярную книжку Эдуарда Лимонова...
   На дне стеклянного сооружения находился маленький искусственный грот. Разноцветные обитательницы аквариума то заплывали в него, то выплывали снова. Стараясь не потревожить декоративных красавиц, Швец, не сводя глаз с погруженной в свои мысли Ирины, осторожно запустил пальцы в воду. Внутри грота что-то лежало... Это что-то завернуто было в непромокаемую полиэтиленовую пленку".
  
   Автор использует аквариум исключительно утилитарно, но при этом подкидывает еще и "затравку" - книгу Эдички. Читатель насторожился, и это не ложный след, а полноценный "ключ" к личности погибшего рядом с "ключом" внешним.
  
   Б) Фотография пожилой женщины, не являющейся близкой родственницей погибшего.
   Александр Просвирнов:
   "С замиранием сердца Борис извлек стандартный лист с напечатанной на нем черно-белой фотографией интересной женщины под шестьдесят".
  
   Женщина окажется свидетельницей драки со смертельным исходом, впрочем, герой вынужден признать, что общение с Еленой Голубевой по скайпу мало чем ему помогло. И все-таки ее роль оправдана - Автор упоминает, что именно она опознает в Егоре Шестакове убийцу из ресторана.
  
   Александр Рыскин:
   "Дабы отвлечь Ирину, Швец ткнул пальцем в первый попавшийся фотоснимок, на котором изображена была пожилая женщина восточной наружности.
   - Н-не знаю... Стас, конечно же, знал. Я как-то не обращала внимания на эту фотку. Правда, интересно, что за женщина..." .
  
   Женщина оказалась бывшей преподавательницей Розанова, с которой у него был роман. Теперь Элла Бунатьянц - бизнес-леди, и во многом от нее зависит благополучие Ронни Роксмита. Не совсем понятно, почему фотография современная, т.е. на ней Элле 55 лет (значит, она может считаться "пожилой", как пенсионерка), а не фотография, скажем, двадцатилетней давности - в разгар ее романа со Стасом. И, конечно, странно, что жена не "рыла" землю в естественной для каждой женщины потребности выяснить, что за дама? Правда, есть намек на то, что фотографию она вообще прежде не замечала, но, будучи не только женщиной, но и женой с многолетним стажем, должна отметить: деталь не вызывает доверия. Редкий мужчина возится с фотоальбомами, чаще эту обязанность весьма охотно берут на себя жены.
  
   В) Афроамериканец.
   Александр Просвирнов:
   Автор ухитрился включить в небольшой объем даже трех афроамериканцев: Джима Скотта, его жену Роберту и убитого в драке десятилетней давности Джона. Читатели встречаются напрямую только с Джимом, который оказывается очень важным свидетелем: его фотографии убеждают Бориса в том, что его друга убили, причем убил кто-то из тех, кто был в загородной поездке.
  
   Александр Рыскин:
   Автор вводит в рассказ образ баскетболиста Ронни Роксмита, который и оказывается убийцей. Александр экономит на персонажах, совмещая в одном флаконе свидетеля и преступника. Это ловкий ход, который оправдывает и упоминание книги Лимонова, потому что читатель, конечно, догадывается: Автор не стал бы из собственного удовольствия упоминать эту книжонку. Но и не все читали сие произведение, есть "опасность", что не все уловят тонкий намек Автора, который исхитрился избежать цитирования и т.д., за что Александру отдельная благодарность от Судьи.
  
   Судья должен признаться, что противно хихикал и потирал ладони, предвкушая, как Дуэлянты будут корпеть над образами афроамериканцев. Но оба Автора мастерски обыграли их появление, сделав не только оправданным, но и исключительно важным для смысла всего рассказа. Итог: Судья скромно склоняет голову перед опытом и творческими возможностями обоих.
  
   По третьему пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 2
   Александр Рыскин: 2
  
   4. Литературный уровень.
   Александр Просвирнов:
   Высокий литературный уровень. Автор хорошо представляет себе своего героя, описывает расследование, не нажимая на дилетантизм Бориса, но читатель прекрасно понимает, что "тычется", как слепой щенок, часто наугад. Но искренность и горе человека, потерявшего настоящего друга, вызывает сочувствие, хочется, чтобы убийца не только был изобличен, но и понес наказание. Удаются Автору и диалоги, и внутренние монологи героя. Нет лишних деталей, хотя, читая о сотрудниках фирмы, можно подумать: "А зачем это?". Но позже становится понятно, что такой поток информации необходим самому же читателю, чтобы свободно размышлять над проблемой "кто же убийца?". Из некоторых упоминаний можно ясно увидеть место отдыха компании, ресторан, где произошло первое убийство, квартиру Михаила. Особенно удаются Автору речевые характеристики, например, водитель - казалось бы: к чему? Но ведь Борис все равно разговаривает с ним, водитель - свидетель. И его речь украшает рассказ, как и речь Джима, Журавлева и других.
  
   Александр Рыскин:
   Высокий литературный уровень. Немного отрывистый стиль характеризует Швеца, передает его непростое внутреннее состояние. Часто он говорит рублеными фразами, сухо, может быть грубым. Вообще образ Швеца удался Автору: читатель воспринимает его, как живого, реального человека. Место гибели Розанова описано несколькими словами, но красочно. Удачно переданы растерянность вдовы (благодаря ему она не попадает в разряд подозреваемых) и осознание важности своего "я" у Скомороха. Оправдано употребление некоторых жаргонизмов, речевых ошибок персонажей - действие разворачивается стремительно, все нервничают, и читатель это ощущает.
  
   По четвертому пункту авторы получают баллы
   Александр Просвирнов: 3
   Александр Рыскин: 3
  
   5. Недостатки, логические нестыковки:
   Александр Просвирнов:
   В общем-то, никаких особенных недостатков в рассказе не наблюдается. Секундант Александра Рысина Шило-Намылин обратил внимание на то, что начальник охраны, оказавшийся тем самым Гошей, упоминается мельком, и читатель вполне может пропустить фразу о "братании" работников здравоохранения и чоповцев. Строго говоря, недостатком это считать можно, на что Судья и указывает Автору рассказа "Немые свидетели" в качестве некоторой недоработки.
  
   Александр Рыскин:
   В рассказе "Служили два товарища" есть несколько нестыковок, на что обратила внимание Мария Пригожина, Секундант Александра Просвирнова. Да, зачем Розанов брал с собой ноутбук, не совсем понятно, хотя объяснение Автора в комментариях к рецензии Секунданта вполне убедительно. Но у Судьи есть еще одно замечание по поводу все того же злосчастного ноута: ведь Розанов сказал жене, что пошел купаться, и они перед его уходом разговаривали, Ирина порывалась пойти с ним. Неужели она не заметила ноутбука? Или Стас, отделавшись от жены, прокрался в комнату и прихватил его с собой?
   Есть проблемы и с версией Скомороха, который так вот походя сообщает профессионалу Швецу, что Розанова убили двое: один ударил по затылку, а второй спихнул в воду. И Швец задумчиво спрашивает: "Ты думаешь?". То есть, вроде бы советуется с бывшим уголовником. Версия ничем не подкреплена, более того, в дальнейшем она не находит никакого подтверждения. Если это был ложный ход, то надо было бы прописать его более внятно.
   Ну, и есть еще один момент, достаточно скорбный. Это личность погибшего Розанова. Он оказывается не слишком привлекательным человеком, и сам Швец в нем разочаровывается в финале. Все в нем разочаровываются. Отсюда: в предложенной теме подразумевается некий иронический смысл, что, в целом, не возбраняется, но от этого остается совсем уж горькое чувство, что ничего в этом мире не имеет смысла, в том числе, и суровая мужская дружба.
  
   По пятому пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 3
   Александр Рыскин: 2
  
   6. Занимательность, интрига, неожиданные ходы.
   Александр Просвирнов:
   Интрига весьма интересна, тесно переплетены события настоящего и прошлого, все персонажи связаны между собой более или менее крепкими связями. В качестве неожиданного хода воспринимается, конечно, спасение Бориса от неминуемой смерти, появление неоднократно упомянутого Гоши и его помощников. Судье особенно интересным показалось использование ингибитора, что объясняет, почему Михаил, будучи отличным пловцом, погиб. Эта находка Автора увлекательна еще и тем, что читателя постепенно подготавливают к чему-то такому, а все-таки объяснение оказывается неожиданным.
   Автор довольно успешно "водит за нос", при этом его даже нельзя обвинить в жульничестве, потому что, как уже было сказано, вся информация честно сообщается читателю.
  
   Александр Рыскин:
   Несмотря на то, что Судья упрекнул Автора в отрицательной личности погибшего Розанова, нельзя не отметить, что все представлено достаточно гладко. Читатель вместе с героем постепенно узнает о неблаговидных поступках и странных интересах покойного. Довольно запутана и история взаимоотношений Стаса со Скоморохом - тут есть где разгуляться воображению, хотя в итоге это оказывается "обманкой". Но самым неожиданным моментом оказывается, конечно, история с Ронни, который перед читателем поворачивается разными своими сторонами: и как славный парень, добродушный сосед, и как жертва Розанова, и как убийца своего преследователя. И Автору такое сочетание удается кК нельзя лучше. Финал настолько неожиданный, что просчитать его практически невозможно, хотя по прочтении кажется, что иного и представить себе нельзя.
  
   По шестому пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 2
   Александр Рыскин: 3
  
   7. Грамотность.
   Александр Просвирнов:
   В тексте практически нет ошибок. Можно придраться к ошибкам речевым в следующих предложениях: "Михаил в тот же день погиб и на всякий случай оставил мне пароль", и "Главное - определить. В зависимости от личности действовать дальше".
   Но обоих случаях это речь героя. В обоих случая он очень волновался и не следил за своими словами, так что вроде бы и не выбиваются его слова из общего контекста происходящего.
  
   Александр Рыскин:
   Секундант Александра Просвирнова, Мария Пригожина, указала на ошибку
   "невпервой", да и несогласование времен действительно есть: "Бросил рассеянный взгляд на лежащую рядом...".
  
   По седьмому пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 3
   Александр Рыскин: 2
  
   В заключение хочу сказать, что оба Автора проявили себя как мастера - их рассказы отличаются высоким литературным уровнем и занимательностью. Читатели не будут разочарованы, как не были разочарованы Секунданты и Судья. За короткий срок Александры написали интересные, увлекательные произведения, которыми могут гордиться.
   Отдельная благодарность Марии Пригожиной и Ивану Шило-Намылину, Секундантам нашим Дуэлянтов.
  
   Судья подвел итоги Литературной Дуэли.
   Дуэлянты набрали следующие баллы:
   По шестому пункту авторы получают баллы:
   Александр Просвирнов: 19
   Александр Рыскин: 18
  
   Победителем объявляется Александр Просвирнов, автор рассказа "Немые свидетели".
  
  
  
  
  


Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"