Рыбаченко Олег Павлович : другие произведения.

Ровно год назад на экраны Не вышел фильм "ампир V" Виктора Гинзбурга с Оксимироном Кажется, зрители немногое потеряли. Экранизация романа Пелевина оказалась тоскливой и устаревшей

Самиздат: [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь|Техвопросы]
Ссылки:
Школа кожевенного мастерства: сумки, ремни своими руками
 Ваша оценка:

  Ровно год назад на экраны НЕ вышел фильм "Ампир V" Виктора Гинзбурга с Оксимироном Кажется, зрители немногое потеряли. Экранизация романа Пелевина оказалась тоскливой и устаревшей
  06:46, 31 марта 2023Источник: Meduza
  
  ВОЛЬГА
  Год назад в российский прокат должен был выйти фильм Виктора Гинзбурга "Ампир V" - уже вторая картина режиссера, снятая по роману Виктора Пелевина после "Generation П". Однако экранизация так и не дошла до кинотеатров - то ли из-за самого материала, то ли из-за участия в проекте рэпера Оксимирона. Недавно картину слили в интернет, после чего стало ясно, что зрители немногое потеряли: один из лучших романов Пелевина на экране предстал блеклым и тоскливым. Антон Долин рассказывает о том, что пошло не так.
  
  Кто-то сказал, что мы живем в мире, изобретенном Виктором Пелевиным. Необычная судьба "Ампир V" - всего-то второго полнометражного художественного фильма русско-американского режиссера Виктора Гинзбурга (и второго его подхода к прозе Пелевина после "Generation П") - еще одно яркое доказательство полушуточного тезиса.
  
  По-пелевински наглая попытка перенести на экран неэкранизируемое - сатиру 2006 года о тайном обществе вампиров, правящих миром. Парадоксальный кастинг, где молодые актеры (дебютантка Тая Радченко и Павел Табаков) играют вместе с опытными (Андрей Смирнов, Виктор Вержбицкий, Владимир Долинский, Вера Алентова). Герои из смежных сфер: рэпер Оксимирон (Мирон Федоров) и Бронислав Виногродский, легендарный китаевед и переводчик "Книги перемен".
  
  Препродакшн и съемки фильма затянулись на годы, премьера переносилась из-за пандемии, по слухам, фильм несколько раз пересобирали на монтаже. Ровно год назад по неведомым причинам картина на экраны вновь не вышла - то ли из-за крамольных политических аллюзий, то ли из-за участия в съемках рэпера-иноагента. Наконец, случился бесславный, но тоже очень в духе циника Пелевина, слив в интернет, где все желающие теперь могут посмотреть этот фильм.
  
  Все это чрезвычайно интересно, в отличие от зрелища как такового.
  
  "Ампир V", до обидного близкий первоисточнику в одних нюансах и возмутительно неточный в других, соблюдающий букву, но нарушающий дух, может впечатлить разве что своей блеклостью. Контраст с броской и где-то даже провокационной прозой Пелевина кажется вызывающим - как будто кинематографисты на спор решили снять предельно монотонный и тоскливый фильм по одному из лучших романов остроумного писателя. Наверное, такова жизнь вампира: со стороны - романтика, а по сути - живешь вечно и пьешь себе кровь (в пелевинской терминологии "сосешь баблос"). Скука смертная, и даже покончить с собой нелегко.
  
  
  ВОЛЬГА
  
  ВОЛЬГА
  
  ВОЛЬГА
  "Ампир V" действительно вполне логично встает в триаду запрещенных хитов российского кино последних полутора лет: вместе с "Капитан Волконогов бежал" (схож броский китчевый стиль; правда, в картине Наташи Меркуловой и Алексея Чупова он более уместен) и "Женой Чайковского" (где сыграл тот же Оксимирон). Нагловато через меру: Российской Федерацией правят вампиры, а в финальном монологе, пролетая над Кремлем, они признаются в любви к "нашей Империи", которая еще и отмечена буквой "V". Этот извод постмодернизма остался где-то далеко позади - так шутили при Суркове, а при Суровикине ценителей подобного юмора в верхах не осталось.
  
  В пору, когда даже самые раскритикованные отечественные кинематографисты пытаются равняться на "Аватара" и "Мстителей", Гинзбург по-прежнему озабочен смещением с воображаемого трона "Ночного дозора" Тимура Бекмамбетова. Псевдофилософский концепт с якобы отстраненным взвешиванием "добра" и "зла" - если по Пелевину, "клоунов" и "пидарасов" - не выдерживает в 2023 году никакой критики. Шутки про политтехнологов, "просравших Украину", или про безработного теолога из Донецка вызывают мурашки неловкости. Дуэль вампиров, решенная в жанре рэп-баттла? Уже и сам Оксимирон в последнем альбоме - тоже позапрошлогоднем - посмеивается над этой несвежей темой. Старомодность "Ампира V" почти пародийна: особенно это режет глаза в эротических сценах, неуклюжих даже по российским меркам, и в клипово мельтешащих "снах", нарисованных на компьютерных программах какого-то допотопного поколения.
  
  Сильная сторона Пелевина отнюдь не в характерах (деревянная повадка актеров - не их вина, а материала) и тем более не в призрачно-условных сюжетах, а в самой природе текста, где автор всегда выразительнее масок-персонажей. Проблема в том, что автор фильма - не уникальный писатель, а Виктор Гинзбург, начисто лишенный пелевинской самоиронии и виртуозного умения ускользать от критики, предсказывая ее и опережая. Гинзбург, как и главный герой Рома, он же вампир Рама, считает себя знатоком двух основных дисциплин романа - "гламура" и "дискурса" (то есть глянцевой формы и тоталитарного содержания), но, на самом деле, не владеет ими.
  
  Воспетой им порочной Москвы больше не существует. Слово "империя" за последние месяцы стало еще более стыдным, как и неироничное преклонение перед стилем "ампир" в его лужковско-собянинской интерпретации. Возвращаясь к понятиям из прозы Пелевина, Гинзбург считает себя вампиром, управляющим умами и сердцами, тогда как работает тривиальным "халдеем", механически и без малейшего вдохновения иллюстрирующим чужие ветхие идеи.
  
  
  EMPIRE V
  Парадоксальный эффект фильма в том, что он вновь доказывает неуловимое могущество Пелевина-литератора, свободно живущего исключительно в области слов, а не визуальных образов (пусть за их воплощение в фильме и отвечал признанный оператор Алексей Родионов - тот самый, который снимал для Киры Муратовой, Элема Климова и Салли Поттер). В романе "Empire V" метафорой для писательского вампиризма был "язык" - царствующий над человечеством древнейший паразит нашей планеты. Именно в этом - изобретении собственного языка или хотя бы приручении чужого - и не преуспела экранизация.
  
  
  Виктору Пелевину - 60 лет Рейтинг всех 20 его романов, составленный Галиной Юзефович. От худшего к лучшему
  4 месяца назад
  Антон Долин
  
  Телеграм
  Фейсбук
  Твиттер
  В закладки
  PDF Напишите нам
 Ваша оценка:

Связаться с программистом сайта.

Новые книги авторов СИ, вышедшие из печати:
О.Болдырева "Крадуш. Чужие души" М.Николаев "Вторжение на Землю"

Как попасть в этoт список

Кожевенное мастерство | Сайт "Художники" | Доска об'явлений "Книги"