...В детской художественной школе имени Митинского открыта выставка тюменской художницы Ольги Трофимовой. И это - повод для встречи с этой необычайно талантливой личностью, нежной, трогательной, интеллигентной женщиной...Ольга рассказывает, что информационных поводов - несколько:
- В Новосибирске мы ставим спектакль с Михаилом Заец -на сцене театра "Старый дом" "Вечеров на хуторе близ Диканьки". С интервалом в две-три недели я путешествую в Новосибирск- работаю над созданием костюмов.
Параллельно идет рабочий процесс над постановкой "Мещанина во дворянстве" Мольера (сценография, костюм) в "Ангажементе" с режиссером Михаилом Поляковым, с ним мы сотрудничаем уже очень давно. Нынешний спектакль - сложная постановка, она связана с классической пьесой, и необходимо не только отдать дань эпохе, но и сочинить вещь современную. Задача - приблизить зрителя к пониманию, что мало какие проблемные вещи новы под Луной, и те прыжки, гримасы, игры, которые происходят с персонажами Мольера, не так уж и далеки от современных прыжков и гримас.
- Вы это стилистически подтверждаете?
- Я работаю в этом направлении. Но вы задаете вопрос в разгар процесса, через три недели я совершенно реально это покажу...
- Переключимся на выставку. Каким образом родился этот проект?
- Предложение выставки шло от детско-юношеской школы имени Митинского. В один прекрасный вечер ко мне в мастерскую пришли пить чай Александр Васильев и Ирина Макарова и признались: "Оля, мы хотим твою выставку в "твоей" школе, и чтобы ты показала преимущественно акварельные работы". И мы стали думать, какие работы будут наиболее полезны детской аудитории. Юным художникам необходимо много видеть, причем это должны быть не просто разовые посещения музея, а именно возможность длительного наблюдения и изучения.
Когда я сама была в их возрасте и состоянии, то запомнила, к примеру, одну работ Ирины Сашневой, помню, как я стою перед её натюрмортом и думаю: "Какая хорошая работа!" Работы из так называемого "взрослого мира" И, руководствуясь педагогическими соображениями, я решила сделать выставку из трех составных частей: - произведения периода обучения в тюменском училище искусств, учебные работы периода "Мухи", и стажировки в академии художеств...
Я старалась выбирать работы смежного состояния: творческие, но по времени создаваемые в период обучения.
Второй блок - совсем новое, то, что я писала с натуры позапрошлым и прошлым летом.
- Пленэры?
- Да, свеженькие, нигде еще не показанные: цикл акварелей из Америки - опыт трехнедельного пребывания недалеко от Йеллоустонского парка штата Вайоминг. И третий блок работ - моя классика, знакомая зрителям, но дети ее посмотрят в первый раз. Предполагать, что они видели то, что выставлялось 5-10 лет назад - это некорректно...(дружный смех - С.Р.)
- На сегодня Вас больше захватывают пленэрные вещи?
- Нет. Скорее, это всё происходит из-за моего графика жизни...
- Вы же еще по-прежнему преподаете в институте?
- Да, институты трансформируются, проходят разные этапы - и я продолжаю преподавать живопись, рисунок. Процесс преподавания сегодня состоит не только из общения со студентами, очень много уходит на бумажные события, которые резко увеличились в жизни каждого педагога. Плюс театр - это тоже захватывает целиком и полностью, поэтому получается, что время на личное творчество приходится на период каникул. В каникулы я обычно стараюсь куда-нибудь уехать, и меня, конечно, захватывают новые события, визуальные картины. А работа в ателье...
Я понимаю, какой процесс происходит. От этого, может быть, меньше страдают художники, которые ведут отшельнический образ жизни, а "включенные в социум" художники имеют "растроение" -" раздвоение" личности.
- Тем не менее, вы от "социумности" не отказываетесь, это же приносит Вам удовлетворение? Это же не просто так - пойти преподавать в институт, потому что нужны деньги?
- Конечно, всегда есть на курсе три-четыре человека, которые оправдывают процесс, с этими ребятами возможно найти взаимный язык, создать ситуацию "сотворчества"... Это тоже получается выстроенный, наработанный канал отношений, обмена, от которого сложно отказаться.
- Есть же еще какая-то определенная миссия: педагогическая, художника. В зрелом возрасте уже начинаешь выстраивать систему приоритетов, когда ты понимаешь, что важнее. Да, тебе хотелось бы творить для себя, но это не панацея...
- Если глобально рассуждать на эту тему, то, на самом деле, художник, который творит тихо для себя - это весьма, на мой взгляд, странное явление
в современном мире. Ему не нужна от мира ответная реакция?
Молодые художники, дизайнеры изначально ориентированы на взаимодействие если не со зрителем, то.... с потребителем (не хотелось говорить это слово, но в мире, который максимально ориентирован на потребление, сказать всё- таки придется). Мы уже не сможем добавить профессиональной деятельности художника крылышки по бокам и говорить, что это - чистое состояние, которое проводит только сложные, концептуальные, интересные, спасающие человечество идеи, никаким образом не связанные с рынком.
...Хотелось бы получить такое существование, но получить его весьма проблемно. Скорее, наиболее харизматичным, строгим профессионалам от дизайна и искусства просто удается не отходить от своего мировоззрения, от установок, благодаря которым они существуют как творческие личности и тем не менее продвигать свои идеи, весьма серьезно находясь в успешном статусе взаимодействия с социумом и даже рынком. Страшные вещи я говорю, да?
- Ну, это жизнь...
- Они реальны, да...Просто этот рынок может существовать в нескольких ипостасях. Он может быть функциональным, отрабатывающим потребительский момент, а может быть рынком концепций, высокой профессии...
- Есть же сейчас такие локальные рынки?
- Есть, это практически индустрия. Но это большой труд и большая работа для реализации человека, когда он начинает существовать в этих весьма жестких непростых условиях. Для художника всё это актуально. Можно говорить, что я в ущерб вечным вещам раскидываю разные способы существования: за счет театра получаю вещественный визуально сложный результат (театр как пространственное искусство, как классическое искусство, как собрание идей и личностей, имеющих достаточно широкую аудиторию).
Даже в контексте Тюмени это весьма любопытное место! В нем авторские визуальные образы получают одежду в прямом и переносном смысле. ...Конечно, хочется чаще радовать своего внутреннего живописца, брать его на руки и уводить в тихое место - на этюды или закрывать в мастерской, выбрасывать ключ, отключать телефон...
- Зато появляются сказочные пленэрные акварели. У Вас всё сказочное, у меня ощущение, что это очень редкое сочетание: активно социально действовать и жить в сказочном мире...Это ж надо уметь не балансировать, наверное, а быть гармоничным, скорее...
- Когда процесс гармонизации мира тормозит...в этот момент у меня появляется расстроенное лицо...смотрю и думаю "что ж я людей-то пугаю"...Я расстраиваюсь... Если говорить про комплексы отличников, то у меня в моем мире всё должно быть достаточно правильно. Но эта правильность не имеет отношение к гармонии чисел! Скорее можно говорить о природном порядке вещей. Я часто говорю себе: "Ну, где ты живешь? В России! Здесь другие законы работают! Если и сложится всё хорошо, то абсолютно своим, парадоксальным путем!" Мои откуда-то взявшиеся привычки часто вступают в конфликт с ходом событий...
- Не все ж "совпадают" с этим городом. В Тюмени есть даже у творческих людей определенное настроение стяжательства и умения выживать - жить лучше материально...
- Да, безусловно. Есть лучшая сторона этого стремления - к примеру, сравнение с промышленным, пыльным Новосибирском... Тюмень пытается ухаживать за собой, как дорогая современная красивая девица. Всё, как из спа-салона...С другой стороны, здесь сократилось количество дикой, живой красоты, изгоняется историческое прошлое...
- Я уезжаю отдохнуть глазом в Екатеринбург - он более развалюшечный...
- А я в Омске любовалась центральным районом города - рядом с площадью
стоит полузасыпанный еще осенними листьями сквер, освещенный солнцем фасад жилого дома без евроремонта, свежие предвесенние ветки деревьев. Не сказать, что совсем без мусора, но в этом есть состояние! И среди этих простых, не срезанных веток деревьев, хочется писать стихи, предаваться грезам...как-то это работает...А в парках Тюмени очень много функционального использования: питание, аттракционы, брусчатка...природные поверхности сокращены, закрыты и люди забывают, что все современные материалы, которые мы используем, как-то не очень взаимодействуют с окружающей средой: на них не остается пятен от дождя, они не меняют свое поведение в зависимости от времен года...И я недавно совсем проходила по улице Осипенко, с такой нежностью смотрела на тридцать погонных метров старой застройки...они - красавцы...
Студенты-дизайнеры сейчас, когда их просишь нарисовать деревянное традиционное здание архитектуры конца 19-начала 20-го вв., не могут нарисовать по памяти оконные переплеты - рисуют пластиковые рамы! Дизайнеры, по идее должны знать исторический диапазон... Но даже у наших старших ребят уже нет житейского опыта общения с определенными материалами. Это грустно: "Здравствуй, новый прекрасный пластиковый мир!"
...У меня есть мысли, которые я бы хотела реализовать в серии работ, посвященных старым стульям. Скажем, визуальный разговор с исчезающим видом вещей... Подтолкнуло пражское путешествие. Я зашла в одно не туристическое место, некое кафе с внутренним двориком, в котором 5-6 ниш. Каждая ниша заполнена старыми стульями и столами, разрозненными, из абсолютно разных пространств: и венские, и попроще, и попозже. Они встретились, как случайно собравшиеся люди. У каждого за плечами была жизнь, и ни один стул не был похож на своего соседа. Меня это совершенно очаровало...
Почему я езжу в Европу? (сама себя уже бью по рукам: "Ну, уже съезди к морю - полежи на песочке!"): я там сталкиваюсь с таким толстым культурным слоем, который сохраняется в обыденной жизни людей, улиц, городов... Все эти тонкие нюансы мне крайне интересны, приятны, и я, таким образом, в реальности сегодняшнего дня ищу какое-то своё прошлое, которого мне здесь не хватает...
- Там всё бережнее хранится...
- По крайней мере, оно работает, находит отзвук в сегодняшнем мире...Мы сейчас живем в ловушке между нуждой и роскошью. Человеку для жизни не обязательно иметь только новые и сверхдорогие вещи. Мне кажется, мы еще долго не переработаем этот комплекс...Я теперь уже, допустим, смотрю (пример безумно бытовой, наивный) на какую-нибудь старую кастрюльку, в которой что-то сгорело, она совсем не так хороша... По идее, ее надо заменить. Но я задаю себе вопрос: "А смысл? А зачем? Чем будет отличаться еда в новой гламурной кастрюле?" У этой, старой, есть прошлое, у нее есть десятка два историй... Андерсен...Вещь может быть одушевлена только наличием отношений между людьми, наличием смыслов в жизни. Это как раз те ценности в обычной жизни людей, которые у нас сейчас растворяются, исчезают в наседающем агрессивном вале дорогих, как бы нам нужных предметов...
Справка:Ольга Трофимова -участник всероссийских и международных выставочных проектов.
Доцент кафедры академических дисциплин Института архитектуры, дизайна и визуальных искусств "ИАДВИ", а также "Института дизайна" ТФ Уральской государственной архитектурно-художественной академии . Тюмень.
Первое образование получила в Тюменском училище искусств.
Далее продолжила обучение в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной (1987-1991),
в Ленинграде, получив профессию художника-модельера.
Вернулась в родной город, где все эти годы занимается искусством и дизайном.
Член СХ России с 1998 г.
Член СД России с 1997 г.
Специализации в искусстве - живопись, театр, графика.
В театре - Ольга Трофимова - сценограф, художник по костюмам и автор кукол.
Как театральный художник работает в совместных проектах
с Тюменским театром кукол и масок,
с молодежным театром "Ангажемент" (г.Тюмень).
Принимала участие в создании 25 спектаклей,
Осуществленные постановки в театрах Тюмени, Тобольска, Москвы, Берлина.
На сегодняшний день преподает живопись и графику
в Институте дизайна, архитектуры и визуальных искусств,
в "Институте дизайна", тюменском филиале Уральской государственной
архитектурно - художественной академии.
С1986 года принимала участие в большинстве художественных выставочных проектов,